ПРОГРАММА элективного курса по русскому языку «Обучение сочинению разных жанров» для обучающихся 10-11 классов 2024-2025 год Пояснительная записка Обучение написанию сочинений – одна из ключевых проблем в методике преподавания русского языка и литературы. Она особенно актуальна в условиях внедрения Федеральных государственных образовательных стандартов для среднего и старшего звена, итоговой аттестации выпускников в формате ЕГЭ. Учителю, работающему в старших классах, необходимо разрабатывать новые подходы к обучению школьников учебным предметам, в том числе и русскому языку. Значимость данной программы - в углублении лингвистических знаний, овладении культурой устной и письменной речи и искусством речевого общения, формировании умений применять полученные знания на практике, обеспечении сознательного усвоения материала, развитии навыков активных речевых действий и риторических способностей, логики мышления, подготовки конкурентоспособного ученика. Подготовка к сочинению, его написание, оценка учителем и самооценка школьником занимают одно из важнейших мест в системе образования. Данная работа сопутствует анализу художественного текста, позволяет качественно подготовить учащихся написанию итогового сочинения и сочинения на ЕГЭ. Цель сочинения – формировать коммуникативные умения, развивать логическое и абстрактное мышление, раскрывать эстетические способности, пополнять фактические знания и др. Рабочая программа элективного курса «Обучение сочинению разных жанров» разработана на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы среднего общего образования МБОУ «Юшалинская СОШ № 25». При разработке и реализации рабочей программы используются следующие методические рекомендации, программы и пособия: - методические рекомендаций по подготовке и проведению итогового сочинения (изложения) для образовательных организаций, реализующих образовательные программы среднего общего образования - авторская программа элективного курса по литературе «Обучение сочинениям разных жанров для 10-11 классов» Г.М.Вялковой - Волгоград: Учитель Содержание данной программы элективного курса реализует принципы и задачи основной образовательной программы среднего общего образования МБОУ «Юшалинская СОШ» с учётом программ, включённых в её структуру. Данный курс соответствует возрастным особенностям обучающихся, учитывает основные задачи развития образования в регионе и направлен на взаимосвязное развитие и совершенствование коммуникативной, языковой, лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций учащихся X -XI класса. Программа элективного курса предусматривает организацию учебной деятельности учащихся, включающую в себя такие методы организации и виды внеурочной деятельности, как беседа, практическая работа, индивидуальные консультации; самостоятельная работа; творческие мастерские; парная работа, коллективная и индивидуальная; работа в группах, в процессе применения которых совершенствуется работа по интерпретации текста (выделение главного, составных частей). Предлагаемый курс имеет свою цель: подготовка выпускников к промежуточной и итоговой аттестации в форме сочинения через отработку навыков создания и самоанализа связного текста на заданную тему с учётом требований методических рекомендаций по написанию творческой работы. Задачи элективного курса: отработать навыки анализа готовых текстов (текстов художественных произведений, сочинений учащихся) с разных точек зрения: коммуникативная задача текста (вычленение главной информации, определение темы и микротем текста), его логический и композиционный замысел, отбор лексики, сочетаемость слов и др.; систематизировать знания по теории сочинения, закрепить полученные знания на практике через систему творческих заданий, речетворческих упражнений; совершенствовать и развивать умения конструировать письменное высказывание в жанре сочинения-рассуждения; формировать и развивать навыки грамотного и свободного владения письменной речью; совершенствовать и развивать умения читать, понимать прочитанное и анализировать общее содержание текстов разных функциональных стилей; совершенствовать и развивать умения передавать в письменной форме своё, индивидуальное восприятие, своё понимание поставленных в тексте проблем, свои оценки фактов и явлений; формировать и развивать умения подбирать аргументы, органично вводить их в текст. Перечисленные задачи формируются на основе знаний произведений русской литературы, норм русского литературного языка, творческого использования средств языковой системы (лексических, грамматических, синтаксических, стилистических). Программа расширяет знания учащихся, а также включает новые знания, вызывающие