РП электив 11 кл Текст (от замысла к созданию)11 класс

МБОУ Юшалинская СОШ № 25 Тугулымского района
Свердловской области

Рассмотрено.
Рук. МО учителей русского
языка и литературы
Сарычева Р.Г. /__________/
«___» августа 2025г.

Согласовано. Зам.
директора по УВР
Новопашина Е.Е.
/__________/
«___» августа 2025г

Утверждаю.
Директор Фёдорова Т.Н.
___________
«___» августа 2025г.

Рабочая программа
элективного курса
по русскому языку

«Текст: от замысла к
созданию»
(11а класс)

Составила

Учитель
высшей квалификационной категории
Сарычева Римма Геннадьевна

2025-2026 учебный год

Пояснительная записка
Рабочая программа элективного курса «Текст: от замысла к созданию» для 11 класса
разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта
среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и
науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413, с изменениями, утвержденными
Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 12 августа 2022 г. № 732
«О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт
среднего общего образования», утвержденный приказом Министерства
образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413» (зарегистрировано в
Минюсте России 12.09.2022 № 70034), федеральной образовательной программы среднего
общего образования, утвержденной Приказом Министерства просвещения России от
23.11.2022 N 1014 "Об утверждении федеральной образовательной программы среднего
общего образования" (зарегистрировано в Минюсте России 22.12.2022 N 71763)
Русский язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное:
он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и
усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к
богатствам русской культуры и литературы. Элективный курс является необходимой
частью при подготовке обучающихся 11 классов к итоговому сочинению и к сочинению
ЕГЭ. Программа данного курса позволяет показать обучающимся, как важно умение
внимательно читать текст, выявлять проблему, понимать авторскую позицию, владеть
словом, чтобы составить свой собственный текст. Это имеет большое значение для
формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности.
Подготовка к сочинению, его написание, оценка учителем и самооценка школьником
занимают одно из важнейших мест в современной системе образования. Данный курс
сопутствует анализу художественного текста, его интерпретации в совместной творческой
деятельности учителя и учащихся. Основой для аргументации собственного мнения при
написании экзаменационного сочинения по русскому языку также является литературное
произведение, его проблемно-ценностный анализ. Размышления над нравственными
проблемами, поставленными в произведениях русской и зарубежной классической
литературы, являются важной составляющей частью сочинения-рассуждения на экзамене
по русскому языку. Сочинения носят надпредметный характер. Выпускники должны
использовать знания по истории, обществознанию, литературе и т.д. Работа проверяет
личностные качества ученика: готовность к самостоятельной рефлексии, способность
размышлять, умение выстроить ассоциативный ряд в рассуждении.
Опыт введения в школьную практику итогового сочинения выявил следующие проблемы
в развитии речи учащихся школы: неумение развернуть домашнюю заготовку в сторону
конкретной темы; «формальная гонка» за объёмом текста; отсутствие связи частей, логики
развития мысли; однообразие литературного материала; отсутствие личной позиции при
аргументации; клишированность стиля;
косноязычие, неразвитость речи, бедный словарный запас.
Все перечисленные требования к итоговой аттестации выпускников средней школы
делают актуальной разработку программы элективного курса

