РП литературное чтение на родном (русском) языке 2-3

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Свердловская область
Тугулымский муниципальный округ
МБОУ Юшалинская СОШ № 25

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

руководитель ШМО

заместитель директора
по УВР

директор

________________________ ________________________ ________________________
Ассенгеймер Н.Н.
Протокол № 5
от «28» мая 2025 г.

Новопашина Е.Е.

Фёдорова Т.Н.
Приказ № 56
от «29» мая 2025 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Литературное чтение на родном (русском) языке»
для обучающихся 1-4 классов

п.Юшала 2025

Пояснительная записка
Рабочая программа по литературному чтению на русском родном языке на уровень начального общего
образования для обучающихся 1–4-х классов МБОУ Юшалинская СОШ №25 разработана в соответствии
с требованиями









Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
приказа Минпросвещения от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
приказа Минпросвещения от 16.11.2022 № 992 «Об утверждении федеральной образовательной
программы начального общего образования»;
приказа Минпросвещения от 22.03.2021 № 115 «Об утверждении Порядка организации
и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным
программам — образовательным программам начального общего, основного общего и среднего
общего образования»;
учебного плана начального общего образования, утвержденного приказом МБОУ Юшалинская
СОШ № 25 от 29.05.2025 г № 10 «Об утверждении основной образовательной программы
начального общего образования»;
федеральной рабочей программы по учебному предмету «Литературное чтение на русском
родном языке».

Программа «Литературное чтение на родном (русском) языке» является
составляющей
предметной области «Родной язык и литературное чтение на родном языке».
Цель изучения курса – углубленно знакомить учащихся с детской литературой и книгой,
обеспечивать литературное развитие младших школьников, раскрыть перед детьми мир нравственноэстетических ценностей и духовной культуры, накопленных предыдущими поколениями, выработать
художественный вкус, формировать культуру чувств, общения
Место в учебном плане: общее число часов, отведенных на изучение «Литературного чтения на
родном(русском) языке» - 34 чаав (0,5 часа в неделю в каждом классе): во 2–3-х классах – по 17 часов.
Для реализации программы используются учебники, допущенные к использованию при реализации
имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного
общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность,
приказом Минпросвещения от 21.09.2022 № 858:
- Литературное чтение на родном русском языке: 2 класс: учебное пособие для общеобразовательных
организаций/ О.М. Александрова, М.И. Кузнецова, В.Ю. Романова (и др.) - М.: Просвещение, 2021
- Литературное чтение на родном русском языке: 3 класс: учебное пособие для
общеобразовательныхорганизаций/ О.М. Александрова, М.И. Кузнецова, В.Ю. Романова (и др.) М.: Просвещение, 2021

Интернет-ресурсы
- Академический
орфографический словарь.
URL:
http://gramota.ru/slovari/info/lop
(дата
обращения: 10.09.2020).
- Кругосвет – универсальная энциклопедия. URL: http://www.krugosvet.ru (дата обращения: 10.09.2020).
- Культура письменной речи. URL: http://gramma.ru (дата обращения: 10.09.2020).
- Мир русского слова. URL: http://gramota.ru/biblio/magazines/mrs (дата обращения: 10.09.2020).
- 18Портал «Словари.ру». URL: http://slovari.ru (дата обращения: 10.09.2020).
-Православная
библиотека:
справочники,
энциклопедии,
словари.
URL:
https://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki (дата обращения: 10.09.2020).

-Русская
виртуальная
библиотека.
URL:
http://www.rvb.ru
Русская
речь.
URL:
http://gramota.ru/biblio/magazines/rr/ (дата обращения: 10.09.2020).
- Русский филологический портал. URL: http://www.philology.ru (дата обращения: 10.09.2020).
- Словари и энциклопедии на Академике. URL: https://dic.academic.ru (дата обращения: 10.09.2020).
-Стихия: классическая русская/советская поэзия. URL: http://litera.ru/stixiya (дата обращения: 10.09.2020).
-Фундаментальная электронная библиотека «Русская
литература и
фольклор»:
словари,
энциклопедии. URL: http://feb-web.ru/feb/feb/dict.htm (дата обращения: 10.09.2020).

