рп общ 8-9 классы 2025

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Тугулымский городской округ
МБОУ Юшалинская СОШ № 25

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

На заседании Зам.директора по УВР
Директор школы
педагогического совета
МБОУ Юшалинская
Новопашина Е.Е.
Федорова Т.Н.
СОШ № 25
Протокол № __ от «__» __
2025 г.

Приказ № __ от «__» __
2025 г.

Приказ № __ от «__» __
2025 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета «Обществознание»
для обучающихся 8-9 классов

п.Юшала 2025-2026

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями
Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 13.06.2023) «Об образовании
в Российской Федерации», ФГОС ООО (приказ №732 от 12.08.2022), на основе
федеральной образовательной программы основного общего образования (приказ
№993 от 16.11.2022) по предмету «Обществознание», федеральной
рабочей
программы
ООО «Обществознание» (для 5-9 классов общеобразовательных
организаций).
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»
Рабочая программа по обществознанию составлена на основе положений
и требований к результатам освоения основной образовательной программы,
представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте
основного общего образования, в соответствии с Концепцией преподавания
учебного предмета «Обществознание» (2018 г.), а также с учётом федеральной
рабочей программы воспитания. Обществознание играет ведущую роль в
выполнении школой функции интеграции молодёжи в современное общество:
учебный предмет позволяет последовательно раскрывать учащимся
подросткового возраста особенности современного общества, различные
аспекты взаимодействия в современных условиях людей друг с другом, с
основными институтами государства и гражданского общества,
регулирующие эти взаимодействия социальные нормы.
Изучение обществознания, включающего знания о российском обществе
и направлениях его развития в современных условиях, об основах
конституционного строя нашей страны, правах и обязанностях человека и
гражданина,
способствует
воспитанию
российской
гражданской
идентичности, готовности к служению Отечеству, приверженности
нацио­нальным ценностям. Привлечение при изучении обществознания
различных источников социальной информации помогает обучающимся
освоить язык современной культурной, социально-экономической и
политической коммуникации, вносит свой вклад в формирование
метапредметных умений извлекать необходимые сведения, осмысливать,
преобразовывать и применять их.
Изучение обществознания содействует вхождению обучающихся в мир
культуры и общественных ценностей и в то же время открытию и
утверждению собственного «Я», формированию способности к рефлексии,
оценке своих возможностей и осознанию своего места в обществе.

ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»
Целями обществоведческого образования в основной школе являются:

воспитание
общероссийской
идентичности,
патриотизма,
гражданственности, социальной
ответственности, правового
­самосознания, приверженности базовым ценностям нашего народа;

развитие
у
обучающихся
понимания
приоритетности
общенациональных
интересов,
приверженности
правовым
принципам,
закреплённым в Конституции Российской Федерации и законодательстве
Российской Федерации;

развитие личности на исключительно важном этапе её социализации – в
подростковом возрасте, становление её духовно-нравственной, политической и
правовой культуры, социального поведения, основанного на уважении закона и
правопорядка; развитие интереса к изучению социальных и гуманитарных
дисциплин; способности к личному самоопределению, самореализации,
самоконтролю; мотивации к высокопроизводительной, наукоёмкой трудовой
деятельности;

формирование у обучающихся целостной картины общества,
адекватной современному уровню знаний и доступной по содержанию для
школьников подросткового возраста; освоение учащимися знаний об основных
сферах человеческой деятельности, социальных институтах, нормах,
регулирующих общественные отношения, необходимые для взаимодействия с
социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и
гражданина;

владение умениями функционально грамотного человека (получать из
разнообразных источников и критически осмысливать социальную информацию,
систематизировать, анализировать полученные данные; освоение способов
познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для
участия в жизни гражданского общества и государства);

создание условий для освоения обучающимися способов успешного
взаимодействия с различными политическими, правовыми, финансовоэкономическими и другими социальными институтами для реализации личностного
потенциала в современном динамично развивающемся российском обществе;

формирование опыта применения полученных знаний и умений для
выстраивания отношений между людьми различных национальностей и
вероисповеданий в общегражданской и в семейно-бытовой сферах; для
соотнесения своих действий и действий других людей с

нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законом;
содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ» В
УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В соответствии с учебным планом обществознание изучается с 8 по 9 класс.
Общее количество времени на 2 года обучения составляет 68 часов. Общая
недельная нагрузка в каждом году обучения составляет 1 час.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА 6 КЛАСС
8 КЛАСС
Человек в экономических отношениях.
Экономическая жизнь общества. Потребности и ресурсы, ограниченность
ресурсов. Экономический выбор.
Экономическая система и её функции. Собственность.
Производство – источник экономических благ. Факторы производства.
Трудовая деятельность. Производительность труда. Разделение труда.
Предпринимательство.
Виды
и формы
предпринимательской
деятельности.
Обмен. Деньги и их функции. Торговля и её формы.
Рыночная экономика. Конкуренция. Спрос и предложение. Рыночное
равновесие. Невидимая рука рынка. Многообразие рынков.
Предприятие в экономике. Издержки, выручка и прибыль. Как повысить
эффективность производства.
Заработная плата и стимулирование труда. Занятость и безработица.
Финансовый рынок и посредники (банки, страховые компании,
кредитные союзы, участники фондового рынка). Услуги финансовых
посредников.
Основные типы финансовых инструментов: акции и облигации.
Банковские услуги, предоставляемые гражданам (депозит, кредит,
платёжная карта, денежные переводы, обмен валюты). Дистанционное
банковское обслуживание. Страховые услуги. Защита прав потребителя
финансовых услуг.
Экономические функции домохозяйств. Потребление домашних
хозяйств. Потребительские товары и товары длительного пользования.
Источники доходов и расходов семьи. Семейный бюджет.Личный
финансовый план. Способы и формы сбережений.
Экономические цели и функции государства. Налоги. Доходы и расходы
государства. Государственный бюджет. Государственная бюджетная и
денежно-кредитная политика Российской Федерации. Государственная
политика по развитию конкуренции.
Человек в мире культуры.
Культура, её многообразие и формы. Влияние духовной культуры на
формирование личности. Современная молодёжная культура.
Наука. Естественные и социально-гуманитарные науки. Роль науки в
развитии общества.
Образование. Личностная и общественная значимость образования в
современном
обществе.
Образование
в
Российской
Федерации.
Самообразование.

