МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования и молодёжной политики Свердловской области Тугулымский городской округ МБОУ Юшалинская СОШ №25 РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО на заседании педагогического Зам.директора по УВР совета ________________________ МБОУ Юшалинская СОШ №25. Протокол №14 от «28» 08 2023 г. УТВЕРЖДЕНО Директор школы ________________________ Новопашина Е.Е.. Федорова Т.Н. Приказ №88 от «01» 09 2023 г. Приказ №88 от «01» 09 2023 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Основы духовно-нравственной культуры народов России» для обучающихся 5-6 классов п. Юшала 2023-2024 Рабочая программа учебного курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» для 5–6-х классов ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа учебного курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» для обучающихся 5–6-х классов на 2023-2024 учебный год МБОУ Юшалинская средняя общеобразовательная школа № 25 разработана в соответствии с требованиями: Федерального закона от 24.09.2022 № 371 «Об образовании в Российской Федерации»; приказа Минпросвещения от 16.11. 2022 № 993 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»; приказа Минпросвещения от 23.11.2022 № 1114 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»; СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденных постановлением главного санитарного врача от 28.09.2020 № 28; СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденных постановлением главного санитарного врача от 28.01.2021 № 2; концепции преподавания предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России»; примерной рабочей программы по ОДНКНР; основной образовательной программы основного общего образования, утвержденной приказом МБОУ Юшалинской СОШ № 25 от 31.08.2023 №___ «Об утверждении основной образовательной программы основного общего образования по ФГОС третьего поколения»; положения о рабочих программах МБОУ Юшалинской СОШ № 25; УМК Виноградовой Н.Ф. Власенко В.И. Полякова А.В. ОДНКНР (5–6 класс). Количество часов в неделю: 34 часа в год (1час в неделю) Цели изучения учебного курса: формирование общероссийской гражданской идентичности обучающихся через изучение культуры (единого культурного пространства) России в контексте процессов этноконфессионального согласия и взаимодействия, взаимопроникновения и мирного сосуществования народов, религий, национальных культур; создание условий для становления у обучающихся мировоззрения на основе традиционных российских духовно-нравственных ценностей, ведущих к осознанию своей принадлежности к многонациональному народу Российской Федерации; формирование и сохранение уважения к ценностям и убеждениям представителей разных национальностей и вероисповеданий, а также способности к диалогу с представителями других культур и мировоззрений; идентификация собственной личности как полноправного субъекта культурного, исторического и цивилизационного развития страны. Достижение целей изучения учебного курса обеспечивает решение учебно-методических задач: овладение предметными компетенциями, имеющими преимущественное значение для формирования гражданской идентичности обучающегося; приобретение и усвоение знаний о нормах общественной морали и нравственности как основополагающих элементах духовной культуры современного общества; развитие представлений о значении духовно-нравственных ценностей и нравственных норм для достойной жизни личности, семьи, общества, ответственного отношения к будущему отцовству и материнству; становление компетенций межкультурного взаимодействия как способности и готовности вести межличностный, межкультурный, межконфессиональный диалог при осознании и сохранении собственной культурной идентичности; формирование основ научного мышления обучающихся через систематизацию знаний и представлений, полученных на уроках литературы, истории, изобразительного искусства, музыки; обучение рефлексии собственного поведения и оценке поведения окружающих через развитие навыков обоснованных нравственных суждений, оценок и выводов; воспитание уважительного и бережного отношения к историческому, религиозному и культурному наследию народов России; содействие осознанному формированию мировоззренческих ориентиров, основанных на приоритете традиционных российских духовно-нравственных ценностей; формирование патриотизма как формы гражданского самосознания через понимание роли личности в истории и культуре, осознание важности социального взаимодействия, гражданской идентичности для процветания общества в целом. Изучение курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» вносит значительный вклад в достижение главных целей основного общего образования, способствуя: расширению и систематизации знаний и представлений школьников о культуре и духовных традициях народов России, о нравственных ценностях, полученных при изучении основ религиозной культуры и светской этики, окружающего мира, литературного чтения и других предметов начальной школы; углублению представлений о светской этике, религиозной культуре народов России, их роли в развитии современного общества; формированию основ морали и нравственности, воплощенных в семейных, этнокультурных и религиозных ценностях, ориентированных на соизмерение своих поступков с нравственными идеалами, на осознание своих обязанностей перед обществом и государством; воспитанию патриотизма; уважения к