МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской
области
Тугулымский городской округ
МБОУ Юшалинская СОШ № 25
РАССМОТРЕНО
На заседании
педагогического
совета МБОУ
Юшалинская СОШ №
25
Протокол №__ от
«__» __ 2025 г.
СОГЛАСОВАНО
Зам.директора по УВР
________________________
Новопашина Е.Е.
Приказ №__ от «__» __
2025 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По учебному предмету
Индивидуальный проект
класс
п. Юшала 2025-2026
УТВЕРЖДЕНО
Директор школы
________________________
Федорова Т.Н.
Приказ №__ от «__» __
2025 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная рабочая программа реализуется на уровне среднего общего образования (10
класс) в процессе обучения метапредметному учебному курсу «Индивидуальный проект».
Рабочая программа составлена на основе Федерального закона Российской
Федерации от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
(с изменениями и дополнениями), Приказа Министерства просвещения Российской
Федерации от 12.08.2022 № 732 «О внесении изменений в федеральный государственный
образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом
Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413»,
Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 № 371 «Об
утверждении федеральной образовательной программы среднего общего образования»
(зарегистрирован 12.07.2023 № 74228), Примерными программами, созданными на основе
Федерального
государственного
образовательного
стандарта,
входящими
в
государственный реестр примерных программ. (Примерная основная образовательная
программа среднего общего образования одобрена решением федерального учебнометодического объединения по общему образованию. Протокол от 28 июня 2016 г. № 2/16з), программы элективного курса «Индивидуальный проект» (автор М.В. Половкова),
учебного плана общеобразовательного учреждения на 2024/2025 учебный год.
Рабочая программа базируется на требованиях, предъявляемых ФГОС СОО к целям,
содержанию, планируемым результатам обучения на уровне среднего общего образования,
учитывает структуру и механизмы формирования ведущей деятельности обучающегося
(мотив, цель, учебная задача, учебные операции, контроль и самоконтроль). Основным
является системно-деятельностный подход, предполагающий ориентацию на результаты
обучения, на развитие активной учебно-познавательной деятельности обучающегося на
основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира личности,
формирование его готовности к саморазвитию и непрерывному образованию.
Освоение обучающимися программы учебного курса «Индивидуальный проект»
обеспечивает овладение основами проектной и учебно-исследовательской деятельности,
научными методами поиска, анализа и использования научной информации, решения
различных теоретических и практических задач по различным учебным предметам.
Общая
характеристика
проектно-исследовательской
деятельности
обучающихся
Проектно-исследовательская деятельность обучающихся является неотъемлемой
частью учебного процесса. В основе проектно-исследовательской деятельности
обучающихся лежит системно-деятельностный подход как принцип организации
образовательного процесса по ФГОС второго поколения.
Результатом проектно-исследовательской деятельности на старшей ступени
обучения является итоговый индивидуальный проект. Индивидуальный итоговый проект
является основным объектом оценки метапредметных результатов, полученных
обучающимися в ходе освоения междисциплинарных учебных программ.
Индивидуальный итоговой проект представляет собой учебный проект,
выполняемый учащимся в рамках одного или нескольких учебных предметов с целью
продемонстрировать свои достижения в самостоятельном освоении содержания и методов
избранных областей знаний и видов деятельности, способность проектировать и
осуществлять целесообразную и результативную деятельность (учебно-познавательную,
конструкторскую, социальную, художественно-творческую).
Выполнение индивидуального итогового проекта обязательно для каждого
учащегося, занимающегося по ФГОС второго поколения. Защита индивидуального
итогового проекта является одной из обязательных составляющих материалов системы
внутришкольного мониторинга образовательных достижений. В проектную деятельность
включаются все обучающиеся 10 классов.
Направление и содержание проектной деятельности определяется обучающимся
(обучающимися) совместно с руководителем (руководителями) проекта. При выборе темы
учитываются индивидуальные интересы обучающихся.