Политика в сфере культуры и образования в Российской Федерации.
Понятие религии. Роль религии в жизни человека и общества. Свобода
совести и свобода вероисповедания. Национальные и мировые религии.
Религии и религиозные объединения в Российской Федерации.
Что такое искусство. Виды искусств. Роль искусства в жизни человека и
общества.
Роль информации и информационных технологий в современном мире.
Информационная культура и информационная безопасность. Правила
безопасного поведения в Интернете.
9 КЛАСС
Человек в политическом измерении.
Политика и политическая власть. Государство – политическая
организация общества. Признаки государства. Внутренняя и внешняя
политика.
Форма государства. Монархия и республика – основные формы
правления. Унитарное и федеративное государственно-территориальное
устройство.
Политический режим и его виды.
Демократия, демократические ценности. Правовое государство и
гражданское общество.
Участие граждан в политике. Выборы, референдум.
Политические партии, их роль в демократическом обществе.
Общественно-политические организации.
Гражданин и государство.
Основы конституционного строя Российской Федерации. Россия –
демократическое федеративное правовое государство с республиканской
формой правления. Россия – социальное государство. Основные направления
и приоритеты социальной политики российского государства. Россия –
светское государство.
Законодательные, исполнительные и судебные органы государственной
власти в Российской Федерации. Президент – глава государства Российская
Федерация. Федеральное Собрание Российской Федерации: Государственная
Дума и Совет Федерации. Правительство Российской Федерации. Судебная
система в Российской Федерации. Конституционный Суд Российской
Федерации. Верховный Суд Российской Федерации.
Государственное управление. Противодействие коррупции в Российской
Федерации.
Государственно-территориальное устройство Российской Федерации.
Субъекты Российской Федерации: республика, край, область, город
федерального значения, автономная область, автономный округ.
Конституционный статус субъектов Российской Федерации.

Местное самоуправление.
Конституция Российской Федерации о правовом статусе человека и
гражданина.
Гражданство
Российской
Федерации.
Взаимосвязь
конституционных прав, свобод и обязанностей гражданина Российской
Федерации.
Человек в системе социальных отношений.
Социальная структура общества. Многообразие социальных общностей
и групп.
Социальная мобильность.
Социальный статус человека в обществе. Социальные роли. Ролевой
набор подростка.
Социализация личности.
Роль семьи в социализации личности. Функции семьи. Семейные
ценности. Основные роли членов семьи.
Этнос и нация. Россия – многонациональное государство. Этносы и
нации в диалоге культур.
Социальная политика Российского государства.
Социальные конфликты и пути их разрешения.
Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для
человека и общества. Профилактика негативных отклонений поведения.
Социальная и личная значимость здорового образа жизни.
Человек в современном изменяющемся мире.
Информационное общество. Сущность глобализации. Причины,
проявления и последствия глобализации, её противоречия. Глобальные
проблемы и возможности их решения. Экологическая ситуация и способы её
улучшения.
Молодёжь – активный участник общественной жизни. Волонтёрское
движение.
Профессии настоящего и будущего. Непрерывное образование и карьера.
Здоровый образ жизни. Социальная и личная значимость здорового
образа жизни. Мода и спорт.
Современные формы связи и коммуникации: как они изменили мир.
Особенности общения в виртуальном пространстве.
Перспективы развития общества.

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные и метапредметные результаты представлены с учётом
особенностей преподавания обществознания в основной школе.
Планируемые предметные результаты и содержание учебного предмета
распределены по годам обучения с учётом входящих в курс содержательных
модулей (разделов) и требований к результатам освоения основной
образовательной программы, представленных в Федеральном государственном
образовательном стандарте основного общего образования, а также с учётом
федеральной рабочей программы воспитания. Содержательные модули (разделы)
охватывают знания об обществе и человеке в целом, знания всех основных сфер
жизни общества и знание основ российского права. Представленный в программе
вариант распределения модулей (разделов) по годам обучения является одним из
возможных.
Научным сообществом и представителями высшей школы предлагается
такое распределение содержания, при котором модуль (раздел) «Основы
российского права» замыкает изучение курса в основной школе.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные
результаты
воплощают
традиционные
российские
социокультурные и духовно-нравственные ценности, принятые в обществе нормы
поведения, отражают готовность обучающихся руководствоваться ими в жизни, во
взаимодействии с другими людьми, при принятии собственных решений. Они
достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности в процессе
развития у обучающихся установки на решение практических задач социальной
направленности и опыта конструктивного социального поведения по основным
направлениям воспитательной деятельности, в том числе в части:
Гражданского воспитания:
готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его
прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей; активное
участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества,
родного края, страны; неприятие любых форм экстремизма, дискриминации;
понимание роли различных социальных институтов в жизни человека;
представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина,
социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном
и многоконфессиональном обществе; представление о способах
противодействия коррупции; готовность к разнообразной созидательной
деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи; активное