истории, языку, культурным и религиозным традициям своего народа и других народов России, толерантному отношению к людям другой культуры, умению принимать и ценить ценности других культур, находить в них общее и особенное, черты, способствующие взаимному обогащению культур; пробуждению интереса к культуре других народов, проявлению уважения, способности к сотрудничеству, взаимодействию на основе поиска общих культурных стратегий и идеалов; осознанию приоритетной значимости духовно-нравственных ценностей, проявляющейся в преобладании этических, интеллектуальных, альтруистических мотивов над потребительскими и эгоистическими; раскрытию природы духовно-нравственных ценностей российского общества, объединяющих светскость и духовность; формирование ответственного отношения к учению и труду, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору ценностных ориентаций, способствующих развитию общества в целом; получению научных представлений о культуре и ее функциях, особенностях взаимодействия с социальными институтами, а, следовательно, способности их применять в анализе и изучении социально-культурных явлений в истории и культуре России и современном обществе, давать нравственные оценки поступков и событий на основе осознания главенствующей роли духовно-нравственных ценностей в социальных и культурно-исторических процессах; развитию информационной культуры школьников, компетенций в отборе, использовании и структурировании информации, а также возможностей для активной самостоятельной познавательной деятельности. Предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России» в основной школе является частью всего учебно-воспитательного процесса и тесно связан с содержанием других предметных областей, прежде всего, «Обществознания», «Литературы», «Истории», «Изобразительного искусства». Данная рабочая программа разработана с учетом региональной специфики в соответствии с концепцией преподавания ОДНКНР. В содержание разделов включены отдельные темы по ознакомлению с культурным наследием, ключевыми историческими личностями и самобытными историко-культурными явлениями Свердловской области. Для реализации программы используются пособия из УМК для педагога и обучающихся. Для педагога: Виноградова Н.Ф. Власенко В.И. Полякова А.В. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Рабочая программа. Поурочное планирование. 5–6 класс; Виноградова Н.Ф. Власенко В.И. Полякова А.В. Основы духовно-нравственной культуры народов России. 5 класс. Учебник; Истоки творчества. Субачев В.В., Долгушина А.И. 6 класс. Учебник. Для обучающихся: Виноградова Н.Ф. Власенко В.И. Полякова А.В. Основы духовно-нравственной культуры народов России. 5 класс. Учебник; Истоки ремесла. Субачев В.В., Долгушина А.И.. 6 класс. Учебник. Программа рассчитана на 34 учебных часа в неделю: по 1 часу в неделю, по 34 часа в год в 5-х и 6-х классах. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА 5-й класс Введение Зачем изучать «Основы духовно-нравственной культуры народов России». Отношение к культуре родного народа, Родины как отражение патриотических чувств человека. Что такое культура общества. Культура как совокупность интеллектуальных, нравственных, этических и эстетических достижений общества. Многообразие культуры. Культура материальная и духовная. Как развивается и обогащается культура. Материальная и духовная культура. Расширение кругозора. Примеры культурной жизни народов в разные исторические времена; зарождение культуры в первобытном обществе. Раздел I. В мире культуры Величие многонациональной российской культуры. Российская культура – сплав культур народов, проживающих на территории России. Фольклор и декоративно-прикладное творчество народов России. Деятели науки и культуры – представители разных национальностей (ученые, писатели, художники, композиторы, архитекторы, актеры, представители других творческих профессий). Человек – творец и носитель культуры. Вне культуры жизнь человека невозможна. Вклад личности в культуру зависит от ее таланта, способностей, упорства. Законы нравственности – часть культуры общества. Источники, создающие нравственные установки. Культура Свердловской области. Раздел II. Нравственные ценности российского народа «Береги землю родимую, как мать любимую». Патриотические чувства – характеристика культурного человека. Представления о патриотизме в фольклоре разных народов. Герои национального эпоса разных народов (Улып, Сияжар, Боотур, Урал-батыр и др.). Былинные герои русского эпоса. Жизнь ратными подвигами полна. Реальные примеры выражения патриотических чувств в истории России (Александр Невский, Дмитрий Донской, Кузьма Минин, Иван Сусанин, Надежда Дурова и др.). Патриоты – представители разных конфессий (Сергей Радонежский, Рабби Шнеур Залман и др.). Герои Великой Отечественной войны. Ветераны Великой Отечественной войны Тугулымского района. В труде – красота человека. Тема труда в фольклоре разных народов (сказках, легендах, пословицах). «Плод добрых трудов славен». Традиционные религии о труде и трудолюбии. Люди труда. Примеры самоотверженного труда людей разных национальностей на благо Родины (землепроходцы, ученые, путешественники, геологи, космонавты и др.). Ветераны труда п. Юшала Бережное отношение к природе. Бережное отношение к природе – нравственная ценность. Одушевление природы нашими предками. Создание заповедников, заказников как часть природоохранной деятельности. Заповедные места и природные памятники на карте России. Охрана природы в Свердловской области. Семья – хранитель духовных ценностей. Роль семьи в жизни человека. Любовь, искренность, симпатия, уважение, взаимопомощь и поддержка – главные семейные ценности. О любви и милосердии в разных религиях. Семейные ценности в православии, буддизме, исламе, иудаизме. Взаимоотношения членов семьи. Отражение семейных ценностей в фольклоре разных народов. Семья – первый трудовой коллектив. Коллективный труд в семье. Традиции и семейные праздники, совместное проведение досуга. Наши семейные традиции. Обобщающие уроки. 