Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Разговоры о важном»
для 1–4-х классов
Пояснительная записка
Рабочая программа данного учебного курса внеурочной деятельности разработана в
соответствии с требованиями:
Федерального закона от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской
Федерации»;
приказа Минпросвещения от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта начального
общего образования»;
Методических рекомендаций по использованию и включению в содержание
процесса обучения и воспитания государственных символов Российской
Федерации, направленных письмом Минпросвещения от 15.04.2022 № СК295/06;
письма Минпросвещения от 17.06.2022 № 03-871 «Об организации занятий
"Разговоры о важном"»;
Методических рекомендаций по реализации цикла внеурочных занятий
«Разговоры о важном», направленных письмом Минпросвещения от
15.08.2022 № 03-1190;
Методических рекомендаций по уточнению понятия и содержания
внеурочной деятельности в рамках реализации основных
общеобразовательных программ, в том числе в части проектной
деятельности, направленных письмом Минобрнауки от 18.08.2017 № 09-1672;
Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025
года, утвержденной распоряжением Правительства от 29.05.2015 № 996-р;
примерной рабочей программы курса внеурочной деятельности «Разговоры о
важном»;
основной образовательной программы НОО МБОУ Юшалинская СОШ № 25,
утвержденной приказом от 29.05.2023 г № 10.
Цель курса: формирование взглядов школьников на основе национальных ценностей
через изучение центральных тем – патриотизм, гражданственность, историческое
просвещение, нравственность, экология.
Место курса в плане внеурочной деятельности МБОУ Ющалинская СОШ №25:
учебный курс предназначен для обучающихся 1–4-х классов; рассчитан на 1 час в
неделю/34 часа в год в 1-х классах, 35 часов во 2–4-х классах.
Внеурочные занятия входят в общую систему воспитательной работы школы, поэтому
тематика и содержание должны обеспечить реализацию их назначения и целей:
становление у обучающихся гражданско-патриотических чувств. Поэтому в
планируемых результатах каждого сценария внеурочного занятия выделяются
нравственные ценности, которые являются предметом обсуждения.
Основные ценности
1. Историческая память
Историческая память — обязательная часть культуры народа и каждого гражданина.
Историческая память соединяет прошлое, настоящее, позволяя сохранить и
продолжить достижения, мудрость, опыт, традиции прошлых поколений.
Историческая память есть культура целого народа, которая складывается из
объединения индивидуальных переживаний и включает важнейшие нравственные
качества: благодарность, уважение, гордость потомков за жизнь и подвиги предков.
Осознание этой нравственной ценности базируется на конкретном содержании
занятия. Например, тема «День народного единства» рассматривается на известных
исторических фактах — единение людей, когда Родина нуждается в защите в 1612
году.
2. Преемственность поколений
Каждое следующее поколение учится у предыдущего: осваивает, воссоздает,
продолжает его достижения, традиции. Семья построена на сохранении
преемственности поколений. Память о предыдущих поколениях бережно хранится в
предметах, фотографиях, вещах и заключается в гуманном отношении к старшим
поколениям. Например, тема: «Мы разные, мы вместе». Обсуждается проблема:
каждое поколение связано с предыдущими и последующими общей культурой,
историей, средой обитания, языком общения. Каждый человек должен воспитывать в
себе качества, которые были характерны для наших предков, людей далеких
поколений: любовь к родной земле, малой родине, Отечеству.
3. Патриотизм — любовь к Родине
Патриотизм (любовь к Родине) — самое главное качества гражданина. Любовь к
своему Отечеству начинается с малого — с привязанности к родному дому, малой
Родине. Патриотизм строится на ответственности за судьбу своей родной земли;
чувстве гордости за историю, культуру своего народа и народов России. Эта высшая
нравственная ценность является приоритетной во всех сценариях «Разговоров о
важном». В каждом сценарии в соответствии с содержанием раскрывается
многогранность чувства патриотизма и его проявления в разных сферах человеческой
жизни.
4. Доброта, добрые дела
Доброта — это способность (желание и умение) быть милосердным, поддержать,
помочь без ожидания благодарности. Благотворительность — проявление добрых
чувств; благотворительность была распространена в России в прошлые века, что стало
сегодня примером для подражания.
