МБОУ Юшалинская СОШ № 25 Тугулымского района
Свердловской области
Рассмотрено.
Рук. МО учителей русского
языка и литературы
Сарычева Р.Г. /__________/
«___» августа 2025г.
Согласовано. Зам.
директора по УВР
Новопашина Е.Е.
/__________/
«___» августа 2025г
Утверждаю.
Директор Фёдорова Т.Н.
___________
«___» августа 2025г.
Рабочая программа
элективного курса
по русскому языку
«Диалог с текстом»
( 9 классы)
Составила
учитель высшей
квалификационной категории
Сарычева Римма
Геннадьевна
2025-2026 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа элективного курса «Практикум по русскому языку» учебного
предмета «Русский язык» (предметная область «Русский язык и Литература») на уровне
основного общего образования составлена в соответствии с требованиями Федерального
государственного стандарта (ФГОС ООО) для обучающихся 9ых классов в соответствии со
следующими нормативными документами:
Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»
Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 287
«Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного
общего образования» (Зарегистрирован 05.07.2021 № 64101) (с изменениями № 568 от
18.07.2022 Зарегистрирован 17.08.2022 № 69675)
Учебным планом МБОУ Юшалинская СОШ № 25
Элективный курс «Диалог с текстом» обеспечивает удовлетворение индивидуальных
запросов обучающихся, развитие личности обучающихся, их познавательных интересов,
интеллектуальной и ценностно-смысловой сферы, совершенствование имеющегося и
приобретение нового опыта познавательной деятельности, профессионального
самоопределения обучающихся.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА
Элективный курс «Диалог с текстом» направлен на освоение учащимися навыков
работы с текстом. Понимание текста требует нравственно-интеллектуальных усилий и
может быть достигнуто в процессе «диалога с текстом». Сам процесс «общения» с текстом
—это учебная деятельность, когда духовно-нравственное становление личности
постепенно происходит как часть самого обучения, приобретения тех знаний, умений.
Процесс понимания текста, его интерпретация учеником — уже творчество.
Деятельность учащихся на основе текста развивает и мышление, и чувства
(рациональное и эмоциональное), способствует воспитанию и эстетическому, и этическому,
является решающим фактором формирования языковой личности. Курс призван обеспечить
освоение наиболее актуальных для работы над текстами способов деятельности учащимися
основной школы и подготовку обучающихся к разработке и реализации собственных
текстов. Актуальность курса работы с текстом определяется, с одной стороны,
необходимостью решать проблемы повышения грамотности учеников, с другой стороны,
новизной формы сдачи экзамена по предмету, которая включает в себя и собеседование, и
сжатое изложение, и тестовые задания, и творческую работу.
Актуальным становится умение сокращать текст до минимума информации без
ущерба для смысла.
В программах основной школы по русскому языку на отработку этих навыков
отведено минимальное количество времени.
Владение работой с текстом, умение понимать информацию во многом определяют
достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной
адаптации к изменяющимся условиям современного мира. Данный курс неразрывно связан
со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных
предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.
Данная программа элективного курса для 9 классов разработана на основе
Федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСА
Цель курса – научить девятиклассников анализировать содержание и лингвистические
компоненты текста, структурировать информацию, интерпретировать чужой и создавать
собственный текст.
Задачи изучения элективного курса:
• помочь школьникам подняться на новую ступень речевой культуры, научиться более
осознанно и свободно пользоваться богатствами родного языка для передачи своих
мыслей и чувств;
• работать не только над обогащением словаря учащихся, но и над увеличением
подвижности того запаса слов, которым владеет ученик в данный момент;
• соблюдать совокупность требований к правильной и хорошей речи;
• развивать речевое чутьё, гибкость и смелость мышления, вызвать стремление быть
вдумчивым и проницательным читателем;
• формировать умение мыслить творчески, рассуждать логично, доказательно, с
опорой на анализ текста художественного произведения или жизненный опыт;
• формировать собственный письменный стиль каждого ребёнка;
• выявлять творческие способности у каждого школьника;
• помочь ребёнку преодолеть комплексы, справиться со своими коммуникативными
проблемами, развивать речь, память, внимание, способствовать становлению
характера, умению побороть себя и свои пороки;
• помочь ученикам раскрыть красоту и богатство русского языка, показать им его
многообразные возможности, приучить обучающихся вдумчиво относиться к слову
и побудить к созданию собственных творческих работ.