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
1КЛАСС
РАЗДЕЛ 1. МИР ДЕТСТВА
Я и книги
Не красна книга письмом, красна умом
Произведения, отражающие первые шаги в чтении. Например:
С. А. Баруздин. «Самое простое дело».
Л. В. Куклин. «Как я научился читать» (фрагмент).
Н. Н. Носов. «Тайна на дне колодца» (фрагмент главы «Волшебные сказки»).
Я взрослею
Без друга в жизни туго
Пословицы о дружбе.
Произведения, отражающие представление о дружбе как нравственно-этической ценности,
значимой для национального русского сознания. Например:
Н. К. Абрамцева. «Цветы и зеркало».
И. А. Мазнин. «Давайте будем дружить друг с другом» (фрагмент).
С. Л. Прокофьева. «Самый большой друг».
Не тот прав, кто сильный, а тот, кто честный
Пословицы о правде и честности.
Произведения, отражающие традиционные представления о честности как нравственном ориентире.
В. А. Осеева. «Почему?».
Л. Н. Толстой. «Лгун».
Я фантазирую и мечтаю
Необычное в обычном
Произведения, отражающие умение удивляться при восприятии окружающего мира. Например:
С. А. Иванов. «Снежный заповедник» (фрагмент).
В. В. Лунин. «Я видела чудо».
М. М. Пришвин. «Осинкам холодно».
А. С. Пушкин. «Ещё дуют холодные ветры».
РАЗДЕЛ 2. РОССИЯ - РОДИНА МОЯ
Что мы Родиной зовём
С чего начинается Родина?
Произведения, отражающие многогранность понятия «Родина». Например:

Ф. П. Савинов. «Родное» (фрагмент).
П. А. Синявский. «Рисунок».
К. Д. Ушинский. «Наше Отечество».
О родной природе
Сколько же в небе всего происходит
Поэтические представления русского народа о солнце, луне, звёздах, облаках; отражение этих
представлений в фольклоре и их развитие в русской поэзии и прозе. Например: Русские народные
загадки о солнце, луне, звёздах, облаках.
И. А. Бунин. «Серп луны под тучкой длинной…»
С. В. Востоков. «Два яблока». В. М. Катанов. «Жар-птица». А. Н. Толстой. «Петушки».

2

КЛАСС

РАЗДЕЛ 1. МИР ДЕТСТВА

Я и книги
Произведения, отражающие детское восприятие услышанных рассказов, сказок, стихов. Например:
Е. Н. Егорова. «Детство Александра Пушкина» (глава «Нянины сказки»).
Т. А. Луговская. «Как знаю, как помню, как умею» (фрагмент).

Я взрослею
Как аукнется, так и откликнется
Пословицы об отношении к другим людям.
Произведения, отражающие традиционные представления об отношении к другим людям.
В. В. Бианки. «Сова».
Л. И. Кузьмин. «Дом с колокольчиком».
Воля и труд дивные всходы дают
Пословицы о труде.
Произведения, отражающие представление о трудолюбии как нравственно-этической ценности,
значимой для национального русского сознания.
Е. А. Пермяк. «Маркел-самодел и его дети».
Б. В. Шергин. «Пословицы в рассказах».
Кто идёт вперёд, того страх не берёт
Пословицы о смелости.
Произведения, отражающие традиционные представления о смелости как нравственном ориентире.
С. П. Алексеев. «Медаль».
В. В. Голявкин. «Этот мальчик».

Я и моя семья
Семья крепка ладом
Произведения, отражающие традиционные представления о семейных ценностях. Например:
С. Г. Георгиев. «Стрекот кузнечика».
В. В. Голявкин. «Мой добрый папа» (фрагмент).
М. В. Дружинина. «Очень полезный подарок».
Л. Н. Толстой. «Отец и сыновья».
Я фантазирую и мечтаю
Мечты, зовущие ввысь
Произведения, отражающие представления об идеалах в детских мечтах. Например:
Н. К. Абрамцева. «Заветное желание».
Е.В.Григорьева. «Мечта».
Л.Н.Толстой. «Воспоминания» (глава «Фанфаронова гора»).
РАЗДЕЛ 2. РОССИЯ - РОДИНА МОЯ
Родная страна во все времена сынами сильна
Люди земли Русской
Художественные биографии выдающихся представителей русского народа. Например:
В. А. Бахревский. «Виктор Васнецов» (глава «Рябово»).
М. А. Булатов, В. И. Порудоминский. «Собирал человек слова… Повесть о В. И. Дале»
(фрагмент).
М. Л. Яковлев. «Сергий Радонежский приходит на помощь» (фрагмент).