познавательный интерес: сведения об особенностях каждого из жанров творческих работ, их композиции; вопросы анализа литературно-критических, публицистических материалов, эпистолярного жанра. Новизна данного курса заключается в осуществлении системного подхода к организации деятельности учащихся по усвоению теории литературы и применению этих знаний на практике (при анализе художественного произведения и при написании сочинения). Развитие коммуникативной компетенции школьников, обогащение их словарного запаса, умение письменно и устно излагать свои мысли, формулировать свою точку зрения и аргументировать ее являются неотъемлемыми компонентами для достижения вершин в любой профессии. Данная программа предусматривает использование современных образовательных технологий, направленных на реализацию деятельностного подхода к освоению программы. Использование личностно-ориентированных технологий будет способствовать эффективному накоплению каждым ребенком своего личностного опыта; создаст необходимые условия для выявления возможностей и способностей обучаемых, раскрытия и развития личности каждого ребенка, его самобытных индивидуальных особенностей. Использование технологий составления индивидуальной образовательной программы для написания сочинения (итогового и по русскому языку в формате ЕГЭ) позволит ученику самостоятельно создавать личностные образовательные продукты, а педагогу качественно проанализировать результат деятельности и оценить его. Использование информационнокоммуникативных технологий позволит эффективнее организовать работу по сбору и обработке информации. Технология сотрудничества - совместная развивающая деятельность, направленная на формирование коммуникативных умений и навыков; развитие устойчивого интереса к изучаемому материалу; успешную самореализацию. При модульном обучении ученик работает максимум времени самостоятельно, учится целеполаганию, самопланированию, самоорганизации, самоконтролю и самооценке. Это даёт школьникам возможность осознать себя в деятельности, самим определить уровень освоения материала, увидеть пробелы в своих знаниях и умениях и исправить их. Интегрированное обучение положительно влияет на развитие самостоятельности, познавательной активности и интересов обучающихся. Его содержание, обучающая деятельность учителя обращены к личности ученика, поэтому способствуют всестороннему развитию способностей, активизации мыслительных процессов у обучающихся, побуждают их к обобщению знаний, относящихся к разным наукам. Требования ФГОС СОО к результатам освоения основной образовательной программы Планируемые результаты освоения учебного предмета «Обучение сочинениям разных жанров» В результате обучения на курсе старшеклассники приобретут важные предметные, личностные и метапредметные умения и навыки Личностные результаты освоения примерной программы проявление патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России; чувство ответственности и долга перед Родиной; осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовность к совместной деятельности, активное участие в коллективных учебно-исследовательских, проектных и других творческих работах; неприятие любых нарушений социальных (в том числе моральных и правовых) норм; ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; оценочное отношение к своему поведению и поступкам, а также к поведению и поступкам других; формирование целостного мировоззрения при чтении и анализе классической художественной литературы; развитие осознанного понимания литературоведческих процессов; формирование нравственных чувств и нравственного поведения; развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России. формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию. Метапредметные результаты освоения примерной программы по учебному предмету должны отражать: формирование смыслового интерпретирующего чтения; умение самостоятельно выбирать основания и критерии для аргументации, устанавливать причинно-следственные связи, выстраивать рассуждение, и делать выводы; владение устной и письменной речью; умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований; умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с темой сочинения для выражения своих чувств, мыслей. Регулятивные УУД: умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения; владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности. Познавательные УУД: умение определять понятия, создавать обобщения, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно -следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы; умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. Коммуникативные УУД умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение; умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; владеть устной и письменной речью; умение извлекать информацию из различных источников. Предметные результаты освоения примерной программы по учебному предмету «Обучение сочинениям разных жанров» должны отражать: проявление ценностного отношения к родной русской литературе как хранительнице культуры русского народа, приобщение к литературному наследию русского народа в контексте единого исторического и культурного пространства России; овладение различными способами постижения смыслов, заложенных в произведениях литературы, и создание собственных текстов, содержащих суждения и оценки по поводу прочитанного; обогащение активного и потенциального словарного запаса для достижения более высоких результатов; воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать своё мнение и оформлять его словесно в письменных высказываниях разных жанров; формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отражённую в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления; умение создавать собственные творческие работы в жанре эссе и сочинения рассуждения; умение выражать свои мысли современным литературным языком, избегая при этом ложно-публицистических штампов, выстраивать свой текст по определённой модели, отбирать фактический материал в соответствии с данной темой; выстраивать композицию текста, используя знания о его структурных элементах; осмысливать и определять проблематику сочинения; работать над вступительной и заключительной частью сочинения, использовать различные способы аргументации, осуществлять логическую связь между частями сочинения; применять знания о языке в практике правописания, при анализе языковых единиц и явлений, при создании собственного текста; правильно использовать лексические и грамматические средства связи предложений при построении текста; проводить многоаспектный анализ готовых ученических сочинений; развивать навыки рецензирования и оценки своей и чужой работы с учётом утверждённых критериев оценивания сочинения; редактировать текст. Программа учитывает особенности ступени образования, для которой разработан элективный курс. Элективный курс предназначен для обучающихся X-XI классов общеобразовательных школ и рассчитан на 34 часа при 1 часе в неделю как дополнение к базовому курсу по русскому языку и литературе. Практическая значимость курса проявляется в том, что теоретический материал постигается учащимися через опыт анализа текста, при этом особое внимание уделяется развитию устной и письменной речи. Содержание программы элективного курса «Обучение сочинениям разных жанров» Сочинение как текст. Основные признаки текста. Общие требования к составлению текста. Сбалансированность частей работы, соответствие определенной стилистике. Общие требования к составлению текста. Теоретико-литературные понятия и их роль в подготовке к экзаменам по русскому языку и литературе. Основные литературоведческие понятия в формулировках тем сочинений. Актуальные литературоведческие, обществоведческие термины. Подбор фактического материала Классификация сочинений по проблематике, тематике и жанрам. Зависимость структуры сочинения от его типа. Своеобразие и определение жанров: рецензия, эссе, очерк, дневник, путешествие, сочинение-характеристика, сравнительная характеристика, групповая характеристика литературных героев. Эссе как жанр литературного произведения Тема сочинения. Определение главной мысли сочинения Сочинение-рассуждение как вид творческой работы План сочинения. Развернутый план работы над сочинением-рассуждением. Цитирование. Использование цитат в сочинении. Сочинение-рассуждение. Основные части сочинения – рассуждения. Рассуждениедоказательство, рассуждение-опровержение Зависимость формы эссе от адресата и задач автора. Творческие возможности различных авторов в рамках одного жанра и одной темы. Анализ эссе на одну и ту же тему, написанные разными авторами Сочинение-характеристика героя. Групповая характеристика литературных героев. Стилистика сочинения. Редактирования и рецензирование, анализ сочинения. Сочинение-характеристика нескольких произведений или периода творчества одного писателя. Принципы, лежащие в основе сочинений по нескольким произведениям или периоду творчества писателя. Обобщающие сочинения-рассуждения по нескольким произведениям разных писателей. Композиция сочинения-рассуждения. Вступительная часть сочинения. Виды вступлений (историческое, историко-литературное, аналитическое или проблемное, биографическое, сравнительное, публицистическое, лирическое). Написание вступлений в зависимости от жанра. Основная часть сочинения-рассуждения. Формулировка