Предлагаемый курс имеет цель:
подготовка выпускников к промежуточной и итоговой аттестации в форме сочинения через
отработку навыков создания и самоанализа связного текста на заданную тему с учётом
требований методических рекомендаций по написанию творческой работы.
Задачи элективного курса:
 отработать навыки анализа готовых текстов (текстов художественных
произведений, сочинений учащихся) с разных точек зрения: коммуникативная
задача текста (вычленение главной информации, определение темы и микротем
текста), его логический и композиционный замысел, отбор лексики, сочетаемость
слов и др.;
 систематизировать знания по теории сочинения, закрепить полученные знания на
практике через систему творческих заданий, речетворческих упражнений;
 совершенствовать и развивать умения конструировать письменное высказывание в
жанре сочинения-рассуждения;
 формировать и развивать навыки грамотного и свободного владения письменной
речью;
 совершенствовать и развивать умения читать, понимать прочитанное и
анализировать общее содержание текстов разных функциональных стилей;
 совершенствовать и развивать умения передавать в письменной форме своё,
индивидуальное восприятие, своё понимание поставленных в тексте проблем, свои
оценки фактов и явлений;
 формировать и развивать умения подбирать аргументы, органично вводить их в
текст.
Новизна данного курса заключается в осуществлении системного подхода к
организации деятельности учащихся по усвоению теории литературы и применению этих
знаний на практике (при анализе художественного произведения и при написании
сочинения). Развитие коммуникативной компетенции школьников, обогащение их
словарного запаса, умение письменно и устно излагать свои мысли, формулировать свою
точку зрения и аргументировать ее являются неотъемлемыми компонентами для
достижения вершин в любой профессии.
Данная программа предусматривает использование современных образовательных
технологий, направленных на реализацию деятельностного подхода к освоению
программы.
Использование
личностно-ориентированных
технологий
будет
способствовать эффективному накоплению каждым ребенком своего личностного опыта;
создаст необходимые условия для выявления возможностей и способностей обучаемых,
раскрытия и развития личности каждого ребенка, его самобытных индивидуальных
особенностей. Использование технологий составления индивидуальной образовательной
программы для написания сочинения (итогового и по русскому языку в формате ЕГЭ)
позволит ученику самостоятельно создавать личностные образовательные продукты, а
педагогу качественно проанализировать результат деятельности и оценить его.
Использование информационно-коммуникативных технологий позволит эффективнее
организовать работу по сбору и обработке информации. Технология сотрудничества совместная развивающая деятельность, направленная на формирование коммуникативных
умений и навыков; развитие устойчивого интереса к изучаемому материалу; успешную
самореализацию. При модульном обучении ученик работает максимум времени
самостоятельно,
учится
целеполаганию,
самопланированию,
самоорганизации,
самоконтролю и самооценке. Это даёт школьникам возможность осознать себя в
деятельности, самим определить уровень освоения материала, увидеть пробелы в своих
знаниях и умениях и исправить их. Интегрированное обучение положительно влияет на
развитие самостоятельности, познавательной активности и интересов обучающихся. Его
содержание, обучающая деятельность учителя обращены к личности ученика, поэтому

способствуют всестороннему развитию способностей, активизации мыслительных
процессов у обучающихся, побуждают их к обобщению знаний, относящихся к разным
наукам.
Программа элективного курса предусматривает организацию учебной деятельности
учащихся, включающую в себя такие методы организации и виды внеурочной
деятельности, как беседа, практическая работа, индивидуальные консультации;
самостоятельная работа; творческие мастерские; парная работа, коллективная и
индивидуальная; работа в группах, в процессе применения которых совершенствуется
работа по интерпретации текста (выделение главного, составных частей).
Элективный курс рассчитан на 34 часа при 1 часе в неделю как дополнение к базовому
курсу по русскому языку и литературе.
Требования ФГОС СОО к результатам освоения основной образовательной
программы
Планируемые результаты
В результате обучения на курсе старшеклассники приобретут важные предметные,
личностные и метапредметные умения и навыки
Личностные результаты освоения примерной программы
 проявление патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему
многонационального народа России; чувство ответственности и долга перед
Родиной;
 осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому
человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, гражданской
позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям
народов России и народов мира;
 готовность к совместной деятельности, активное участие в коллективных
учебно-исследовательских, проектных и других творческих работах;
 неприятие любых нарушений социальных (в том числе моральных и
правовых) норм; ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях
нравственного выбора; оценочное отношение к своему поведению и
поступкам, а также к поведению и поступкам других;
 формирование целостного мировоззрения при чтении и анализе классической
художественной литературы;
 развитие осознанного понимания литературоведческих процессов;
формирование нравственных чувств и нравственного поведения;
 развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия
народов России.
 формирование ответственного отношения к учению, готовности и
способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к
обучению и познанию.
Метапредметные результаты
 формирование смыслового интерпретирующего чтения;
 умение самостоятельно выбирать основания и критерии для аргументации,
устанавливать причинно-следственные связи, выстраивать рассуждение, и делать
выводы;
 владение устной и письменной речью;
 умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять
контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять
способы действий в рамках предложенных условий и требований;
 умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с темой сочинения
для выражения своих чувств, мыслей.