участие в школьном самоуправлении; готовность к участию в гуманитарной
деятельности (волонтёрство, помощь людям, нуждающимся в ней).
Патриотического воспитания:
осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и
многоконфессиональном обществе; проявление интереса к познанию родного
языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов
России; ценностное отношение к достижениям своей Родины – России, к
науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым
достижениям народа; уважение к символам России, государственным
праздникам; историческому, природному наследию и памятникам, традициям
разных народов, проживающих в родной стране.
Духовно-нравственного воспитания:
ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного
выбора; готовность оценивать своё поведение и поступки, поведение и
поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом
осознания последствий поступков; активное неприятие асоциальных
поступков; свобода и ответственность личности в условиях индивидуального
и общественного пространства.
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и
эмоционального благополучия:
осознание ценности жизни; ответственное отношение к своему здоровью
и установка на здоровый образ жизни; осознание последствий и неприятие
вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных
форм вреда для физического и психического здоровья; соблюдение правил
безопасности, в том числе навыки безопасного поведения в интернет-среде;
способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся
социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя
собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели;
умение принимать себя и других, не осуждая;
сформированность навыков рефлексии, признание своего права на
ошибку и такого же права другого человека.
Трудового воспитания:
установка на активное участие в решении практических задач (в рамках
семьи, образовательной организации, города, края) технологической и
социальной направленности, способность инициировать, планировать и
самостоятельно выполнять такого рода деятельность; интерес к
практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на
основе применения изучаемого предметного знания; осознание важности
обучения на протяжении всей жизни для успешной профессиональной

деятельности и развитие необходимых умений для этого; уважение к труду и
результатам трудовой деятельности; осознанный выбор и построение
индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом
личных и общественных интересов и потребностей.
Экологического воспитания:
ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук
для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и
оценка возможных последствий своих действий для окружающей среды;
повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера
экологических проблем и путей их решения; активное неприятие действий,
приносящих вред окружающей среде; осознание своей роли как гражданина и
потребителя в условиях взаимос­вязи природной, технологической и
социальной сред; готовность к участию в практической деятельности
экологической направленности.
Ценности научного познания:
ориентация в деятельности на современную систему научных
представлений об основных закономерностях развития человека, природы и
общества, о взаимосвязях человека с природной и социальной средой;
овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира;
овладение основными навыками исследовательской деятельности; установка
на
осмысление опыта,
наблюдений,
поступков
и
стремление
совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного
благополучия.
Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося
к изменяющимся условиям социальной и природной среды:
освоение обучающимися социального опыта, основных социальных
ролей, соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил
общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах,
включая семью, группы, сформированные по профессиональной
деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из
другой культурной среды;
способность
обучающихся
во
взаимодействии
в
условиях
неопределённости, открытость опыту и знаниям других;
способность действовать в условиях неопределённости, открытость
опыту и знаниям других, повышать уровень своей компетентности через
практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей;
осознавать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции
из опыта других; навык выявления и связывания образов, способность
формирования новых знаний, в том числе способность формулировать идеи,

понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее неизвестных,
осознавать дефицит собственных знаний и компетентностей, планировать своё
развитие;
навык выявления и связывания образов, способность формирования
новых знаний, в том числе способность формулировать идеи, понятия,
гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее неизвестных, осознавать
дефицит собственных знаний и компетентностей, планировать своё развитие;
умение распознавать конкретные примеры понятия по характерным
признакам, выполнять операции в соответствии с определением и
простейшими свойствами понятия, конкретизировать понятие примерами,
использовать понятие и его свойства при решении задач (далее – оперировать
понятиями), а также оперировать терминами и представлениями в области
концепции устойчивого развития;
умение анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и
экономики;
умение оценивать свои действия с учётом влияния на окружающую
среду, достижений целей и преодоления вызовов, возможных глобальных
последствий;
способность обучающихся осознавать стрессовую ситуацию, оценивать
происходящие изменения и их последствия; воспринимать стрессовую
ситуацию как вызов, требующий контрмер; оценивать ситуацию стресса,
корректировать принимаемые решения и действия; формулировать и
оценивать риски и последствия, формировать опыт, уметь находить
позитивное в произошедшей ситуации; быть готовым действовать в
отсутствие гарантий успеха.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Метапредметные результаты освоения основной образовательной
программы, формируемые при изучении обществознания:
1. Овладение универсальными учебными познавательными
действиями.
Базовые логические действия:
выявлять и характеризовать существенные признаки социальных
явлений и процессов;
устанавливать существенный признак классификации социальных
фактов, основания для их обобщения и сравнения, критерии проводимого
анализа;
с учётом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия
в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях;

предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;
выявлять дефицит информации, данных, необходимых для решения
поставленной задачи;
выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и
процессов;
делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных
умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о
взаимосвязях;
самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать
несколько вариантов решения, выбирать наи­более подходящий с учётом
самостоятельно выделенных критериев).
Базовые исследовательские действия:
использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;
формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и
желательным состоянием ситуации, объекта, самостоятельно устанавливать
искомое и данное;
формулировать гипотезу об истинности собственных суждений и
суждений других, аргументировать свою позицию, мнение;
проводить по самостоятельно составленному плану небольшое
исследование по установлению особенностей объекта изучения, причинноследственных связей и зависимостей объектов между собой;
оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную
в ходе исследования;
самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам
проведённого наблюдения, исследования, владеть инструментами оценки
достоверности полученных выводов и обобщений;
прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и
их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, выдвигать
предположения об их развитии в новых условиях и контекстах.
Работа с информацией:
применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и
отборе информации или данных из источников с учётом предложенной
учебной задачи и заданных критериев;
выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать
информацию различных видов и форм представления;
находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие
одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках;
самостоятельно выбирать оптимальную форму представления
информации;