Планируемые результаты освоения программы по учебному предмету
«Индивидуальный проект»
Личностные результаты освоения программы учебного предмета отражают:
уважение к своему народу, гордости за свой край, свою Родину, уважение
государственных символов;
сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также
различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с
общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества;
готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной
деятельности;
толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и
способность вести диалог с другими людьми, достигать в нём взаимопонимания, находить
общие цели и сотрудничать для их достижения;
навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в
образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других
видах деятельности;
готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на
протяжении всей жизни;
сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной
профессиональной и общественной деятельности;
эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического
творчества, спорта, общественных отношений;
принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни,
потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной
деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя,
наркотиков;
бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и
психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать
первую помощь;
осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных
жизненных планов;
отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении
личных, общественных проблем;
сформированность экологического мышления, понимания влияния социальноэкономических процессов на состояние природной и социальной среды;
приобретение опыта эколого-направленной деятельности.
Метапредметные результаты освоения программы учебного предмета отражают:
умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы
деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать
деятельность;
использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и
реализации планов деятельности;
выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной
деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать
конфликты;
владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной
деятельности, навыками разрешения проблем;
способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения
практических задач, применению различных методов познания;
готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной
деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации,
критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных
источников;
умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию
поведения, с учётом гражданских и нравственных ценностей;
Предметные
результаты
освоения
программы
учебного
предмета
«Индивидуальный проект» отражают:
сформированность
навыков
коммуникативной,
учебно-исследовательской
деятельности, критического мышления;
способность к инновационной, аналитической, творческой, интеллектуальной
деятельности;
сформированность навыков проектной деятельности, а также самостоятельного
применения приобретённых знаний и способов действий при решении различных задач,
используя знания нескольких учебных предметов и/или предметных областей;
способность постановки цели и формулирования гипотезы исследования,
планирования работы, отбора и интерпретации необходимой информации,
структурирования аргументации результатов исследования на основе собранных данных,
презентации результатов;
сформированность понятий проект, проектирование владение знанием этапов
проектной деятельности;
владение методами поиска и анализа научной информации.
В результате освоения программы учебного предмета «Индивидуальный проект»
обучающиеся научатся:
- формулировать научную гипотезу, ставить цель в рамках исследования и
проектирования, исходя из культурной нормы и сообразуясь с представлениями об общем
благе;
- восстанавливать контексты и пути развития того или иного вида научной
деятельности, определяя место своего исследования или проекта в общем культурном
пространстве;
- оценивать ресурсы, в том числе и нематериальные (такие, как время), необходимые
для достижения поставленной цели;
- находить различные источники материальных и нематериальных ресурсов,
предоставляющих средства для проведения исследований и реализации проектов в
различных областях деятельности человека.
Обучающиеся получат возможность научиться:
- отслеживать и принимать во внимание тренды и тенденции развития различных
видов деятельности, в том числе научных, учитывать их при постановке собственных
целей;
- вступать в коммуникацию с держателями различных типов ресурсов, точно и
объективно презентуя свой проект или возможные результаты исследования, с целью
обеспечения продуктивного взаимовыгодного сотрудничества;
- адекватно оценивать риски реализации проекта и проведения исследования и
предусматривать пути минимизации этих рисков.
Содержание учебного предмета «Индивидуальный проект»
МОДУЛЬ 1. Культура исследования и проектирования
Модуль знакомит учащихся с современными научными представлениями о нормах
проектной и исследовательской деятельности, анализом реализованных проектов.
Раздел 1.1. Что такое проект и почему реализация проекта — это сложно, но
интересно. Раздел знакомит с основными понятиями, которые используются при
проектировании: проект, замысел, идея, а также понятиями, применяемыми в конкретных
ситуациях (например, анализ негативных последствий проекта «Синдром Кесслера»).
Слово «проект» латинского происхождения: projectus значит «выступающий,
выдающийся вперёд». В этом понятии заложен важный смысл проектной деятельности —
добиться прорыва в той или иной сфере, создав что-то своё, уникальное, задающее новое
направление, вектор развития. Проекты различаются по масштабу, направлениям и сферам
внедрения. Они бывают технологические и технические, социальные и экономические,
организационные, смешанные, волонтёрские. Особое место занимают экологические
проекты, поскольку они касаются всего социума.