6-й класс Введение. Что вы уже знаете о духовно-нравственной культуре народов России Что такое культура общества, что такое индивидуальная культура человека. Интеллектуальные, нравственные, художественные ценности российской культуры. Истоки возникновения культуры. Влияние традиций и религиозных идей на развитие культуры. Человек – носитель и творец культуры. Деятели науки, литературы, живописи, музыки, архитектуры, театра и их вклад в развитие российской культуры. Деятели науки, литературы, живописи, музыки, архитектуры, театра Свердловской области и их вклад в развитие российской культуры. Раздел I. Религия и культура Роль религии в развитии культуры. Вклад религии в развитие материальной и духовной культуры общества. Примеры интеллектуальных, нравственных, художественных культовых ценностей культуры. Представления о сотворении мира в разных религиях. Культурное наследие христианской Руси. Влияние принятия христианства на развитие общества и становление культуры народа. Христианская вера и образование в Древней Руси. Великие князья Древней Руси и их влияние на развитие образования. Роль монастырей в развитии образования. Традиции православной религии в воспитании детей. Художественные ценности христианства. Православный храм как культовое произведение архитектуры. Икона – художественное произведение. Духовная музыка. Богослужебное пение. Колокольный звон. Особенности православного календаря. Православные праздники. Культура ислама. Возникновение ислама. Ислам в России. VII–XII века – золотое время исламской культуры. Успехи науки и образования. Мечеть – архитектурный шедевр, ценность исламской и мировой культуры. Роль мечети в развитии культуры и образования мусульман. Традиции ислама в воспитании детей. Вклад мусульманской литературы в сокровищницу мировой культуры. Декоративно-прикладное искусство народов, исповедующих ислам. Орнамент, каллиграфия в искусстве ислама. Исламский календарь. Мусульманские праздники. Иудаизм и культура. Возникновение иудаизма. Иудаизм в России. Тора – Пятикнижие Моисея. Иудейская история в произведениях живописи. Мифы, легенды о сотворении мира. Синагога – дом окнами на Восток, прообраз мироздания, молельный дом евреев. Еврейский календарь. Праздники в иудаизме. Культурные традиции буддизма. Возникновение буддизма. Распространение буддизма в России. Буддийские монастыри – очаги культуры, буддийские школы для детей. Жизнь буддийских монахов. Разнообразие и особенности буддийских культовых сооружений. Искусство танка. Буддийский календарь. Буддийские праздники. Религии, которые исповедуют жители Свердловской области. Раздел II. Как сохранить духовные ценности Забота государства о сохранении духовных ценностей. Конституционные права граждан на свободу исповедования. Трудные периоды в истории религий. Расцвет традиционных религий России. Хранить память предков. Уважение к труду, обычаям, вере предков. Примеры благотворительности из российской истории. Известные меценаты России. Раздел III. Твой духовный мир Что составляет твой духовный мир. Взгляды человека на мир. Интересы, склонности, убеждения человека. Культура человека и его образованность. Влияние образования на повышение уровня культуры. Расширение представлений об истории, научных открытиях, событиях общественной жизни. Эмоциональное отношение к окружающему миру, проявление чувств. Развитие в себе чувства прекрасного, желание общаться с природой, произведениями искусства. Культура поведения человека. Этикет в разных жизненных ситуациях. Нравственные качества человека. Обобщающие уроки. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА Личностные Готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и расширение опыта деятельности на ее основе и в процессе реализации основных направлений воспитательной деятельности, в том числе в части: 1. Гражданского воспитания: готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей; активное участие в жизни семьи, организации, местного сообщества, родного края, страны; неприятие любых форм экстремизма, дискриминации; понимание роли различных социальных институтов в жизни человека; представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе; представление о способах противодействия коррупции; готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи, активное участие в школьном самоуправлении; готовность к участию в гуманитарной деятельности (волонтерство, помощь людям, нуждающимся в ней). 