Например, тема «Забота о каждом». Разговор о добрых делах граждан России в
прошлые времена и в настоящее время, тема волонтерства.
5. Семья и семейные ценности
Семья связана не только общим местом проживания, общим хозяйством, общими
делами, но и значимыми ценностями — взаимопониманием, взаимоподдержкой,
традициями и т. д. Каждый член семьи имеет свои обязанности, но всегда готов прийти
на помощь другому: взять на себя его дела, проявить внимание, оказать помощь друг
другу. Учащийся должен ответственно относиться к своей семье, участвовать во всех
ее делах, помогать родителям. Семейные ценности всегда были значимы для народов
России; семейные ценности представлены в традиционных религиях России.
Тема семьи, семейных взаимоотношений и ценностей является предметом обсуждения
на занятиях, посвященных темам: «День матери», «День отца», «День пожилых
людей», «Традиционные семейные ценности» и др.
6. Культура России
Культура общества — это достижения человеческого общества, созданные на
протяжении его истории. Российская культура богата и разнообразна, она известна и
уважаема во всем мире. Культура представлена достижениями в материальной сфере
(строительство, техника, предметы быта и др.), в духовной сфере (народное
творчество, литература, изобразительное искусство, музыка, театр и др.), а также в
этике, культуре взаимоотношений людей.
Темы, связанные с осознанием обучающимися этой социальной ценности, подробно и
разносторонне представлены в «Разговорах о важном». Поэтому многие сценарии
построены на чтении поэзии, обсуждении видеофильмов, произведений живописи и
музыки: «День музыки», «Мечты», «Великие люди России: К.С. Станиславский»,
«День театра».
7. Наука на службе Родины
Наука обеспечивает прогресс общества и улучшает жизнь человека. В науке работают
талантливые, творческие люди, бесконечно любящие свою деятельность. В России
совершено много научных открытий, без которых невозможно представить
современный мир.
О такой ценности общества и отдельно взятого человека учащиеся узнают в процессе
обсуждения тем: «День российской науки», «165 лет со дня рождения К.Э.
Циолковского», «День космонавтики: мы — первые».
На внеурочных занятиях как неучебных формируются определенные ценности:
высшие нравственные чувства и социальные отношения. В течение года учащиеся
много раз будут возвращаться к обсуждению одних и тех же понятий, что послужит
постепенному осознанному их принятию.
Содержание курса внеурочной
деятельности
Знания — ценность, которая необходима не только каждому человеку, но и всему
обществу. Знания — основа успешного развития человека и общества. Каждый должен
стремиться к обогащению и расширению своих знаний. Наша страна предоставляет
любому ребенку возможность с шести с половиной лет учиться в школе.
Любовь к Родине, патриотизм — качества гражданина России. Любовь к родному
краю, способность любоваться природой, беречь ее — часть любви к Отчизне. Труд
людей в разные исторические эпохи, преемственность поколений в готовности
защищать родную землю. Историческая память народа и каждого человека.
К.Э. Циолковский — выдающийся ученый, открывший дорогу к космическим полетам.
Преемственность поколений в научных достижениях. Страницы истории российской
космонавтики. Первые космонавты. Гордость россиян за успехи страны в освоении
космоса. Проявление интереса к знаниям о космосе, его изучению и космонавтам —
исследователям космического пространства.
Преемственность поколений: семейные ценности (любовь, взаимопонимание, участие
в семейном хозяйстве, воспитании детей); традиции. Память о предшествующих
поколениях семьи. Особое отношение к старшему поколению, проявление
действенного уважения, внимания к бабушкам и дедушкам, забота о них.
Учитель — важнейшая в обществе профессия. Назначение учителя — социальное
служение, образование и воспитание подрастающего поколения. Учитель — советчик,
помощник, участник познавательной деятельности школьников. Оценка учительского
труда. Великие педагоги прошлого. Яснополянская школа Л.Н. Толстого.
Мужчина, отец (отчество — от слова «отец») как гражданин; мужские профессии,
участие в трудовой деятельности и жизни общества. Роль отца в семье, участие в
хозяйственной деятельности, досуге членов семьи, укреплении традиционных
семейных ценностей. Понимание роли отца как родителя, участие в воспитании детей,
отцовское влияние на сына и/или дочь.
