РП ОДНК 5-6 кл

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодёжной политики
Свердловской области
Тугулымский городской округ
МБОУ Юшалинская СОШ №25
РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

на заседании педагогического Зам.директора по УВР
совета
________________________
МБОУ Юшалинская СОШ №25.
Протокол №14 от «28» 08 2023 г.

УТВЕРЖДЕНО
Директор школы
________________________

Новопашина Е.Е..

Федорова Т.Н.

Приказ №88 от «01» 09 2023 г. Приказ №88 от «01» 09 2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета «Основы духовно-нравственной культуры
народов России»
для обучающихся 5-6 классов

п. Юшала 2023-2024

Рабочая программа учебного курса
«Основы духовно-нравственной культуры народов России» для 5–6-х классов

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» для
обучающихся 5–6-х классов на 2023-2024 учебный год МБОУ Юшалинская средняя
общеобразовательная школа № 25 разработана в соответствии с требованиями:




Федерального закона от 24.09.2022 № 371 «Об образовании в Российской Федерации»;
приказа Минпросвещения от 16.11. 2022 № 993 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
приказа Минпросвещения от 23.11.2022 № 1114 «Об утверждении Порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным
программам – образовательным программам начального общего, основного общего и
среднего общего образования»;
СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденных постановлением
главного санитарного врача от 28.09.2020 № 28;
СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности
и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденных
постановлением главного санитарного врача от 28.01.2021 № 2;
концепции преподавания предметной области «Основы духовно-нравственной культуры
народов России»;
примерной рабочей программы по ОДНКНР;
основной образовательной программы основного общего образования, утвержденной
приказом МБОУ Юшалинской СОШ № 25 от 31.08.2023 №___ «Об утверждении
основной образовательной программы основного общего образования по ФГОС третьего
поколения»;
положения о рабочих программах МБОУ Юшалинской СОШ № 25;
УМК Виноградовой Н.Ф. Власенко В.И. Полякова А.В. ОДНКНР (5–6 класс).



Количество часов в неделю: 34 часа в год (1час в неделю)













Цели изучения учебного курса:
формирование общероссийской гражданской идентичности обучающихся через изучение
культуры (единого культурного пространства) России в контексте процессов
этноконфессионального согласия и взаимодействия, взаимопроникновения и мирного
сосуществования народов, религий, национальных культур;
 создание условий для становления у обучающихся мировоззрения на основе традиционных
российских духовно-нравственных ценностей, ведущих к осознанию своей
принадлежности к многонациональному народу Российской Федерации;
 формирование и сохранение уважения к ценностям и убеждениям представителей разных
национальностей и вероисповеданий, а также способности к диалогу с представителями
других культур и мировоззрений;
 идентификация собственной личности как полноправного субъекта культурного,
исторического и цивилизационного развития страны.


Достижение целей изучения учебного курса обеспечивает решение учебно-методических задач:













овладение предметными компетенциями, имеющими преимущественное значение для
формирования гражданской идентичности обучающегося;
приобретение и усвоение знаний о нормах общественной морали и нравственности как
основополагающих элементах духовной культуры современного общества;
развитие представлений о значении духовно-нравственных ценностей и нравственных норм
для достойной жизни личности, семьи, общества, ответственного отношения к будущему
отцовству и материнству;
становление компетенций межкультурного взаимодействия как способности и готовности
вести межличностный, межкультурный, межконфессиональный диалог при осознании и
сохранении собственной культурной идентичности;
формирование основ научного мышления обучающихся через систематизацию знаний и
представлений, полученных на уроках литературы, истории, изобразительного искусства,
музыки;
обучение рефлексии собственного поведения и оценке поведения окружающих через
развитие навыков обоснованных нравственных суждений, оценок и выводов;
воспитание уважительного и бережного отношения к историческому, религиозному и
культурному наследию народов России;
содействие осознанному формированию мировоззренческих ориентиров, основанных на
приоритете традиционных российских духовно-нравственных ценностей;
формирование патриотизма как формы гражданского самосознания через понимание роли
личности в истории и культуре, осознание важности социального взаимодействия,
гражданской идентичности для процветания общества в целом.

Изучение курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» вносит значительный
вклад в достижение главных целей основного общего образования, способствуя:













расширению и систематизации знаний и представлений школьников о культуре и духовных
традициях народов России, о нравственных ценностях, полученных при изучении основ
религиозной культуры и светской этики, окружающего мира, литературного чтения и
других предметов начальной школы;
углублению представлений о светской этике, религиозной культуре народов России, их
роли в развитии современного общества;
формированию основ морали и нравственности, воплощенных в семейных, этнокультурных
и религиозных ценностях, ориентированных на соизмерение своих поступков с
нравственными идеалами, на осознание своих обязанностей перед обществом и
государством;
воспитанию патриотизма; уважения к истории, языку, культурным и религиозным
традициям своего народа и других народов России, толерантному отношению к людям
другой культуры, умению принимать и ценить ценности других культур, находить в них
общее и особенное, черты, способствующие взаимному обогащению культур;
пробуждению интереса к культуре других народов, проявлению уважения, способности к
сотрудничеству, взаимодействию на основе поиска общих культурных стратегий и
идеалов;
осознанию приоритетной значимости духовно-нравственных ценностей, проявляющейся в
преобладании
этических,
интеллектуальных,
альтруистических
мотивов
над
потребительскими и эгоистическими;
раскрытию природы духовно-нравственных ценностей российского общества,
объединяющих светскость и духовность;

формирование ответственного отношения к учению и труду, готовности и способности
обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и
познанию, осознанному выбору ценностных ориентаций, способствующих развитию
общества в целом;
 получению научных представлений о культуре и ее функциях, особенностях
взаимодействия с социальными институтами, а, следовательно, способности их применять
в анализе и изучении социально-культурных явлений в истории и культуре России и
современном обществе, давать нравственные оценки поступков и событий на основе
осознания главенствующей роли духовно-нравственных ценностей в социальных и
культурно-исторических процессах;
 развитию информационной культуры школьников, компетенций в отборе, использовании и
структурировании информации, а также возможностей для активной самостоятельной
познавательной деятельности.


Предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России» в основной школе является
частью всего учебно-воспитательного процесса и тесно связан с содержанием других предметных
областей, прежде всего, «Обществознания», «Литературы», «Истории», «Изобразительного
искусства». Данная рабочая программа разработана с учетом региональной специфики в
соответствии с концепцией преподавания ОДНКНР. В содержание разделов включены отдельные
темы по ознакомлению с культурным наследием, ключевыми историческими личностями и
самобытными историко-культурными явлениями Свердловской области.
Для реализации программы используются пособия из УМК для педагога и обучающихся.
Для педагога:
Виноградова Н.Ф. Власенко В.И. Полякова А.В. Основы духовно-нравственной культуры
народов России. Рабочая программа. Поурочное планирование. 5–6 класс;
 Виноградова Н.Ф. Власенко В.И. Полякова А.В. Основы духовно-нравственной культуры
народов России. 5 класс. Учебник;
 Истоки творчества. Субачев В.В., Долгушина А.И. 6 класс. Учебник.


Для обучающихся:
Виноградова Н.Ф. Власенко В.И. Полякова А.В. Основы духовно-нравственной культуры
народов России. 5 класс. Учебник;
 Истоки ремесла. Субачев В.В., Долгушина А.И.. 6 класс. Учебник.


Программа рассчитана на 34 учебных часа в неделю: по 1 часу в неделю, по 34 часа в год в 5-х и 6-х
классах.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
5-й класс
Введение
Зачем изучать «Основы духовно-нравственной культуры народов России». Отношение к культуре
родного народа, Родины как отражение патриотических чувств человека. Что такое культура
общества. Культура как совокупность интеллектуальных, нравственных, этических и эстетических
достижений общества. Многообразие культуры. Культура материальная и духовная. Как
развивается и обогащается культура. Материальная и духовная культура. Расширение кругозора.
Примеры культурной жизни народов в разные исторические времена; зарождение культуры в
первобытном обществе.
Раздел I. В мире культуры
Величие многонациональной российской культуры. Российская культура – сплав культур народов,
проживающих на территории России. Фольклор и декоративно-прикладное творчество народов
России. Деятели науки и культуры – представители разных национальностей (ученые, писатели,
художники, композиторы, архитекторы, актеры, представители других творческих профессий).
Человек – творец и носитель культуры. Вне культуры жизнь человека невозможна. Вклад личности в
культуру зависит от ее таланта, способностей, упорства. Законы нравственности – часть культуры
общества. Источники, создающие нравственные установки. Культура Свердловской области.
Раздел II. Нравственные ценности российского народа
«Береги землю родимую, как мать любимую». Патриотические чувства – характеристика
культурного человека. Представления о патриотизме в фольклоре разных народов. Герои
национального эпоса разных народов (Улып, Сияжар, Боотур, Урал-батыр и др.). Былинные герои
русского эпоса.
Жизнь ратными подвигами полна. Реальные примеры выражения патриотических чувств в истории
России (Александр Невский, Дмитрий Донской, Кузьма Минин, Иван Сусанин, Надежда Дурова и
др.). Патриоты – представители разных конфессий (Сергей Радонежский, Рабби Шнеур Залман и
др.). Герои Великой Отечественной войны. Ветераны Великой Отечественной войны Тугулымского
района.
В труде – красота человека. Тема труда в фольклоре разных народов (сказках, легендах,
пословицах).
«Плод добрых трудов славен». Традиционные религии о труде и трудолюбии.
Люди труда. Примеры самоотверженного труда людей разных национальностей на благо Родины
(землепроходцы, ученые, путешественники, геологи, космонавты и др.). Ветераны труда п. Юшала
Бережное отношение к природе. Бережное отношение к природе – нравственная ценность.
Одушевление природы нашими предками. Создание заповедников, заказников как часть
природоохранной деятельности. Заповедные места и природные памятники на карте России. Охрана
природы в Свердловской области.

Семья – хранитель духовных ценностей. Роль семьи в жизни человека. Любовь, искренность,
симпатия, уважение, взаимопомощь и поддержка – главные семейные ценности. О любви и
милосердии в разных религиях. Семейные ценности в православии, буддизме, исламе, иудаизме.
Взаимоотношения членов семьи. Отражение семейных ценностей в фольклоре разных народов.
Семья – первый трудовой коллектив. Коллективный труд в семье. Традиции и семейные праздники,
совместное проведение досуга. Наши семейные традиции.
Обобщающие уроки.