2. Патриотического воспитания: осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России; ценностное отношение к достижениям своей Родины – России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа; уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране. 3. Духовно-нравственного воспитания: ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; готовность оценивать свое поведение и поступки, поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учетом осознания последствий поступков; активное неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства. 4. Эстетического воспитания: восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание эмоционального воздействия искусства; осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения; понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества; стремление к самовыражению в разных видах искусства. 5. Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия: осознание ценности жизни; ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность); осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья; соблюдение правил безопасности, в том числе навыков безопасного поведения в интернетсреде; способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели; умение принимать себя и других, не осуждая; умение осознавать эмоциональное состояние себя и других, умение управлять собственным эмоциональным состоянием; сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека. 6. Трудового воспитания: установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, организации, города, края) технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность; интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения изучаемого предметного знания; осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для этого; готовность адаптироваться в профессиональной среде; уважение к труду и результатам трудовой деятельности; осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учетом личных и общественных интересов и потребностей. 7. Экологического воспитания: ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды; повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред; готовность к участию в практической деятельности экологической направленности. 8. Ценности научного познания: ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой; овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира; овладение основными навыками исследовательской деятельности, установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия. Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды: освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью, группы, сформированные по профессиональной деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды; способность обучающихся к взаимодействию в условиях неопределенности, открытость опыту и знаниям других; способность действовать в условиях неопределенности, повышать уровень своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, осознавать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других; навык выявления и связывания образов, способность формирования новых знаний, в том числе способность формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее не известных, осознавать дефициты собственных знаний и компетентностей, планировать свое развитие; умение распознавать конкретные примеры понятия по характерным признакам, выполнять операции в соответствии с определением и простейшими свойствами понятия, конкретизировать понятие примерами, использовать понятие и его свойства при решении задач (далее – оперировать понятиями), а также оперировать терминами и представлениями в области концепции устойчивого развития; умение анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики; умение оценивать свои действия с учетом влияния на окружающую среду, достижений целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий; способность обучающихся осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их последствия; воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер; оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и действия; формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации; быть готовым действовать в отсутствие гарантий успеха. Метапредметные Овладение универсальными учебными познавательными действиями: 1) базовые логические действия: выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (явлений); устанавливать существенный признак классификации, основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа; с учетом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях; предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий; выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи; выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и процессов; делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях; самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учетом самостоятельно выделенных критериев); 2) базовые исследовательские действия: использовать вопросы как исследовательский инструмент познания; формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием ситуации, объекта, самостоятельно устанавливать искомое и данное; формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение; проводить по самостоятельно составленному плану опыт, несложный эксперимент, небольшое исследование по установлению особенностей объекта изучения, причинноследственных связей и зависимостей объектов между собой; оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе исследования (эксперимента); самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведенного наблюдения, опыта, исследования, владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений; прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах; 3) работа с информацией: применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или