Музыка как способность человека слышать, воспроизводить, сочетать звуки. Роль
музыки в жизни каждого человека: музыка сопровождает человека с рождения до
конца жизни. Способность слушать, воспринимать и понимать музыку. Музыка,
которую можно увидеть. Музыка, которую нужно учиться слушать.
Семья — дружный любящий друг друга коллектив. Поколения в семье. Семейные
ценности: воспитание детей, забота о старшем поколении; традиции, совместная
трудовая и досуговая деятельность. Петр и Феврония Муромские — символ любви и
взаимопонимания в семейной жизни.
Рождение праздника День народного единства. Проявление любви к Родине:
объединение людей в те времена, когда Родина нуждается в защите. Чувство гордости
за подвиги граждан земли Русской в 1612 году и граждан нашей страны в Великой
Отечественной войне. Минин и Пожарский — герои, создавшие народное ополчение
для борьбы с иноземными захватчиками.
Каждое поколение связано с предыдущими и последующими общей культурой,
историей, средой обитания. Связь (преемственность) поколений — основа развития
общества и каждого человека. Патриотизм — чувство, которое есть у каждого
поколения. Историческая память проявляется в том, что новое поколение людей
стремится воспитать в себе качества, которые отражают нравственные ценности
предыдущих поколений.
Мать, мама — главные в жизни человека слова. Мать — хозяйка в доме,
хранительница семейного очага, воспитательница детей. С первых дней жизни рядом с
ребенком все время присутствует мама — человек, чье сердце бьется чаще и сильнее,
чем у других людей.
Символы современной России: название, описание. О чем могут рассказать символы.
Их значение и назначение в жизни государства. Уважение к государственной
символике России — обязанность гражданина. Правила поведения человека при
исполнении гимна, при поднятии флага.
Кто такой доброволец? Деятельность добровольцев как социальное служение в
военное и мирное время: примеры из истории и современной жизни. Качества людей,
которых называют добровольцами: милосердие, гуманность, доброта. Как я могу
проявить добрые чувства к другим людям?
С чего начинается Родина: колыбельная песня мамы, первая игрушка, первая книга.
Малая Родина: родная природа, школа, друзья, культура и история родного края.
Ответственность гражданина за свободу, благополучие Родины, защита ее от
иноземных врагов.
Конституция Российской Федерации — главный закон государства. Что такое права и
обязанности гражданина. Права ребенка в России. Примеры выполнения обязанностей
членами общества.
История праздника Рождества Христова. Рождественские традиции в России. Новый
год — замечательный семейный праздник. История возникновения новогоднего
праздника в России. Традиции встречи Нового года: украшение елки, подарки,
загадывание заветных желаний. О чем люди разных времен мечтали в Новый год.
Что такое виртуальный мир и кто его создает? Плюсы и минусы виртуального мира.
Правила безопасного пользования интернет-ресурсами.
Блокада Ленинграда: как она началась и сколько длилась. Ленинградский ломтик
хлеба... Дневник Тани Савичевой. Как жили и о чем мечтали дети блокадного города.
Дорога жизни. Ленинград и ленинградцы выжили и победили.
Первые театры в России. К.С. Станиславский — великий деятель театрального
искусства: яркие страницы жизни и деятельности. С чего начинается театр? Кто самый
главный в театре. Школьный и классный театр.
Наука: научные открытия позволяют улучшать жизнь людей, обеспечивают прогресс
общества. Науку делают талантливые, творческие, увлеченные люди. Научные
открытия российских ученых, без которых невозможно представить современный мир:
телеграф, цветная фотография, радиоприемник, ранцевый парашют, наркоз,
искусственное сердце.
Роль нашей страны в современном мире. Значение российской культуры для всего
мира.
Защита Отечества — обязанность гражданина Российской Федерации, проявление
любви к родной земле, Родине. Армия в годы войны и в мирное время: всегда есть
место подвигу. Качество российского воина: смелость, героизм, самопожертвование.
Доброта — качество настоящего человека, способность оказать помощь, поддержку,
проявить заботу и милосердие. Доброе дело: кому оно необходимо и для кого
предназначено. Добрые дела граждан России в прошлые времена:
благотворительность; пожертвование как проявление добрых чувств в традиционных
религиях.
Международный женский день — праздник благодарности и любви к женщине.