6-й класс
Введение. Что вы уже знаете о духовно-нравственной культуре народов России
Что такое культура общества, что такое индивидуальная культура человека. Интеллектуальные,
нравственные, художественные ценности российской культуры. Истоки возникновения культуры.
Влияние традиций и религиозных идей на развитие культуры.
Человек – носитель и творец культуры. Деятели науки, литературы, живописи, музыки,
архитектуры, театра и их вклад в развитие российской культуры. Деятели науки, литературы,
живописи, музыки, архитектуры, театра Свердловской области и их вклад в развитие российской
культуры.
Раздел I. Религия и культура
Роль религии в развитии культуры. Вклад религии в развитие материальной и духовной культуры
общества. Примеры интеллектуальных, нравственных, художественных культовых ценностей
культуры. Представления о сотворении мира в разных религиях.
Культурное наследие христианской Руси. Влияние принятия христианства на развитие общества и
становление культуры народа. Христианская вера и образование в Древней Руси. Великие князья
Древней Руси и их влияние на развитие образования. Роль монастырей в развитии образования.
Традиции православной религии в воспитании детей. Художественные ценности христианства.
Православный храм как культовое произведение архитектуры. Икона – художественное
произведение. Духовная музыка. Богослужебное пение. Колокольный звон. Особенности
православного календаря. Православные праздники.
Культура ислама. Возникновение ислама. Ислам в России. VII–XII века – золотое время исламской
культуры. Успехи науки и образования. Мечеть – архитектурный шедевр, ценность исламской и
мировой культуры. Роль мечети в развитии культуры и образования мусульман. Традиции ислама в
воспитании детей. Вклад мусульманской литературы в сокровищницу мировой культуры.
Декоративно-прикладное искусство народов, исповедующих ислам. Орнамент, каллиграфия в
искусстве ислама. Исламский календарь. Мусульманские праздники. Иудаизм и культура.
Возникновение иудаизма.
Иудаизм в России. Тора – Пятикнижие Моисея. Иудейская история в произведениях живописи.
Мифы, легенды о сотворении мира. Синагога – дом окнами на Восток, прообраз мироздания,
молельный дом евреев. Еврейский календарь. Праздники в иудаизме. Культурные традиции
буддизма. Возникновение буддизма. Распространение буддизма в России. Буддийские монастыри –
очаги культуры, буддийские школы для детей. Жизнь буддийских монахов. Разнообразие и

особенности буддийских культовых сооружений. Искусство танка. Буддийский календарь.
Буддийские праздники.
Религии, которые исповедуют жители Свердловской области.
Раздел II. Как сохранить духовные ценности
Забота государства о сохранении духовных ценностей. Конституционные права граждан на свободу
исповедования. Трудные периоды в истории религий. Расцвет традиционных религий России.
Хранить память предков. Уважение к труду, обычаям, вере предков. Примеры благотворительности
из российской истории. Известные меценаты России.
Раздел III. Твой духовный мир
Что составляет твой духовный мир. Взгляды человека на мир. Интересы, склонности, убеждения
человека. Культура человека и его образованность. Влияние образования на повышение уровня
культуры. Расширение представлений об истории, научных открытиях, событиях общественной
жизни. Эмоциональное отношение к окружающему миру, проявление чувств. Развитие в себе
чувства прекрасного, желание общаться с природой, произведениями искусства. Культура
поведения человека. Этикет в разных жизненных ситуациях. Нравственные качества человека.
Обобщающие уроки.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА
Личностные
Готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и
расширение опыта деятельности на ее основе и в процессе реализации основных направлений
воспитательной деятельности, в том числе в части:
1. Гражданского воспитания:










готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав,
свобод и законных интересов других людей;
активное участие в жизни семьи, организации, местного сообщества, родного края, страны;
неприятие любых форм экстремизма, дискриминации;
понимание роли различных социальных институтов в жизни человека;
представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных
нормах
и
правилах
межличностных
отношений
в
поликультурном
и
многоконфессиональном обществе;
представление о способах противодействия коррупции;
готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и
взаимопомощи, активное участие в школьном самоуправлении;
готовность к участию в гуманитарной деятельности (волонтерство, помощь людям,
нуждающимся в ней).

2. Патриотического воспитания:

осознание
российской
гражданской
идентичности
в
поликультурном
и
многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного языка,
истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России;
 ценностное отношение к достижениям своей Родины – России, к науке, искусству, спорту,
технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа;
 уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному
наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране.


3. Духовно-нравственного воспитания:
ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора;
готовность оценивать свое поведение и поступки, поведение и поступки других людей с
позиции нравственных и правовых норм с учетом осознания последствий поступков;
 активное неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность личности в
условиях индивидуального и общественного пространства.



4. Эстетического воспитания:
восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других
народов, понимание эмоционального воздействия искусства; осознание важности
художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения;
 понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных
традиций и народного творчества;
 стремление к самовыражению в разных видах искусства.


5. Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:











осознание ценности жизни;
ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни
(здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и
отдыха, регулярная физическая активность);
осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя,
наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья;
соблюдение правил безопасности, в том числе навыков безопасного поведения в интернетсреде;
способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным,
информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и
выстраивая дальнейшие цели;
умение принимать себя и других, не осуждая;
умение осознавать эмоциональное состояние себя и других, умение управлять собственным
эмоциональным состоянием;
сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права
другого человека.

