РП Финансовая грамотность 5-7 класс

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Тугулымский городской округ
МБОУ Юшалинская СОШ № 25

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

На заседании Зам.директора по УВР Директор школы
педагогического совета ________________________ ________________________
МБОУ Юшалинская
Новопашина Е.Е.
Федорова Т.Н.
СОШ № 25
Протокол № 14 от «28» 08
2023 г.

Приказ № 88 от «01» 09
2023 г.

Приказ № 88 от «01» 09
2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета «Финансовая грамотность»
для обучающихся 5-7 классов

п.Юшала 2023-2024

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС ООО, на основе
примерной рабочей программы учебного курса «Общественно-научные предметы. Финансовая
грамотность. 5-7 классы» (предметная область «Общественно-научные предметы») для
образовательных организаций, реализующих образовательные программы основного общего
образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему
образованию. Протокол 5/21 от 19.11.2021 г.)

1. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
1.Как формируются финансовые возможности
Знание и понимание
Финансы как деньги в движении, которые, постоянно находясь в обращении, способны создавать
другие деньги. Необходимость оценивать финансовые возможности в

определённый

момент

располагатьнеобходимой суммой денег. Наличие ограничений как пределов, границ, за которые не
должна выходить деятельность человека. Сущность доходов как денег, получаемых человеком за
осуществление определённой деятельности. Сущность заработной платы как вознаграждения за труд в
зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой
работы. Возможность временного пользования имуществом на основе договора аренды и внесения
арендной платы.
Способы деятельности
- Анализ состава семейных финансов;
- сравнение денежных и неденежных доходов семьи;
- анализ выполнимых и невыполнимых желаний человека;
- анализ видов регулярных денежных доходов;
- ведение расчёта суммы средней заработной платы;
- сравнение движимого и недвижимого имущества.
2.Финансовая цель: принципы постановки и пути достижения
Знание и понимание
Сущность финансовой цели как выраженного в денежной или материальной форме предмета
устремления человека, для

получения которого он прилагает сознательные усилия. Элементы,

составляющие принцип постановки финансовой цели КИЛО: конкретность, измеримость, локальность,
определённость во времени. Сущность резерва как запаса денежных средств, который можно
использовать в случае возникновения непредвиденных ситуаций. Сущность сбережений как
накапливаемой части денежных доходов семьи, предназначенной для достижения финансовых целей и
удовлетворения потребностей в будущем. Порядок создания сбережений. Связь между финансовой
целью и формированием сбережений.
Способы деятельности
- определение личных финансовых целей с учётом принципа КИЛО;
- систематизация

информации, необходимой для

постановкифинансовых целей;

- сравнение резервов и сбережений по основным критериям;
- анализ видов и источников сбережений;
- сравнение безопасных и опасных способов хранения денег.
3.От учета расходов к разработке бюджета
Знание и понимание
Сущность расходов семьи как денежных затрат, способствующих удовлетворению потребностей
членов

семьи.

Сущность

и

признаки налогов. Сущность налогообложения как закреплённая

действующим законодательством процедура установления, взимания и уплаты налогов.
Сущность налога на доходы физических лиц (НДФЛ) как определённой доли всех полученных
гражданином доходов, которая изымается в пользу государства. Сущность налога на добавленную
стоимость (НДС) как косвенного налога, сумму которого продавец удерживает у покупателя, включая её
в цену товаров. Сущность бюджета как плана доходов и расходов на определённый период.
Способы деятельности:
- Систематизация расходов семьи по различным критериям;
- определение основных элементов налога;
- сравнение прямых и косвенных налогов;
- проведение расчёта начисления и выделения НДС;
- определение дефицита и профицита бюджета;
- анализ структуры доходов и расходов бюджета;
- проведение расчёта среднемесячного дохода на одного члена семьи.
4.Человек и многообразие банковских услуг
Знание и понимание
Сущность банковской карта как инструмента доступа к личному банковскому счёту. Сущность
коммерческого банка как организации,имеющей исключительное право осуществлять ряд банковских
операций. Сущность

банковского счёта как метода

учёта

движения

денежных

средств

определённого клиента и способа контроля выполнения банком своих договорных обязательств.
Сущность банковского вклада как суммыденег, которую банк принимает

от

клиента

на

определённый или неопределённый срок с целью сохранения и приумножения. Сущность
банковского процента как платы за пользование денежными средствами(банковский вклад, банковский
кредит и др.). Сущность кредита как сделки, заключаемой между коммерческим банком и заёмщиком
по предоставлению денежных средств под проценты. Сущность ипотеки какзалога, который в случае
неуплаты заёмщиком долга переходит кредитору.
Способы деятельности:
- Сравнение банковского счёта и банковского вклада;
- сравнение банковского вклада и банковского депозита;
- определение особенностей начисления простых

и

сложных процентов по банковским

вкладам;
- определение преимуществ и недостатков использования денег,полученных в кредит;