Женщина в современном обществе — труженица, мать, воспитатель детей. Нет на
свете профессии, которой не может научиться женщина. Великие женщины в истории
России: Екатерина Великая, Е. Дашкова, Н. Суслова (первая женщина-врач).
Выдающиеся женщины ХХ века, прославившие Россию: В. Терешкова, М. Раскова, Л.
Павличенко, А. Пахмутова, М. Плисецкая, Л. Зыкина.
Сергей Владимирович Михалков — автор гимна современной России. Правила
слушания и исполнения гимна. С.В. Михалков — выдающийся поэт ХХ века, автор
стихов, которые дети знали и знают наизусть. Вклад поэта в развитие детской
литературы. Слушаем и читаем стихи Михалкова.
Крым — природная жемчужина. Разнообразие природных зон: полупустыни и
солончаки; степная зона, лесостепь, вечнозеленая растительность. Природные
достопримечательности Крыма: Агармышский лес, гора Ак-Кая (Белая скала), гора
Кошка, Черное и Азовское моря. Симферополь — столица Республики Крым, «ворота
Крыма». Ласточкино гнездо, Золотые ворота, Судакская крепость, Севастополь.
Что такое творчество? Люди творческих профессий: поэты, художники, композиторы,
артисты, создатели игрушек. Примеры народных промыслов. Умеем ли мы
фантазировать: сочинять сказки, конструировать города будущего, создавать узоры для
тканей, посуды, расписывать игрушки. Творческая сценическая деятельность: игры,
импровизация, драматизация, разыгрывание сценок.
Мы первые: первый искусственный спутник Земли; Луноход-1. «Он сказал:
"Поехали!"» — первый полет человека в космос; Ю.А. Гагарин — Герой Советского
Союза. Первый выход в открытый космос — А.А. Леонов, дважды Герой Советского
Союза. Самый длительный полет в космосе — Валерий Поляков, Герой Советского
Союза, Герой Российской Федерации.
Кто такие нацисты? Почему они хотели сделать все народы своими рабами?
Преступления нацистов: концлагерь как места принудительной жестокой изоляции.
Дети Освенцима. Как боролись с нацизмом в концлагерях советские солдаты и
офицеры. 11 апреля — Международный день освобождения узников концлагерей.
Особо охраняемые территории в России — заповедники, национальные парки.
Экологические тропы — что это такое? Путешествие на Камчатку (долина гейзеров), в
Приокско-Террасный заповедник (дикий дом для зубров, косуль, оленей), в Большой
Арктический заповедник, в заповедник «Черные земли» (сохранение сайгаков,
тушканчиков, сусликов). Таймыр — родной дом северных оленей. Окский заповедник
— журавлиный питомник.
Профессии прошлого и профессии будущего — что будет нужно стране, когда я
вырасту? Профессии моих родителей, бабушек и дедушек. Профессиональные
династии. Зачем нужно учиться все время, пока работаешь?
Историческая память: мы помним подвиги наших солдат, офицеров, матросов,
защитивших нашу жизнь в годы Великой Отечественной войны. Связь
(преемственность) поколений: Бессмертный полк — помним, любим, гордимся. Какое
чувство вело советских людей на борьбу за свободу своей Родины?
Детская общественная организация — мы вместе, и мы делаем добрые дела. Друзья
необходимы каждому человеку. Добрые дела, которые можно сделать вместе. Наша
помощь нужна тем, кто в ней нуждается: больным, старым, слабым.
Счастье каждый понимает по-своему. Но для всех счастье — мир на Земле, здоровье
близких, верные друзья, благополучие страны. Бывает ли много счастья? Можно ли им
поделиться?
Планируемые результаты освоения
курса внеурочной деятельности
Личностные результаты
В сфере гражданско-патриотического воспитания: становление ценностного
отношения к своей Родине — России; осознание своей этнокультурной и российской
гражданской идентичности; сопричастность к прошлому, настоящему и будущему
своей страны и родного края; уважение к своему и другим народам; первоначальные
представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и
достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах
межличностных отношений.
В сфере духовно-нравственного воспитания: признание индивидуальности каждого
человека; проявление сопереживания, уважения и доброжелательности; неприятие
любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального
вреда другим людям.