6. Трудового воспитания:








установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи,
организации, города, края) технологической и социальной направленности, способность
инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность;
интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на
основе применения изучаемого предметного знания;
осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной профессиональной
деятельности и развитие необходимых умений для этого;
готовность адаптироваться в профессиональной среде;
уважение к труду и результатам трудовой деятельности;
осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных
планов с учетом личных и общественных интересов и потребностей.

7. Экологического воспитания:







ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для решения задач в
области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий
для окружающей среды;
повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера
экологических проблем и путей их решения;
активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде;
осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной,
технологической и социальной сред;
готовность к участию в практической деятельности экологической направленности.

8. Ценности научного познания:
ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных
закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с
природной и социальной средой;
 овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира;
 овладение основными навыками исследовательской деятельности, установка на
осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути
достижения индивидуального и коллективного благополучия.


Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к изменяющимся условиям
социальной и природной среды:
освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей,
соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил общественного
поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью, группы,
сформированные по профессиональной деятельности, а также в рамках социального
взаимодействия с людьми из другой культурной среды;
 способность обучающихся к взаимодействию в условиях неопределенности, открытость
опыту и знаниям других;
 способность действовать в условиях неопределенности, повышать уровень своей
компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других
людей, осознавать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из
опыта других;














навык выявления и связывания образов, способность формирования новых знаний, в том
числе способность формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том
числе ранее не известных, осознавать дефициты собственных знаний и компетентностей,
планировать свое развитие;
умение распознавать конкретные примеры понятия по характерным признакам, выполнять
операции в соответствии с определением и простейшими свойствами понятия,
конкретизировать понятие примерами, использовать понятие и его свойства при решении
задач (далее – оперировать понятиями), а также оперировать терминами и
представлениями в области концепции устойчивого развития;
умение анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики;
умение оценивать свои действия с учетом влияния на окружающую среду, достижений
целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий;
способность обучающихся осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие
изменения и их последствия;
воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер;
оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и действия;
формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт, уметь находить
позитивное в произошедшей ситуации;
быть готовым действовать в отсутствие гарантий успеха.

Метапредметные
Овладение универсальными учебными познавательными действиями:
1) базовые логические действия:









выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (явлений);
устанавливать существенный признак классификации, основания для обобщения и
сравнения, критерии проводимого анализа;
с учетом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в
рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях;
предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;
выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи;
выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и процессов;
делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений,
умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях;
самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов
решения, выбирать наиболее подходящий с учетом самостоятельно выделенных
критериев);

2) базовые исследовательские действия:
использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;
формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным
состоянием ситуации, объекта, самостоятельно устанавливать искомое и данное;
 формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других,
аргументировать свою позицию, мнение;
 проводить по самостоятельно составленному плану опыт, несложный эксперимент,
небольшое исследование по установлению особенностей объекта изучения, причинноследственных связей и зависимостей объектов между собой;



оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе
исследования (эксперимента);
 самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведенного
наблюдения, опыта, исследования, владеть инструментами оценки достоверности
полученных выводов и обобщений;
 прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в
аналогичных или сходных ситуациях, выдвигать предположения об их развитии в новых
условиях и контекстах;


3) работа с информацией:








применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации
или данных из источников с учетом предложенной учебной задачи и заданных критериев;
выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных
видов и форм представления;
находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею,
версию) в различных информационных источниках;
самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации и
иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и
их комбинациями;
оценивать надежность информации по критериям, предложенным педагогическим
работником или сформулированным самостоятельно;
эффективно запоминать и систематизировать информацию.

Овладение системой универсальных учебных познавательных
сформированность когнитивных навыков у обучающихся.

действий

обеспечивает

Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями:
1) общение:











воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и
условиями общения;
выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;
распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков,
знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести
переговоры;
понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в
корректной форме формулировать свои возражения;
в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и
высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности
общения;
сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать
различие и сходство позиций;
публично представлять результаты выполненного опыта (эксперимента, исследования,
проекта);
самостоятельно выбирать формат выступления с учетом задач презентации и особенностей
аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с
использованием иллюстративных материалов;

2) совместная деятельность:











понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении
конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм
взаимодействия при решении поставленной задачи;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее
достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат
совместной работы;
уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять
поручения, подчиняться;
планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учетом
предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи
между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен
мнениями, мозговые штурмы и иные);
выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению
и координировать свои действия с другими членами команды;
оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно
сформулированным участниками взаимодействия;
сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение
результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к предоставлению
отчета перед группой.

Овладение системой универсальных учебных коммуникативных действий обеспечивает
сформированность социальных навыков и эмоционального интеллекта обучающихся.

Овладение универсальными учебными регулятивными действиями:
1) самоорганизация:
выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях;
ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие
решения в группе, принятие решений группой);
 самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ
решения учебной задачи с учетом имеющихся ресурсов и собственных возможностей,
аргументировать предлагаемые варианты решений;
 составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения),
корректировать предложенный алгоритм с учетом получения новых знаний об изучаемом
объекте;
 делать выбор и брать ответственность за решение;



2) самоконтроль:
владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;
давать адекватную оценку ситуации и предлагать план ее изменения;
учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении
учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;
 объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку
приобретенному опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации;




вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся
ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей;
 оценивать соответствие результата цели и условиям;


3) эмоциональный интеллект:





различать, называть и управлять собственными эмоциями и эмоциями других;
выявлять и анализировать причины эмоций;
ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого;
регулировать способ выражения эмоций;

4) принятие себя и других:






осознанно относиться к другому человеку, его мнению;
признавать свое право на ошибку и такое же право другого;
принимать себя и других, не осуждая;
открытость себе и другим;
осознавать невозможность контролировать все вокруг.