- проведение расчёта изменения платежа по кредиту и остатка денежных средств после
осуществления платежей по кредиту.
5. Угрозы и способы защиты потребителя финансовых услуг
Знание и понимание
Сущность кредитной организации как юридического лица, которое с целью получения прибыли
выполняет банковские операции на основании разрешения (лицензии) Банка России. Сущность Банка
России как государственного кредитного учреждения, наделённого функциями выпуска денег в
обращение и регулирования банковской системы. Сущность деятельности Агентства по страхованию
вкладов (АСВ), которое осуществляет государственное страхование вкладов физических лиц. Сущность
страхования как способа защиты имущественных интересов граждан и организаций при наступлении
определённых событий за счёт денежных фондов, формируемых из уплачиваемых ими страховых
взносов. Сущность микрофинансирования как кратковременного кредита на небольшую сумму денег,
выданного заёмщику без залога и поручительства. Сущность того, что финансовая пирамида — это схема,
созданная для получения дохода путём привлечения денежных средств новых участников.
Способы деятельности:
- Определение оснований для отзыва банковской лицензии;
- анализ отдельных видов и практических примеров страхования;
- анализ видов финансового мошенничества;
- определение признаков и видов финансовых пирамид.
6. Финансовое благополучие и как оно создается
Знание и понимание
Сущность богатства как способности поддерживать привычный образ жизни при отсутствии
заработков в течение длительного времени. Сущность богатства семьи как денежных средств и
имущества семьи за исключением расходов на текущие нужды. Сущность финансового благополучия как
достижение такого уровня доходов, который позволяет удовлетворять все ежедневные потребности, а
также быть уверенным в завтрашнем дне. Собственность как отношения между людьми, претендующими
на имущество. Сущность индексации денежных доходов населения как установленного государством
механизма повышения денежных доходов населения, позволяющего частично или полностью возместить
им потери, вызванные ростом потребительских цен на товары и услуги.
Способы деятельности:
- Анализ подходов к определению понятия богатства;
- сравнение содержания понятий
- выявление преимуществ и

«богатство» и

недостатков покупки

«финансовое благополучие»;
товаров

в рассрочку;

- сравнение вариантов вложения денег по степени выгодности.
7. Авторское вознаграждение как источник дохода
Знание и понимание
Сущность располагаемых доходов населения как дохода после вычета всех налогов и платежей из
полученных доходов за определённый период. Сущность дифференциации доходов населения как
разницы в уровне денежных доходов различных слоёв и групп населения. Сущность интеллектуальной

собственности как продуктов творческой деятельности. Сущность гонорара как денежного
вознаграждения, выплачиваемого за труд авторов литературных произведений или произведений в
другой сфере искусства. Сущность самозанятости как формы организации труда, когда вознаграждение
получается непосредственно от заказчиков. Сущность профессионального дохода как дохода граждан от
деятельности, при ведении которой они не имеют работодателя и не привлекают наёмных работников.
Способы деятельности:
- Определение слоёв атмосферы инвестирования в мире финансов;
- определение

прогрессивной

и

пропорциональной шкал налогообложения;

- проведение расчёта размера гонорара при наличии исходной информации;
- проведение расчёта ожидаемых доходов от интеллектуальной собственности;
- определение грантов по типу источника выплат.
8. Риски и окупаемость инвестиций
Знание и понимание
Инвестор как человек, который инвестирует деньги в различные производства и активы с целью
получения дохода. Риск как возможность наступления случайных событий с нежелательными для
человека, природы или общества последствиями. Сущность инвестиционного риска как возможности
получения в результате инвестирования дохода или потерь в виде непредвиденных расходов,
неполученного дохода. Сущность срока окупаемости инвестиций как периода времени, необходимого
для того, чтобы возместить затраты на инвестиции за счет полученных инвестиционных доходов.
Сущность доходности инвестиционного проекта как степень увеличения вложенных инвестором
денежных средств в течение определенного периода времени.
Способы деятельности:
- Определение видов рисков инвестирования;
- сравнение инвестиционного
- расчёт

дохода

и

срока окупаемости инвестиций и

- определение

направлений изменения

располагаемого инвестиционного дохода;
доходности инвестиционного проекта;

доходности

инвестиционного

проекта

при

изменении финансовой ситуации.
9. Новый мир финансов: государство, человек и цифровая среда
Знание и понимание
Сущность сверхновых источников дохода как результат реализации творческих способностей
человека и новых возможностей цифровой среды. Сущность государственного финансирования и
софинансирования при реализации социально значимых инвестиционных проектов. Крауд-технология
как способ достижения желаемого результата, путем внесения множеством людей посильного вклада в
общее дело.
Способы деятельности:
- Сравнение государственного

финансирования

и софинансирования;

- определение способов получения доходов в сети Интернет;
- сравнение содержания активных

и

пассивных

источников дохода;

- анализ практических примеров успешного применения крауд- технологий.

2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты обучения:
- формирования готовности обучающихся к саморазвитию, самостоятельности и личностному
самоопределению на основе осознанного отношения к выбору и построению индивидуальной траектории
образования с учётом устойчивых познавательных интересов и значимости для себя лично взаимосвязи
между образованием и финансовым благополучием;
- осознания ценности самостоятельности и инициативы с учетом действующих правил поведения
субъектов в финансовой сфере, изучения положений нормативно-правовых документов, формирования
ответственного отношения к процессу обучения посредством понимания для себя лично содержания
финансовых отношений между различными субъектами, финансовых решений, альтернативных
возможностей их реализации, последствий выполнения или невыполнения принятых решений;
- сформированности внутренней позиции личности как особогоценностного отношения к себе,
осознания значения семьи в жизни человека и общества, уважительного и заботливого отношения к
членам своей семьи, проявляющегося в учёте личных интересовкаждого члена семьи и семьи в целом при
решении вопросов ополучении и распределении средств семейного бюджета;
- наличия мотивации к целенаправленной социально значимой деятельности, в частности
мотивации к обучению, познанию за счёт понимания значимости для себя лично взаимосвязи между
профессиональной подготовкой человека и финансовыми результатами его деятельности.
Метапредметные результаты:
Регулятивные универсальные учебные действия:
1.
Умение развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности в процессе
изучения финансовых вопросов через понимание необходимости давать оценку существующих
финансовых ситуаций и их изменения. Обучающийся сможет:
- оценивать