данных из источников с учетом предложенной учебной задачи и заданных критериев; выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления; находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках; самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями; оценивать надежность информации по критериям, предложенным педагогическим работником или сформулированным самостоятельно; эффективно запоминать и систематизировать информацию. Овладение системой универсальных учебных познавательных сформированность когнитивных навыков у обучающихся. действий обеспечивает Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями: 1) общение: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения; выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах; распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры; понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения; в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения; сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций; публично представлять результаты выполненного опыта (эксперимента, исследования, проекта); самостоятельно выбирать формат выступления с учетом задач презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов; 2) совместная деятельность: понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи; принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться; планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учетом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями, мозговые штурмы и иные); выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению и координировать свои действия с другими членами команды; оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия; сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к предоставлению отчета перед группой. Овладение системой универсальных учебных коммуникативных действий обеспечивает сформированность социальных навыков и эмоционального интеллекта обучающихся. Овладение универсальными учебными регулятивными действиями: 1) самоорганизация: выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях; ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений группой); самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учетом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений; составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения), корректировать предложенный алгоритм с учетом получения новых знаний об изучаемом объекте; делать выбор и брать ответственность за решение; 2) самоконтроль: владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии; давать адекватную оценку ситуации и предлагать план ее изменения; учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам; объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретенному опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации; вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей; оценивать соответствие результата цели и условиям; 3) эмоциональный интеллект: различать, называть и управлять собственными эмоциями и эмоциями других; выявлять и анализировать причины эмоций; ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого; регулировать способ выражения эмоций; 4) принятие себя и других: осознанно относиться к другому человеку, его мнению; признавать свое право на ошибку и такое же право другого; принимать себя и других, не осуждая; открытость себе и другим; осознавать невозможность контролировать все вокруг. Овладение системой универсальных учебных регулятивных действий обеспечивает формирование смысловых установок личности (внутренняя позиция личности) и жизненных навыков личности (управления собой, самодисциплины, устойчивого поведения). Предметные понимание вклада представителей различных народов России в формирование ее цивилизационного наследия; понимание ценности многообразия культурных укладов народов Российской Федерации; поддержка интереса к традициям собственного народа и народов, проживающих в Российской Федерации; знание исторических примеров взаимопомощи и сотрудничества народов Российской Федерации; формирование уважительного отношения к национальным и этническим ценностям, религиозным чувствам народов Российской Федерации; осознание ценности межнационального и межрелигиозного согласия; формирование представлений об образцах и примерах традиционного духовного наследия народов Российской Федерации; умение определять понятия: духовность, нравственность, культура, религия, этнос, быт, фольклор, эпос, традиции и применять их в своих суждениях, высказываниях, в беседе, в исследовательских и иных работах; умение использовать различные виды литературы (научную, художественную), карт (политические, географические, исторические, этнические, лингвистические) как источники информации о расселении и проживании народов России, местах важнейших событий ее прошлого и настоящего; умение проводить поиск информации, используя письменные и вещественные свидетельства; описывать условия существования, основные занятия, образ жизни, традиции, верования, быт, фольклор многонационального народа России; умение выявлять характерные черты национальных характеров народов России; умение объяснять, в чем заключались назначение и художественные достоинства предметов повседневного обихода, промыслов, фольклора, произведений искусства; способность давать оценку наиболее значительным событиям, личностям и явлениям отечественной истории и культуры; выделять