оценивать надёжность информации по критериям, предложенным
педагогическим работником или сформулированным самостоятельно;
эффективно запоминать и систематизировать информацию.
2. Овладение универсальными учебными коммуникативными
действиями.
Общение:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в
соответствии с целями и условиями общения;
выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;
распознавать невербальные средства общения, понимать значение
социальных знаков, знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций
и смягчать конфликты, вести переговоры;
понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к
собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;
в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу
обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и
поддержание благожелательности общения;
сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога,
обнаруживать различие и сходство позиций;
публично представлять результаты выполненного исследования, проекта;
самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач
презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять
устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов.
Совместная деятельность:
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной
работы при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость
применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной
задачи;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия
по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и
результат совместной работы; уметь обобщать мнения нескольких людей,
проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с
учётом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия),
распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых
формах работы (обсуждения, обмен мнений, «мозговые штурмы» и иные);

выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по
своему направлению и координировать свои действия с другими членами
команды;
оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям,
самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия; сравнивать
результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение
результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к
предоставлению отчёта перед группой.
3. Овладение универсальными учебными регулятивными
действиями.
Самоорганизация:
выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях;
ориентироваться
в различных
подходах принятия решений
(индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений в группе);
самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть),
выбирать способ решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и
собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты
решений;
составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма
решения), корректировать предложенный алгоритм с учётом получения новых
знаний об изучаемом объекте;
делать выбор и брать ответственность за решение.
Самоконтроль:
владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;
давать адекватную оценку ситуации и предлагать план её изменения;
учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть
при решении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся
обстоятельствам;
объяснять
причины
достижения
(недостижения)
результатов
деятельности, давать оценку приобретённому опыту, уметь находить
позитивное в произошедшей ситуации;
вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств,
изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей;
оценивать соответствие результата цели и условиям.
Эмоциональный интеллект:
различать, называть и управлять собственными эмоциями и эмоциями
других;
выявлять и анализировать причины эмоций;

ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения
другого;
регулировать способ выражения эмоций.
Принятие себя и других:
осознанно относиться к другому человеку, его мнению;
признавать своё право на ошибку и такое же право другого;
принимать себя и других, не осуждая;
открытость себе и другим;
осознавать невозможность контролировать всё вокруг.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
8 КЛАСС
Человек в экономических отношениях

осваивать и применять знания об экономической жизни общества, её
основных проявлениях, экономических системах, собственности, механизме
рыночного регулирования экономики, финансовых отношениях, роли государства
в экономике, видах налогов, основах государственной бюджетной и денежнокредитной политики, о влиянии государственной политики на развитие
конкуренции;

характеризовать способы координации хозяйственной жизни в
различных экономических системах; объекты спроса и предложения на рынке
труда и финансовом рынке; функции денег;

приводить
примеры
способов
повышения
эффективности
производства; деятельности и проявления основных функций различных
финансовых посредников; использования способов повышения эффективности
производства;

классифицировать (в том числе устанавливать существенный признак
классификации) механизмы государственного регулирования экономики;

сравнивать различные способы хозяйствования;

устанавливать и объяснять связи политических потрясений и
социально-экономических кризисов в государстве;

использовать полученные знания для объяснения причин достижения
(недостижения) результатов экономической деятельности; для объяснения
основных
механизмов
государственного
регулирования
экономики,
государственной политики по развитию конкуренции, социально-экономической
роли и функций предпринимательства, причин и последствий безработицы,
необходимости правомерного налогового поведения;

определять и аргументировать с точки зрения социальных ценностей
и с опорой на обществоведческие знания, факты общественной жизни своё
отношение к предпринимательству и развитию собственного бизнеса;

решать познавательные и практические задачи, связанные с
осуществлением экономических действий, на основе рационального выбора в

условиях ограниченных ресурсов; с использованием различных способов
повышения эффективности производства; отражающие типичные ситуации и
социальные взаимодействия в сфере экономической деятельности; отражающие
процессы;

овладевать смысловым чтением, преобразовывать текстовую
экономическую информацию в модели (таблица, схема, график и пр.), в том числе
о свободных и экономических благах, о видах и формах предпринимательской
деятельности, экономических и социальных последствиях безрабо­тицы;

извлекать информацию из адаптированных источников, публикаций
СМИ и Интернета о тенденциях развития экономики в нашей стране, о борьбе с
различными формами финансового мошенничества;

анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать и
критически оценивать социальную информацию, включая экономикостатистическую, из адаптированных источников (в том числе учебных материалов)
и публикаций СМИ, соотносить её с личным социальным опытом; используя
обществоведческие знания, формулировать выводы, подкрепляя их аргументами;

оценивать собственные поступки и поступки других людей с точки
зрения их экономической рациональности (сложившиеся модели поведения
производителей и потребителей; граждан, защищающих свои экономические
интересы; практики осуществления экономических действий на основе
рационального выбора в условиях ограниченных ресурсов; использования
различных способов повышения эффективности производства, распределения
семейных ресурсов, для оценки рисков осуществления финансовых мошенничеств,
применения недобросовестных практик);

приобретать опыт использования знаний, включая основы финансовой
грамотности, в практической деятельности и повседневной жизни для анализа
потребления домашнего хозяйства, структуры семейного бюджета; составления
личного финансового плана; для выбора профессии и оценки собственных
перспектив в профессиональной сфере; выбора форм сбережений; для реализации и
защиты прав потребителя (в том числе финансовых услуг), осознанного
выполнения гражданских обязанностей, выбора профессии и оценки собственных
перспектив в профессиональной сфере;

приобретать опыт составления простейших документов (личный
финансовый план, заявление, резюме);

осуществлять совместную деятельность, включая взаимодействие с
людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности, на основе
гуманистических ценностей, взаимопонимания между людьми разных культур.
Человек в мире культуры

осваивать и применять знания о процессах и явлениях в духовной
жизни общества, о науке и образовании, системе образования в Российской
Федерации, о религии, мировых религиях, об искусстве и его видах; об информации
как важном ресурсе современного общества;