собственное понимание

изученных финансовых терминов;

- составлять личный маршрут движения к финансовомублагополучию;
- оценивать

вероятность мошенничества в финансовых отношениях;

- ставить финансовые цели собственной деятельности.
2. Умение самостоятельно планировать пути достижения финансовых целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбиратьнаиболее эффективные способы решения учебных и практических
финансовых задач. Обучающийся сможет:
- разрабатывать способы решения проблем в области личных финансов;
- оценивать структуру доходов и расходов семьи;
- определять необходимые действия в соответствии с учебной и практической финансовой задачей
и составлять этапы их выполнения;
- обосновывать и осуществлять выбор альтернативных способов решения финансовых задач;
- составлять план решения финансовой проблемы (написание эссе, решение кейсов, выполнение
квеста).

3. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей
деятельности в процессе достижения результата. Обучающийся сможет:
- вносить необходимые изменения в план и способ действий с учётом изменившихся
обстоятельств;
- оценивать состояние личных финансов до и после уплаты налогов;
- оценивать свою

деятельность,

аргументируя

причины достижения или отсутствия

планируемого результата;
- вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации для
получения запланированного результата;
- оценивать варианты открытия депозита на различные сроки; результаты выбора условий
кредитования; результаты выбора условий депозита; требования к недвижимому имуществу, служащему
для банка залогом;
- оценивать подходы субъектов к покупке дорогостоящих товаров, исходя из финансовых
возможностей их семей.
Познавательные универсальные учебные действия:
1.

Умение

определять

содержание

понятий,

создавать

обобщения,

классифицировать,

устанавливать аналогии, проводить анализ, устанавливать причинно-следственные связи и делать
выводы.Обучающийся сможет:
- сравнивать способы получения доходов, альтернативные варианты достижения финансовых
целей, направления инвестирования, условия кредитования и условия размещения денежных средств;
- устанавливать причинно-следственные связи между различными финансовыми явлениями:
доходами семьи и правом собственности на имущество; индексацией и размерами денежных доходов
населения; размером доходов и риском; бизнес-планом и действительностью; креативностью
инвестиционного проекта и доходами авторов;
- объяснять выгоды наличия прав собственности; признаки финансовой пирамиды; особенности
каждого слоя атмосферы инвестирования; причины появления сверхновых источников доходов;
- анализировать статистические данные о доходах населения; положения статей ГК РФ по вопросу
получения доходов от интеллектуальной собственности; положения статей ТК РФ по вопросу получения
заработной платы; положения статей НК РФ по вопросам налогообложения;
- классифицировать виды доходов, расходов, имущества, налогов, шкал налогообложения,
банковских вкладов, кредитныхорганизаций;
- выявлять преимущества и недостатки деятельности микрофинансовых организаций, покупки
товаров в рассрочку,активных и пассивных источников дохода, обладаниясобственностью, банковской
картой;
- делать вывод на основе критического анализа разных точек зре-ния, подтверждая его
собственной аргументацией, в том числе математическими расчётами.
2. Смысловое чтение. Обучающийся сможет:
- ориентироваться в содержании текста, понимать смысл текста, структурировать текст,

идентифицируя финансовые ситуации в литературных произведениях;
- устанавливать взаимосвязь описанных в тексте финансовых событий в конкретной ситуации;
- критически оценивать финансовую ситуацию, описанную в тексте;
- аргументировать собственную позицию по приведённой в тексте финансовой ситуации.
3. Развитие мотивации к овладению культурой поиска источниковинформации. Обучающийся
сможет:
- определять необходимые ключевые поисковые слова;
- осуществлять

взаимодействие с электронными поисковымисистемами, словарями;

- соотносить полученные результаты

поискаинформации с

условиями

поставленных

финансовых задач.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
1.Умение организовывать учебное сотрудничество и совместнуюдеятельность. Обучающийся
сможет:
- инициировать сотрудничество в группе при обсуждении ситуаций, при работе с творческими
заданиями, при обсуждении правил планирования семейного бюджета, формирования резервов и
сбережений, постановки финансовых целей;
- выстраивать логическую цепь рассуждений при анализе финансовых ситуаций;
- задавать вопросы при обсуждении финансовых проблем.
2. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для
выражения своих мыслей; владение устной и письменной речью. Обучающийся сможет:
- соблюдать правила публичной речи и проведения дискуссии по финансовой тематике;
- принимать решение в групповой работе, учитывая мнения собеседников;
- создавать письменные тексты при выполнении творческих заданий на финансовые темы;
- анализировать результаты коммуникации после её завершения в ходе выполнения группового
задания и представления его решения.
Предметные результаты обучения.
- освоение и применение системы финансовых знаний, и их необходимости для решения
современных практических задач;
- умение классифицировать по разным признакам (в том числе устанавливать существенный
признак классификации) финансовые объекты, явления, процессы, выявляя их существенные признаки,
элементы и основные функции;
- умение использовать полученные знания для объяснения (устного и письменного) сущности,
взаимосвязей финансовых явлений и процессов; необходимости правомерного налогового поведения;
осмысления личного опыта принятия финансовых решений;
- умение решать в рамках изученного материала познавательные и практические задачи,
отражающие процессы постановки финансовых целей, управления доходами и расходами, формирования
резервов и сбережений, принятия инвестиционных решений;
- овладение смысловым чтением текстов финансовой тематики, позволяющим воспринимать,

