ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Данная рабочая программа реализуется на уровне среднего общего образования (10 класс) в процессе обучения метапредметному учебному курсу «Индивидуальный проект». Рабочая программа составлена на основе Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями), Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 12.08.2022 № 732 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413», Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 № 371 «Об утверждении федеральной образовательной программы среднего общего образования» (зарегистрирован 12.07.2023 № 74228), Примерными программами, созданными на основе Федерального государственного образовательного стандарта, входящими в государственный реестр примерных программ. (Примерная основная образовательная программа среднего общего образования одобрена решением федерального учебнометодического объединения по общему образованию. Протокол от 28 июня 2016 г. № 2/16з), программы элективного курса «Индивидуальный проект» (автор М.В. Половкова), учебного плана общеобразовательного учреждения на 2024/2025 учебный год. Рабочая программа базируется на требованиях, предъявляемых ФГОС СОО к целям, содержанию, планируемым результатам обучения на уровне среднего общего образования, учитывает структуру и механизмы формирования ведущей деятельности обучающегося (мотив, цель, учебная задача, учебные операции, контроль и самоконтроль). Основным является системно-деятельностный подход, предполагающий ориентацию на результаты обучения, на развитие активной учебно-познавательной деятельности обучающегося на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира личности, формирование его готовности к саморазвитию и непрерывному образованию. Освоение обучающимися программы учебного курса «Индивидуальный проект» обеспечивает овладение основами проектной и учебно-исследовательской деятельности, научными методами поиска, анализа и использования научной информации, решения различных теоретических и практических задач по различным учебным предметам. Общая характеристика проектно-исследовательской деятельности обучающихся Проектно-исследовательская деятельность обучающихся является неотъемлемой частью учебного процесса. В основе проектно-исследовательской деятельности обучающихся лежит системно-деятельностный подход как принцип организации образовательного процесса по ФГОС второго поколения. Результатом проектно-исследовательской деятельности на старшей ступени обучения является итоговый индивидуальный проект. Индивидуальный итоговый проект является основным объектом оценки метапредметных результатов, полученных обучающимися в ходе освоения междисциплинарных учебных программ. Индивидуальный итоговой проект представляет собой учебный проект, выполняемый учащимся в рамках одного или нескольких учебных предметов с целью продемонстрировать свои достижения в самостоятельном освоении содержания и методов избранных областей знаний и видов деятельности, способность проектировать и осуществлять целесообразную и результативную деятельность (учебно-познавательную, конструкторскую, социальную, художественно-творческую). Выполнение индивидуального итогового проекта обязательно для каждого учащегося, занимающегося по ФГОС второго поколения. Защита индивидуального итогового проекта является одной из обязательных составляющих материалов системы внутришкольного мониторинга образовательных достижений. В проектную деятельность включаются все обучающиеся 10 классов. Направление и содержание проектной деятельности определяется обучающимся (обучающимися) совместно с руководителем (руководителями) проекта. При выборе темы учитываются индивидуальные интересы обучающихся. Планируемые результаты освоения программы по учебному предмету «Индивидуальный проект» Личностные результаты освоения программы учебного предмета отражают: уважение к своему народу, гордости за свой край, свою Родину, уважение государственных символов; сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире; сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности; толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нём взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения; навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности; готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности; эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений; принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков; бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь; осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных проблем; сформированность экологического мышления, понимания влияния социальноэкономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности. Метапредметные результаты освоения программы учебного предмета отражают: умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях; умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты; владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания; готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников; умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учётом гражданских и нравственных ценностей; Предметные результаты освоения программы учебного предмета «Индивидуальный проект» отражают: сформированность навыков коммуникативной, учебно-исследовательской деятельности, критического мышления; способность к инновационной, аналитической, творческой, интеллектуальной деятельности; сформированность навыков проектной деятельности, а также самостоятельного применения приобретённых знаний и способов действий при решении различных задач, используя знания нескольких учебных предметов и/или предметных областей; способность постановки цели и формулирования гипотезы исследования, планирования работы, отбора и интерпретации необходимой информации, структурирования аргументации результатов исследования на основе собранных данных, презентации результатов; сформированность понятий проект, проектирование владение знанием этапов проектной деятельности; владение методами поиска и анализа научной информации. В результате освоения программы учебного предмета «Индивидуальный проект» обучающиеся научатся: - формулировать научную гипотезу, ставить цель в рамках исследования и проектирования, исходя из культурной нормы и сообразуясь с представлениями об общем благе; - восстанавливать контексты и пути развития того или иного вида научной деятельности, определяя место своего исследования или проекта в общем культурном пространстве; - оценивать ресурсы, в том числе и нематериальные (такие, как время), необходимые для достижения поставленной цели; - находить различные источники материальных и нематериальных ресурсов, предоставляющих средства для проведения исследований и реализации проектов в различных областях деятельности человека. Обучающиеся получат возможность научиться: - отслеживать и принимать во внимание тренды и тенденции развития различных видов деятельности, в том числе научных, учитывать их при постановке собственных целей; - вступать в коммуникацию с держателями различных типов ресурсов, точно и объективно презентуя свой проект или возможные результаты исследования, с целью обеспечения продуктивного взаимовыгодного сотрудничества; - адекватно оценивать риски реализации проекта и проведения исследования и предусматривать пути минимизации этих рисков. Содержание учебного предмета «Индивидуальный проект» Раздел 1. Культура исследования и проектирования (6 ч) Знакомство с современными научными представлениями о нормах проектной и исследовательской деятельности, а также анализ уже реализованных проектов. Что такое проект. Основные понятия, применяемые в области проектирования: проект; технологические, социальные, экономические, волонтёрские, организационные, смешанные проекты. Анализирование проекта. Самостоятельная работа обучающихся (индивидуально и в группах) на основе найденного материала из открытых источников и содержания школьных предметов, изученных ранее (истории, биологии, физики, химии). Выдвижение идеи проекта. Процесс проектирования и его отличие от других профессиональных занятий. «Сто двадцать лет на службе стране». Проект П. А. Столыпина. Рассмотрение примера масштабного проекта от первоначальной идеи с системой аргументации до полной его реализации. Техническое проектирование и конструирование. Разбор понятий: проектно конструкторская деятельность, конструирование, техническое проектирование. Социальное проектирование как возможность улучшить социальную сферу и закрепить определённую систему ценностей в сознании учащихся. Волонтёрские проекты и сообщества. Виды волонтёрских проектов: социокультурные, информационно-консультативные, экологические. Анализ проекта сверстника. Знакомство и обсуждение социального проекта «Дети одного Солнца», разработанного и реализованного старшеклассником. Анализ проекта сверстника. Обсуждение возможностей IT-технологий для решения практических задач в разных сферах деятельности человека. Исследование как элемент проекта и как тип деятельности. Основные