характеризовать духовно-нравственные ценности (в том числе нормы
морали и нравственности, гуманизм, милосердие, справедливость) нашего
общества, искусство как сферу деятельности, информационную культуру и
информационную безопасность;

приводить примеры политики российского государства в сфере
культуры и образования; влияния образования на социализацию личности; правил
информационной безопасности;

классифицировать по разным признакам формы и виды культуры;

сравнивать формы культуры, естественные и социальногуманитарные науки, виды искусств;

устанавливать и объяснять взаимосвязь развития духовной культуры
и формирования личности, взаимовлияние науки и образования;

использовать полученные знания для объяснения роли непрерывного
образования;

определять и аргументировать с точки зрения социальных ценностей
и с опорой на обществоведческие знания, факты общественной жизни своё
отношение к информационной культуре и информационной безопасности,
правилам безопасного поведения в Интернете;

решать познавательные и практические задачи, касающиеся форм и
многообразия духовной культуры;

овладевать смысловым чтением текстов по проблемам развития
современной культуры, составлять план, преобразовывать текстовую информацию
в модели (таблицу, диаграмму, схему) и преобразовывать предложенные модели в
текст;

осуществлять поиск информации об ответственности современных
учёных, о религиозных объединениях в Российской Федерации, о роли


искусства в жизни человека и общества, о видах мошенничества в Интернете
в разных источниках информации;

анализировать, систематизировать, критически оценивать и
обобщать социальную информацию, представленную в разных формах
(описательную, графическую, аудиовизуальную), при изучении культуры, науки и
образования;

оценивать собственные поступки, поведение людей в духовной сфере
жизни общества;

использовать полученные знания для публичного представления
результатов своей деятельности в сфере духовной культуры в соответствии с
особенностями аудитории и регламентом;

приобретать опыт осуществления совместной деятельности при
изучении особенностей разных культур, национальных и религиозных ценностей.
8
КЛАСС
Человек в политическом измерении

осваивать и применять знания о государстве, его признаках и форме,
внутренней и внешней политике, о демократии и демократических ценностях, о
конституционном статусе гражданина Российской Федерации, о формах участия
граждан в политике, выборах и референдуме, о политических партиях;

характеризовать государство как социальный институт; принципы и
признаки демократии, демократические ценности; роль государства в обществе на
основе его функций; правовое государство;

приводить примеры государств с различными формами правления,
государственно-территориального устройства и политическим режимом;
реализации функций государства на примере внутренней и внешней политики
России; политических партий и иных общественных объединений граждан;
законного участия граждан в политике; связи политических потрясений и
социально- экономического кризиса в государстве;

классифицировать современные государства по разным признакам;
элементы формы государства; типы политических партий; типы общественнополитических организаций;

сравнивать (в том числе устанавливать основания для сравнения)
политическую власть с другими видами власти в обществе; демократические и
недемократические политические режимы, унитарное
и
федеративное
территориально-государственное

устройство, монархию и республику, политическую партию и общественнополитическое движение, выборы и референдум;

устанавливать и объяснять взаимосвязи в отношениях между
человеком, обществом и государством; между правами человека и гражданина и
обязанностями граждан, связи политических потрясений и социальноэкономических кризисов в государстве;

использовать полученные знания для объяснения сущности политики,
политической власти, значения политической деятельности в обществе; для
объяснения взаимосвязи правового государства и гражданского общества; для
осмысления личного социального опыта при исполнении социальной роли
гражданина; о роли информации и информационных технологий в современном
мире для аргументированного объяснения роли СМИ в современном обществе и
государстве;

определять и аргументировать неприемлемость всех форм
антиобщественного поведения в политике с точки зрения социальных ценностей и
правовых норм;

решать в рамках изученного материала познавательные и
практические задачи, отражающие типичные взаимодействия между субъектами
политики; выполнение социальных ролей избирателя, члена политической партии,
участника общественно-политического движения;

овладевать смысловым чтением фрагментов Конституции Российской
Федерации, других нормативных правовых актов, учебных и иных текстов
обществоведческой тематики, связанных с деятельностью субъектов политики,
преобразовывать текстовую информацию в таблицу или схему о функциях
государства, политических партий, формах участия граждан в политике;

искать и извлекать информацию о сущности политики, государстве и
его роли в обществе: по заданию учителя выявлять соответствующие факты из
разных адаптированных источников (в том числе учебных материалов) и
публикаций СМИ с соблюдением правил информационной безопасности при
работе в Интернете;

анализировать и конкретизировать социальную информацию о
формах участия граждан нашей страны в политической жизни, о выборах и
референдуме;

оценивать политическую деятельность различных субъектов политики
с точки зрения учёта в ней интересов развития общества, её соответствия
гуманистическим и демократическим ценностям:

выражать свою точку зрения, отвечать на вопросы, участвовать в дискуссии;

использовать полученные знания в практической учебной
деятельности (включая выполнение проектов индивидуально и в группе), в
повседневной жизни для реализации прав гражданина в политической сфере; а
также в публичном представлении результатов своей деятельности в соответствии
с темой и ситуацией общения, особенностями аудитории и регламентом;

осуществлять совместную деятельность, включая взаимодействие с
людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности, на основе
национальных ценностей современного российского общества: гуманистических и
демократических ценностей, идей мира и взаимопонимания между народами,
людьми разных культур: выполнять учебные задания в парах и группах,
исследовательские проекты.
Гражданин и государство

осваивать и применять знания об основах конституционного строя и
организации государственной власти в Российской Федерации, государственнотерриториальном устройстве Российской Федерации, деятельности высших
органов власти и управления в Российской Федерации; об основных направлениях
внутренней политики Российской Федерации;