Народные праздники, связанные с временами года
Хорош праздник после трудов праведных
Песни-веснянки.
Произведения о праздниках и традициях, связанных с народным календарём. Например:
Л.Ф. Воронкова. «Девочка из города» (глава «Праздник весны»).
В. А. Жуковский. «Жаворонок».
А. С. Пушкин. «Птичка».
И.С.Шмелёв.«Лето Господне» (фрагмент главы «Масленица»).
О родной природе
К зелёным далям с детства взор приучен

Поэтические представления русского народа о поле, луге, травах и цветах; отражение этих
представлений в фольклоре и их развитие в русской поэзии и прозе. Например:
Русские народные загадки о поле, цветах.
Ю. И. Коваль. «Фарфоровые колокольчики».
И. С. Никитин. «В чистом поле тень шагает».
М. С. Пляцковский. «Колокольчик».
В. А. Солоухин. «Трава» (фрагмент).
Ф. И. Тютчев. «Тихой ночью, поздним летом…»

3

КЛАСС

РАЗДЕЛ 1. МИР ДЕТСТВА

Я и книги
Пишут не пером, а умом
Произведения, отражающие первый опыт «писательства». Например:
В. И. Воробьев. «Я ничего не придумал» (глава «Мой дневник»). В. П. Крапивин. «Сказки
Севки Глущенко» (глава «День рождения»).

Я взрослею
Жизнь дана на добрые дела
Пословицы о доброте.
Произведения, отражающие представление о доброте как нравственно-этической ценности,
значимой для национального русского сознания. Например:
Ю. А. Буковский. «О Доброте — злой и доброй».
Л. Л. Яхнин. «Последняя рубашка».
Живи по совести
Пословицы о совести.
Произведения, отражающие представление о совести как нравственно-этической ценности,
значимой для национального русского сознания. Например:
П. В. Засодимский. «Гришина милостыня».
Н. Г. Волкова. «Дреби-Дон».

Я и моя семья
В дружной семье и в холод тепло
Произведения, отражающие традиционные представления о семейных ценностях (лад, любовь,

взаимопонимание, забота, терпение, уважение к старшим). Например:
О. Ф. Кургузов. «Душа нараспашку».
А. Л. Решетов. «Зёрнышки спелых яблок» (фрагмент).
В. М. Шукшин. «Как зайка летал на воздушных шариках» (фрагмент).

Я фантазирую и мечтаю
Детские фантазии
Произведения, отражающие значение мечты и фантазии для взросления, взаимодействие мира
реального и мира фантастического. Например:
В. П. Крапивин. «Брат, которому семь» (фрагмент главы «Зелёная грива»).
Л. К. Чуковская. «Мой отец — Корней Чуковский» (фрагмент).

РАЗДЕЛ 2. РОССИЯ — РОДИНА МОЯ
Родная страна во все времена сынами сильна
Люди земли Русской
Произведения о выдающихся представителях русского на- рода. Например:
О. М. Гурьян. «Мальчик из Холмогор» (фрагмент).
В. А. Бахревский. «Семён Дежнёв» (фрагмент). Н. М. Коняев. «Правнуки богатырей» (фрагмент).
А. Н. Майков. «Ломоносов» (фрагмент).

От праздника к празднику
Всякая душа празднику рада
Произведения о праздниках, значимых для русской куль- туры: Рождестве, Пасхе. Например:
Е. В. Григорьева. «Радость».
А.И.Куприн.«Пасхальные колокола» (фрагмент).
С. Чёрный. «Пасхальный визит» (фрагмент).
О родной природе
Неразгаданная тайна — в чащах леса…
Поэтические представления русского народа о лесе, реке, тумане; отражение этих представлений в
фольклоре и их развитие в русской поэзии и прозе. Например:
Русские народные загадки о лесе, реке, тумане.
В. П. Астафьев. «Зорькина песня» (фрагмент).
В. Д. Берестов. «У реки».

И. С. Никитин. «Лес».
К. Г. Паустовский. «Клад».

М. М. Пришвин. «Как распускаются разные деревья».
И. П. Токмакова. «Туман».
4

КЛАСС

РАЗДЕЛ 1. МИР ДЕТСТВА

Я и книги
Произведения, отражающие ценность чтения в жизни человека, роль книги в становлении личности.
Например:
С.Т.Аксаков. «Детские годы Багрова-внука» (фрагмент главы «Последовательные воспоминания»).
Д. Н. Мамин-Сибиряк. «Из далёкого прошлого» (глава «Книжка с картинками»).
С. Т. Григорьев. «Детство Суворова» (фрагмент).

Я взрослею
Скромность красит человека
Пословицы о скромности.
Произведения, отражающие традиционные представления о скромности как черте характера.
Например:
Е. В. Клюев. «Шагом марш».
И.П.Токмакова.«Разговор татарника и спорыша».
Любовь всё побеждает
Произведения, отражающие традиционные представления о милосердии, сострадании,
сопереживании, чуткости, любви как нравственно-этических ценностях, значимых для национального
русского сознания. Например:
Б. П. Екимов. «Ночь исцеления».
И.С.Тургенев. «Голуби».

Я и моя семья
Такое разное детство
Произведения, раскрывающие картины мира русского детства в разные исторические эпохи:
взросление, особенности отношений с окружающим миром, взрослыми и сверстниками. Например:
Е. Н. Верейская. «Три девочки» (фрагмент).