элементы и понятия, применяемые в исследовательской деятельности: исследование, цель, задача, объект, предмет, метод и субъект исследования. Раздел 2. Самоопределение (4 ч) Самостоятельная работа обучающихся с ключевыми элементами проекта. Проекты и технологии: выбор сферы деятельности. Создаём элементы образа будущего: что мы хотим изменить своим проектом. Формируем отношение к проблемам. Знакомимся с проектными движениями. Первичное самоопределение. Обоснование актуальности темы для проекта/исследования. Раздел 3. Замысел проекта (4 ч) Понятия «проблема» и «позиция» в работе над проектом. Выдвижение и формулировка цели проекта. Целеполагание, постановка задач и прогнозирование результатов проекта. Роль акции в реализации проектов. Ресурсы и бюджет проекта. Поиск недостающей информации, её обработка и анализ. Раздел 4. Условия реализации проекта (3ч) Анализ необходимых условий реализации проектов и знакомство с понятиями разных предметных дисциплин. Планирование действий. Освоение понятий: планирование, прогнозирование, спонсор, инвестор, благотворитель. Источники финансирования проекта. Освоение понятий: кредитование, бизнес-план, венчурные фонды и компании, бизнес-ангелы, долговые и долевые ценные бумаги, дивиденды, фондовый рынок, краудфандинг. Сторонники и команда проекта, эффективность использования вклада каждого участника. Особенности работы команды над проектом, проектная команда, роли и функции в проекте. Модели и способы управления проектами. Раздел 5. Трудности реализации проекта (4 ч) Переход от замысла к реализации проекта. Освоение понятий: жизненный цикл проекта, жизненный цикл продукта (изделия), эксплуатация, утилизация. Возможные риски проектов, способы их предвидения и преодоления. Практическое занятие по анализу проектного замысла «Завод по переработке пластика». Практическое занятие по анализу проектного замысла «Превратим мусор в ресурс». Сравнение проектных замыслов. Практическое занятие по анализу региональных проектов школьников по туризму и краеведению. Раздел 6. Предварительная защита и экспертная оценка проектных и исследовательских работ (5 ч) Позиция эксперта. Предварительная защита проектов и исследовательских работ, подготовка к взаимодействию с экспертами. Оценка проекта сверстников: проект «Разработка портативного металлоискателя». Проектно-конструкторское решение в рамках проекта и его экспертная оценка. Начальный этап исследования и его экспертная оценка. Раздел 7. Дополнительные возможности улучшения проекта (5ч) Технология как мост от идеи к продукту. Освоение понятий: изобретение, технология, технологическая долина, агротехнологии. Видим за проектом инфраструктуру. Опросы как эффективный инструмент проектирования. Освоение понятий: анкета, социологический опрос, интернет-опрос, генеральная совокупность, выборка респондентов. Возможности социальных сетей. Сетевые формы проектов. Освоение понятий: таргетированная реклама, реклама по бартеру и возможности продвижения проектов в социальных сетях. Алгоритм создания и использования видеоролика для продвижения проекта. Оформление и предъявление результатов проектной и исследовательской деятельности. Раздел 8. Презентация и защита индивидуального проекта (3 ч) Итоговая презентация, публичная защита индивидуальных проектов/ исследований старшеклассников. Тематическое планирование «Индивидуальный проект» является обязательной частью учебного плана на ступени среднего общего образования. Согласно годовому календарному графику школы образовательный процесс в 10 классе осуществляется в режиме 34 учебных недель. Общее количество часов по учебному предмету за один год обучения - 34, количество часов в неделю - 1. Планируемое №п/п Содержание количество часов теоретические 1 2 3 4 5 6 7 8 Культура исследования и проектирования Самоопределение Замысел проекта Условия реализации проекта Трудности реализации проекта Предварительная защита и экспертная оценка проектных и исследовательских работ Дополнительные возможности улучшения проекта Презентация и защита индивидуального проекта 4 2 2 3 2 2 2 2 2 3 2 1 3 3 19 ИТОГО: практические 34 15 Календарно-тематическое планирование № Тема урока Дата проведения п/п По По факту плану 10 класс Раздел 1. Культура исследования и проектирования (6ч) 1 Что такое проект 2 Выдвижение идеи проекта 3 Техническое проектирование и конструирование 4 Социальное проектирование 5 Анализ проекта сверстника 6 Исследование как элемент проекта и как тип деятельности Раздел 2. Самоопределение (4ч) 7 Проекты и