Овладение системой универсальных учебных регулятивных действий обеспечивает формирование
смысловых установок личности (внутренняя позиция личности) и жизненных навыков личности
(управления собой, самодисциплины, устойчивого поведения).

Предметные
















понимание вклада представителей различных народов России в формирование ее
цивилизационного наследия;
понимание ценности многообразия культурных укладов народов Российской Федерации;
поддержка интереса к традициям собственного народа и народов, проживающих в
Российской Федерации;
знание исторических примеров взаимопомощи и сотрудничества народов Российской
Федерации;
формирование уважительного отношения к национальным и этническим ценностям,
религиозным чувствам народов Российской Федерации;
осознание ценности межнационального и межрелигиозного согласия;
формирование представлений об образцах и примерах традиционного духовного наследия
народов Российской Федерации;
умение определять понятия: духовность, нравственность, культура, религия, этнос, быт,
фольклор, эпос, традиции и применять их в своих суждениях, высказываниях, в беседе, в
исследовательских и иных работах;
умение использовать различные виды литературы (научную, художественную), карт
(политические, географические, исторические, этнические, лингвистические) как
источники информации о расселении и проживании народов России, местах важнейших
событий ее прошлого и настоящего;
умение проводить поиск информации, используя письменные и вещественные
свидетельства; описывать условия существования, основные занятия, образ жизни,
традиции, верования, быт, фольклор многонационального народа России;
умение выявлять характерные черты национальных характеров народов России;
умение объяснять, в чем заключались назначение и художественные достоинства
предметов повседневного обихода, промыслов, фольклора, произведений искусства;












способность давать оценку наиболее значительным событиям, личностям и явлениям
отечественной истории и культуры;
выделять этапы становления и развития народов России, их духовно-нравственных и
культурно-религиозных традиций;
умение проводить поиск информации о культуре, истории, религии, фольклоре народов
России в разных источниках (письменные, вещественные, телевидение, интернет);
умение составлять описание образа жизни, культуры, духовно-нравственных традиций,
менталитетов, занятий, быта, языков, истории народов России; рассказывать о
значительных событиях в их прошлом и настоящем;
способность давать оценку событиям, явлениям и личностям отечественной культуры;
умение характеризовать нравственные качества и духовные ценности русского народа и
других народов России;
умение сопоставлять традиции, религии, менталитеты, ценности, нравственные понятия
народов России, выявляя в них общие черты и различия;
умение видеть проявления влияния искусства в окружающей среде;
умение высказывать суждения о значении и месте духовного и культурного наследия
России в мире.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
5 класс
№ Раздел/тема
п/п

1

Введение. Зачем
изучать «Основы
духовнонравственной
культуры народов
России»

Количество Количество ЭОР и ЦОР
оценочных
часов,
отводимых процедур
на освоение
темы
3

1

Деятельность
учителя с учетом
рабочей программы
воспитания

Электронная
Установление
форма учебника, доверительных
библиотека РЭШ. отношений с
обучающимися,
Единая коллекция способствующих
позитивному
цифровых
образовательных восприятию
ресурсов (school- обучающимися
collection.edu.ru). требований и просьб
учителя, привлечению
их внимания к
<...>
обсуждаемой на уроке
информации,
активизации их
познавательной
деятельности;
побуждение
обучающихся
соблюдать на уроке
общепринятые нормы
поведения, правила
общения со старшими
и сверстниками,
принципы учебной
дисциплины и
самоорганизации;
привлечение
внимания
обучающихся к
ценностному аспекту
изучаемых на уроках
явлений, организация
их работы с
получаемой на уроке
социально значимой
информацией;

включение в урок
игровых процедур с
целью поддержания
мотивации
обучающихся к
получению знаний,
налаживанию
позитивных
межличностных
отношений в классе;
<...>
Раздел I. В мире культуры (12 часов)
2

Величие
многонациональной
российской
культуры

6

2

Электронная
Установление
форма учебника, доверительных
библиотека РЭШ. отношений с
обучающимися,
Единая коллекция способствующих
позитивному
цифровых
образовательных восприятию
ресурсов (school- обучающимися
collection.edu.ru). требований и просьб
учителя, привлечению
их внимания к
<...>
обсуждаемой на уроке
информации,
активизации их
познавательной
деятельности;
побуждение
обучающихся
соблюдать на уроке
общепринятые нормы
поведения, правила
общения со старшими
и сверстниками,
принципы учебной
дисциплины и
самоорганизации;
<...>

3

Человек – творец и
носитель культуры

6

1

Электронная
Установление
форма учебника, доверительных
библиотека РЭШ. отношений с
обучающимися,
Единая коллекция способствующих
позитивному
цифровых
образовательных восприятию
ресурсов (school- обучающимися
требований и просьб

collection.edu.ru).
<...>

учителя, привлечению
их внимания к
обсуждаемой на уроке
информации,
активизации их
познавательной
деятельности;
побуждение
обучающихся
соблюдать на уроке
общепринятые нормы
поведения, правила
общения со старшими
и сверстниками,
принципы учебной
дисциплины и
самоорганизации.