М. В. Водопьянов. «Полярный лётчик» (главы «Маленький мир», «Мой первый „полёт”»).
О. В. Колпакова. «Большое сочинение про бабушку» (главы «Про печку», «Про чистоту»).
К. В. Лукашевич. «Моё милое детство» (фрагмент).

Я фантазирую и мечтаю
Придуманные миры и страны
Отражение в произведениях фантастики проблем реального мира. Например:
Т. В. Михеева. «Асино лето» (фрагмент).
В. П. Крапивин. «Голубятня на жёлтой поляне» (фрагменты).

РАЗДЕЛ 2. РОССИЯ — РОДИНА МОЯ
Родная страна во все времена сынами сильна
Люди земли Русской
Произведения о выдающихся представителях русского народа. Например:
Е. В. Мурашова. «Афанасий Никитин» (глава «Каффа»).
Ю. М. Нагибин. «Маленькие рассказы о большой судьбе» (глава «В школу»).

Что мы Родиной зовём
Широка страна моя родная
Произведения, отражающие любовь к Родине; красоту различных уголков родной земли. Например:
А. С. Зеленин. «Мамкин Василёк» (фрагмент).
А. Д. Дорофеев. «Веретено».
В. Г. Распутин. «Саяны».
Сказ о валдайских
колокольчиках.О родной
природе
Под дыханьем непогоды
Поэтические представления русского народа о ветре, морозе, грозе; отражение этих
представлений в фольклоре и их развитие в русской поэзии и прозе. Например:
Русские народные загадки о ветре, морозе, грозе.
А. Н. Апухтин. «Зимой». В. Д. Берестов. «Мороз». А. Н. Майков. «Гроза».
Н. М. Рубцов. «Во время грозы»

Виды речевой и читательской деятельности
Аудирование (слушание)
Восприятие на слух и понимание художественных произведений, отражающих национальнокультурные ценности, богатство русской речи; умения отвечать на вопросы по воспринятому на слух
тексту и задавать вопросы по содержанию воспринятого на слух текста.
Чтение
Чтение вслух. Постепенный переход от слогового к плавному осмысленному правильному чтению
целыми словами вслух (скорость чтения в соответствии с индивидуальным темпом чтения,
позволяющим осознать текст). Соблюдение орфоэпических норм чтения. Передача с помощью
интонирования смысловых особенностей разных по виду и типу текстов.
Чтение про себя. Осознание при чтении про себя смысла доступных по объему и жанру произведений.
Понимание особенностей разных видов чтения.
Чтение произведений устного народного творчества: русский фольклорный текст как источник
познания ценностей и традиций народа.
Чтение текстов художественных произведений, отражающих нравственно-этические ценности и
идеалы, значимые для национального сознания и сохраняющиеся в культурном пространстве на
протяжении многих эпох: любовь к Родине, вера, справедливость, совесть, сострадание и др. Черты
русского национального характера: доброта, бескорыстие, трудолюбие, честность, смелость и др.
Русские национальные традиции: единение, взаимопомощь, открытость, гостеприимство и др.
Семейные ценности: лад, любовь, взаимопонимание, забота, терпение, почитание родителей.
Отражение в русской литературе культуры православной семьи.
Мир русского детства: взросление, особенность отношений с окружающим миром, взрослыми и
сверстниками; осознание себя как носителя и продолжателя русских традиций. Эмоциональнонравственная оценка поступков героев.
Понимание особенностей русской литературы: раскрытие внутреннего мира героя, его переживаний;
обращение к нравственным проблемам. Поэтические представления русского народа о мире природы
(солнце, поле, лесе, реке, тумане, ветре, морозе, грозе и др.), отражение этих представлений в фольклоре
и их развитие в русской поэзии и прозе. Сопоставление состояния окружающего мира с чувствами и
настроением человека.
Чтение информационных текстов: историко-культурный комментарий к произведениям, отдельные
факты биографии авторов изучаемых текстов.
Говорение (культура речевого общения)
Диалогическая и монологическая речь. Участие в коллективном обсуждении прочитанных текстов,
доказательство собственной точки зрения с опорой на текст; высказывания, отражающие специфику
русской художественной литературы. Пополнение словарного запаса. Воспроизведение услышанного
или прочитанного текста с опорой на ключевые слова, иллюстрации к тексту (подробный, краткий,
выборочный пересказ текста).