В сфере эстетического воспитания: уважительное отношение и интерес к
художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и
творчеству своего и других народов; стремление к самовыражению в разных видах
художественной деятельности.
В сфере физического воспитания, формирования культуры здоровья и
эмоционального благополучия: соблюдение правил здорового и безопасного (для
себя и других людей) образа жизни в окружающей среде (в том числе
информационной); бережное отношение к физическому и психическому здоровью.
В сфере трудового воспитания: осознание ценности труда в жизни человека и
общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда,
интерес к различным профессиям.
В сфере экологического воспитания: бережное отношение к природе; неприятие
действий, приносящих ей вред. В сфере понимания ценности научного познания:
первоначальные представления о научной картине мира; познавательные интересы,
активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании.
Метапредметные результаты
Овладение универсальными учебными познавательными действиями:
1) базовые логические действия:
сравнивать объекты, устанавливать основания для сравнения, устанавливать
аналогии;
объединять части объекта (объекты) по определенному признаку;
определять существенный признак для классификации, классифицировать
предложенные объекты;
находить закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных
и наблюдениях на основе предложенного педагогическим работником
алгоритма;
выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи
на основе предложенного алгоритма;
устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях, поддающихся
непосредственному наблюдению или знакомых по опыту, делать выводы;
2) базовые исследовательские действия:
определять разрыв между реальным и желательным состоянием объекта
(ситуации) на основе предложенных педагогическим работником вопросов;
с помощью педагогического работника формулировать цель, планировать
изменения объекта, ситуации;
сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее
подходящий (на основе предложенных критериев);
проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по
установлению особенностей объекта изучения и связей между объектами
(часть – целое, причина – следствие);
формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе
результатов проведенного наблюдения (опыта, измерения, классификации,
сравнения, исследования);
прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в
аналогичных или сходных ситуациях;
3) работа с информацией:
выбирать источник получения информации;
согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике
информацию, представленную в явном виде;
распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или
на основании предложенного педагогическим работником способа ее
проверки;
соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников, родителей
(законных представителей) несовершеннолетних обучающихся) правила
информационной безопасности при поиске информации в интернете;
анализировать и создавать текстовую, видео-, графическую, звуковую
информацию в соответствии с учебной задачей;
самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации.
Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями:
1) общение:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с
целями и условиями общения в знакомой среде;
проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила
ведения диалога и дискуссии;
признавать возможность существования разных точек зрения;
корректно и аргументированно высказывать свое мнение;
строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение,
повествование);
готовить небольшие публичные выступления;
подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту
выступления;
2) совместная деятельность:
формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с
учетом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации
на основе предложенного формата планирования, распределения
промежуточных шагов и сроков;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по
ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и
результат совместной работы;
проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
ответственно выполнять свою часть работы;
оценивать свой вклад в общий результат;
выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные
образцы.
Овладение универсальными учебными регулятивными действиями:
1) самоорганизация:
планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;
выстраивать последовательность выбранных действий;
2) самоконтроль:
устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности;
корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок.
Предметные результаты
Предметные результаты освоения программы внеурочной деятельности «Разговоры о
важном» представлены с учетом специфики содержания предметных областей, к
которым имеет отношение содержание курса внеурочной деятельности.
Русский язык:
первоначальное представление о многообразии языков и культур на
территории Российской Федерации, о языке как одной из главных духовнонравственных ценностей народа;
понимание роли языка как основного средства общения;
осознание значения русского языка как государственного языка Российской
Федерации;
понимание роли русского языка как языка межнационального общения;
осознание правильной устной и письменной речи как показателя общей
культуры человека;
овладение основными видами речевой деятельности на основе
первоначальных представлений о нормах современного русского
литературного языка;
использование в речевой деятельности норм современного русского
литературного языка и речевого этикета.
Литературное чтение:
осознание значимости художественной литературы и произведений устного
народного творчества для всестороннего развития личности человека;
первоначальное представление о многообразии жанров художественных
произведений и произведений устного народного творчества;
овладение элементарными умениями анализа и интерпретации текста.
Иностранный язык:
знакомство представителей других стран с культурой своего народа.
Математика и информатика:
развитие логического мышления;
приобретение опыта работы с информацией, представленной в графической и
текстовой форме, развитие умений извлекать, анализировать, использовать
информацию и делать выводы.