понимать и интерпретировать смысл текстов разных типов, жанров, назначений в целях решения
различных учебных задач, в том числе извлечений из нормативных правовых актов; умение
преобразовывать текстовую информацию в модели (таблицу, диаграмму, схему) и преобразовывать
предложенные модели в текст;
- умение анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать и критически оценивать
статистическую финансовую информацию, соотносить ее с собственными знаниями и опытом;
формулировать выводы, подкрепляя их аргументами;
- умение оценивать собственные поступки и поведение других людейс точки зрения финансовоэкономических и правовых норм;
- включая вопросы, связанные с личными финансами, финансовыми рисками и угрозами
финансового мошенничества; осознание неприемлемости всех форм антиобщественного поведения;
- приобретение опыта использования полученных знаний по финансовой грамотности в
практической (индивидуальной и/илигрупповой) деятельности: для составления личного финансового
плана; для принятия решений о приобретении финансовых услуг и имущества; для приобретения опыта
публичного представления результатов своей деятельности в соответствии с темой и ситуациейобщения,
особенностями аудитории и регламентом.
В результате обучения данному курсу, обучающиеся 5—7 смогут сформировать следующие
компетенции по финансовой грамотности:
- способность планировать свои доходы и расходы на основе оценки имеющихся финансовых
возможностей и ограничений, избегая несоразмерных доходам долгов и неплатежей по ним;
- способность формировать резервы и сбережения денежных средств;
- способность следить за состоянием личных финансов посредством планирования личного
бюджета;
- способность рационально выбирать финансовые услуги, распознавая признаки финансового
мошенничества, учитываяинформацию об имеющихся на рынке финансовых рисках;
- способность искать и использовать необходимую финансовуюинформацию.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п

Наименование
разделов и тем
программы

Количество часов
Всего
КонПрактитрольческие
ные ра- работы
боты

Виды деятельности

Виды, формы
контроля

ЭОР

5 КЛАСС
Раздел 1. Введение
1.1 Почему важно
1
0
0.25
развивать свою
финансовую
грамотность
Раздел 2. Как формируются финансовые возможности

определять цели развития собственной финансовой
грамотности и планировать способы их достижения

Практическая
работа;
Тестирование

Якласс

2.1 Анализ финансовых
возможностей

3

0

1

Устный
опрос;
Письменный
контроль;
Практическая
работа;
Тестирование

Якласс

2.2 Доходы семьи

3

0

1

Устный
опрос;
Письменный
контроль;
Практическая
работа;
Тестирование

Якласс

2.3 Ступени финансового
изобилия

1

0

0.25

Устанавливать причинно- следственные связи между
деньгами и финансами; возможностями и личными
желаниями;
выстраивать логическую цепь рассуждений
при
анализе содержания литературных произведений;
оценивать
собственное
понимание изученных финансовых терминов;
анализировать выполнимые и невыполнимые
желания членов семьи;
инициировать сотрудничество при работе с
рисунками
Объяснять содержание
различных видов семейных доходов;
анализировать выдержки из Трудового кодекса РФ;
вносить
необходимые изменения в план и
способ действий с учётом изменившихся
обстоятельств;
задавать вопросы при обсуждении финансовых
ситуаций;
инициировать
сотрудничество при работе с творческими заданиями
Анализировать причинно- следственные связи
между изобилием и изменением заработной платы;

Устный
опрос;

Якласс

2.4 Доходы от имущества

3

0

1

2.5 Творческая
лаборатория
финансиста

1

0

1

выстраивать логическую цепь рассуждений во время
обсуждения содержания литературных
произведений;
приводить доказательства в пользу правильности
собственной позиции;
составлять маршрут движения к финансовому
изобилию;
идентифицировать отдельные ступени финансового
изобилия
Устанавливать причинно- следственные связи между
наличием имущества и возможностями получения
арендной платы;
классифицировать виды имущества;
анализировать возможности получения доходов от
имущества;
оценивать
вероятность мошенничества в сделках
с имуществом;
инициировать сотрудничество в группе при
обсуждении ситуаций.
Устанавливать причинно- следственные связи по
вопросам финансовой грамотности в литературе;
инициировать сотрудничество при работе с
творческими заданиями.