Раздел II. Нравственные ценности российского народа (20 часов)
4

Законы
нравственности –
часть культуры
общества

3

1

Электронная
Установление
форма учебника, доверительных
библиотека РЭШ. отношений с
обучающимися,
Единая коллекция способствующих
позитивному
цифровых
образовательных восприятию
ресурсов (school- обучающимися
collection.edu.ru). требований и просьб
учителя, привлечению
их внимания к
<...>
обсуждаемой на уроке
информации,
активизации их
познавательной
деятельности;
побуждение
обучающихся
соблюдать на уроке
общепринятые нормы
поведения, правила
общения со старшими
и сверстниками,
принципы учебной
дисциплины и
самоорганизации;

<...>
5

Береги землю
родную, как мать
любимую

5

1

Электронная
Установление
форма учебника, доверительных
библиотека РЭШ. отношений с
обучающимися,
Единая коллекция способствующих
позитивному
цифровых
образовательных восприятию
ресурсов (school- обучающимися
collection.edu.ru). требований и просьб
учителя, привлечению
их внимания к
<...>
обсуждаемой на уроке
информации,
активизации их
познавательной
деятельности;
побуждение
обучающихся
соблюдать на уроке
общепринятые нормы
поведения, правила
общения со старшими
и сверстниками,
принципы учебной
дисциплины и
самоорганизации;
<...>

6

Плод добрых трудов
славен

5

1

Электронная
Установление
форма учебника, доверительных
библиотека РЭШ. отношений с
обучающимися,
Единая коллекция способствующих
позитивному
цифровых
образовательных восприятию
ресурсов (school- обучающимися
collection.edu.ru). требований и просьб
учителя, привлечению
их внимания к
<...>
обсуждаемой на уроке
информации,
активизации их
познавательной
деятельности;
побуждение
обучающихся
соблюдать на уроке
общепринятые нормы

поведения, правила
общения со старшими
и сверстниками,
принципы учебной
дисциплины и
самоорганизации;
<...>
7

Семья – хранитель
5
духовных ценностей

1

Электронная
Установление
форма учебника, доверительных
библиотека РЭШ. отношений с
обучающимися,
Единая коллекция способствующих
позитивному
цифровых
образовательных восприятию
ресурсов (school- обучающимися
collection.edu.ru). требований и просьб
учителя, привлечению
их внимания к
<...>
обсуждаемой на уроке
информации,
активизации их
познавательной
деятельности;
побуждение
обучающихся
соблюдать на уроке
общепринятые нормы
поведения, правила
общения со старшими
и сверстниками,
принципы учебной
дисциплины и
самоорганизации;
<...>

8

Обобщение

1

1

Электронная
Установление
форма учебника, доверительных
библиотека РЭШ. отношений с
обучающимися,
Единая коллекция способствующих
позитивному
цифровых
образовательных восприятию
ресурсов (school- обучающимися
collection.edu.ru). требований и просьб
учителя, привлечению
их внимания к
<...>
обсуждаемой на уроке
информации,
активизации их

познавательной
деятельности;
побуждение
обучающихся
соблюдать на уроке
общепринятые нормы
поведения, правила
общения со старшими
и сверстниками,
принципы учебной
дисциплины и
самоорганизации;
<...>
Всего часов

34

8

6 класс
№ Раздел/тема
п/п

1

Введение. Что
мы знаем о
духовнонравственной
культуре
народов России

Количество
часов,
отводимых
на освоение
темы

Количество ЭОР и ЦОР
оценочных
процедур

2

1

Электронная
форма учебника,
библиотека РЭШ.
Единая коллекция
цифровых
образовательных
ресурсов (schoolcollection.edu.ru).
<...>

Деятельность учителя с
учетом рабочей
программы воспитания

Установление
доверительных
отношений с
обучающимися,
способствующих
позитивному восприятию
обучающимися
требований и просьб
учителя, привлечению их
внимания к обсуждаемой
на уроке информации,
активизации их
познавательной
деятельности;
побуждение
обучающихся соблюдать
на уроке общепринятые
нормы поведения,
правила общения со
старшими и
сверстниками, принципы
учебной дисциплины и
самоорганизации;
привлечение внимания
обучающихся к
ценностному аспекту
изучаемых на уроках
явлений, организация их
работы с получаемой на
уроке социально
значимой информацией;
включение в урок
игровых процедур с
целью поддержания
мотивации обучающихся
к получению знаний,
налаживанию
позитивных
межличностных
отношений в классе;

<...>
Раздел I. Религия и культура (18 часов)
2

Роль религии в
развитии
культуры

2

1

Электронная
форма учебника,
библиотека РЭШ.
Единая коллекция
цифровых
образовательных
ресурсов (schoolcollection.edu.ru).
<...>

Установление
доверительных
отношений с
обучающимися,
способствующих
позитивному восприятию
обучающимися
требований и просьб
учителя, привлечению их
внимания к обсуждаемой
на уроке информации,
активизации их
познавательной
деятельности;
побуждение
обучающихся соблюдать
на уроке общепринятые
нормы поведения,
правила общения со
старшими и
сверстниками, принципы
учебной дисциплины и
самоорганизации;
<...>

3

Культурное
наследие
христианской
Руси

4

1

Электронная
форма учебника,
библиотека РЭШ.
Единая коллекция
цифровых
образовательных
ресурсов (schoolcollection.edu.ru).
<...>