основной проблемы исходного текста. Комментирование проблемы. Виды комментария Аргументы в сочинении и их смысловая связь. Средства связи между частями текста. Лексико-фразеологические особенности текста. Особенности построения текста Выявление авторской позиции. Выделение микротемы Позиция автора и способы её выражения. Выражение собственного мнения по выявленной проблеме. Обоснование своего отношения к позиции автора Заключительная часть сочинения. Приемы написания заключения. Анализ эпизода, его роль. Значимость эпизода для понимания смысла произведения. Анализ и рецензирование эпизода. Комплексный анализ исходного текста. Определение темы, идеи, проблемы текста. Средства связи между частями текста. Определение типа речи, стиля, жанра. Лексикофразеологические особенности текста Стилистика сочинения. Редактирование и рецензирование сочинений. Тематическое планирование элективного курса с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы № 1 2 3 Наименование разделов Сочинение как текст Сочинение-рассуждение работы Анализ эпизода как вид Количество часов на раздел 5 творческой 18 Всего 11 34 Теория Практика 5 14 4 7 26 4 8 Система оценивания достижений планируемых результатов освоения программы элективного курса В процессе учебной деятельности для проверки достижений и оценивания успехов учащихся программа элективного курса предусматривает использование как традиционных, так и современных оценочных средств в процессе обучения, которые реализуются с помощью таких методов и форм контроля, как: устный опрос, письменный опрос, различные виды пересказа, практические работы по содержанию изучаемого материала, творческие задания, защита мини-проектов, а также формы контроля, предусматривающие самоанализ и самоконтроль личных достижений (портфолио личных достижений). Главным результатом является готовность учащихся к сдаче экзамена. Оценочные материалы по элективному курсу «Обучение сочинениям разных жанров» Критериями оценки содержания и композиционного оформления сочинений являются: соответствие работы теме, наличие и раскрытие основной мысли высказывания; полнота раскрытия темы; правильность фактического материала; последовательность и логичность изложения; правильное композиционное оформление работы. Критерии и нормативы оценки языкового оформления сочинений Основными качествами хорошей речи, которые лежат в основе речевых навыков учащихся, принято считать богатство, точность, выразительность речи, ее правильность, уместность употребления языковых средств, поэтому изложения и сочинения оцениваются с точки зрения следующих критериев: богатство (разнообразие) словаря и грамматического строя речи; стилевое единство и выразительность речи; правильность и уместность употребления языковых средств. Показателями богатства речи являются большой объем активного словаря, развитой грамматический строй, разнообразие грамматических форм и конструкций, использованных в ходе оформления высказывания. Показатель точности речи - умение пользоваться синонимическими средствами языка и речи, выбрать из ряда возможных то языковое средство, которое наиболее уместно в данной речевой ситуации. Точность речи, таким образом, прежде всего, зависит от умения учащихся пользоваться синонимами, от умения правильно использовать возможности лексической сочетаемости слов, от понимания различных смысловых оттенков лексических единиц, от правильности и точности использования некоторых грамматических категорий (например, личных и указательных местоимений). Выразительность речи предполагает такой отбор языковых средств, которые соответствуют целям, условиям и содержанию речевого общения. Это значит, что пишущий понимает особенности речевой ситуации, специфику условий речи, придает высказыванию соответствующую стилевую окраску и осознанно отбирает образные, изобразительные средства. Так, в художественном описании, например, уместны оценочные слова, тропы, лексические и морфологические категории, употребляющиеся в переносном значении. Здесь неуместны термины, конструкции и обороты, свойственные научному стилю речи. Снижает выразительность школьных сочинений использование штампов, канцеляризмов, слов со сниженной стилистической окраской, неумение пользоваться стилистическими синонимами. Правильность и уместность языкового оформления проявляется в отсутствии ошибок, нарушающих литературные нормы - лексические и грамматические (а в устной речи произносительные) - и правила выбора языковых средств в соответствии с разными задачами высказывания. Критерии оценивания курса: Отметка «зачет» включает в себя следующие критерии: посещение не менее 65% занятий по курсу; выполнение промежуточных