Письменный
контроль;
Практическая
работа;
Тестирование

Устный
опрос;
Письменный
контроль;
Практическая
работа;
Тестирование

Якласс

Устный
опрос;
Письменный
контроль;
Практическая
работа;
Тестирование

Якласс

Устный
опрос;
Письменный
контроль;
Практическая
работа;
Тестирование

Якласс

Итого по теме
12
Раздел 3. Финансовая цель: принципы постановки и пути достижения
3.1 Как поставить
финансовую цель

3

0

1

Устанавливать причинно- следственные связи между
финансовыми
возможностями
и выбранными целями;
анализировать финансовые возможности достижения
личных целей;
анализировать варианты действий для достижения
личных финансовых целей на примере жизненных
ситуаций;
инициировать сотрудничество при работе с
рисунком и творческим заданием

3.2 Финансовые резервы

4

0

2

3.3 Способы создания и
хранения сбережений

1

0

1

Выявлять преимущества формирования резервов
семьи;
анализировать размер резерва и варианты его
хранения на примере
литературных произведений;
изучать правила формирования резервного фонда
семьи;
инициировать сотрудничество при работе с
рисунками.
Устанавливать причинно- следственные связи между
способами хранения
сбережений и увеличением их размера;
сравнивать резервы и сбережения;
оценивать варианты безопасного хранения
сбережений

Устный
опрос;
Письменный
контроль;
Практическая
работа;
Тестирование

Якласс

Устный
опрос;
Письменный
контроль;
Практическая
работа;
Тестирование

Якласс

Устанавливать причинно- следственные связи между
желаниями членов семьи и запланированными
расходами на конкретные покупки;
классифицировать виды расходов;
анализировать и планировать состав расходов семьи;
оценивать необходимую сумму доходов для
запланированных расходов семьи;
инициировать сотрудничество при работе с
рисунками.
Объяснять признаки налогов;
устанавливать причинно- следственные связи между
элементами налога, между неуплатой налогов и
последствиями для неплательщиков;
анализировать элементы налога с использованием
статей Налогового кодекса РФ;
рассчитывать размер расходов с учётом налоговых
выплат;
классифицировать налоги;
инициировать сотрудничество при выполнении
творческого задания

Устный
опрос;
Письменный
контроль;
Практическая
работа;
Тестирование

Якласс

Устный
опрос;
Письменный
контроль;
Практическая
работа;
Тестирование

Якласс

Итого по теме
8
Раздел 4. От учета расходов к разработке бюджета
4.1 Семейные расходы

4

0

2

4.2 Налоги и
налогоплательщики

5

0

3

4.3 Всем нужен
финансовый план

2

0

1

4.4 Творческая
лаборатория
финансиста

1

0

1

Итого по теме
Раздел 5. Обобщение

12
1

0.75

0.25

1

0

1

5.1
5.2

Обобщение
результатов изучения
Защита проектов

Всего

Устанавливать причинно- следственные связи между
состоянием семейного бюджета и планируемыми
расходами, между изменением финансовых
возможностей семьи и её расходами и доходами;
анализировать планы доходов и расходов семьи, их
структуру на примере решения задачи;
оценивать
изменение финансовых возможностей
семьи в различных
ситуациях;
инициировать сотрудничество при обсуждении
правил планирования семейного бюджета.
Устанавливать причинно- следственные связи между
изменением финансовых возможностей сказочных
персонажей и их расходами за счёт экономии
денежных средств;
инициировать сотрудничество при
обсуждении финансовых ситуаций, изложенных в
литературных произведениях

Устный
опрос;
Письменный
контроль;
Практическая
работа;
Тестирование

Якласс

Устный
опрос;
Письменный
контроль;
Практическая
работа;
Тестирование

Якласс

Устный
опрос;
Письменный
контроль;
Практическая
работа;
Тестирование

Якласс

Устный
опрос;
Письменный
контроль;
Практическая
работа;
Тестирование

Якласс

Якласс

34
6 КЛАСС

Раздел 1. Человек и многообразие банковских услуг
1.1 Банковские услуги

3

0

1

Устанавливать причинно- следственные связи между
суммой дохода человека и необходимостью
открытия карточного счёта;
выявлять преимущества и недостатки банковской
карты;
сравнивать банковский счёт и банковский вклад;

1.2 Как работает депозит

4

0

2

1.3 Банковский кредит

4

0

2

1.4 Ипотечный кредит

2

0

1

1.5 Творческая
лаборатория
финансиста

1

0

1

анализировать наличные расчёты и расчёты
банковской картой,
проблемы при использовании наличных денег;
классифицировать виды банковских вкладов;
инициировать сотрудничество при выполнении
творческого задания.
Устанавливать причинно- следственные связи между
суммой полученного дохода и капитализацией
процентов;
сравнивать банковский вклад и депозит;
объяснять
назначение банковских реквизитов;
сравнивать возможные варианты размещения
денег на банковском счёте на примере решения
задач;
вычислять банковский процент по формуле
простого и сложного
процента;
оценивать
результаты выбора условий депозита
на примере решения задач.
Выстраивать логическую цепь рассуждений при
анализе вариантов кредитования;
объяснять содержание кредитного договора;
анализировать возможности получения и погашения
кредита на примере решения задач;
аргументировать собственную точку зрения по
вопросу о целесообразности
досрочного погашения кредита.
Устанавливать причинно- следственные связи между
решением жилищной проблемы семьи и получением
ипотечного кредита;
анализировать содержание ипотечного кредита;
сроки ипотечных кредитов, взятых россиянами;
оценивать требования к недвижимому имуществу,
служащему для банка залогом.
Анализировать проблемы при использовании
наличных
денег по материалам литературного
произведения;
инициировать

Устный
опрос;
Письменный
контроль;
Практическая
работа;
Тестирование

Якласс

Устный
опрос;
Письменный
контроль;
Практическая
работа;
Тестирование

Якласс

Устный
опрос;
Письменный
контроль;
Практическая
работа;
Тестирование

Якласс

Устный
опрос;
Письменный
контроль;
Практическая

Якласс

сотрудничество при выполнении творческого
задания;
выстраивать логическую цепь рассуждений при
анализе содержания
литературных произведений;
инициировать сотрудничество при выполнении
творческого задания