Установление
доверительных
отношений с
обучающимися,
способствующих
позитивному восприятию
обучающимися
требований и просьб
учителя, привлечению их
внимания к обсуждаемой
на уроке информации,
активизации их
познавательной
деятельности;
побуждение
обучающихся соблюдать
на уроке общепринятые
нормы поведения,
правила общения со

старшими и
сверстниками, принципы
учебной дисциплины и
самоорганизации;
<...>
4

Культура ислама 4

1

Электронная
форма учебника,
библиотека РЭШ.
Единая коллекция
цифровых
образовательных
ресурсов (schoolcollection.edu.ru).
<...>

Установление
доверительных
отношений с
обучающимися,
способствующих
позитивному восприятию
обучающимися
требований и просьб
учителя, привлечению их
внимания к обсуждаемой
на уроке информации,
активизации их
познавательной
деятельности;
побуждение
обучающихся соблюдать
на уроке общепринятые
нормы поведения,
правила общения со
старшими и
сверстниками, принципы
учебной дисциплины и
самоорганизации;
<...>

5

Иудаизм и
культура

4

1

Электронная
форма учебника,
библиотека РЭШ.
Единая коллекция
цифровых
образовательных
ресурсов (schoolcollection.edu.ru).
<...>

Установление
доверительных
отношений с
обучающимися,
способствующих
позитивному восприятию
обучающимися
требований и просьб
учителя, привлечению их
внимания к обсуждаемой
на уроке информации,
активизации их
познавательной
деятельности;
побуждение
обучающихся соблюдать
на уроке общепринятые
нормы поведения,

правила общения со
старшими и
сверстниками, принципы
учебной дисциплины и
самоорганизации;
<...>
6

Культурные
традиции
буддизма

4

1

Электронная
форма учебника,
библиотека РЭШ.
Единая коллекция
цифровых
образовательных
ресурсов (schoolcollection.edu.ru).
<...>

Установление
доверительных
отношений с
обучающимися,
способствующих
позитивному восприятию
обучающимися
требований и просьб
учителя, привлечению их
внимания к обсуждаемой
на уроке информации,
активизации их
познавательной
деятельности;
побуждение
обучающихся соблюдать
на уроке общепринятые
нормы поведения,
правила общения со
старшими и
сверстниками, принципы
учебной дисциплины и
самоорганизации;
<...>

Раздел II. Как сохранить духовные ценности (5 часов)
7

Забота
государства о
сохранении
духовных
ценностей

5

1

Электронная
форма учебника,
библиотека РЭШ.
Единая коллекция
цифровых
образовательных
ресурсов (schoolcollection.edu.ru).
<...>

Установление
доверительных
отношений с
обучающимися,
способствующих
позитивному восприятию
обучающимися
требований и просьб
учителя, привлечению их
внимания к обсуждаемой
на уроке информации,
активизации их
познавательной
деятельности;
побуждение

обучающихся соблюдать
на уроке общепринятые
нормы поведения,
правила общения со
старшими и
сверстниками, принципы
учебной дисциплины и
самоорганизации;
<...>
Раздел III. Твой духовный мир (11 часов)
8

Духовный мир
человека

4

1

Электронная
форма учебника,
библиотека РЭШ.
Единая коллекция
цифровых
образовательных
ресурсов (schoolcollection.edu.ru).
<...>

Установление
доверительных
отношений с
обучающимися,
способствующих
позитивному восприятию
обучающимися
требований и просьб
учителя, привлечению их
внимания к обсуждаемой
на уроке информации,
активизации их
познавательной
деятельности;
побуждение
обучающихся соблюдать
на уроке общепринятые
нормы поведения,
правила общения со
старшими и
сверстниками, принципы
учебной дисциплины и
самоорганизации;

9

Культура
человека и его
образованность

10

Обобщение

5

1

Электронная
форма учебника,
библиотека РЭШ.
Единая коллекция
цифровых
образовательных
ресурсов (schoolcollection.edu.ru).
<...>

Установление
доверительных
отношений с
обучающимися,
способствующих
позитивному восприятию
обучающимися
требований и просьб
учителя, привлечению их
внимания к обсуждаемой
на уроке информации,
активизации их
познавательной
деятельности;

побуждение
обучающихся соблюдать
на уроке общепринятые
нормы поведения,
правила общения со
старшими и
сверстниками, принципы
учебной дисциплины и
самоорганизации;
Всего часов

34

8

Поурочное планирование курса
«Основы духовно – нравственной культуры народов России» 5 класс
№
п/п
1

Дата

Тема
Величие многонациональной российской культуры.

Кол-во
часов
1

2
3
4
5
6

Российская культура – плод усилий разных народов
Человек – творец и носитель культуры.
Законы нравственности – часть культуры общества
«Береги землю родимую, как мать любимую».
Герои национального эпоса разных народов (Улып,
Сияжар, Боотур, Урал-батыр и др.).

1
1
1
1
1

7
8

Жизнь ратными подвигами полна.
Вклад народов нашей страны в победу над
фашизмом.

1
1

9
10

1
1

17

В труде – красота человека.
Тема труда в фольклоре разных народов (сказках,
легендах, пословицах).
«Плод добрых трудов славен».
Буддизм, ислам, христианство о труде и
трудолюбии.
Люди труда.
Примеры самоотверженного труда людей разной
национальности
на благо родины (землепроходцы, ученые,
путешественники, колхозники и пр.)
Бережное отношение к природе.
Роль
заповедников в сохранении природных объектов.
Заповедники на карте России.
Семья – хранитель духовных ценностей.