этапы становления и развития народов России, их духовно-нравственных и культурно-религиозных традиций; умение проводить поиск информации о культуре, истории, религии, фольклоре народов России в разных источниках (письменные, вещественные, телевидение, интернет); умение составлять описание образа жизни, культуры, духовно-нравственных традиций, менталитетов, занятий, быта, языков, истории народов России; рассказывать о значительных событиях в их прошлом и настоящем; способность давать оценку событиям, явлениям и личностям отечественной культуры; умение характеризовать нравственные качества и духовные ценности русского народа и других народов России; умение сопоставлять традиции, религии, менталитеты, ценности, нравственные понятия народов России, выявляя в них общие черты и различия; умение видеть проявления влияния искусства в окружающей среде; умение высказывать суждения о значении и месте духовного и культурного наследия России в мире. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 5 класс № Раздел/тема п/п 1 Введение. Зачем изучать «Основы духовнонравственной культуры народов России» Количество Количество ЭОР и ЦОР оценочных часов, отводимых процедур на освоение темы 3 1 Деятельность учителя с учетом рабочей программы воспитания Электронная Установление форма учебника, доверительных библиотека РЭШ. отношений с обучающимися, Единая коллекция способствующих позитивному цифровых образовательных восприятию ресурсов (school- обучающимися collection.edu.ru). требований и просьб учителя, привлечению их внимания к <...> обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности; побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими и сверстниками, принципы учебной дисциплины и самоорганизации; привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией; включение в урок игровых процедур с целью поддержания мотивации обучающихся к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе; <...> Раздел I. В мире культуры (12 часов) 2 Величие многонациональной российской культуры 6 2 Электронная Установление форма учебника, доверительных библиотека РЭШ. отношений с обучающимися, Единая коллекция способствующих позитивному цифровых образовательных восприятию ресурсов (school- обучающимися collection.edu.ru). требований и просьб учителя, привлечению их внимания к <...> обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности; побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими и сверстниками, принципы учебной дисциплины и самоорганизации; <...> 3 Человек – творец и носитель культуры 6 1 Электронная Установление форма учебника, доверительных библиотека РЭШ. отношений с обучающимися, Единая коллекция способствующих позитивному цифровых образовательных восприятию ресурсов (school- обучающимися требований и просьб collection.edu.ru). <...> учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности; побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими и сверстниками, принципы учебной дисциплины и самоорганизации. Раздел II. Нравственные ценности российского народа (20 часов) 4 Законы нравственности – часть культуры общества 3 1 Электронная Установление форма учебника, доверительных библиотека РЭШ. отношений с обучающимися, Единая коллекция способствующих позитивному цифровых образовательных восприятию ресурсов (school- обучающимися collection.edu.ru). требований и просьб учителя, привлечению их внимания к <...> обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности; побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими и сверстниками, принципы учебной дисциплины и самоорганизации; <...> 5 Береги землю родную, как мать любимую 5 1 Электронная Установление форма учебника, доверительных библиотека РЭШ. отношений с обучающимися, Единая коллекция способствующих позитивному цифровых образовательных восприятию ресурсов (school- обучающимися collection.edu.ru). требований и просьб учителя, привлечению их внимания к <...> обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности; побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими и сверстниками, принципы учебной дисциплины и самоорганизации; <...> 6 Плод добрых трудов славен 5 1 Электронная Установление форма учебника, доверительных библиотека РЭШ. отношений с обучающимися, Единая коллекция способствующих позитивному цифровых образовательных восприятию ресурсов (school- обучающимися collection.edu.ru). требований и просьб учителя, привлечению их внимания к <...> обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности; побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими и сверстниками, принципы учебной дисциплины и самоорганизации; <...> 7 Семья – хранитель 5 духовных ценностей 1 Электронная Установление форма учебника, доверительных библиотека РЭШ. отношений с обучающимися, Единая коллекция способствующих позитивному цифровых образовательных восприятию ресурсов (school- обучающимися collection.edu.ru). требований и просьб учителя, привлечению их внимания к <...> обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности; побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими и сверстниками, принципы учебной дисциплины и самоорганизации; <...> 8 Обобщение 1 1 Электронная Установление форма учебника, доверительных библиотека РЭШ. отношений с обучающимися, Единая коллекция способствующих позитивному цифровых образовательных восприятию ресурсов (school- обучающимися collection.edu.ru). требований и просьб учителя, привлечению их внимания к <...> обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности; побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими и сверстниками, принципы учебной дисциплины и самоорганизации; <...> Всего часов 34 8 6 класс № Раздел/тема п/п 1 Введение. Что мы знаем о духовнонравственной культуре народов России Количество часов, отводимых на освоение темы Количество ЭОР и ЦОР оценочных процедур 2 1 Электронная форма учебника, библиотека РЭШ. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (schoolcollection.edu.ru). <...> Деятельность учителя с учетом рабочей программы воспитания Установление доверительных отношений с обучающимися, способствующих позитивному восприятию обучающимися требований и просьб учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности; побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими и сверстниками, принципы учебной дисциплины и самоорганизации; привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией; включение в урок игровых процедур с целью поддержания мотивации обучающихся к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе; <...> Раздел I. Религия и культура (18 часов) 2 Роль религии в развитии культуры 2 1 Электронная форма учебника, библиотека РЭШ. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (schoolcollection.edu.ru). <...> Установление доверительных отношений с обучающимися, способствующих позитивному восприятию обучающимися требований и просьб учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности; побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими и сверстниками, принципы учебной дисциплины и самоорганизации; <...> 3 Культурное наследие христианской Руси 4 1 Электронная форма учебника, библиотека РЭШ. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (schoolcollection.edu.ru). <...> Установление доверительных отношений с обучающимися, способствующих позитивному восприятию обучающимися требований и просьб учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности; побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими и сверстниками, принципы учебной дисциплины и самоорганизации; <...> 4 Культура ислама 4 1 Электронная форма учебника, библиотека РЭШ. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (schoolcollection.edu.ru). <...> Установление доверительных отношений с обучающимися, способствующих позитивному восприятию обучающимися требований и просьб учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности; побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими и сверстниками, принципы учебной дисциплины и самоорганизации; <...> 5 Иудаизм и культура 4 1 Электронная форма учебника, библиотека РЭШ. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (schoolcollection.edu.ru). <...> Установление доверительных отношений с обучающимися, способствующих позитивному восприятию обучающимися требований и просьб учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности; побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими и сверстниками, принципы учебной дисциплины и самоорганизации; <...> 6 Культурные традиции буддизма 4 1 Электронная форма учебника, библиотека РЭШ. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (schoolcollection.edu.ru). <...> Установление доверительных отношений с обучающимися, способствующих позитивному восприятию обучающимися требований и просьб учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности; побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими и сверстниками, принципы учебной дисциплины и самоорганизации; <...> Раздел II. Как сохранить духовные ценности (5 часов) 7 Забота государства о сохранении духовных ценностей 5 1 Электронная форма учебника, библиотека РЭШ. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (schoolcollection.edu.ru). <...> Установление доверительных отношений с обучающимися, способствующих позитивному восприятию обучающимися требований и просьб учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности; побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими и сверстниками, принципы учебной дисциплины и самоорганизации; <...> Раздел III. Твой духовный мир (11 часов) 8 Духовный мир человека 4 1 Электронная форма учебника, библиотека РЭШ. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (schoolcollection.edu.ru). <...> Установление доверительных отношений с обучающимися, способствующих позитивному восприятию обучающимися требований и просьб учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности; побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими и сверстниками, принципы учебной дисциплины и самоорганизации; 9 Культура человека и его образованность 10 Обобщение 5 1 Электронная форма учебника, библиотека РЭШ. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (schoolcollection.edu.ru). <...> Установление доверительных отношений с обучающимися, способствующих позитивному восприятию обучающимися требований и просьб учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности; побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими и сверстниками, принципы учебной дисциплины и самоорганизации; Всего часов 34 8 Поурочное планирование курса «Основы духовно – нравственной культуры народов России» 5 класс № п/п 1 Дата Тема Величие многонациональной российской культуры. Кол-во часов 1 2 3 4 5 6 Российская культура – плод усилий разных народов Человек – творец и носитель культуры. Законы нравственности – часть культуры общества «Береги землю родимую, как мать любимую». Герои национального эпоса разных народов (Улып, Сияжар, Боотур, Урал-батыр и др.). 