работа;
Тестирование

Итого по теме
14
0
Раздел 2. Угрозы и способы защиты потребителя финансовых услуг
2.1 Если банк лишился
лицензии

6

0

3

2.2 Особенности
микрофинансирования

2

0

1

2.3 Угрозы семейным
финансам
Творческая
лаборатория
финансиста

4

0

2

Устанавливать причинно- следственные связи между
отзывом у банка лицензии и возвратом денег,
находящихся на банковском вкладе;
объяснять основания, отзыва лицензии у
коммерческого банка;
выстраивать логическую цепь рассуждений при
сравнительном анализе рекомендаций по вопросу
выбора банка для открытия вклада;
инициировать сотрудничество при выполнении
творческого задания.
Устанавливать причинно- следственные связи между
причинами и последствиями обращения в
микрофинансовую
организацию;
выявлять плюсы и минусы микрофинансовых
организаций;
анализировать конкретные ситуации различных
людей, обратившихся в микрофинансовые
организации;
аргументировать собственную позицию по
рассматриваемым ситуациям.
Устанавливать причинно- следственные связи между
финансовыми угрозами и личными доходами, между
деятельностью фирмы и её принадлежностью к
финансовым пирамидам;
классифицировать финансовые угрозы;
анализировать ситуации финансового
мошенничества, поведение человека в повседневной
жизни в условиях финансовых угроз;

Устный
опрос;
Письменный
контроль;
Практическая
работа;
Тестирование

Якласс

Устный
опрос;
Письменный
контроль;
Практическая
работа;
Тестирование

Якласс

Устный
опрос;
Письменный
контроль;
Практическая
работа;
Тестирование

Якласс

аргументировать
собственную позицию при выработке рекомендаций
при столкновении с финансовыми угрозами;
объяснять, по каким признакам можно определить
финансовую пирамиду и её вид;
инициировать сотрудничество при выполнении
творческого задания.
Итого по теме
12
Раздел 3. Финансовое благополучие и как оно создается
3.1 Собственность и
финансовое
благополучие

1

0

0.25

3.2 Богатство
семьи и
дорогостоящие
покупки Творческая
лаборатория
финансиста

4

0

2

3.3 Как сохранить свое
финансовое
благополучие

1

0

1

Итого по теме
Раздел 4. Обобщение

6

Устанавливать причинно- следственные связи между
доходами семьи и правом собственности на
имущество;
объяснять выгоды наличия прав собственности;
выявлять преимущества и недостатки обладания
собственностью;
аргументировать собственную позицию по
обсуждаемому вопросу
Устанавливать причинно- следственные связи между
богатством семьи и
умением распределять доходы;
выявлять преимущества и недостатки покупки
товаров в рассрочку;
оценивать подходы к покупке дорогостоящих
товаров, исходя из финансовых возможностей семей;
анализировать фрагменты литературных
произведений в контексте изучаемых вопросов;
инициировать сотрудничество при
выполнении творческого задания
Устанавливать причинно- следственные связи между
индексацией и размерами денежных доходов
населения;
рассчитывать результаты размещения сбережений по
предложенным вариантам

Устный
опрос;
Письменный
контроль;
Практическая
работа;
Тестирование

Якласс

Устный
опрос;
Письменный
контроль;
Практическая
работа;
Тестирование

Якласс

Устный
опрос;
Письменный
контроль;
Практическая
работа;
Тестирование

Якласс

4.1

4.2

Обобщение
результатов изучения
курса «Финансовая
грамотность»
Защита проектов

1

0.75

0.25

1

0

1

Всего

34

Устный
опрос;
Письменный
контроль;
Практическая
работа;
Тестирование

Якласс

Устный
опрос;
Письменный
контроль;
Практическая
работа;
Тестирование

Якласс

Устный
опрос;
Письменный
контроль;
Практическая
работа;
Тестирование

Якласс

Устный
опрос;
Письменный
контроль;
Практическая
работа;
Тестирование

Якласс

Якласс

7 КЛАСС
Раздел 1. Авторское вознаграждение как источник дохода
1.1 Располагаемые
4
0
2
Классифицировать виды шкал налогообложения;
доходы и налоги
сравнивать располагаемые доходы работника при
пропорциональной и прогрессивной шкале
налогообложения;
анализировать
статистические данные о доходах населения;
аргументировать
собственную позицию по исследуемому вопросу;
аргументировать собственную позицию по
поставленным вопросам.
1.2 Доходы от
4
0
2
Сравнивать варианты
интеллектуальной
получения доходов патентообладателем;
собственности
оценивать доходы патентообладателя;
аргументировать
собственную позицию по поставленным вопросам;
инициировать сотрудничество при работе с
творческими заданиями.
1.3 Доходы творческих
5
0
3
Рассчитывать авторские гонорары;
людей и самозанятых
объяснять содержание гранта и процедуру участия в
конкурсе на его получение;
устанавливать причинно- следственные связи между
самозанятостью и
возможностью увеличить доходы семьи;
аргументировать собственную позицию по вопросам
фриланса;
выстраивать логическую цепь рассуждений при
ответах на поставленные вопросы

1.4 Творческая
лаборатория
финансиста

1

0

1

Аргументировать собственную позицию по
поставленным вопросам; инициировать
сотрудничество при работе с текстом литературного
произведения.

