РП электив Диалог с текстом 9 классы

МБОУ Юшалинская СОШ № 25 Тугулымского района
Свердловской области

Рассмотрено.
Рук. МО учителей русского
языка и литературы
Сарычева Р.Г. /__________/
«___» августа 2025г.

Согласовано. Зам.
директора по УВР
Новопашина Е.Е.
/__________/
«___» августа 2025г

Утверждаю.
Директор Фёдорова Т.Н.
___________
«___» августа 2025г.

Рабочая программа
элективного курса
по русскому языку
«Диалог с текстом»
( 9 классы)

Составила

учитель высшей
квалификационной категории

Сарычева Римма
Геннадьевна

2025-2026 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа элективного курса «Практикум по русскому языку» учебного
предмета «Русский язык» (предметная область «Русский язык и Литература») на уровне
основного общего образования составлена в соответствии с требованиями Федерального
государственного стандарта (ФГОС ООО) для обучающихся 9ых классов в соответствии со
следующими нормативными документами:
Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»
Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 287
«Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного
общего образования» (Зарегистрирован 05.07.2021 № 64101) (с изменениями № 568 от
18.07.2022 Зарегистрирован 17.08.2022 № 69675)
Учебным планом МБОУ Юшалинская СОШ № 25
Элективный курс «Диалог с текстом» обеспечивает удовлетворение индивидуальных
запросов обучающихся, развитие личности обучающихся, их познавательных интересов,
интеллектуальной и ценностно-смысловой сферы, совершенствование имеющегося и
приобретение нового опыта познавательной деятельности, профессионального
самоопределения обучающихся.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА
Элективный курс «Диалог с текстом» направлен на освоение учащимися навыков
работы с текстом. Понимание текста требует нравственно-интеллектуальных усилий и
может быть достигнуто в процессе «диалога с текстом». Сам процесс «общения» с текстом
—это учебная деятельность, когда духовно-нравственное становление личности
постепенно происходит как часть самого обучения, приобретения тех знаний, умений.
Процесс понимания текста, его интерпретация учеником — уже творчество.
Деятельность учащихся на основе текста развивает и мышление, и чувства
(рациональное и эмоциональное), способствует воспитанию и эстетическому, и этическому,
является решающим фактором формирования языковой личности. Курс призван обеспечить
освоение наиболее актуальных для работы над текстами способов деятельности учащимися
основной школы и подготовку обучающихся к разработке и реализации собственных
текстов. Актуальность курса работы с текстом определяется, с одной стороны,
необходимостью решать проблемы повышения грамотности учеников, с другой стороны,
новизной формы сдачи экзамена по предмету, которая включает в себя и собеседование, и
сжатое изложение, и тестовые задания, и творческую работу.
Актуальным становится умение сокращать текст до минимума информации без
ущерба для смысла.
В программах основной школы по русскому языку на отработку этих навыков
отведено минимальное количество времени.
Владение работой с текстом, умение понимать информацию во многом определяют
достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной
адаптации к изменяющимся условиям современного мира. Данный курс неразрывно связан
со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных
предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.

Данная программа элективного курса для 9 классов разработана на основе
Федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСА
Цель курса – научить девятиклассников анализировать содержание и лингвистические
компоненты текста, структурировать информацию, интерпретировать чужой и создавать
собственный текст.
Задачи изучения элективного курса:
• помочь школьникам подняться на новую ступень речевой культуры, научиться более
осознанно и свободно пользоваться богатствами родного языка для передачи своих
мыслей и чувств;
• работать не только над обогащением словаря учащихся, но и над увеличением
подвижности того запаса слов, которым владеет ученик в данный момент;
• соблюдать совокупность требований к правильной и хорошей речи;
• развивать речевое чутьё, гибкость и смелость мышления, вызвать стремление быть
вдумчивым и проницательным читателем;
• формировать умение мыслить творчески, рассуждать логично, доказательно, с
опорой на анализ текста художественного произведения или жизненный опыт;
• формировать собственный письменный стиль каждого ребёнка;
• выявлять творческие способности у каждого школьника;
• помочь ребёнку преодолеть комплексы, справиться со своими коммуникативными
проблемами, развивать речь, память, внимание, способствовать становлению
характера, умению побороть себя и свои пороки;
• помочь ученикам раскрыть красоту и богатство русского языка, показать им его
многообразные возможности, приучить обучающихся вдумчиво относиться к слову
и побудить к созданию собственных творческих работ.
научить применять
обобщённых знаний и умений при анализе текста.
МЕСТО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Программа элективного курса «Диалог с текстом» рассчитана на 17 учебных часов (0,5
часов в неделю).
Для реализации программы используются учебники и учебные пособия для учителя и
обучающихся:
Для учителя:
Учебник: Русский язык. 9 класс: учебник для общеобразовательных организаций / Л.А.
Тростенцова, Т.А. Ладыженская, А.Д. Дейкина и др.; науч.ред. Н.М.Шанский. – 5-е изд. М.: Просвещение, 2022
Греков В.Ф., Крючков Е.В., Чешко Л.А. Пособие для занятий по русскому языку в старших
классах средней школы. - М., 2022
ГИА – 2024: Экзамен в новой форме: Русский зык: 9-ый кл.: Тренировочные варианты
экзаменационных работ для проведения государственной итоговой аттестации в новой
форме. / авт.-сост. И.П. Цыбулько, Л.С. Степанова. – М., АСТ, 2023;
Материалы сайта ФИПИ. http://www.fipi.ru/