Раздел 1.2. Какие бывают проекты. Национальный проект «Экология». Раздел
описывает место проекта «Экология» в классификации проектов; рассматривает
технологические, социальные, экономические, волонтёрские, организационные и
смешанные проекты, а также комплексные экологические проекты. Раздел объясняет
сущность национальных проектов в Российской Федерации и конкретно национального
проекта «Экология», знакомит с понятиями «твёрдые коммунальные отходы (ТКО)»,
«экологический сбор». На основе предложенного материала учащимся предлагается
выполнить самостоятельную аналитическую работу (индивидуально и в группах).
Развитие страны невозможно без глобальных планов и масштабных проектов,
которые затрагивают многие жизненно важные стороны, такие проекты называются
«национальные». В нашей стране разработан национальный проект «Экология»,
стратегической целью которого, является переход к эффективному использованию ТКО
(твёрдых коммунальных отходов) и минимизация воздействия на окружающую среду.
Разработаны задачи и определенны основные направления реализации этого
национального проекта. Одним из приоритетных направлений является раздельный сбор
мусора и его переработка. Для решения этой задачи в стране, да и в мире в целом создаётся
новая отрасль экономики — мусороперерабатывающая. Новая инфраструктура
предполагает создание и развитие современных мусороперерабатывающих комплексов и
полигонов, которые должны соответствовать мировым экологическим стандартам
Раздел 1.3. Проектная идеи как образ будущего. Раздел знакомит учащихся с
процессом проектирования и его отличием от других профессиональных занятий;
рассматривает подход к выдвижению экологических проектов разных типов и уровней
сложности.
Проектирование заключается в том, чтобы на основании имеющихся данных
представить существующий в воображении объект и выстроить последовательность
действий, которые позволят достичь нужного результата. При этом, с одной стороны, ещё
нет уверенности, что имеются необходимые средства для достижения результата. С другой
стороны, в процессе проектирования возможна трансформация исходной задачи.
Проектная работа — это обычно работа в команде, когда способности и ресурсы разных
людей направлены на достижение общей цели. Основная задача при проектировании чеголибо — понять, что вы хотите получить, т. е. определить образ желаемого будущего.
Масштабный исторический проект, очевидцами которого мы стали, — проект «Крымский
мост». Этот стратегический объект решает множество задач в экономике, политике и
экологии.
Раздел 1.4. Проекты, которые изменили страну: проект П. А. Столыпина. Раздел
рассматривает пример масштабного проекта от первоначальной идеи до полной
реализации.
Более 120 лет служит нашей стране Транссибирская железнодорожная магистраль.
Самым активным сторонником данного проекта являлся Пётр Аркадьевич Столыпин — в
то время председатель Совета министров России.
Раздел 1.5. Техническое проектирование и конструирование как типы
деятельности. Раздел посвящён разбору понятий: проектно-конструкторская деятельность,
конструирование, техническое проектирование. В нём рассматриваются этапы процесса
конструирования, различия между конструированием и проектированием, экологические
последствия проектов.
Проектно-конструкторская деятельность подразумевает тесную связь двух типов
деятельности: проектирования и конструирования. Это основные инструменты, с помощью
которых человек может изменять искусственную среду. В основе проектирования лежат
процессы, которые обеспечиваются наличием разных позиций. В основе конструирования
— создание структуры, которая обеспечивает выполнение заданной функции.
Раздел 1.6. Социальное проектирование: как сделать лучше среду, в которой
мы живём. Раздел рассматривает социальное проектирование как способ улучшить
социальную сферу и закрепить определённые ценности в обществе; описывает социальные
проекты, имеющие экологическую составляющую.
Кратко сущность социального проектирования можно выразить следующим
образом: у нас есть настоящее, где имеется общественно значимая проблема, и мы видим
будущее, которое улучшится благодаря реализации нашего проекта. Социальные проекты
могут иметь экологическое направление.