Окружающий мир:
сформированность уважительного отношения к своей семье и семейным
традициям, организации, родному краю, России, ее истории и культуре,
природе;
сформированность чувства гордости за национальные свершения, открытия,
победы;
первоначальные представления о природных и социальных объектах как
компонентах единого мира, о многообразии объектов и явлений природы; о
связи мира живой и неживой природы;
сформированность основ рационального поведения и обоснованного принятия
решений;
первоначальные представления о традициях и обычаях, хозяйственных
занятиях населения и массовых профессиях родного края,
достопримечательностях столицы России и родного края, наиболее значимых
объектах Всемирного культурного и природного наследия в России;
важнейших для страны и личности событиях и фактах прошлого и
настоящего России; основных правах и обязанностях гражданина Российской
Федерации;
развитие умений описывать, сравнивать и группировать изученные природные
объекты и явления, выделяя их существенные признаки и отношения между
объектами и явлениями;
понимание простейших причинно-следственных связей в окружающем мире
(в том числе на материале о природе и культуре родного края);
приобретение базовых умений работы с доступной информацией (текстовой,
графической, аудиовизуальной) о природе и обществе, безопасного
использования электронных ресурсов организации и интернета, получения
информации из источников в современной информационной среде;
формирование навыков здорового и безопасного образа жизни на основе
выполнения правил безопасного поведения в окружающей среде, в том числе
знаний о небезопасности разглашения личной и финансовой информации при
общении с людьми вне семьи, в интернете и опыта соблюдения правил
безопасного поведения при использовании личных финансов;
приобретение опыта положительного эмоционально-ценностного отношения к
природе; стремления действовать в окружающей среде в соответствии с
экологическими нормами поведения.
Основы религиозных культур и светской этики:
понимание необходимости нравственного совершенствования, духовного
развития, роли в этом личных усилий человека;
формирование умений анализировать и давать нравственную оценку
поступкам, отвечать за них, проявлять готовность к сознательному
самоограничению в поведении;
построение суждений оценочного характера, раскрывающих значение
нравственности, веры как регуляторов поведения человека в обществе и
условий духовно-нравственного развития личности;
понимание ценности семьи, умение приводить примеры положительного
влияния религиозной традиции на отношения в семье, воспитание детей;
овладение навыками общения с людьми разного вероисповедания; осознание,
что оскорбление представителей другой веры есть нарушение нравственных
норм поведения в обществе;
понимание ценности человеческой жизни, человеческого достоинства,
честного труда людей на благо человека, общества; формирование умений
объяснять значение слов «милосердие», «сострадание», «прощение»,
«дружелюбие»;
умение находить образы, приводить примеры проявлений любви к ближнему,
милосердия и сострадания в религиозной культуре, истории России,
современной жизни;
открытость к сотрудничеству, готовность оказывать помощь; осуждение
любых случаев унижения человеческого достоинства;
знание общепринятых в российском обществе норм морали, отношений и
поведения людей, основанных на российских традиционных духовных
ценностях, конституционных правах, свободах и обязанностях гражданина.
Изобразительное искусство:
выполнение творческих работ с использованием различных художественных
материалов и средств художественной выразительности изобразительного
искусства;
умение характеризовать виды и жанры изобразительного искусства;
умение характеризовать отличительные особенности художественных
промыслов России.
Музыка:
знание основных жанров народной и профессиональной музыки.
Технология:
сформированность общих представлений о мире профессий, значении труда в
жизни человека и общества, многообразии предметов материальной
культуры.
Физическая культура:
сформированность общих представлений о физической культуре и спорте,
физической активности человека, физических качествах, жизненно важных
прикладных умениях и навыках, основных физических упражнениях;
умение взаимодействовать со сверстниками в игровых заданиях и игровой
деятельности, соблюдая правила честной игры.
Тематическое планирование
1–2-е классы
№
п /п
Тема занятия
Форма
проведения
занятия
Количество
часов,
отводимых на
освоение темы
ЦОР/ЭОР
1
razgovor.edsoo.ru
Сентябрь
1
Зачем я учусь?
Эвристическая
беседа
2
Где мы живем?