18
19

Роль семьи в жизни человека
Роль религии в развитии культуры.

1
1

20

1

21

Семейные ценности в православии, буддизме,
исламе, иудаизм. Взаимоотношения членов семьи.
Культурное наследие христианской Руси.

22

Православный храм (внешние

1

11
12
13
14

15
16

1
1
1
1

1
1

1

1

Корректировка

23
24
25
26
27
28
29
30

31
32

33

34

особенности, внутреннее убранство). Духовная
музыка
Культура ислама.
Возникновение ислама. Первые столетия ислама
(VII-XII века)
Иудаизм и культура.
Синагога – молельный дом иудеев. Особенности
внутреннего убранства синагоги.
Культурные традиции буддизма.
Культовые сооружения буддистов. Буддийские
монастыри. Искусство танка.
Забота государства о сохранении духовных
ценностей.
Восстановление памятников
духовной
культуры,
охрана
исторических
памятников, связанных с разными религиями.
Хранить память предков.
Уважение к труду, обычаям, вере предков. Примеры
благотворительности из российской истории.
Известные меценаты России.
Твой духовный мир.
Культура поведения человека. Этикет в разных
жизненных ситуациях.
ИТОГО:
34ч/н

1
1
1
1
1
1
1
1

1
1

1

1

Поурочное планирование курса
«Основы духовно – нравственной культуры народов России» 6 класс
№
п/п
1

Дата

Тема

2
3

Введение. Что мы знаем о духовно-нравственной
культуре народов России
Разговор о ремесле.
Роль религии в развитии культуры

4
5

Рукотворный мир
Культурное наследие христианской Руси

6
7
8
9
10
11

Ковры ручной работы
Ремесла на крестьянском подворье
Красильщики. Секреты кузнечного ремесла.
Культура ислама
Человек и камень
Малахит

12
13

Резчики печатей
Забота и служение.

14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24

Иудаизм и культура
Жили в городе ремесленники
У времени на службе
Хлеб заботу любит. Дело чести
Культурные традиции буддизма
От ремесла к профессии
Путь к руде
Исследователь гор. Горщик Тимофеев.
Забота государства о сохранении духовных
ценностей
Река и лес
Рыболовство

25

Логиновские спички. Огненная профессия

26
27
28
29
30
31

Колокольных дел мастер
Духовный мир человека
Машиностроение на Урале
Подвиг летчика-испытателя
Уроки ремесла
Культура человека и его образованность.
Обобщение.
Слово об умельцах
Похвала ремеслу
Юные изобретатели. Умный «ручной труд».
Обобщение.
ИТОГО:
34 ч/н

32
33
34

Кол-во
часов
2

2

4

4

4

4

5

4

5

Корректировка

Примерные темы проектов и эссе для предметной области ОДНКНР
1. Почему моральные нормы нигде не записаны?
2. Сложно ли быть добрым и справедливым?
3. Современный этикет. Внутренняя и внешняя культура поведения.
4. Подвиги во имя Родины в истории моего народа (России).
5. Мой предок (дед, прадед) - участник Великой Отечественной войны».
6. Героизм в нашей жизни (на конкретных примерах, близких учащимся).
7. Наши семейные традиции.
8. Семейные ценности в православии (исламе, иудаизме, буддизме).
9. Православие (буддизм, ислам, иудаизм) о трудолюбии как нравственном состоянии
человека.
10. История моей семьи.
11. Что для меня значит добро?
12. Благотворительность в истории.
13. Православие (ислам, буддизм, иудаизм) в истории России.
14. «Золотое правило» нравственности в различных религиях, культурах и в
современной жизни.
15. «По труду почёт и слава» (на примере людей моего региона, города, села и т.д).
16. Благородство труда в легендах, былинах, произведениях литературы (произведения на
выбор).
17. Как мы изучаем (бережём, охраняем) памятники истории и культуры?» (на примере
памятников моего региона, города, села, моей улицы и т.д.)
18. Особенности культуры моего народа (музыка, изобразительное искусство,
архитектура, литература, эпос и т.д. на выбор).
19. Особенности традиционного быта моего народа (дом и домашняя утварь,
национальная кухня, ведение хозяйства, традиционные занятия и промыслы и т.д. на
выбор).
20. Традиции, обычаи и религии – источники нравственности.
21. Национальные праздники (календарные циклы) моего народа.

22. Что такое праздник и как мы отмечаем праздники?
23. Жизнь семьи в разных религиях и культурах (на выбор).
24. Особенности воспитания детей в различных религиях и традиционных культурах (на
выбор).

Требования к оформлению презентации
Материалы в отпечатанном виде на листах А4, шрифт Times New Roman, размер 14, интервал 1.5,
поля стандартные;
Презентация в формате РРТ (МS Power Point) размером не более 10-15 слайдов.
Презентация должна акцентировать внимание на наиболее интересном и значимом из собранного
материала.

ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН ЭЛЕКТРОННОЙ
ПОДПИСЬЮ
СВЕДЕНИЯ О СЕРТИФИКАТЕ ЭП
Сертификат
Владелец
Действителен

709346372946738420135056007448981155039651512664
Фёдорова Татьяна Николаевна
С 15.06.2023 по 14.06.2024


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».