МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования и молодёжной политики Свердловской области Тугулымский городской округ МБОУ Юшалинская СОШ №25 РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО на заседании педагогического Зам.директора по УВР совета ________________________ УТВЕРЖДЕНО Директор школы ________________________ МБОУ Юшалинская СОШ №25. Новопашина Е.Е.. Федорова Т.Н. Приказ №88 от «01» 09 2023 г. Приказ №88 от «01» 09 2023 г. Протокол №14 от «28» 08 2023 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Внеурочного курса «Смысловое чтение» Для 3-4 классов п. Юшала 2023-2024 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа курса « Смысловое чтение. Работа с текстом» разработана и составлена в соответствии с требованиями - Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 373 от 06.10.2009 г., зарегистрирован в Минюсте России 22 декабря 2009 г., - Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, - Основной образовательной программы начального общего образования( на основе авторской программы О.Н.Крыловой «Чтение. Работа с текстом») - учебного плана начального общего образования, утвержденного приказом МБОУ Юшалинская СОШ №25 от 29.05.2023 № 10 «Об утверждении основной образовательной программы начального общего образования» Цель данного курса – формирование информационно – коммуникативной компетентности школьника – блока умений, направленных на самостоятельное приобретение знаний с использование различных по характеру и знаковым системам источников информации. Место курса в учебном плане: Программа данного курса предназначена для учащихся 1-4 классов и рассчитана на четыре года обучения (135 часов, 33 часа в 1 классе и по 34 часа во 2-4 классе на каждый учебный год). Занятия проводятся один раз в неделю. Программа первого класса может быть реализована через содержание учебных предметов или в рамках кружка Книгопечатная продукция: Крылова О.Н. Чтение. Работа с текстом: 1 класс / О.Н.Крылова. –27-е изд.- перераб и доп.- М.: Издательство «Экзамен», 2021. – 109 с. (Серия «Учебно – методический комплект») Крылова О.Н. Чтение. Работа с текстом: 2 класс / О.Н.Крылова. – 45-е изд.- перераб и доп.- М.: Издательство «Экзамен», 2022. – 109 с. (Серия «Учебно – методический комплект») Крылова О.Н. Чтение. Работа с текстом: 3 класс / О.Н.Крылова. – 6-е изд.- перераб и доп.- М.: Издательство «Экзамен», 2017. – 109 с. (Серия «Учебно – методический комплект») Крылова О.Н. Чтение. Работа с текстом: 4 класс / О.Н.Крылова. – 3-е изд.- перераб и доп.- М.: Издательство «Экзамен», 2017. – 109 с. (Серия «Учебно – методический комплект») Планируемые результаты Реализация программы обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов. Личностные результаты: 1) формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентации многонационального российского общества; 2) формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; 3) воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы; 4) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; 5) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности; 6) овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу; 7) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения 8) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения; 9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев; 10)наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни. Метапредметные результаты: 1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления; 2) освоение способами решения проблем творческого и поискового характера; 3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата; 4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; 5) использование знаково-символических средств представления информации о книгах; 6) активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач; 7) использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами; 8) овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах; 9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений; 10) готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; 11) умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих; 12) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества. Предметные результаты: понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций; формирование представлений о Родине, ее людях, окружающем мире, культуре, понятий о добре и зле, дружбе и честности,; достижение необходимого уровня речевого развития, т.е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приемами анализа художественных, научнопознавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий; использование различных видов чтения (выборочное, поисковое), умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать нравственную оценку поступков героев; умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию; умение использовать простейшие виды анализа различных текстов, устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение; умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений, уметь написать отзыв на прочитанное произведение; умение создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, иллюстраций, на основе личного опыта. 