3
Мечтаю летать
1
4
Традиции моей семьи
1
1
Октябрь
5
Если б я был учителем
Беседа
6
Отечество – от слова
«отец»
1
7
Я хочу увидеть музыку
1
8
Я и моя семья
(составляем семейное
древо)
1
1
razgovor.edsoo.ru
Ноябрь
9
Что такое народное
единство?
Беседа
1
10 Память времен
1
11 Самое главное слово на
Земле
1
12 Какие в нашей стране
есть символы?
1
razgovor.edsoo.ru
Декабрь
13 Если добрый ты – это
хорошо
Беседа
1
14 С чего начинается
Родина
1
15 Где записаны права
человека?
1
razgovor.edsoo.ru
16 Светлый праздник
Рождества
1
Январь
17 Умеем ли мы мечтать?
Беседа
1
18 Виртуальный я – что
можно и что нельзя?
1
19 ...осталась одна Таня
1
20
Мы идем в театр. А что
это значит?
razgovor.edsoo.ru
1
Февраль
21 Как становятся
учеными?
Беседа
1
22 Россия в мире
1
23 Кому я хочу сказать
«спасибо»? (Ко Дню
защитника Отечества)
1
24
Заряд на добрые дела
razgovor.edsoo.ru
1
Март
25 Мамы разные важны
Беседа
1
26 Что такое гимн?
1
27 Путешествие по Крыму
1
28 Что на что похоже?
Зачем человеку
воображение
1
razgovor.edsoo.ru
Апрель
29 Какие поступки делают Беседа
человека великим? (О
первом полете человека
в космос)
1
30 Надо ли вспоминать
прошлое?
1
31 Где можно увидеть
нетронутую природу?
1
32 Без труда не выловишь
рыбку из пруда
1
Май
razgovor.edsoo.ru
33 Мужество, честь,
отвага. Что это и
откуда берется в
человеке?
Беседа
1
34 Вместе весело шагать
по просторам…
1
35 Мой самый счастливый
день
1
razgovor.edsoo.ru
3–4-е классы
№
п /п
Тема занятия
Форма
проведения
занятия
Количество
часов,
отводимых на
освоение темы
ЦОР/ЭОР
1
razgovor.edsoo.ru
Сентябрь
1
Зачем нам знания?
Эвристическая
беседа
2
От поколения к
поколению: любовь
россиян к Родине
3
Мечтаю летать
1
4
Как создаются
традиции?
1
1
Октябрь
5
Какие бывают учителя:
Лев Николаевич
Толстой
Беседа
6
Отчество – от слова
«отец»
1
7
Я хочу услышать
музыку
1
8
Петр и Феврония
Муромские
1
1
razgovor.edsoo.ru
Ноябрь
9
Когда мы едины – мы
непобедимы
10 Память времен
Беседа
1
1
razgovor.edsoo.ru
11 Материнское сердце
чаще бьется (С. Федин)
1
12 Что может герб нам
рассказать?
1
Декабрь
13 Что я могу сделать для
других?
Беседа
1
14 История Отечества –
история каждого из нас
1
15 Мои права и
обязанности: в чем
разница?
1
16 Светлый праздник
Рождества
1
razgovor.edsoo.ru
Январь
17 О чем мы мечтаем?
Беседа
1
18 Виртуальный я – что
можно и что нельзя?
1
19 Писала девочка
дневник…
1
20
С чего начинается
театр?
razgovor.edsoo.ru
1
Февраль
21 Откуда берутся научные Беседа
открытия?
1
22 Россия в мире
1
23 Хорошие дела не ждут
благодарности? (Ко
Дню защитника
Отечества)
1
24
Дарить добро…
razgovor.edsoo.ru
1
Март
25 Обычный мамин день
Беседа
1
26 Гимн России
1
27 Путешествие по Крыму
1
28 Что такое творчество?
1
razgovor.edsoo.ru
Апрель
29 Какие поступки делают
человека великим? (О
первом полете человека
в космос)
Беседа
1
30 Надо ли вспоминать
прошлое?
1
31 Дом для дикой природы
1
32 Не надо бояться
трудностей
1
razgovor.edsoo.ru
Май
33 Что такое подвиг?
Беседа
1
34 Вместе весело шагать по
просторам…
1
35 Разделяя счастье с
другим, мы умножаем
счастье (П. Коэльо)
1
razgovor.edsoo.ru