Для обучающихся:
Учебник: Русский язык. 9 класс: учеб.для общеобразоват.организаций / Л.А. Тростенцова,
Т.А. Ладыженская, А.Д. Дейкина и др.; науч.ред. Н.М. Шанский. – 5-е изд. - М.:
Просвещение, 2022;
Греков В.Ф., Крючков Е.В., Чешко Л.А. Пособие для занятий по русскому языку в старших
классах средней школы. - М., 2022;
ГИА – 2024: Экзамен в новой форме: Русский зык: 9-ый кл.: Тренировочные варианты
экзаменационных работ для проведения государственной итоговой аттестации в новой
форме. / авт.-сост. И.П. Цыбулько, Л.С. Степанова. – М., АСТ, 2023;
Материалы сайта ФИПИ. http://www.fipi.ru/
https://www.rech.edu.r u
https://www.videouroki.net
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные: готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному
самоопределению.
Метапредметные: самостоятельность в планировании и осуществлении учебной
деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками.
Предметные: знать/ понимать/ уметь
•
знать трудные случаи правописания;
•
понимать их роль в общекультурном развитии человека;
•
объяснять языковое явление;
•
уметь применять знания при тестировании;
•
формировать гражданскую идентичность посредством языкового материала;
формирование научного типа мышления, владение научной терминологией,
ключевыми понятиями, методами и приёмами;
•
активно прослушивать текст, анализировать его содержание и лингвистические
компоненты, структурировать информацию, интерпретировать чужой и создавать
собственный текст, аргументировать, писать сжатое изложение;
•
определять лексическое значение слова по различению контекстных значений
многозначных слов, познакомиться с нормами лексической сочетаемости,
принципами синонимической замены;
•
работать над расширением словарного запаса;
•
опознавать средства выразительности русской речи и их функции в тексте;
•
работать с тестовыми заданиями (внимательно читать формулировку задания и
понимать её смысл);
•
четкое следовать инструкциям, сопровождающим задание;
•
выполнять различные типы тестовых заданий;
•
самостоятельно распределять время на выполнение заданий;
•
четко писать печатные буквы в соответствии с образцом, указанным в бланке;
•
хорошо ориентироваться в полях заполняемого на экзамене бланка;
•
правильно отмечать в бланке вариант ответа; вносить исправления в бланк
экзаменационной работы.