1 1 1 1 1 7 8 Жизнь ратными подвигами полна. Вклад народов нашей страны в победу над фашизмом. 1 1 9 10 1 1 17 В труде – красота человека. Тема труда в фольклоре разных народов (сказках, легендах, пословицах). «Плод добрых трудов славен». Буддизм, ислам, христианство о труде и трудолюбии. Люди труда. Примеры самоотверженного труда людей разной национальности на благо родины (землепроходцы, ученые, путешественники, колхозники и пр.) Бережное отношение к природе. Роль заповедников в сохранении природных объектов. Заповедники на карте России. Семья – хранитель духовных ценностей. 18 19 Роль семьи в жизни человека Роль религии в развитии культуры. 1 1 20 1 21 Семейные ценности в православии, буддизме, исламе, иудаизм. Взаимоотношения членов семьи. Культурное наследие христианской Руси. 22 Православный храм (внешние 1 11 12 13 14 15 16 1 1 1 1 1 1 1 1 Корректировка 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 особенности, внутреннее убранство). Духовная музыка Культура ислама. Возникновение ислама. Первые столетия ислама (VII-XII века) Иудаизм и культура. Синагога – молельный дом иудеев. Особенности внутреннего убранства синагоги. Культурные традиции буддизма. Культовые сооружения буддистов. Буддийские монастыри. Искусство танка. Забота государства о сохранении духовных ценностей. Восстановление памятников духовной культуры, охрана исторических памятников, связанных с разными религиями. Хранить память предков. Уважение к труду, обычаям, вере предков. Примеры благотворительности из российской истории. Известные меценаты России. Твой духовный мир. Культура поведения человека. Этикет в разных жизненных ситуациях. ИТОГО: 34ч/н 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Поурочное планирование курса «Основы духовно – нравственной культуры народов России» 6 класс № п/п 1 Дата Тема 2 3 Введение. Что мы знаем о духовно-нравственной культуре народов России Разговор о ремесле. Роль религии в развитии культуры 4 5 Рукотворный мир Культурное наследие христианской Руси 6 7 8 9 10 11 Ковры ручной работы Ремесла на крестьянском подворье Красильщики. Секреты кузнечного ремесла. Культура ислама Человек и камень Малахит 12 13 Резчики печатей Забота и служение. 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 Иудаизм и культура Жили в городе ремесленники У времени на службе Хлеб заботу любит. Дело чести Культурные традиции буддизма От ремесла к профессии Путь к руде Исследователь гор. Горщик Тимофеев. Забота государства о сохранении духовных ценностей Река и лес Рыболовство 25 Логиновские спички. Огненная профессия 26 27 28 29 30 31 Колокольных дел мастер Духовный мир человека Машиностроение на Урале Подвиг летчика-испытателя Уроки ремесла Культура человека и его образованность. Обобщение. Слово об умельцах Похвала ремеслу Юные изобретатели. Умный «ручной труд». Обобщение. ИТОГО: 34 ч/н 32 33 34 Кол-во часов 2 2 4 4 4 4 5 4 5 Корректировка Примерные темы проектов и эссе для предметной области ОДНКНР 1. Почему моральные нормы нигде не записаны? 2. Сложно ли быть добрым и справедливым? 3. Современный этикет. Внутренняя и внешняя культура поведения. 4. Подвиги во имя Родины в истории моего народа (России). 5. Мой предок (дед, прадед) - участник Великой Отечественной войны». 6. Героизм в нашей жизни (на конкретных примерах, близких учащимся). 7. Наши семейные традиции. 8. Семейные ценности в православии (исламе, иудаизме, буддизме). 9. Православие (буддизм, ислам, иудаизм) о трудолюбии как нравственном состоянии человека. 10. История моей семьи. 11. Что для меня значит добро? 12. Благотворительность в истории. 13. Православие (ислам, буддизм, иудаизм) в истории России. 14. «Золотое правило» нравственности в различных религиях, культурах и в современной жизни. 15. «По труду почёт и слава» (на примере людей моего региона, города, села и т.д). 16. Благородство труда в легендах, былинах, произведениях литературы (произведения на выбор). 17. Как мы изучаем (бережём, охраняем) памятники истории и культуры?» (на примере памятников моего региона, города, села, моей улицы и т.д.) 18. Особенности культуры моего народа (музыка, изобразительное искусство, архитектура, литература, эпос и т.д. на выбор). 19. Особенности традиционного быта моего народа (дом и домашняя утварь, национальная кухня, ведение хозяйства, традиционные занятия и промыслы и т.д. на выбор). 20. Традиции, обычаи и религии – источники нравственности. 21. Национальные праздники (календарные циклы) моего народа. 22. Что такое праздник и как мы отмечаем праздники? 23. Жизнь семьи в разных религиях и культурах (на выбор). 24. Особенности воспитания детей в различных религиях и традиционных культурах (на выбор). Требования к оформлению презентации Материалы в отпечатанном виде на листах А4, шрифт Times New Roman, размер 14, интервал 1.5, поля стандартные; Презентация в формате РРТ (МS Power Point) размером не более 10-15 слайдов. Презентация должна акцентировать внимание на наиболее интересном и значимом из собранного материала. ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ СВЕДЕНИЯ О СЕРТИФИКАТЕ ЭП Сертификат Владелец Действителен 709346372946738420135056007448981155039651512664 Фёдорова Татьяна Николаевна С 15.06.2023 по 14.06.2024