характеризовать Россию как демократическое федеративное правовое
государство с республиканской формой правления, как социальное государство,
как светское государство; статус и полномочия Президента Российской Федерации,
особенности формирования и функции Государственной Думы и Совета
Федерации, Правительства Российской Федерации;

приводить примеры и моделировать ситуации в политической сфере
жизни общества, связанные с осуществлением правомочий высших органов
государственной власти Российской Федерации, субъектов Федерации;
деятельности политических партий; политики в сфере культуры и образования,
бюджетной и денежно-кредитной политики, политики в сфере противодействии
коррупции, обеспечения безопасности личности, общества и государства, в том
числе от терроризма и экстремизма;

классифицировать по разным признакам (в том числе устанавливать
существенный признак классификации) полномочия высших органов
государственной власти Российской Федерации;

сравнивать с опорой на Конституцию Российской Федерации
полномочия центральных органов государственной власти и субъектов Российской
Федерации;

устанавливать и объяснять взаимосвязи ветвей власти и субъектов
политики в Российской Федерации, федерального центра и субъектов Российской
Федерации, между правами человека и гражданина и обязанностями граждан;

использовать полученные знания для характеристики роли Российской
Федерации в современном мире; для объяснения сущности проведения в
отношении нашей страны международной политики «сдерживания»; для
объяснения необходимости противодействия коррупции;

с опорой на обществоведческие знания, факты общественной жизни и
личный социальный опыт определять и аргументировать с точки зрения
ценностей гражданственности и патриотизма своё отношение к внутренней и
внешней политике Российской Федерации, к проводимой по отношению к нашей
стране политике «сдерживания»;

решать познавательные и практические задачи, отражающие
процессы, явления и события в политической жизни Российской Федерации, в
международных отношениях;

систематизировать
и
конкретизировать
информацию
о
политической жизни в стране в целом, в субъектах Российской Федерации, о
деятельности высших органов государственной власти, об основных направлениях
внутренней и внешней политики, об усилиях нашего государства в борьбе с
экстремизмом и международным терроризмом;

овладевать смысловым чтением текстов обществоведческой тематики:
отбирать информацию об основах конституционного строя Российской Федерации,
гражданстве Российской Федерации, конституционном статусе человека и
гражданина, о полномочиях высших органов государственной власти, местном
самоуправлении и его функциях из фрагментов Конституции Российской
Федерации, других нормативных правовых актов и из предложенных учителем
источников и учебных материалов, составлять на их основе план, преобразовывать
текстовую информацию в таблицу, схему;

искать и извлекать информацию об основных направлениях
внутренней и внешней политики Российской Федерации, высших органов
государственной власти, о статусе субъекта Федерации, в котором проживают
обучающиеся: выявлять соответствующие факты из публикаций СМИ с
соблюдением правил информационной безопасности при работе в Интернете;

анализировать,
обобщать,
систематизировать
и
конкретизировать информацию о важнейших изменениях в российском
законодательстве, о ключевых решениях высших органов государственной власти
и управления Российской Федерации, субъектов Российской Федерации,
соотносить её с собственными знаниями о политике, формулировать выводы,
подкрепляя их аргументами;

оценивать собственные поступки и поведение других людей в
гражданско-правовой сфере с позиций национальных ценностей нашего общества,
уважения норм российского права, выражать свою точку зрения, отвечать на
вопросы, участвовать в дискуссии;


использовать полученные знания о государстве Российская Федерация
в практической учебной деятельности (выполнять проблемные задания,
индивидуальные и групповые проекты), в повседневной жизни для осознанного
выполнения гражданских обязанностей; публично представлять результаты своей
деятельности (в рамках изученного материала, включая проектную деятельность)
в соответствии с темой и ситуацией общения, особенностями аудитории и
регламентом;

самостоятельно заполнять форму (в том числе электронную) и
составлять простейший документ при использовании портала государственных
услуг;

осуществлять совместную деятельность, включая взаимодействие с
людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности на основе
национальных ценностей современного российского общества: гуманистических и
демократических ценностей, идей мира и взаимопонимания между народами,
людьми разных культур.
Человек в системе социальных отношений

осваивать и применять знания о социальной структуре общества,
социальных общностях и группах; социальных стату­сах, ролях, социализации
личности; важности семьи как ба­зового социального института; об этносе и
нациях, этническом многообразии современного человечества, диалоге куль­тур,
отклоняющемся поведении и здоровом образе жизни;

характеризовать функции семьи в обществе; основы социальной
политики Российского государства;


приводить примеры различных социальных статусов, социальных
ролей, социальной политики Российского государства;

классифицировать социальные общности и группы;

сравнивать виды социальной мобильности;

устанавливать и объяснять причины существования разных
социальных групп; социальных различий и конфликтов;

использовать полученные знания для осмысления личного
социального опыта при исполнении типичных для несовершеннолетних
социальных ролей; аргументированного объяснения социальной и личной
значимости здорового образа жизни, опасности наркомании и алкоголизма для
человека и общества;

определять и аргументировать с опорой на обществоведческие
знания, факты общественной жизни и личный социальный опыт своё отношение к
разным этносам;

решать познавательные и практические задачи, отражающие типичные
социальные взаимодействия; направленные на распознавание отклоняющегося
поведения и его видов;

осуществлять смысловое чтение текстов и составлять на основе


учебных текстов план (в том числе отражающий изу­ченный материал о
социализации личности);

извлекать информацию из адаптированных источников, публикаций
СМИ и Интернета о межнациональных отношениях, об историческом единстве
народов России; преобразовывать информацию из текста в модели (таблицу,
диаграмму, схему) и из предложенных моделей в текст;

анализировать, обобщать, систематизировать текстовую и
статистическую социальную информацию из адаптированных источников,
учебных материалов и публикаций СМИ об отклоняющемся поведении, его
причинах и негативных последствиях; о выполнении членами семьи своих
социальных ролей; о социальных конфликтах; критически оценивать современную
социальную информацию;