Устанавливать причинно- следственные связи между
размером доходов и риском;
анализировать различные ситуации,
сопровождаемые рисками;
аргументировать собственную позицию по вопросам
во что, где и когда вложения денежных средств;
выстраивать логическую цепь рассуждений при
ответах на поставленные вопросы
Рассчитывать срок окупаемости инвестиций и
уровень доходности по предложенным
инвестиционным проектам;
оценивать, в какой из предложенных проектов
инвестору стоит вложить денежные средства;
инициировать сотрудничество при участии в
дискуссии о выборе условий инвестирования;
задавать вопросы при обсуждении финансовых
ситуаций.
Устанавливать причинно- следственные связи между
бизнес-планом и действительностью;
оценивать репутационный риск и его влияние на
доходы предпринимателя;
инициировать сотрудничество при работе в команде;
аргументировать собственную позицию по вопросу
об открытии и дальнейшем развитии собственного
бизнеса

Якласс

Итого по теме
14
Раздел 2. Риски и окупаемость инвестиций
2.1 Риск и финансовое
благополучие

5

0

3

2.2 Инвестиционный
доход

4

0

2

2.3 Творческая
лаборатория
финансиста

1

0

1

Устный
опрос;
Письменный
контроль;
Практическая
работа;
Тестирование

Якласс

Устный
опрос;
Письменный
контроль;
Практическая
работа;
Тестирование

Якласс

Устный
опрос;
Письменный
контроль;
Практическая
работа;
Тестирование

Якласс

Итого по теме
10
Раздел 3. Новый мир финансов: государство, человек и цифровая среда
3.1 Сравниваем варианты
финансирования
нового проекта

4

0

2

Устанавливать причинно-следственные связи между Устный
креативностью инвестиционного проекта и доходами опрос;
Письменный
авторов;

контроль;
Практическая

Якласс

3.2 Доходы в новом мире
финансов
Творческая
лаборатория
финансиста

3

0

1

3.3 Творческая
лаборатория
финансиста

1

0

1

Итого по теме
Раздел 4. Обобщение

8

4.1 Защита проектов
4.2 Обобщение
результатов изучения
курса «Финансовая
грамотность»
Итого
Всего

1
1

0
0.75

0.75
0.25

34
102

сравнивать характеристики различных форм
выплаты средств из госбюджета;
классифицировать сверхновые источники доходов;
сравнивать варианты финансирования
реализации нового проекта;
аргументировать собственную позицию по вопросу о
поиске доходного места по материалам
литературного произведения.
Сравнивать активные и пассивные источники
доходов;
выстраивать логическую цепь рассуждений при
анализе способов заработка;
аргументировать собственную позицию по вопросу
получения доходов из сверхновых источников;
инициировать сотрудничество при выполнении
творческого задания в группе.
аргументировать собственную позицию по вопросу
об открытии и дальнейшем развитии собственного
бизнеса

работа;
Тестирование

Виды деятельности по изученным разделам
Виды деятельности по изученным разделам

Устный
опрос;
Письменный
контроль;
Практическая
работа;
Тестирование

Якласс

Устный
опрос;
Письменный
контроль;
Практическая
работа;
Тестирование

Якласс

Письменный
контроль;
Практическая
работа;
Тестирование

Якласс
Якласс

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 5 КЛАСС
№
п/п

1

2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12

13
14
15
16
17
18
19

20
От
21
22
23

Тема занятия

Кол-во часов
Всего

Контрольные
работы
5 класс
Введение
0

Практические
работы

Дата
изучения

Почему важно развивать
1
0.25
свою
финансовую
грамотность
Как формируются финансовые возможности
Финансы в движении
1
0
0.25
Финансовые
1
0
0.25
возможности
Анализ
финансовых
1
0
0.5
возможностей
Сущность доходов
1
0
0.25
Доходы семьи
1
0
0.25
Сущность
заработной
1
0
0.5
платы
Ступени
финансового
1
0
0.25
изобилия
Доходы от имущества
1
0
0.25
Доходы от имущества
1
0
0.5
Договор аренды
1
0
0.25
Творческая лаборатория
1
0
1
финансиста
Финансовая цель: принципы постановки и пути достижения
Как
поставить
1
0
0.25
финансовую цель
КИЛО
1
0
0.25
Творческая лаборатория
1
0
0.5
финансиста
Финансовые резервы
1
0
0.25
Способы создания и
1
0
0.25
хранения сбережений
Порядок
создания
1
0
0.5
сбережений
Связь между финансовой
1
0
1
целью и формированием
сбережений
Творческая лаборатория
1
0
1
финансиста
учета расходов к разработке бюджета
Потребности
членов
1
0
0.5
семьи
Семейные расходы
1
0
0.5
Сущность бюджета
1
0
0.5

Виды и
формы
контроля

24
25
26

27
28

29

30

Доходы и расходы на
определенный период
Сущность и признаки
налогов
Сущность
налогообложения
в
действующем
законодательстве

1

0

0.5

1

0

0.5

1

0

0.5

Налоги и
налогоплательщики
Сущность
налога
на
доходы физических лиц
(НДФЛ)
Сущность
налога
на
добавленную стоимость
(НДС)