3–4-й класс Личностными результатами изучения учебно-методического курса «Смысловое чтение. Работа с текстом» в 3–4-м классах является формирование следующих умений: Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения при общении и сотрудничестве (этические нормы общения и сотрудничества). В самостоятельно созданных ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить. Метапредметными результатами изучения учебно-методического курса «Смысловое чтение. Работа с текстом» в 3 – 4 -м классе являются формирование следующих универсальных учебных действий. Регулятивные УУД: Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения. Учиться, совместно с учителем, обнаруживать и формулировать учебную проблему. Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем. Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя. Познавательные УУД: Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг. Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников. Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.). Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебнонаучного текста. Коммуникативные УУД: Донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. Донести свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы. Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план. Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи). Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться. СОДЕРЖАНИЕ 3 класс Фольклорные и литературные произведения разных жанров: пословицы, сказки о животных, волшебные и бытовые сказки, народные песни; рассказы, басни, стихотворения, литературные сказки. Нравственно-этические понятия, раскрытые в литературнохудожественных произведениях. Произведения живописи. Восприятие на слух звучащей речи (высказываний собеседника, различных текстов). Ответы на вопросы по содержанию услышанного произведения. Составление вопросов по услышанным учебному, научно-познавательному и художественному произведениям. Описание своего впечатления от произведения в форме устного высказывания. Сознательное, правильное чтение слов, предложений и текстов без пропусков и перестановок букв и слогов в словах. Чтение с установкой на смысловое чтение, позволяющее связать звучащее слово (словосочетание и предложение) с его значением. Выразительное чтение небольшого текста: соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения, использование интонации, передающей отношение читающего к прочитанному произведению, и темпа чтения, при этом его замедление или ускорение в соответствии с речевой задачей и целями общения. Виды чтения: изучающее, выборочное, просмотровое. Прогнозирование содержания произведения по заголовку, автору. Стили речи: художественный, учебный, научно-популярный. Сравнение художественных и научно-познавательных произведений. Работа с учебными, познавательными текстами. Простейшими приемы анализа различных видов текста: установление причинно- следственных связей; определение главной мысли текста; деление текста на части; выделение ключевых (опорных) слов. Алгоритм деятельности по воспроизведению текста. Подробный пересказ текста. Краткий пересказ текста (выделение главного в содержании текста). Работа с текстами художественного произведения. Фактический уровень текста: тема текста, герои, заголовок, описания, время и место описанных событий, ключевые события. Вопросы по фактическому содержанию. Способы толкования значения незнакомых слов: по контексту, с использованием словарей и справочной литературы. Пересказ текста подробный, выборочный. Главная мысль, отношения автора к героям, поступкам. Сравнение героев (сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту; нахождение в тексте соответствующих слов и выражений), характеристика героев произведения (портрет, характер, поступки). Вопросы проблемного характера, а также на установление взаимосвязей. Особенности диалогического общения: его цель, соблюдение этических норм; вежливая форма выражения своей точки зрения по обсуждаемой теме или произведению с опорой на текст и личный опыт. Монологическое высказывание. Речевое высказывание: ответ на вопрос, на заданную тему. Составление рассказа по рисункам, прочитанному тексту или заданной теме с соблюдением последовательности и связности изложения, культурных норм речевого высказывания. Структура речевого высказывания. Образная система произведения (без введения понятий): средства художественной выразительности, их значение и роль в тексте. Прямое и переносное значение слов. Придумывание сказок и составление рассказов по аналогии с прочитанным произведением; придумывание возможного варианта развития сюжета сказки (с помощью вопросов учителя); высказывание по репродукции картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта. Словесное рисование по эпизодам и фрагментам прочитанных текстов. Интерпретация текста литературного произведения: чтение по ролям, инсценирование; выразительное чтение. Выбор книг на основе рекомендованного списка. Самостоятельное обращение к словарям и справочной литературе, соответствующим возрасту. Аннотация и отзыв, рассказ о книге (без пересказа содержания). Практическое освоение литературных понятий: художественное произведение, искусство слова, автор (рассказчик), тема, герой (его портрет, поступки), отношение автора к герою (с помощью учителя). Общее представление о композиционных особенностях построения повествования (рассказ), описания (пейзаж, портрет), рассуждения (монолог героя, диалоги героев). Выполнение групповых творческих проектов (под руководством учителя) 4 класс Фольклорные и литературные произведения разных жанров: пословицы, народные песни, былины; рассказы, басни, стихотворения, литературные сказки, произведения древнерусской культуры. Нравственно-этические понятия, раскрытые в литературнохудожественных произведениях. Обсуждение и толкование значения этих понятий на примере поступков и отношения литературных героев к людям, природе, окружающему миру. Произведения живописи. Восприятие на слух звучащей речи (высказываний собеседника, различных текстов). Цели высказывания, особенности (жанровые, стилистические). Главная мысль, тема, структура текста. Сознательное, правильное чтение слов, предложений и текстов без пропусков и перестановок букв и слогов в словах. Чтение с установкой на смысловое чтение. Выразительное чтение небольшого текста: соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения, использование интонации, передающей отношение читающего к прочитанному произведению, и темпа чтения, при этом его замедление или ускорение в соответствии с речевой задачей и целями общения. Использование различных видов чтения (изучающее, выборочное, просмотровое) в соответствии с учебной задачей. Прогнозирование содержания текста по заголовку, автору. Стили речи: художественный, учебный, научно-популярный. Сравнение художественных и научно-познавательных произведений. Работа с учебными, познавательными текстами. Особенности текстов разных типов, выполнение элементарного анализа. Подробный пересказ текста. Краткий пересказ текста (выделение главного в содержании текста). Работа с текстом художественного произведения. Фактический уровень текста: тема, герои, заголовок, описания, время и место описанных событий; фрагмент текста, эпизод. Выборочный пересказ по заданному фрагменту, отбор слов и выражений в тексте, позволяющих составить рассказ. Способы толкования значения незнакомых слов: по контексту, с использованием словарей и справочной литературы. Главная мысль, отношения автора к героям, поступкам, описанной картине. Сравнение героев, характеристика героев произведения (портрет, характер, поступки). Вопросы проблемного характера, на установление взаимосвязей. Особенности диалогического общения: его цель, соблюдение этических норм; вежливая форма выражения своей точки зрения по обсуждаемой теме или произведению с опорой на текст и личный опыт. Монологическое высказывание. Речевое высказывание: на заданную тему или поставленный вопрос. Передача прочитанного или прослушанного с учетом специфики научно-популярного, учебного и художественного текстов. Самостоятельное построение плана собственного высказывания; отбор речевых средств языка в соответствии с целью высказывания. Составление устного короткого рассказа по рисункам, прочитанному тексту или заданной теме с соблюдением последовательности и связности изложения, культурных норм речевого высказывания. Образная система произведения (без введения понятий): средства художественной выразительности, значение и роль в тексте. Прямое и переносное значение слов. Придумывание сказок и составление рассказов по аналогии с прочитанным произведением, включение в рассказ элементов описания или рассуждения; придумывание возможного варианта развития сюжета сказки (с помощью вопросов учителя), по репродукциям картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта. Составление рассказа по рисункам и иллюстрациям. Словесное рисование по эпизодам и фрагментам прочитанных текстов. Интерпретация текста литературного произведения: чтение по ролям, инсценирование; выразительное чтение. Выбор книг на основе рекомендованного списка, картотеки, открытого доступа к детским книгам в библиотеке. Алфавитный каталог. Аннотация, отзыв, рассказ о книге (без пересказа содержания). Практическое освоение литературных понятий: художественное произведение, искусство слова, автор (рассказчик), тема, герой (его портрет, поступки); отношение автора к герою (с помощью учителя). Выполнение групповых творческих проектов (под руководством учителя) Формы организации внеурочной деятельности на занятиях курса «Смысловое чтение. Работа с текстом » Рабата в группе, в паре. Индивидуальная работа Фронтальная работа. Учебная дискуссия. Тестирование. Учебная игра Урок- путешествия, Наблюдение. Практическая работа. Исследование Творческая работа, Практическая работа ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ «Смысловое чтение. Работа с текстом» 3 класс № п/п ( «Чтение. Работа с текстом» О.Н.Крылова) Тема урока Количество часов всего 1 Вводное занятие 1 2 Работа с текстом «Синица» 1 3 Работа с текстом «Птицы» 1 4. Работа с текстом « Фламинго» Работа с текстом «Грызуны» Работа с текстом «Бактерии» Работа с текстом «Волчиха» Работа с текстом «Ответ» 1 Работа с текстом « Диковинное дерево» Работа с научнопопулярным текстом «Воздух» Комплексный анализ текста ( продолжение) Работа с текстом «Олени» Работа с текстом «Змеи» 1 Работа с текстом «Синички» Работа с текстом «Дрессировка» Работа с текстом «И так бывает» Работа с научнопопулярным текстом «Радуга» Комплексный анализ текста ( продолжение) Работа с текстом «Конец лета» Работа с текстом «Сосновый бор» Комплексный анализ текста ( продолжение) Работа с текстом «Дельфины» Работа с текстом «Башмачки» Работа с текстом «Немецкая овчарка» 1 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. Контрольные работы Практические работы 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Дата проведения 25. 