Соблюдение в учебных ситуациях этикетных форм и устойчивых формул‚ принципов этикетного
общения, лежащих в основе национального речевого этикета.
Декламирование (чтение наизусть) стихотворных произведений по выбору учащихся.
Письмо (культура письменной речи)
Создание небольших по объему письменных высказываний по проблемам, поставленным в изучаемых
произведениях.
Библиографическая культура
Выбор книг по обсуждаемой проблематике, в том числе с опорой на список произведений для
внеклассного чтения, рекомендованных в учебнике. Использование соответствующих возрасту
словарей и энциклопедий, содержащих сведения о русской культуре.
Круг чтения
Произведения русского устного народного творчества; произведения классиков русской литературы XIX–
ХХ вв. и современной отечественной литературы, отражающие национально-культурные ценности и
традиции русского народа, особенности его мировосприятия. Основные темы детского чтения:
художественные произведения о детстве, о становлении характера, о Родине, о выдающихся
представителях русского народа (первооткрывателях, писателях, поэтах, художниках, полководцах), о
праздниках, значимых для русской культуры, о детских фантазиях и мечтах.
Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение)
Жанровое разнообразие изучаемых произведений: малые и большие фольклорные формы; литературная
сказка; рассказ, притча, стихотворение. Прозаическая и поэтическая речь; художественный вымысел;
сюжет; тема; герой произведения; портрет; пейзаж; ритм; рифма. Национальное своеобразие сравнений
и метафор; их значение в художественной речи.
Творческая деятельность обучающихся (на основе изученных литературных произведений)
Интерпретация литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям,
инсценирование; создание собственного устного и письменного текста на основе художественного
произведения с учетом коммуникативной задачи (для разных адресатов); с опорой на серию
иллюстраций к произведению, на репродукции картин русских художников.

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Результаты изучения предмета «Литературное чтения на родном (русском) языке» в составе
предметной области «Родной язык и литературное чтение на родном языке» соответствуют
требованиям к результатам освоения основной образовательной программы начального общего
образования, сформулированным в Федеральном государственном образовательном стандарте
начального общего образования.

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения предмета «Литературное чтения на родном (русском) языке» у
обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты, представленные по
основным направлениям воспитательной деятельности:
гражданско-патриотического воспитания:
— становление ценностного отношения к своей Родине — России, в том числе через
изучение художественных произведений, отражающих историю и культуру страны;
— осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, понимание
роли русского языка как государственного языка Российской Федерации и языка
межнационального общения народов России;
— сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края, в
том числе через обсуждение ситуаций при работе с художественными произведениями;
— уважение к своему и другим народам, формируемое в том числе на основе примеров из
художественных произведений и фольклора;
—
первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и
ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения
и правилах межличностных отношений, в том числе отражённых в фольклорных и
художественных произведениях;
духовно-нравственного воспитания:
— признание индивидуальности каждого человека с опорой на собственный жизненный и
читательский опыт;
— проявление сопереживания, уважения и доброжелательности, в том числе с
использованием адекватных языковых средств, для выражения своего состояния и чувств;
проявление эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам
других людей;
- неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального
вреда другим людям (в том числе связанного с использованием недопустимых средств языка);
- сотрудничество со сверстниками, умение не создавать конфликтов и находить выходы из
спорных ситуаций, в том числе с опорой на примеры художественных произведений;
эстетического воспитания:
- уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным

видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов;
- стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности, в том числе в
искусстве слова;
физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального
благополучия:
- соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в
окружающей среде (в том числе информационной) при поиске дополнительной информации;
- бережное отношение к физическому и психическому здоровью, проявляющееся в выборе
приемлемых способов речевого самовыражения и соблюдении норм речевого этикета и правил
общения;
трудового воспитания:
- осознание ценности труда в жизни человека и общества (в том числе благодаря примерам из
художественных произведений), ответственное потребление и бережное отношениек результатам труда,
навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям,
возникающий при обсуждении примеров из художественных произведений;

экологического воспитания:
- бережное отношение к природе, формируемое в процессе работы с текстами;
- неприятие действий, приносящих ей вред;
ценности научного познания:
- первоначальные представления о научной картине мира, формируемые в том числе в процессе
усвоения ряда литературоведческих понятий;
- познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность исамостоятельность
в познании, в том числе познавательный интерес к чтению художественных произведений, активность
и самостоятельность при выборе круга чтения.МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения предмета «Литературное чтения на родном (русском) языке» у
обучающегося будут сформированы следующие познавательные универсальные учебные действия.
Базовые логические действия:
- сравнивать различные тексты, устанавливать основания для сравнения текстов, устанавливать
аналогии текстов;
- объединять объекты (тексты) по определённому признаку;
- определять существенный признак для классификации пословиц, поговорок, фразеологизмов;
- находить в текстах закономерности и противоречия на основе предложенного учителемалгоритма
наблюдения; анализировать алгоритм действий при анализе текста, самостоятельно выделять учебные
операции при анализе текстов;
- выявлять недостаток информации для решения учебной и практической задачи на основе
предложенного алгоритма, формулировать запрос на дополнительную информацию;
- устанавливать причинно-следственные связи при анализе текста, делать выводы.