оценивать собственные поступки и поведение, демонстрирующее
отношение к людям других национальностей; осознавать неприемлемость
антиобщественного поведения;

использовать полученные знания в практической деятельности для
выстраивания собственного поведения с позиции здорового образа жизни;
осуществлять совместную деятельность с людьми другой
национальной и религиозной принадлежности на основе веротерпимости и
взаимопонимания между людьми разных культур.
Человек в современном изменяющемся мире

осваивать и применять знания об информационном обществе,
глобализации, глобальных проблемах;

характеризовать сущность информационного общества; здоровый
образ жизни; глобализацию как важный общемировой интеграционный процесс;

приводить примеры глобальных проблем и возможных путей их
решения; участия молодёжи в общественной жизни; влияния образования на
возможности профессионального выбора и карьерного роста;

сравнивать требования к современным профессиям;

устанавливать и объяснять причины и последствия глобализации;

использовать полученные знания о современном обществе для
решения познавательных задач и анализа ситуаций, включающих объяснение
(устное и письменное) важности здорового образа жизни, связи здоровья и спорта
в жизни человека;

определять и аргументировать с опорой на обществоведческие
знания, факты общественной жизни и личный социальный опыт своё отношение к
современным формам коммуникации; к здоровому образу жизни;

решать в рамках изученного материала познавательные и
практические задачи, связанные с волонтёрским движением; отражающие
особенности коммуникации в виртуальном пространстве;

осуществлять смысловое чтение текстов (научно-популярных,


публицистических и др.) по проблемам современного общества, глобализации;
непрерывного образования; выбора профессии;

осуществлять поиск и извлечение социальной информации
(текстовой, графической, аудиовизуальной) из различных источников о
глобализации и её последствиях; о роли непрерывного образования в современном
обществе.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
8 КЛАСС
Количество часов
№ п/п

Наименование разделов и тем программы

Контрольные
работы

Всего

Практические
работы

Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы

Раздел 1. Человек в экономических отношениях
1.1

Экономика — основа жизнедеятельности
человека

5

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f419196

1.2

Рыночные отношения в экономике

5

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f419196

1.3

Финансовые отношения в экономике

5

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f419196

1.4

Домашнее хозяйство

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f419196

1.5

Экономические цели и функции государства

4

Итого по разделу

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f419196

20

Раздел 2. Человек в мире культуры
2.1

Культура, её многообразие и формы

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f419196

2.2

Наука и образование в Российской
Федерации

4

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f419196

2.3

Роль религии в жизни общества

2

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f419196

2.4

Роль искусства в жизни человека

2

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f419196

2.5

Роль информации в современном мире

Библиотека ЦОК

2

https://m.edsoo.ru/7f419196

Итого по разделу

11

Защита проектов, итоговое повторение

3

1

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

34

2

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f419196

0

9 КЛАСС
Количество часов
№ п/п

Наименование разделов и тем программы
Всего

Раздел 1. Человек в политическом измерении
1.1
Политика и политическая власть
1.2

Участие граждан в политике

Итого по разделу

Контрольные
работы

Практические
работы

Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы

3

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41b414

3

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41b414

6

Раздел 2. Гражданин и государство
2.1

Основы конституционного строя Российской
Федерации

2

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41b414

2.2

Высшие органы публичной власти в
Российской Федерации

2

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41b414

2

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41b414

Государственно-территориальное устройство
Российской Федерации
2.4
Конституция Российской Федерации о
правовом статусе человека и гражданина
Итого по разделу
2.3

2

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41b414

8

Раздел 3. Человек в системе социальных отношений
3.1

Социальные общности и группы

2

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41b414

3.2

Статусы и роли. Социализация личности.
Семья и её функции

4

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41b414

3.3

Этносы и нации в современном обществе.
Социальная политика Российского
государства

3

3.4

Отклоняющееся поведение и здоровый
образ жизни

2

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41b414

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41b414

Итого по разделу

11

Раздел 4. Человек в современном изменяющемся
мире

5

Защита проектов, итоговое повторение

4

1

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

34

2

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41b414

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41b414

0

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
8 КЛАСС
Количество часов
№ п/п Тема урока
Всего

1

Экономическая жизнь общества

1

Контрольные
работы

Практические
работы

Дата
изучения

Электронные цифровые
образовательные ресурсы

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ebfda0

2
3

Экономическая система и её функции.
Собственность

1

Производство — источник
экономических благ

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ebff6c

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ec0124

4

Предпринимательство.
Производительность труда.
Разделение труда

Библиотека ЦОК
1

https://m.edsoo.ru/f5ec06f6

5

Деньги, обмен, торговля

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ec091c

6
7
8

Рыночная экономика. Конкуренция.
Многообразие рынков

Библиотека ЦОК
1

https://m.edsoo.ru/f5ec0ae8

Спрос и предложение. Рыночное
равновесие

1

Библиотека ЦОК

Предприятие в экономике

1

https://m.edsoo.ru/f5ec0cb4

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ec0e62

9

Заработная плата и стимулирование
труда. Занятость и безработица

Библиотека ЦОК
1

https://m.edsoo.ru/f5ec1132

10
11

Финансовый рынок и финансовые
посредники

1

Банковские услуги

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ec12ea

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ec14b6

12

Страховые услуги

Библиотека ЦОК

1

https://m.edsoo.ru/f5ec175e

13
14

Защита прав потребителя финансовых
услуг

1

Экономические функции
домохозяйств

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ec1920

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ec1ae2

15

Потребление домашних хозяйств.
Потребительские товары и товары
длительного пользования

Библиотека ЦОК
1

https://m.edsoo.ru/f5ec1e70

16

Источники доходов и расходов семьи

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ec2046

17

Экономические цели и функции
государства

Библиотека ЦОК

1

https://m.edsoo.ru/f5ec21ea

18

Налоги. Государственный бюджет.
Государственная политика по
развитию конкуренции

Библиотека ЦОК
1

19

Повторительно-обобщающий урок по
теме "Человек в экономических
отношениях"

1

20

Повторительно-обобщающий урок по
теме "Человек в экономических
отношениях"

1

21

Культура, её многообразие и формы.