26. 27. 28. 29. Работа с текстом « Осёл и бобр». Главная мысль текста. Содержание текста. Слова-обращения. Работа с текстом «Весна» 1 1 1 Комплексный анализ 1 текста ( продолжение) Работа с текстом « На катке» 1 1 33. Работа с научнопопулярным текстом «Растения» Комплексный анализ текста ( продолжение) Итоговая контрольная работа Работа с текстом «Калина» 34. Итоговое занятие 1 Итого за год 34 30. 31. 32. 1 1 1 1 1 1 4 «Смысловое чтение. Работа с текстом» в 4 классе №п/п ( по тетради «Чтение. Работа с текстом» О.Н.Крылова) Количество часов Тема урока Всего 1. Текст-описание Г. Николаева «Ливень» 1 2. Текст-описание Г.Скребицкий «Солнечный день в самом начале лета» Работа с текстом К.Ушинского «Гнездо ласточки» 1 4. Тренировочная комплексная работа №1. 1 5. Публицистический текст Хочу всё знать. Сахар 1 6. Повествовательный текст А.Бострома «Кошка и еж» 1 7. Текст-описание С.Аксаков «Осень» 1 8. Тренировочная комплексная работа №2. 1 3. Контрольные работы Практические работы 1 1 1 Дата проведения 9. Работа с текстом И.Соколова-Микитова «Клены» 1 10. Работа с текстом Р. Киплинга «Слоненок» 1 11. Тренировочная 1 комплексная работа №3. Работа с текстом- описанием 1 А.Тихонова «Колибри» 12. 13. Публицистический текст. Хочу все знать. Экология 1 14. Работа с текстом «Осень» по И.СоколовуМикитову Тренировочная комплексная работа №4. 1 Работа с текстом К.Ушинского «Четыре желания» Публицистический текст. Хочу все знать. Планеты. 1 Работа с текстомрассуждением «Жираф» (по Э.Бауэру) Работа с текстом С.Михалкова «Жадный Заяц» Текст-описание И.Соколов-Микитов «Рябина» Повествовательный текст И.Дудникова «Весенняя вода» Тренировочная комплексная работа №5. 1 23. Работа с текстом К.Ушинского 1 24. Работа с текстом 1 Е.Пермяка «Как Маша стала большой» «Утренние лучи» Работа с текстом сказки 1 С.Михалкова «Просчитался» Тренировочная 1 комплексная работа №6. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 26. 27. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 28. Работа с текстом В.Осеевой «Злая мать и добрая тетя» 1 29. Работа с текстом «Однажды в лесу» по Г.Скребицкому Работа с текстом П.Молчанова «Рыбалка» 1 31 Итоговая комплексная работа №8. 1 32. Работа с текстом Г.Скребицковго «Художник-Осень» Чему научились на курсе «Смысловое чтение. Работа с текстом» Чему научились на курсе «Смысловое чтение. Работа с текстом» Итог за год 1 30. 33. 34. 1 1 1 1 34 1 6 СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ В соответствии с требованиями ФГОС, структура и содержание программы «Смысловое чтение. Работа с текстом» направлены на достижение личностных результатов освоения программы. Формируется умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результатов. Данный метапредметный результат достигается посредством системы заданий, направленных на осознание ребёнком необходимости понимать смысл поставленной задачи для её успешного выполнения; на формирование умения планировать учебную работу, используя различные справочные материалы (таблицы, схемы, алгоритмы, словари и т.д.); на развитие способности к самооценке и к самоконтролю. Текущий контроль проводится, в основном, в устной форме на каждом уроке в виде индивидуального или фронтального опроса: чтение текста, пересказ содержания произведения (полно, кратко, выборочно), выразительное чтение наизусть или с листа. Возможны и небольшие по объему письменные работы (ответы на вопросы, описание героя или события), а также самостоятельные работы с книгой, иллюстрациями и оглавлением. Тематический контроль проводится после изучения определенной темы и может проходить как в устной, так и в письменной форме. Письменная работа также может быть проведена в виде тестовых заданий, построенных с учетом предмета в зачетно/незачетной форме. Перевод итоговых баллов в школьные отметки уровень достижений базовый (опорный) уровень высокий повышенный уровень уровень достижения достижения не менее 85% задани й базового уровня не менее 65%, но не более 85% заданий базового уровня базовый уровень достижений Недостаточн ый (для дальнейш его обучения) уровень достижен ий 75 % - 91% заданий базового уровня 65% заданий базового уровня (если работа содержит только задания с выбором ответов) 50% заданий базового уровня (если работа содержит задания с развёрнутым и кратким ответом) менее 65 % заданий базового уровня менее 50% заданий базового уровня Повышенный (функциональный) уровень отметка Словесна я оценка и не менее 80% баллов за задания повышенн ого уровня сложности 5 От ли чн о и бо лее 1/3 бал лов , но менее 80% баллов за задания повышенног о уров- ня сложности 4 Х о р о ш о 4 Хо ро шо 3 Зачет удовлетвори тельно 2 Незачет неудовле творител ьно Критерии выставления отметок по результатам итоговой контрольной работы Отметка 5 4 3 2 Кол-во правильных ответов, % 91-100 75-90 50-74 Менее 50 ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ СВЕДЕНИЯ О СЕРТИФИКАТЕ ЭП Сертификат Владелец Действителен 709346372946738420135056007448981155039651512664 Фёдорова Татьяна Николаевна С 15.06.2023 по 14.06.2024