СОДЕРЖАНИЕ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
Раздел 1. Текст как результат речевой деятельности
Тема, основная мысль.
Абзац. Зачин (первое предложение). Виды зачинов. Синтаксическое строение
зачинов.
Ключевые слова.
Взаимодействие названия (заголовка) и текста.
Способы связи между предложениями в тексте (цепная и параллельная связь).
Средства связи между предложениями в тексте (лексические и грамматические).
Смысловая и композиционная целостность текста.
Лексические, грамматические средства выражения отношения, оценки.
Раздел 2. Средства выразительности в тексте
Богатые возможности русского языка. Средства выразительности: лексические
(синонимы, антонимы, паронимы, многозначные слова, фразеологизмы, стилистически
окрашенная лексика, термины, диалектизмы и др.); словообразовательные (стилистически
окрашенные суффиксы и приставки); морфологические, синтаксические (неполные и
односоставные предложения, ряды однородных членов, сравнительные обороты, вводные
конструкции и др.); специальные изобразительно-выразительные средства (звуковые,
лексические, тропы, средства экспрессивного синтаксиса).
Анализ текста с точки зрения использования в нём средств выразительности.
Стилистические возможности языковых средств.
Раздел 3. Выразительное чтение текста как искусство звучащего слова
Выразительное чтение как тест на понимание текста. Тон и темп чтения. Логические
паузы и ударения. Интонация текста.
Раздел 4. Синтаксические и пунктуационные
нормы
текста
Словосочетание. Предложение. Простое осложнённое предложение.
Сложное предложение. Знаки препинания в простом осложнённом предложении.
Знаки препинания в сложносочинённом предложении. Знаки препинания в
сложноподчинённом предложении.
Текстовые иллюстрации синтаксических и пунктуационных норм.
Раздел 5. От анализа текста к изложению
Виды изложений.
Способы и приёмы компрессии (сокращения) текста. Главная и второстепенная
информация в тексте. Исключение второстепенной информации, подробностей, деталей,
обобщение однородных явлений и фактов, сочетание исключения и обобщения.
Письменное воспроизведение текста с заданной степенью свёрнутости.
Ключевые слова и их роль в определении границ главной информации.
Понятие о микротеме. Соотношение микротемы и абзацного строения текста
Учимся редактировать текст. Типы речевых, грамматических ошибок.
Предупреждение речевых, логических, фактических ошибок.

Раздел 6. Сочинение — это тоже текст
Сочинение-рассуждение. Структура сочинения-рассуждения. Алгоритм написания
сочинения – рассуждения. Речевые клише, используемые в сочинении-рассуждении.
Создание текста в соответствии с заданной темой и функционально-смысловым типом речи.
Извлечение информации из различных источников
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 9 КЛАСС
№
п/п

Наименование разделов и тем программы
дата

1

2

3

4

5

6-7

Текст как результат речевой деятельности

3

Тема, основная мысль.
Абзац. Зачин (первое предложение). Виды зачинов. Синтаксическое
строение зачинов.
Ключевые слова. Взаимодействие названия (заголовка) и текста.

1

Способы связи между предложениями в тексте (цепная и параллельная
связь).
Средства связи между предложениями в тексте (лексические и
грамматические).
Смысловая и композиционная целостность текста.

1

Лексические, грамматические средства выражения отношения, оценки

1

Средства выразительности в тексте

2

Богатые возможности русского языка. Средства выразительности:
лексические, словообразовательные, морфологические, синтаксические
специальные изобразительно-выразительные средства

1

Анализ текста с точки зрения использования
выразительности.
Стилистические возможности языковых средств.

1

в

нём

средств

сентябрь

Выразительное чтение текста как искусство звучащего слова

2

Выразительное чтение как тест на понимание текста. Тон и темп чтения.
Логические паузы и ударения. Интонация текста.

2

Синтаксические и пунктуационные нормы текста

2

октябрь

ноябрь

8

9

Словосочетание. Предложение. Простое осложнённое предложение.

1

Знаки препинания в сложносочинённом предложении. Знаки препинания в
сложноподчинённом предложении.

1

От анализа текста к изложению

5

декабрь

1

январь

10

Виды изложений.
Способы и приёмы компрессии (сокращения) текста. Главная и
второстепенная информация в тексте. Исключение второстепенной
информации, подробностей, деталей, обобщение однородных явлений и
фактов, сочетание исключения и обобщения.

2

февраль

1112

Письменное воспроизведение текста с заданной степенью свёрнутости.
Ключевые слова и их роль в определении границ главной информации.
Понятие о микротеме. Соотношение микротемы и абзацного строения
текста
Учимся редактировать текст. Типы речевых, грамматических
Предупреждение речевых, логических, фактических ошибок.

2

март

1314

ошибок.

Сочинение — это тоже текст

15

1617

Сочинение-рассуждение. Структура сочинения-рассуждения. Алгоритм
написания сочинения – рассуждения. Речевые клише, используемые в
сочинении-рассуждении.

апрель

Создание текста в соответствии с заданной темой и функциональносмысловым типом речи.
Извлечение информации из различных источников

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

май

17


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».