научить применять
обобщённых знаний и умений при анализе текста.
МЕСТО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Программа элективного курса «Диалог с текстом» рассчитана на 17 учебных часов (0,5
часов в неделю).
Для реализации программы используются учебники и учебные пособия для учителя и
обучающихся:
Для учителя:
Учебник: Русский язык. 9 класс: учебник для общеобразовательных организаций / Л.А.
Тростенцова, Т.А. Ладыженская, А.Д. Дейкина и др.; науч.ред. Н.М.Шанский. – 5-е изд. М.: Просвещение, 2022
Греков В.Ф., Крючков Е.В., Чешко Л.А. Пособие для занятий по русскому языку в старших
классах средней школы. - М., 2022
ГИА – 2024: Экзамен в новой форме: Русский зык: 9-ый кл.: Тренировочные варианты
экзаменационных работ для проведения государственной итоговой аттестации в новой
форме. / авт.-сост. И.П. Цыбулько, Л.С. Степанова. – М., АСТ, 2023;
Материалы сайта ФИПИ. http://www.fipi.ru/
Для обучающихся:
Учебник: Русский язык. 9 класс: учеб.для общеобразоват.организаций / Л.А. Тростенцова,
Т.А. Ладыженская, А.Д. Дейкина и др.; науч.ред. Н.М. Шанский. – 5-е изд. - М.:
Просвещение, 2022;
Греков В.Ф., Крючков Е.В., Чешко Л.А. Пособие для занятий по русскому языку в старших
классах средней школы. - М., 2022;
ГИА – 2024: Экзамен в новой форме: Русский зык: 9-ый кл.: Тренировочные варианты
экзаменационных работ для проведения государственной итоговой аттестации в новой
форме. / авт.-сост. И.П. Цыбулько, Л.С. Степанова. – М., АСТ, 2023;
Материалы сайта ФИПИ. http://www.fipi.ru/
https://www.rech.edu.r u
https://www.videouroki.net
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные: готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному
самоопределению.
Метапредметные: самостоятельность в планировании и осуществлении учебной
деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками.
Предметные: знать/ понимать/ уметь
•
знать трудные случаи правописания;
•
понимать их роль в общекультурном развитии человека;
•
объяснять языковое явление;
•
уметь применять знания при тестировании;
•
формировать гражданскую идентичность посредством языкового материала;
формирование научного типа мышления, владение научной терминологией,
ключевыми понятиями, методами и приёмами;
•
активно прослушивать текст, анализировать его содержание и лингвистические
компоненты, структурировать информацию, интерпретировать чужой и создавать
собственный текст, аргументировать, писать сжатое изложение;
•
определять лексическое значение слова по различению контекстных значений
многозначных слов, познакомиться с нормами лексической сочетаемости,
принципами синонимической замены;
•
работать над расширением словарного запаса;
•
опознавать средства выразительности русской речи и их функции в тексте;
•
работать с тестовыми заданиями (внимательно читать формулировку задания и
понимать её смысл);
•
четкое следовать инструкциям, сопровождающим задание;
•
выполнять различные типы тестовых заданий;
•
самостоятельно распределять время на выполнение заданий;
•
четко писать печатные буквы в соответствии с образцом, указанным в бланке;
•
хорошо ориентироваться в полях заполняемого на экзамене бланка;
•
правильно отмечать в бланке вариант ответа; вносить исправления в бланк
экзаменационной работы.
СОДЕРЖАНИЕ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
Раздел 1. Текст как результат речевой деятельности
Тема, основная мысль.
Абзац. Зачин (первое предложение). Виды зачинов. Синтаксическое строение
зачинов.
Ключевые слова.
Взаимодействие названия (заголовка) и текста.
Способы связи между предложениями в тексте (цепная и параллельная связь).
Средства связи между предложениями в тексте (лексические и грамматические).
Смысловая и композиционная целостность текста.
Лексические, грамматические средства выражения отношения, оценки.