заданий; выполнение итоговой зачетной работы, предусмотренной программой курса. Отметка «незачет» выставляется при отсутствии двух-трех критериев и соответствует отметке «неудовлетворительно». При проведении промежуточной аттестации в форме зачета обучающийся отвечает на теоретические вопросы, предложенные учителем по определенной теме, и выполняет практическое задание. По итогам делается запись в журнале "зачтено". В содержании и речевом оформлении согласно установленным нормам необходимо учитывать все требования, предъявляемые к раскрытию темы, а также к соблюдению речевых норм (богатство, выразительность, точность). Применять полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: самостоятельно работать с текстом и создавать свой собственный грамотный текст в условиях ограниченного времени, выражать свои мысли современным литературным языком, избегая при этом ложно-публицистических штампов и общих мест, выстраивать свой текст по определенной модели, продумать план и композицию, отбирать фактический материал в соответствии с темой. Интернет-ресурсы: http://4ege.ru/ http://www.fipi.ru/ http://sochinenie11.ru/o/140-2-knigi-po-podgotovke-k-itogovomu-sochineniyu.html; https://rus-ege.sdamgia.ru/ http://russkiy-na-5.ru/ Культура письменной речи http://www.gramma.ru Российское общество преподавателей русского языка и литературы: портал «Русское слово» http://www.ropryal.ru Электронные пособия по русскому языку для школьников http://learning-russian.gramota.ru ЕГЭ по русскому языку: электронный репетитор http://www/rus-ege.com Сайт «Могу писать». https://mogu-pisat.ru/ Электив в 10 классе по русскому языку «Обучение сочинению разных жанров» Календарно - тематическое планирование № п/п 1 2 3 4 5 Тема Сроки План Факт Сочинение как текст Сочинение как текст. Основные признаки текста. сентяб Основные требования к сочинению рь Теоретико-литературные понятия и их роль в подготовке к экзаменам по русскому языку и литературе Классификация сочинений по проблематике, тематике и жанрам. Зависимость структуры сочинения от его типа Эссе как жанр литературного произведения Тема сочинения. Определение главной мысли сочинения октябрь Сочинение-рассуждение как вид творческой работы 6 План сочинения. Развернутый план работы над сочинением. Цитирование в сочинении 7 Сочинение-рассуждение. Основные части сочинения – рассуждения. Рассуждение-доказательство, рассуждениеопровержение 8 Зависимость формы эссе от адресата и задач автора. Создание плана эссе «Человек и время в русской литературе». Практикум 9 Творческие возможности различных авторов в рамках одного жанра и одной темы. Анализ эссе на одну и ту же тему, написанные разными авторами 10 Создание эссе «Вопросы, заданные человечеству Войной» и его анализ. Практикум 11 Сочинение-характеристика героя. Групповая характеристика литературных героев 12 Стилистика сочинения. Редактирования и рецензирование, анализ сочинения. Практикум 13 Сочинение-характеристика нескольких произведений или периода творчества одного писателя 14 Обобщающие сочинения-рассуждения по нескольким произведениям разных писателей 15 Композиция сочинения-рассуждения. Вступительная часть сочинения. 16 Виды вступлений. Написание вступлений в зависимости от жанра 17 Основная часть сочинения-рассуждения. Формулировка основной проблемы исходного текста. Комментирование проблемы. Виды комментария 18 Аргументы в сочинении и их смысловая связь 19 Средства связи между частями текста. Особенности построения текста 20 Выявление авторской позиции. Способы её выражения 21 Выражение собственного мнения по выявленной проблеме. Обоснование своего отношения к позиции ноябрь декабрь январь февраль Коррек ция 22 23 автора Заключительная часть сочинения. Приемы написания заключения. Практикум Эпизод. Значимость эпизода для понимания смысла произведения. Сочинение-анализ эпизода Анализ эпизода 24 Значимость эпизода для понимания смысла произведения 25 Анализ и рецензирование эпизода 26 Комплексный анализ исходного текста. Определение темы, идеи, проблемы текста 27 Комплексный анализ исходного текста. Определение темы, идеи, проблемы текста. Практикум 28 Средства связи между частями текста. Определение типа речи, стиля, жанра. Лексико-фразеологические особенности текста 29 Практикум. Работа с материалами ЕГЭ. Написание сочинений 30 Практикум. Самостоятельное написание сочинений по текстам 31 Анализ сочинений-рассуждений по текстам художественного и публицистического стилей 32 Анализ сочинений-рассуждений по текстам художественного и публицистического стилей. Практикум 33 Стилистика сочинения. Редактирование и рецензирование, анализ сочинения 34 Итоговая аттестация. Зачёт март апрель май