1

0

0.5

1

0

0.5

1

0

1

Всем нужен
финансовый план

1

0

0.5

1
0
0.5
Всем нужен
финансовый план
32 Творческая лаборатория
1
0
1
финансиста
Обобщение
33 Обобщение результатов
1
0.75
0.25
изучения
34 Защита проектов
1
0
1
Всего
34
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 6 КЛАСС
31

Человек и многообразие банковских услуг (14ч)
1 Сущность
банковской
1
0
карты
2 Сущность коммерческого
1
0
банка как организации
3 Банковские услуги
1
0
4 Сущность
банковского
1
0
счёта
5 Сущность
банковского
1
0
вклада
6 Как работает депозит
1
0
7 Сущность
банковского
1
0
процента
8 Сущность кредита как
1
0
сделки
9 Банковский кредит
1
0
10 Преимущества
и
1
0
недостатки кредита
11 Проведение расчета по
1
0
кредиту

0.25
0.25
0.5
0.5
0.5
0.5
0.5
0.5
0.5
0.5
0.5

Сущность ипотеки как
1
0
0.5
залога
13 Ипотечный кредит
1
0
0.5
14 Творческая лаборатория
1
0
1
финансиста
Угрозы и способы защиты потребителя финансовых услуг
15 Сущность
кредитной
1
0
0.5
организации
16 Сущность Банка России
1
0
0.5
17 Если банк лишился
1
0
0.5
лицензии
по
18 Агентство
1
0
0.5
страхованию вкладов
19 Сущность страхования
1
0
0.5
12

Защита имущественных
интересов граждан
21 Особенности
микрофинансирования
22 Залог и поручитель
23 Финансовая пирамида
24 Угрозы
семейным
финансам
25 Угрозы
семейным
финансам
26 Творческая лаборатория
финансиста
Финансовое благополучие и как
27 Сущность богатства как
способности
поддерживать
привычный образ жизни
28 Богатство
семьи
и
дорогостоящие покупки
29 Собственность
30 Собственность
и
финансовое благополучие
31 Сущность
индексации
денежных
доходов
населения
32 Как
сохранить
свое
финансовое благополучие
Обобщение
20

33
34

Защита проектов
Обобщение результатов
изучения
курса
«Финансовая
грамотность»
Итого

1

0

0.5

1

0

0.5

1
1
1

0
0
0

0.5
0.5
0.5

1

0

0.5

1

0

0.5

оно создается
1
0

0.25

1

0

0.5

1
1

0
0

0.5
0.5

1

0

0.5

1

0

1

1
1

0
0.75

1
0.25

34

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 7 КЛАСС
Авторское вознаграждение как источник дохода
1 Располагаемые доходы и
1
0
0.5
налоги
2 Располагаемые доходы и
1
0
0.5
налоги
3 Сущность
1
0
0.5
дифференциации
доходов населения
4 Уровень
доходов
1
0
0.5
населения
5 Доходы
от
1
0
0.5
интеллектуальной
собственности
6 Сущность гонорара
1
0
0.5
7 Доходы
творческих
1
0
0.5
людей
8 Сущность самозанятости
1
0
0.5
9 Сущность самозанятости
1
0
0.5
10 Работодатель и наёмный
1
0
0.5
работник
11 Профессиональный
1
0
0.5
доход
12 Профессиональный
1
0
1
доход
13 Гранты
по
типу
1
0
0.5
источника выплат
14 Творческая лаборатория
1
0
1
финансиста
Риски и окупаемость инвестиций
15 Инвестор
1
0
0.5
16 Инвестор и активы
1
0
0.5
17 Последствия случайных
1
0
0.5
событий
18 Сущность
1
0
0.5
инвестиционного риска
19 Риск и финансовое
1
0
1
благополучие
20 Срок
окупаемости
1
0
0.5
инвестиций
21 Инвестиционный доход
1
0
0.5
22 Инвестиционный проект
1
0
0.5
23 Изменения доходности
1
0
0.5
инвестиционного проекта
24 Творческая лаборатория
1
0
1
финансиста
Новый мир финансов: государство, человек и цифровая среда

Сущность
сверхновых
источников дохода
26 Цифровая среда
27 Сравниваем варианты
финансового проекта
28 Способы доходов в сети
Интернет
29 Доходы в новом мире
финансов
30 Государственное
финансирование
и
софинансирование
социально
значимых
инвестиционных
проектов
31 Крауд-технология
как
способ
достижения
желаемого результата
32 Творческая лаборатория
финансиста
Обобщение

1

0

0.5

1
1

0
0

0.5
0.5

1

0

0.5

1

0

0.5

1

0

0.25

1

0

0.25

1

0

1

Защита проектов
Обобщение результатов
изучения
курса
«Финансовая
грамотность»
Итого
Всего

1
1

0
0.75

1
0.25

25

33
34

34
102

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Хоменко Е.Б. "Общественно-научные предметы. Финансовая грамотность. Новый мир" для
учащихся 5-7 классов. Издательство «Просвещение»
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Ковалёва Г.С., Рутковская Е.Л., Половникова А.В. Сборник эталонных заданий. Финансовая
грамотность. Издательство «Просвещение»
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
https://www.yaklass.ru/

ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН ЭЛЕКТРОННОЙ
ПОДПИСЬЮ
СВЕДЕНИЯ О СЕРТИФИКАТЕ ЭП
Сертификат

709346372946738420135056007448981155039651512664

Владелец

Фёдорова Татьяна Николаевна

Действителен

С 15.06.2023 по 14.06.2024


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».