Раздел 1.7. Волонтёрские проекты и сообщества. Раздел знакомит учащихся с
видами волонтёрских проектов: социокультурными, информационно- консультативными,
экологическими; рассматривает деятельность волонтёрских организаций.
Волонтёрские проекты — это проекты, которые всегда находят положительный
отклик в обществе. Их реализуют люди, чувствующие личную ответственность за
происходящее и
готовые бескорыстно прийти на помощь. Особое место занимают экологические
волонтёрские проекты. Это объясняется актуальностью проблемы защиты окружающей
среды, сохранения редких и исчезающих видов животных и растений, помощи диким и
домашним животным.
Раздел 1.8. Анализируем проекты сверстников: социальный проект «Дети
одного Солнца». Раздел посвящён обсуждению социального проекта, разработанного и
реализованного школьницей.
Раздел 1.9. Анализируем проекты сверстников: возможности IT-технологий для
междисциплинарных проектов. Раздел рассматривает примеры школьных проектов,
выполненных с использованием различных программных средств и оборудования для
решения практических задач в разных сферах человеческой деятельности.
Раздел 1.10. Исследование как элемент проекта и как тип деятельности.
Раздел посвящён изучению основных элементов и понятий: исследование, цель,
задача, объект, предмет, метод и субъект исследования.
МОДУЛЬ 2. Самоопределение: какую проблему решаем
Модуль посвящён самостоятельной работе обучающихся с ключевыми элементами
проекта.
Раздел 2.1. Проекты и технологии: выбираем сферы деятельности. Раздел
разбирает приоритетные направления научно-технологического и социальноэкономического развития, анализирует возможности реализации конкретных программ;
объясняет такие понятия, как «глобальные и экологические проблемы», «экологическая
катастрофа».
Раздел 2.2. Создаём элементы образа будущего: что хотим изменить своим
проектом. Раздел предлагает учащимся потренироваться в создании образа будущего;
подробно рассматривает экологические проблемы Москвы и Московской области и
возможности их решения.
Раздел 2.3. Формируем отношение к проблемам: препятствие или побуждение к
действию? Раздел предлагает учащимся определить проблемную область
жизнедеятельности человека для дальнейшего выбора точки приложения своих сил;
рассматривает экологическую акцию «День экологического долга».
Раздел 2.4. Знакомимся с проектными движениями. Раздел знакомит учащихся с
различными, в том числе международными, конкурсами проектных и исследовательских
работ, проектными движениями школьников.
Раздел 2.5. Первичное самоопределение. Обоснование актуальности темы
проекта или исследования. Раздел посвящён самоопределению старшеклассников
относительно той или иной проблемы, прорисовке образа желаемого будущего.
МОДУЛЬ 3. Замысел и ресурсы проекта
Модуль посвящён элементам проекта, которые конкретизируют его общий замысел.
Раздел 3.1. Понятия «проблема» и «позиция» при осуществлении
проектирования. Раздел посвящён разбору понятий «проблема» и «позиция»;
рассматривает этапы постановки проблемы, а также конкретные позиции учёного,
конструктора, эколога, управленца, финансиста и инвестора в её решении.
Выдвижение проекта принято связывать с решением некоторой проблемы.
Проблема (от греч. problema — задача) — противоречивая ситуация, характеризующаяся
наличием противоположных позиций и нехваткой средств для достижения поставленной
цели. При решении проблемы необходимо учитывать её разные аспекты: технический,
экономический, экологический, исторический, географический, социокультурный и др. За
каждым из них стоит определённая деятельностная позиция.
Раздел 3.2. Формулирование цели проекта. Раздел знакомит учащихся с
понятиями «цель», «идеальное представление», «личное отношение», разбирает два
примера постановки школьниками цели проекта.
Формулирование цели — важное звено начального этапа работы над проектом. Под
целью проекта понимается идеальное, мысленное предвосхищение результата
деятельности. Цель всегда связана с образом будущего, и этот образ определяет
дальнейшие действия человека.