Раздел 2. Средства выразительности в тексте
Богатые возможности русского языка. Средства выразительности: лексические
(синонимы, антонимы, паронимы, многозначные слова, фразеологизмы, стилистически
окрашенная лексика, термины, диалектизмы и др.); словообразовательные (стилистически
окрашенные суффиксы и приставки); морфологические, синтаксические (неполные и
односоставные предложения, ряды однородных членов, сравнительные обороты, вводные
конструкции и др.); специальные изобразительно-выразительные средства (звуковые,
лексические, тропы, средства экспрессивного синтаксиса).
Анализ текста с точки зрения использования в нём средств выразительности.
Стилистические возможности языковых средств.
Раздел 3. Выразительное чтение текста как искусство звучащего слова
Выразительное чтение как тест на понимание текста. Тон и темп чтения. Логические
паузы и ударения. Интонация текста.
Раздел 4. Синтаксические и пунктуационные
нормы
текста
Словосочетание. Предложение. Простое осложнённое предложение.
Сложное предложение. Знаки препинания в простом осложнённом предложении.
Знаки препинания в сложносочинённом предложении. Знаки препинания в
сложноподчинённом предложении.
Текстовые иллюстрации синтаксических и пунктуационных норм.
Раздел 5. От анализа текста к изложению
Виды изложений.
Способы и приёмы компрессии (сокращения) текста. Главная и второстепенная
информация в тексте. Исключение второстепенной информации, подробностей, деталей,
обобщение однородных явлений и фактов, сочетание исключения и обобщения.
Письменное воспроизведение текста с заданной степенью свёрнутости.
Ключевые слова и их роль в определении границ главной информации.
Понятие о микротеме. Соотношение микротемы и абзацного строения текста
Учимся редактировать текст. Типы речевых, грамматических ошибок.
Предупреждение речевых, логических, фактических ошибок.
Раздел 6. Сочинение — это тоже текст
Сочинение-рассуждение. Структура сочинения-рассуждения. Алгоритм написания
сочинения – рассуждения. Речевые клише, используемые в сочинении-рассуждении.
Создание текста в соответствии с заданной темой и функционально-смысловым типом речи.
Извлечение информации из различных источников
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 9 КЛАСС
№
п/п
Наименование разделов и тем программы
дата
1
2
3
4
5
6-7
Текст как результат речевой деятельности
3
Тема, основная мысль.
Абзац. Зачин (первое предложение). Виды зачинов. Синтаксическое
строение зачинов.
Ключевые слова. Взаимодействие названия (заголовка) и текста.
1
Способы связи между предложениями в тексте (цепная и параллельная
связь).
Средства связи между предложениями в тексте (лексические и
грамматические).
Смысловая и композиционная целостность текста.
1
Лексические, грамматические средства выражения отношения, оценки
1
Средства выразительности в тексте
2
Богатые возможности русского языка. Средства выразительности:
лексические, словообразовательные, морфологические, синтаксические
специальные изобразительно-выразительные средства
1
Анализ текста с точки зрения использования
выразительности.
Стилистические возможности языковых средств.
1
в
нём
средств
сентябрь
Выразительное чтение текста как искусство звучащего слова
2
Выразительное чтение как тест на понимание текста. Тон и темп чтения.
Логические паузы и ударения. Интонация текста.
2
Синтаксические и пунктуационные нормы текста
2
октябрь
ноябрь
8
9
Словосочетание. Предложение. Простое осложнённое предложение.
1
Знаки препинания в сложносочинённом предложении. Знаки препинания в
сложноподчинённом предложении.
1
От анализа текста к изложению
5
декабрь
1
январь
10
Виды изложений.
Способы и приёмы компрессии (сокращения) текста. Главная и
второстепенная информация в тексте. Исключение второстепенной
информации, подробностей, деталей, обобщение однородных явлений и
фактов, сочетание исключения и обобщения.
2
февраль
1112
Письменное воспроизведение текста с заданной степенью свёрнутости.
Ключевые слова и их роль в определении границ главной информации.
Понятие о микротеме. Соотношение микротемы и абзацного строения
текста
Учимся редактировать текст. Типы речевых, грамматических
Предупреждение речевых, логических, фактических ошибок.
2
март
1314
ошибок.
Сочинение — это тоже текст
15
1617
Сочинение-рассуждение. Структура сочинения-рассуждения. Алгоритм
написания сочинения – рассуждения. Речевые клише, используемые в
сочинении-рассуждении.
апрель
Создание текста в соответствии с заданной темой и функциональносмысловым типом речи.
Извлечение информации из различных источников
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
май
17