технологии: выбор сферы деятельности 8 Создаём элементы образа будущего: что мы хотим изменить своим проектом 9 Формируем отношение к проблемам 10 Обоснование актуальности темы для проекта/исследования Раздел 3. Замысел проекта (4ч) 11 Понятия «проблема» и «позиция» в работе над проектом Целеполагание, постановка задач и прогнозирование результатов проекта 13 Роль акции в реализации проектов 14 Поиск недостающей информации, её обработка и анализ Раздел 4. Условия реализации проекта (3ч) 15 Анализ необходимых условий реализации 12 ЦОР проектов и знакомство с понятиями разных предметных дисциплин 16 Планирование действий. Освоение понятий: планирование, прогнозирование, спонсор, инвестор, благотворитель 17 Сторонники и команда проекта, эффективность использования вклада каждого участника Раздел 5. Трудности реализации проекта (4ч) 18 Переход от замысла к реализации проекта 19 Возможные риски проектов, способы их предвидения и преодоления 20 Практическое занятие по анализу проектного замысла 21 Практическое занятие по анализу региональных проектов школьников по туризму и краеведению Раздел 6. Предварительная защита и экспертная оценка проектных и исследовательских работ (5ч) 22 Позиция эксперта 23 Предварительная защита проектов и исследовательских работ, подготовка к взаимодействию с экспертами 24 Дополнительные возможности улучшения проекта 25 Оценка проекта сверстников: проект «Разработка портативного металлоискателя» 26 Начальный этап исследования и его экспертная оценка Раздел 7. Дополнительные возможности улучшения проекта (5ч) Технология как мост от идеи к продукту 28 Опросы как эффективный инструмент проектирования 29 Возможности социальных сетей. Сетевые формы проектов. 30 Алгоритм создания и использования видеоролика для продвижения проекта 31 Оформление и предъявление результатов проектной и исследовательской деятельности Раздел 8. Презентация и защита индивидуального проекта (3ч) 32 Итоговая презентация, публичная защита индивидуальных проектов/ исследований старшеклассников 33 Итоговая презентация, публичная защита индивидуальных проектов/ исследований старшеклассников 34 Итоги проекта 27 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА Учебного пособие «Индивидуальный проект. 10-11 классы: учебное пособие для общеобразовательных организаций/ М.В. Половкова, А.В. Носов, Т.В. Половкова, М.В. Майсак. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2020. Индивидуальный проект: рабочая тетрадь. 10-11 классы. Учебное пособие/ Л.Е. Спиридонова, Б.А. Комаров, О.В. Маркова, В.М. Стацунова. – СПб..: КАРО, 2020. Интернет-ресурсы Официальный информационный сайт строительства Крымского мо-ста (http://www.most.life/). Проект «Старость в радость» (https://starikam.org/). Просветительский проект «Арзамас» (https://arzamas.academy). Проект «Экологическая тропа» (https://komiinform.ru/news/164370/). Сайт организации «Добровольцы России» (https://добровольцырос-сии.рф/ organizations/55619/info). Волонтёрский педагогический отряд (http://www.ruy.ru/organization/ activities/). Проект Smart-теплицы (http://mgk.olimpiada.ru/work/12513/request/20370). IT-проекты со школьниками (https://habr.com/post/329758). Объект и предмет исследования — в чём разница? (https:// nauchniestati.ru/blog/ obekt-i-predmet-issledovaniya/). Всероссийский конкурс научно-технологических проектов (https:// konkurs.sochisirius.ru/custom/about). Школьный кубок Преактум (http://preactum.ru/). Большой энциклопедический словарь (http://slovari.299.ru). Понятие «цель» (http://vslovare.info/slovo/filosofskiij-slovar/tzel/47217). Лучшие стартапы и инвестиционные проекты в Интернете (https:// startupnetwork.ru/startups/). Переработка пластиковых бутылок (http://promtu.ru/mini-zavodyi/ minipererabotkaplastika). Робот, который ищет мусор (https://deti.mail.ru/news/12letnyaya-devoch-kapostroilarobota-kotoryy/). Кто такой эксперт и каким он должен быть (http://www.liveexpert. ru/forum/view/1257990). Как спорить с помощью метода Сократа (https://mensby.com/career/ psychology/9209how-to-argue-with-socrates-method). Проведение опросов (http://anketolog.ru). Федеральная служба государственной статистики (http://www.gks.ru/). Как создать анкету и провести опрос (www.testograf.ru). Программы для монтажа (https://lifehacker.ru/programmy-dlya-mon-tazhavideo). Федеральный закон от 11.08.1995 г. № 135-ФЗ (ред. от 01.05.2018) «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтёрстве)» (http://legalacts.ru/doc/federalnyi-zakon-ot11081995-n-135-fz-o/).