Базовые исследовательские действия:
- с помощью учителя формулировать цель, планировать изменения собственного высказывания в
соответствии с речевой ситуацией;
- сравнивать несколько вариантов выполнения задания, выбирать наиболее подходящий (на основе
предложенных критериев);проводить по предложенному плану несложное мини-исследование,
выполнять по предложенному плану проектное задание;
- формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе -результатов проведённого
смыслового анализа текста; формулировать с помощью учителя вопросы в процессе анализа
предложенного текстового материала;
- прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или
сходных ситуациях.
Работа с информацией:
- выбирать источник получения информации: нужный словарь, справочник для получения
запрашиваемой информации, для уточнения;
- согласно заданному алгоритму находить представленную в явном виде информацию в предложенном
источнике: в словарях, справочниках;
- распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании
предложенного учителем способа её проверки (обращаясь к словарям, справочникам,учебнику);
- соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников, родителей, законных представителей)
правила информационной безопасности при поиске информации в Интернете;
- анализировать и создавать текстовую, графическую, видео, звуковую информацию в соответствии с
учебной задачей;
- понимать информацию, зафиксированную в виде таблиц, схем; самостоятельно создавать схемы,
таблицы для представления результатов работы с текстами.
К концу обучения в начальной школе у обучающегося формируются коммуникативные
универсальные учебные действия.
Общение:
- воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями иусловиями
общения в знакомой среде;
- проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалогии дискуссии;
- признавать возможность существования разных точек зрения;
- корректно и аргументированно высказывать своё мнение;
- строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
- создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование) в соответствии с
речевой ситуацией;
- готовить небольшие публичные выступления о результатах парной и групповой работы,о результатах
наблюдения, выполненного мини-исследования, проектного задания;
- подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления.
- формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учётом участия в
коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного учителем формата

планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;
- принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению:
распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
- проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться, самостоятельно разрешать
конфликты;
- ответственно выполнять свою часть работы;. оценивать свой вклад в общий результат;
- выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы.
К концу обучения в начальной школе у обучающегося формируются регулятивные
универсальные учебные действия.
Самоорганизация:
- планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;
- выстраивать последовательность выбранных действий.
Самоконтроль:
- устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности;
- корректировать свои учебные действия для преодоления речевых ошибок и ошибок, связанных с
анализом текстов;
- соотносить результат деятельности с поставленной учебной задачей по анализу текстов;
- находить ошибку, допущенную при работе с текстами;
- сравнивать результаты своей деятельности и деятельности одноклассников, объективнооценивать их
по предложенным критериям.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К концу обучения во 2 классе обучающийся научится:
Совместная деятельность:
- ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, соотносить поступки героев с
нравственными нормами;
- владеть элементарными представлениями о национальном своеобразии метафор, олицетворений,
эпитетов и видеть в тексте -данные средства художественной выразительности;
- совершенствовать в процессе чтения произведений русской литературы читательскиеумения:
читать вслух и про себя,
- владеть элементарными приёмами интерпретации художественных и учебных текстов;
- применять опыт чтения произведений русской литературы для речевого самосовершенствования:
участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного текста, доказывать и подтверждать
собственное мнение ссылками на текст;
- обогащать собственный круг чтения;
- соотносить впечатления от прочитанных и прослушанных произведений с впечатлениямиот других
видов искусства.

К концу обучения в 3 классе обучающийся научится:
- осознавать коммуникативно-эстетические возможности русского языка на основе изучения
произведений русской литературы;
- осознавать родную литературу как национально-культурную ценность народа, как средство
сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
- давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
- совершенствовать в процессе чтения произведений русской литературы читательские умения: читать
вслух и про себя, владеть элементарными приёмами интерпретации и анализа художественных, научнопопулярных и учебных текстов;
- применять опыт чтения произведений русской литературы для речевого самосовершенствования:
участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного текста, доказывать и подтверждать
собственное мнение ссылками на текст; передавать содержание прочитанного или прослушанного с
учётом специфики текста в виде пересказа (полного или краткого), пересказывать литературное
произведение от имени одного из действующих лиц;
- пользоваться справочными источниками для понимания текста и получения дополнительной
информации.

2 класс
№ п/п

Название раздела и тем.