1

https://m.edsoo.ru/f5ec23a2

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ec255a

Библиотека ЦОК
1

https://m.edsoo.ru/f5ec27f8

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ec29ce

22
23

Наука. Роль науки в развитии
общества

1

Образование в современном обществе

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ec2b86

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ec2d2a

24

25
26

27

28

Образование в Российской
Федерации. Самообразование
Политика в сфере культуры и
образования в Российской Федерации

Библиотека ЦОК

1

https://m.edsoo.ru/f5ec305e

Библиотека ЦОК
1

https://m.edsoo.ru/f5ec31da

Роль религии в жизни человека и
общества

1

Библиотека ЦОК

Национальные и мировые религии.
Религии и религиозные объединения в
Российской
Федерации

1

Что такое искусство. Виды искусств

1

https://m.edsoo.ru/f5ec3356

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ec34c8

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ec363a

Роль искусства в жизни человека и
общества

1

30

Роль информации и
информационных технологий в
современном мире

1

31

Повторительно-обобщающий урок по
теме "Человек в мире
культуры"

1

32

Защита проектов по теме по теме
"Финансовая грамотность"

1

29

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ec38c4

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ec3a5e

Библиотека ЦОК
1

https://m.edsoo.ru/f5ec3bd0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ec3d60

33

34

Защита проектов по теме "Человек
в экономике"
Итоговое повторение по темам
"Человек в экономике", "Человек в
мире культуры"

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

Библиотека ЦОК

1

https://m.edsoo.ru/f5ec3f72

Библиотека ЦОК

1

34

https://m.edsoo.ru/f5ec40e4

2

0

9 КЛАСС
Количество часов
№
п/п

Тема урока

Всего

1

Политика и политическая власть

1

2

Государство — политическая
организация общества

1

3

Политические режимы

1

4

Формы политического участия.
Выборы, референдум

1

5

Политические партии, их роль в
демократическом обществе.
Общественно- политические
организации

1

6

Повторительно-обобщающий
урок по теме "Человек в
политическом измерении"

1

7
8

Основы конституционного строя
Российской Федерации
Основы конституционного строя
Российской Федерации

1

Контрольные
работы

Практические
работы

Дата
изучения

Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ec4652

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ec47ec

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ec4aee

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ec4c9c

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ec4e68

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ec53c2

1

9

Высшие органы публичной
власти в Российской Федерации

1

10

Высшие органы публичной
власти в Российской Федерации

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ec575a

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ec591c

11

Государственнотерриториальное устройство
Российской Федерации

1

12

Местное самоуправление

1

13

Конституционный статус
гражданина Российской
Федерации. Гражданство
Российской Федерации

1

14

Повторительно-обощающий урок
по теме «Гражданин и
государство»

1

15

Социальная структура общества

1

16

Социальная мобильность

1

17

Социальный статус человека в
обществе

1

18

Социальные роли. Ролевой набор
подростка

1

19

Социализация личности

1

20

Семья и ее функции

1

21

Этнос и нация. Россиямногонациональное государство

1

22

Этнос и нация. Россиямногонациональное государство

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ec5ae8

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ec5dcc

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ec5f7a

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ec6150

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ec64de

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ec66a0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ec6a4c

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ec6c40

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ec6e0c

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ec6fce

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ec7190

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ec746a

23

Социальная политика
Российского государства

1

24

Отклоняющееся поведение

1

25

Повторительно-обобщающий
урок по теме "Человек в системе
социальных отношений"

1

26

Информационное общество.
Сущность глобализации

1

27

Сущность глобализации

1

28

Молодёжь — активный участник
общественной жизни

1

29

Профессиии настоящего и
будущего. Здоровый образ
жизни. Мода и спорт

1

30

Современные формы связи и
коммуникации: как они изменили
мир

1

31

Защита проектов, итоговое
повторение по теме "Человек в
политическом измерении"

1

32

Защита проектов, итоговое
повторение по теме "Гражданин и
государство"

1

33

Защита проектов, итоговое
повторение по теме "Человек в
системе социальных отношений"

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ec55a2

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ec765e

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ec7a0a

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ec96de

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ec98b4

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ec9a58

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ec9be8

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ec9e54

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ec9fc6

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5eca1ec

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5eca3d6

34

Защита проектов, итоговое
повторение по теме "Человек в
современном изменющемся
мире"

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5eca552

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
• Обществознание, 9 класс/ Боголюбов Л.Н., Лазебникова А.Ю.,
Матвеев А.И. и другие, Акционерное общество «Издательство
«Просвещение»
• Обществознание, 8 класс/ Боголюбов Л.Н., Лазебникова А.Ю.,
Городецкая Н.И. и другие, Акционерное общество «Издательство
«Просвещение»

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
 Различные аспекты преподавания обществознания. – URL:
https://edsoo.ru/mr-obshhestvoznanie/
 Список «Наши герои». – URL:
https://edsoo.ru/wpcontent/uploads/2024/06/nashi-geroi.-metodicheskiematerialy.pdf
 Сохранение и укрепление традиционных российских ценностей. –
URL: https://edsoo.ru/mr-sohranenie-i-ukreplenie-tradiczionnyh-rossijskihczennostejvideo/
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ
СЕТИ ИНТЕРНЕТ
Библиотека ЦОС https://myschool.edu.ru/


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».