Раздел 3.3. Целеполагание и постановка задач. Прогнозирование результатов
проекта. Раздел предлагает старшеклассникам выполнить самостоятельную работу по
постановке цели и задач своего проекта или исследования, определению его ожидаемых
результатов.
Раздел 3.4. Роль акции в реализации проектов. Раздел посвящён разбору акции
как одному из способов реализации социального проекта.
Акция (от лат. actio — действие) означает действие, выступление. Тем не менее
акции имеют признаки проектной деятельности. Большое социальное значение имеют
историко-культурные, образовательные, экологические и иные акции, адресованные
непосредственно человеку.
Раздел 3.5. Ресурсы и бюджет проекта. Раздел на примерах объясняет такие
важнейшие понятия, как «ресурс» и «бюджет» проекта, рассматривает технические,
трудовые, информационные и административные ресурсы проекта.
Ресурс — это то, что можно использовать, тратить, т. е. запас или источник чеголибо. Чтобы понять, есть ли в наличии необходимые для реализации проекта ресурсы,
требуется составить бюджет проекта, т. е. определить виды требуемых ресурсов, их объём
и источники.
Раздел 3.6. Поиск недостающей информации. Раздел посвящён методам поиска
недостающей информации при разработке проекта, её обработке и анализу.
МОДУЛЬ 4. Чистая страна — проблема, цель и проект
Раздел 4.1. Передовой опыт переработки отходов. Раздел знакомит учащихся с
понятиями «сухие отходы» и «смешанные отходы», рассматривает вопросы создания
«мусорной отрасли».
К сухим отходам, годным для переработки, относятся пластик, стекло, бумага,
картон, металл; к смешанным — средства личной гигиены, пищевой и растительный мусор
и т. д.
Раздел 4.2. Как использовать зарубежный опыт. Раздел знакомит с опытом
борьбы разных стран с загрязнением окружающей среды.
Раздел 4.3. Технологии переработки и утилизации мусора: как выбрать
оптимальную. Раздел посвящён анализу и сравнению различных способов утилизации
отходов.
Раздел 4.4. Аналитический обзор проектных и исследовательских работ
школьников в области экологии. Раздел посвящён разбору предлагаемых школьниками
действий по улучшению существующей экологической ситуации.
Раздел 4.5. Сделаем свой регион чистым. Раздел предлагает варианты включения
учащихся в практическую работу по решению сложных экологических проблем своего
региона.
Тематическое планирование
«Индивидуальный проект» является обязательной частью учебного плана на
ступени среднего общего образования. Согласно годовому календарному графику школы
образовательный процесс в 10 классе осуществляется в режиме 34 учебных недель. Общее
количество часов по учебному предмету за один год обучения - 34, количество часов в
неделю - 1.
Планируемое
№п/п
Содержание
количество часов
теоретические
1
2
3
4
Культура исследования и проектирования
Самоопределение
Замысел и ресурсы проекта
Чистая страна — проблема, цель, проект
ИТОГО:
10
8
10
6
34
практические
2
2
2
2
Календарно-тематическое планирование
№ Тема урока
Дата проведения
ЦОР
п/п
По
По факту
плану
10 класс
Модуль 1. Культура исследования и проектирования (10ч)
1 Что такое проект и почему
реализация проекта – это
сложно, но интересно
2 Какие бывают проекты
3 Проектная идея как образ
будущего
4 Проекты, которые изменили
страну
5 Техническое проектирование
и конструирование как типы
деятельности
6 Социальное проектирование:
как сделать лучше среду, в
которой мы живём
7 Волонтёрские проекты и
сообщества.
8 Анализируем проекты
сверстников: социальный
проект
9 Анализируем проекты
сверстников: возможности
IT-технологий для
междисциплинарных
проектов
10 Исследование как элемент
проекта и как тип
деятельности
Модуль 2. Самоопределение: какую проблему решаем (8 ч).
11 Проекты и технологии:
выбираем сферы
деятельности
12 Проекты и технологии:
выбираем сферы
деятельности
13 Создаём элементы образа
будущего: что мы хотим
изменить своим проектом
14 Контрольная точка
Формируем отношение к
проблемам: препятствие или
побуждение к действию?