Регулятивные УУД:
 умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать
для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, планировать пути
достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее
эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
 умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять
контроль своей деятельности в процессе достижения результата, корректировать
свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность
выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
 владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.
Познавательные УУД:
 умение определять понятия, создавать обобщения, самостоятельно выбирать
основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные
связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы;
 умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы
для решения учебных и познавательных задач.
Коммуникативные УУД
 умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с
учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее
решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов;
формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
 умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; владеть устной
и письменной речью;
 умение извлекать информацию из различных источников.
Предметные результаты:
 проявление ценностного отношения к родной русской литературе как
хранительнице культуры русского народа, приобщение к литературному наследию
русского народа в контексте единого исторического и культурного пространства
России;
 овладение различными способами постижения смыслов, заложенных в
произведениях литературы, и создание собственных текстов, содержащих суждения
и оценки по поводу прочитанного;
 обогащение активного и потенциального словарного запаса для достижения более
высоких результатов;
 воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим
вкусом, способного аргументировать своё мнение и оформлять его словесно в
письменных высказываниях разных жанров;
 формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и
интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни,
отражённую в литературном произведении, на уровне не только эмоционального
восприятия, но и интеллектуального осмысления;
 умение создавать собственные творческие работы в жанре эссе и сочинениярассуждения; умение выражать свои мысли современным литературным языком,
избегая при этом ложно-публицистических штампов, выстраивать свой текст по
определённой модели, отбирать фактический материал в соответствии с данной
темой;
 выстраивать композицию текста, используя знания о его структурных элементах;
осмысливать и определять проблематику сочинения; работать над вступительной и





заключительной частью сочинения, использовать различные способы аргументации,
осуществлять логическую связь между частями сочинения;
применять знания о языке в практике правописания, при анализе языковых единиц
и явлений, при создании собственного текста;
правильно использовать лексические и грамматические средства связи предложений
при построении текста;
проводить многоаспектный анализ готовых ученических сочинений; развивать
навыки рецензирования и оценки своей и чужой работы с учётом утверждённых
критериев оценивания сочинения; редактировать текст.

Содержание курса
Введение (2 ч.)
Цели и задачи курса. Нормативные и методические документы по подготовке и
проведению государственной (итоговой) аттестации в форме ЕГЭ по русскому языку.
Особенности ЕГЭ по русскому языку. Спецификация экзаменационной работы.
Кодификатор. Демонстрационная версия. Критерии и нормы оценки и сочинениярассуждения. Анализ образцов ученических сочинений с самостоятельным оцениваем
работ по критериям.
Языковые нормы (1 ч.)
Литературный язык. Нормы речи. Словари русского языка.
Текст (3 ч.)
Структура, языковое оформление. Смысловая и композиционная целостность текста.
Последовательность предложений в тексте. Разноаспектный анализ текста. Логикосмысловые отношения между частями микротекста. Средства связи предложений в тексте.
Основная и дополнительная информация микротекста. Информационная обработка
письменных текстов различных стилей и жанров.
Функционально-смысловые типы речи (2 ч.)
Функционально-смысловые типы речи, их отличительные признаки. Предупреждение
ошибок при определении типов речи. Работа с текстами. Анализ готовых текстов.
Функциональные стили речи (2 ч.)
Функциональные стили, их характеристика. Признаки стилей речи Предупреждение
ошибок при определении стиля текста. Работа с текстами.
Изобразительно-выразительные средства языка (3 ч.) Речь. Языковые средства
выразительности. Тропы, их характеристика. Стилистические фигуры. Работа с текстами.
Коммуникативная компетенция (21 ч.)
Виды информации в тексте. Информационная обработка текста. Употребление языковых
средств.
Работа с текстами.
Жанровое многообразие сочинений. Структура письменной экзаменационной работы.
Работа с текстами.
Формулировка проблем исходного текста. Типы проблем. Способы выявления проблемы.
Типовые конструкции для формулирования проблемы. Типичные ошибки при
формулировании проблемы. авторской позиции по проблеме. Работа с текстами.
Комментарий к проблеме. Типы информации в тексте. Введение цитат в текст сочинения.
Прямая и косвенная речь. Типовые конструкции для комментирования проблемы.
Типичные ошибки при комментарии проблемы. Работа с текстами.