Количество
часов

Раздел 1. МИР ДЕТСТВА
1

Я и книги

2

2

Я взрослею

3

3

Я и моя семья

3

3

Я фантазирую и мечтаю

1

Итого по разделу

9

Раздел 2. РОССИЯ — РОДИНА МОЯ
1

Родная страна во все времена сынами сильна

3

2

Народные праздники, связанные с временами года

2

3

О родной природе

2

Итого по разделу

8

Итого за год

17

3 класс
№ п/п

Название раздела и тем.

Количество
часов

Раздел 1. МИР ДЕТСТВА
1

Я и книги

2

2

Я взрослею

2

3

Я и моя семья

3

3

Я фантазирую и мечтаю

3

Итого по разделу

10

Раздел 2. РОССИЯ — РОДИНА МОЯ
1

Родная страна во все времена сынами сильна

1

2

От праздника к празднику

2

3

О родной природе

4

Итого по разделу

7

Итого за год

17

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
2 класс
№
п/п

Тема урока

Количество часов
всего

Дата
изуч
контро практи ения
льные ческие
работы работы

Виды,
формы
контроля

1.

Произведения, отражающие детское
восприятие услышанных рассказов,
сказок, стихов. Е. Н. Егорова. «Детство
Александра Пушкина» (глава «Нянины
сказки»).

1

0

1

Устный опрос;

2.

Произведения, отражающие детское
восприятие услышанных рассказов,
сказок, стихов. Т. А. Луговская. «Как
знаю, как помню, как умею»
(фрагмент).

1

0

1

Устный опрос;

3.

Как аукнется, так и откликнется.
Пословицы об отношении к другим
людям.В. В. Бианки. «Сова».

1

0

1

Устный опрос;

4.

Произведения, отражающие
традиционные представления об
отношении к другим людям. Л. И.
Кузьмин. «Дом с колокольчиком».

1

0

1

Устный опрос;

5.

Пословицы о труде.Произведения,
отражающие представление о
трудолюбии как нравственно- этической
ценности, значимой для национального
русского сознания. Б. В. Шергин.
«Пословицы в рассказах».

1

0

1

Устный опрос;

6.

Пословицы о смелости. Произведения,
отражающие традиционные
представления о смелости как
нравственном ориентире. С. П. Алексеев.
«Медаль».

1

1

0

Практичес

Произведения, отражающие
традиционные представления о
семейных ценностях. С. Г. Георгиев.
«Стрекот кузнечика».

1

7.

кая
работа;

0

1

Устный опрос

8.

Произведения, отражающие
традиционные представления о
семейных ценностях. В. В. Голявкин.
«Мой добрый папа» (фрагмент).

1

0

1

Практическая
работа

9.

Произведения, отражающие
традиционные представления о
семейных ценностях. М. В.
Дружинина. «Очень полезный
подарок». Л. Н. Толстой. «Отец и
сыновья».

1

0

1

Устный
опрос

10.

Произведения, отражающие
представления об идеалах в детских
мечтах. Н. К. Абрамцева. «Заветное
желание».Е. В. Григорьева. «Мечта».

1

0

1

Устный опрос

11.

Произведения, отражающие
представления об идеалах в детских
мечтах. Л. Н. Толстой.«Воспоминания»
(глава «Фанфаронова гора»).

1

0

1

Практическая
работа

12.

Художественные биографии
выдающихся представителей русского
народа. В. А. Бахревский. «Виктор
Васнецов» (глава «Рябово»).

1

0

1

Устный опрос

13.

Художественные биографии
выдающихся представителей русского
народа. М. А. Булатов, В. И.

1

1

0

Самооценка с
использование
м

Порудоминский. «Собирал человек
слова… Повесть о В. И. Дале»
(фрагмент).
14.

Произведения о праздниках и
традициях, связанных с народным
календарём. Л. Ф.Воронкова.
«Девочка из города» (глава

«Оценочного
листа»;
1

0

1

Устный опрос

1

1

0

Письменный
контроль

«Праздник весны»). В. А. Жуковский.
«Жаворонок».
15.

Произведения о праздниках и
традициях, связанных с народным
календарём. А. С. Пушкин. «Птичка».
И. С. Шмелёв. «Лето Господне»
(фрагмент главы «Масленица»).

16.

Поэтические представления русского
народа о поле, луге, травах и цветах;
отражение этих представлений в
фольклоре и их развитие в русской
поэзии и прозе. Русские народные
загадки о поле, цветах. Ю. И. Коваль.
«Фарфоровые колокольчики». И. С.
Никитин. «В чистом поле тень

1

0

1

1

0

1

17

2

15

Практическая
работа

шагает».
17.