16 Знакомимся с проектными
движениями.
17 Первичное самоопределение.
Обоснование актуальности
темы для проекта или
исследования
18 Первичное самоопределение.
Обоснование актуальности
темы для проекта или
исследования.
Модуль 3. Замысел и ресурсы проекта (10 ч).
19 Понятия «проблема» и
«позиция» при
осуществлении
проектирования.
20 Формулирование цели
проекта
21 Целеполагание и постановка
задач
22 Прогнозирование
результатов проекта
23 Роль акции в реализации
проектов
24 Ресурсы и бюджет проекта
25 Поиск недостающей
информации
26 Поиск недостающей
информации
27 Поиск недостающей
информации
28 Поиск недостающей
информации
Модуль 4. Чистая страна — проблема, цель, проект (6 ч)
29 Передовой опыт переработки
отходов
30 Как использовать
зарубежный опыт
31 Технологии переработки и
утилизации мусора: как
выбрать оптимальную
32 Аналитический обзор
проектных и
15
исследовательских работ
школьников в области
экологии
33 Контрольная точка
34 Сделаем свой регион чистым
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ
ПО ПРОГРАММЕ
34
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА
Учебного пособие «Индивидуальный проект. 10-11 классы: учебное пособие для
общеобразовательных организаций/ М.В. Половкова, А.В. Носов, Т.В. Половкова, М.В.
Майсак. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2020.
Индивидуальный проект: рабочая тетрадь. 10-11 классы. Учебное пособие/ Л.Е.
Спиридонова, Б.А. Комаров, О.В. Маркова, В.М. Стацунова. – СПб..: КАРО, 2020.
Интернет-ресурсы
Официальный информационный сайт строительства Крымского мо-ста
(http://www.most.life/).
Проект «Старость в радость» (https://starikam.org/).
Просветительский проект «Арзамас» (https://arzamas.academy).
Проект «Экологическая тропа» (https://komiinform.ru/news/164370/).
Сайт организации «Добровольцы России» (https://добровольцырос-сии.рф/
organizations/55619/info).
Волонтёрский педагогический отряд (http://www.ruy.ru/organization/ activities/).
Проект Smart-теплицы (http://mgk.olimpiada.ru/work/12513/request/20370).
IT-проекты со школьниками (https://habr.com/post/329758).
Объект и предмет исследования — в чём разница? (https:// nauchniestati.ru/blog/
obekt-i-predmet-issledovaniya/).
Всероссийский
конкурс
научно-технологических
проектов
(https://
konkurs.sochisirius.ru/custom/about).
Школьный кубок Преактум (http://preactum.ru/).
Большой энциклопедический словарь (http://slovari.299.ru).
Понятие «цель» (http://vslovare.info/slovo/filosofskiij-slovar/tzel/47217).
Лучшие стартапы и инвестиционные проекты в Интернете (https://
startupnetwork.ru/startups/).
Переработка пластиковых бутылок (http://promtu.ru/mini-zavodyi/ minipererabotkaplastika).
Робот, который ищет мусор (https://deti.mail.ru/news/12letnyaya-devoch-kapostroilarobota-kotoryy/).
Кто такой эксперт и каким он должен быть (http://www.liveexpert.
ru/forum/view/1257990).
Как спорить с помощью метода Сократа (https://mensby.com/career/ psychology/9209how-to-argue-with-socrates-method).
Проведение опросов (http://anketolog.ru). Федеральная служба государственной
статистики (http://www.gks.ru/).
Как создать анкету и провести опрос (www.testograf.ru).
Программы для монтажа (https://lifehacker.ru/programmy-dlya-mon-tazhavideo).
Федеральный закон от 11.08.1995 г. № 135-ФЗ (ред. от 01.05.2018) «О благотворительной
деятельности и добровольчестве (волонтёрстве)» (http://legalacts.ru/doc/federalnyi-zakon-ot11081995-n-135-fz-o/).