Авторская позиция. Отражение авторской позиции в тексте. Средства выражения позиции
автора. Автор и рассказчик. Типовые конструкции для выражения авторской позиции.
Типовые ошибки при формулировании авторской позиции. Работа с текстами.
Выражение собственного мнения. Виды аргументов, их «ценность». Структура
аргумента. Источники аргументации. Типичные ошибки аргументации. Создание «банка
аргументов». Работа с текстами. Композиция сочинения. Композиционное единство при
создании собственного текста. Абзацное членение, типичные ошибки в абзацном
членении письменной работы, их предупреждение. Смысловая цельность, речевая
связность и последовательность изложения. Основные средства связи между
предложениями в тексте. Виды и формы вступления. Виды заключения. Работа с
текстами. Речевое оформление сочинения. Точность и выразительность языка.
Соблюдение орфографических, пунктуационных, этических, языковых и речевых норм
современного языка. Соблюдение фактологических норм в фоновом материале. Работа с
текстами.
Критерии оценивания курса:
Отметка «зачет» включает в себя следующие критерии:
 посещение не менее 65% занятий по курсу;
 выполнение промежуточных заданий;
 выполнение итоговой зачетной работы, предусмотренной программой курса.
Отметка «незачет» выставляется при отсутствии двух-трех критериев и соответствует
отметке «неудовлетворительно».
При проведении промежуточной аттестации в форме зачета обучающийся отвечает на
теоретические вопросы, предложенные учителем по определенной теме, и выполняет
практическое задание. По итогам делается запись в журнале "зачтено".

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№
Раздел
1
Введение
2
Текст
3
Функционально-смысловые типы речи
4
Функциональные стили речи
5
Изобразительно-выразительные
средства языка
6
Коммуникативная компетенция

Количество часов
2
3
2
2
3
21

ресурсы

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п

Тема занятия (34 часа)

часы

сроки

сентябрь

Введение 2ч
1

Языковые нормы

1

2

Литературный язык. Нормы речи. Словари русского языка.

1

Текст (3 ч.)
3

Смысловая и композиционная целостность текста.

1

4

Разноаспектный анализ текста.

1

5

Основная и дополнительная информация микротекста.

1

октябрь

Функционально-смысловые типы речи 2ч
6

Функционально-смысловые типы речи, их отличительные
признаки.

1

7

Предупреждение ошибок при определении типов речи.

1

Функциональные стили речи 2ч
8

Функциональные стили, их характеристика.

1

9

Предупреждение ошибок при определении стиля текста.

1

ноябрь

Изобразительно-выразительные средства языка 3ч
10

Речь. Языковые средства выразительности.

1

11

Тропы, их характеристика.

1

12

Стилистические фигуры. Работа с текстами.

1

декабрь

Коммуникативная компетенция 21ч
13-14 Виды информации в тексте.

2

15

Употребление языковых средств.

1

16

Жанровое многообразие сочинений.

1

17

Формулировка проблем исходного текста. Типы проблем.

1

18

Типовые конструкции для формулирования проблемы.

1

19

Комментарий к проблеме. Типы информации в тексте.

1

январь

февраль

20

Введение цитат в текст сочинения. Прямая и косвенная речь.

1

21

Типовые конструкции для комментирования проблемы.

1

22

Авторская позиция. Отражение авторской позиции в тексте.

1

23

Средства выражения позиции автора.

1

24

Типовые конструкции для выражения авторской позиции.

1

25

Виды аргументов, их «ценность».

1

26

Структура аргумента. Источники аргументации.

1

27

Типичные ошибки аргументации. Создание «банка аргументов». 1

28

Композиция сочинения.

1

29

Абзацное членение. Смысловая цельность.

1

30

Основные средства связи между предложениями в тексте.

1

31

Виды и формы вступления. Виды заключения.

1

32

Речевое оформление сочинения. Точность и выразительность
языка.

1

33

Соблюдение фактологических норм в фоновом материале.

1

34

Презентация творческой работы (сочинения - рассуждения на
одну из предложенных тем).

1

март

апрель

май

Учебно-методическая литература
1. Сенина Н.А., Нарушевич А.Г. Русский язык. Сочинение на ЕГЭ. Курс интенсивной
подготовки. / Под редакцией Н.А. Сениной. – Ростов н/Д: Легион, 2016. – 288 с. – Н. П.
2. Щербакова О. И. Виды сочинений по литературе. 10—11 классы: пособие для
учителей общеобразовательных организаций. М.: Просвещение, 2020.
3. Подготовка и проведение итогового сочинения по литературе. Метод.
рекомендации для образовательных организаций. — М.: Просвещение, 2020.
4. Сигов В.К. Итоговая аттестация: Выпускное сочинение: учебно-методическое
пособие/ М.: Дрофа, 2018.
Интернет-ресурсы:
http://4ege.ru/
http://www.fipi.ru/
http://sochinenie11.ru/o/140-2-knigi-po-podgotovke-k-itogovomu-sochineniyu.html;
https://rus-ege.sdamgia.ru/
http://russkiy-na-5.ru/
https://mogu-pisat.ru/
http://www.ege.edu.ru


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».