Поэтические представления русского
народа о поле, луге, травах и цветах;
отражение этих представлений в
фольклоре и их развитие в русской
поэзии и прозе. М. С. Пляцковский.
«Колокольчик». В. А. Солоухин.
«Трава» (фрагмент). Ф. И. Тютчев.
«Тихой ночью, поздним летом…»
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

3 класс
№
п/п

1.

Тема урока

Количество часов

Дата
изуч
контр практи ения
ольны ческие
е
работы
работ
ы

Виды,
формы
контроля

1

0

1

Устный опрос;

1

0

1

Устный опрос;

всего

Произведения, отражающие первый
опыт «писательства». В. И.
Воробьев. «Я ничего не
придумал»(глава «Мой дневник»).

2.

Произведения, отражающие первый
опыт «писательства». В. П.
Крапивин. «Сказки Севки
Глущенко»(глава «День рождения»).

Пословицы о доброте. Произведения,
отражающие представление о добротекак
нравственно-этической ценности,
значимой для национального русского
сознания. Ю. А. Буковский. «О Доброте
— злой и доброй».

1

4.

Произведения, отражающие
представление о доброте как
нравственно-этической ценности,
значимой для национального русского
сознания. Л. Л. Яхнин. «Последняя
рубашка».

1

0

1

Устный
опрос

5.

Пословицы о совести. Произведения,
отражающие представление о совестикак
нравственно-этической ценности,
значимой для национального русского
сознания. П. В. Засодимский.

1

0

1

Устный
опрос

Произведения, отражающие
представление о совести как
нравственно-этической ценности,
значимой для национального русского
сознания. Н. Г. Волкова. «Дреби-Дон».

1

0

1

Самооценка с
использование
м

7.

Произведения, отражающие
традиционные представления о семейных
ценностях (лад, любовь,
взаимопонимание, забота, терпение,
уважение к старшим). О. Ф. Кургузов.
«Душа нараспашку». А. Л.Решетов.
«Зёрнышки спелых яблок»(фрагмент).

1

0

1

Устный
опрос

8.

Произведения, отражающие
традиционные представления о семейных
ценностях (лад, любовь,
взаимопонимание, забота, терпение,
уважение к старшим). В. М. Шукшин.
«Как зайка летал на воздушных
шариках» (фрагмент).

1

1

0

Практичес

3.

0

1

Практичес
кая работа;

«Гришина милостыня».
6.

«Оценочног
олиста»;

кая работа

9.

Произведения, отражающие значение
мечты и фантазии для взросления,
взаимодействие мира реального и мира
фантастического. В. П. Крапивин.
«Брат, которому семь» (фрагмент главы

1

0

1

Устный
опрос

1

0

1

Устный
опрос

1

0

1

Практичес

«Зелёная грива»).
10.

Произведения, отражающие значение
мечты и фантазии для взросления,
взаимодействие мира реального и мира
фантастического. Л. К. Чуковская.
«Мой отец — Корней Чуковский»
(фрагмент).

11.

Произведения о выдающихся
представителях русского народа. О. М.

кая работа

Гурьян. «Мальчик из Холмогор»
(фрагмент). А. Н. Майков.
«Ломоносов» (фрагмент).
12.

1

0

1

Устный
опрос

Произведения о праздниках, значимыхдля 1
русской культуры: Рождестве, Пасхе. Е.
В. Григорьева. «Радость».

0

1

Устный
опрос

Произведения о выдающихся
представителях русского народа. В. А.
Бахревский. «Семён Дежнёв» (фрагмент).
Н. М. Коняев. «Правнукибогатырей»
(фрагмент).

13.

С.Чёрный. «Пасхальный визит»
(фрагмент).
14.

Произведения о праздниках, значимыхдля 1
русской культуры: Рождестве, Пасхе. А.
И. Куприн. «Пасхальные колокола»
(фрагмент).

0

1

Устный
опрос

15.

Поэтические представления русского
народа о лесе, реке, тумане; отражение
этих представлений в фольклоре и их
развитие в русской поэзии и прозе.

1

0

Письмен

Русские народные загадки о лесе, реке,
тумане. В. П. Астафьев. «Зорькина
песня» (фрагмент). В. Д. Берестов. «У
реки».

1

ный
контроль

16.

Поэтические представления русского
народа о лесе, реке, тумане; отражение
этих представлений в фольклоре и их
развитие в русской поэзии и прозе. И. С.
Никитин. «Лес». К. Г. Паустовский.

1

0

1

Устный
опрос

1

0

1

Практиче

«Клад».
17.

Поэтические представления русского
народа о лесе, реке, тумане; отражение
этих представлений в фольклоре и их
развитие в русской поэзии и прозе.
М.М. Пришвин. «Как распускаются
разные деревья». И. П. Токмакова.

ская работа

«Туман».
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

17

2

15


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».