МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования и молодёжной политики Свердловской области Тугулымский городской округ МБОУ Юшалинская СОШ №25 РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО на заседании педагогического Зам.директора по УВР совета ________________________ МБОУ Юшалинская СОШ №25. Протокол №14 от «28» 08 2023 г. УТВЕРЖДЕНО Директор школы ________________________ Новопашина Е.Е.. Федорова Т.Н. Приказ №88 от «01» 09 2023 г. Приказ №88 от «01» 09 2023 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики» для 1-4 классов п. Юшала 2023-2024 Рабочая программа по Основам религиозной культуры и светской этики на уровень начального общего образования (для 1–4-х классов) Пояснительная записка Рабочая программа по основам религиозной культуры и светской этики на уровень начального общего образования для обучающихся 1–4-х классов МБОУ Юшалинская СОШ №25 разработана в соответствии с требованиями - Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; - приказа Минпросвещения от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»; - приказа Минпросвещения от 16.11.2022 № 992 «Об утверждении федеральной образовательной программы начального общего образования»; - приказа Минпросвещения от 22.03.2021 № 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»; - учебного плана начального общего образования, утвержденного приказом МБОУ Юшалинская СОШ № 25 от 29.05.2023 г № 10 «Об утверждении основной образовательной программы начального общего образования»; - федеральной рабочей программы по учебному предмету «Основы религиозной культуры и светской этики». ЦЕЛЬ : формирование у обучающегося мотивации к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений. МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ Учебный предмет "Основы религиозных культур и светской этики" изучается в 4 классе один час в неделю, общий объем составляет 34 часа. Для реализации программы используются учебники : Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. 4 класс/Шемшурин А.А., Брунчукова Н.М., Демин Р.Н. и другие; под редакцией Шапошниковой Т.Д., ООО «ДРОФА»; АО«Издательство Просвещение»; СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Модуль «ОСНОВЫ СВЕТСКОЙ ЭТИКИ» Россия — наша Родина. Культура и религия. Этика и её значение в жизни человека. Праздники как одна из форм исторической памяти. Образцы нравственности в культурах разных народов. Государство и мораль гражданина. Образцы нравственности в культуре Отечества. Трудовая мораль. Нравственные традиции предпринимательства. Что значит быть нравственным в наше время. Высшие нравственные ценности, идеалы, принципы морали. Методика создания морального кодекса в школе. Нормы морали. Этикет. Образование как нравственная норма. Методы нравственного самосовершенствования. Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России. ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ В результате изучения предмета «Основы религиозных культур и светской этики» в 4 классе у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты: — понимать основы российской гражданской идентичности, испытывать чувство гордости за свою Родину; — формировать национальную и гражданскую самоидентичность, осознавать свою этническую и национальную принадлежность; — понимать значение гуманистических и демократических ценностных ориентаций; осознавать ценность человеческой жизни; — понимать значение нравственных норм и ценностей как условия жизни личности, семьи, общества; — осознавать право гражданина РФ исповедовать любую традиционную религию или не исповедовать никакой религии; — строить своё общение, совместную деятельность на основе правил коммуникации: умения договариваться, мирно разрешать конфликты, уважать другое мнение, независимо от принадлежности собеседников к религии или к атеизму; — соотносить свои поступки с нравственными ценностями, принятыми в российском обществе, проявлять уважение к духовным традициям народов России, терпимость к представителям разного вероисповедания; — строить своё поведение с учётом нравственных норм и правил; проявлять в повседневной жизни доброту, справедливость, доброжелательность в общении, желание при необходимости прийти на помощь; — понимать необходимость обогащать свои знания о духовно-нравственной культуре, стремиться анализировать своё поведение, избегать негативных поступков и действий, оскорб ‐ляющих других людей; — понимать необходимость бережного отношения к материальным и духовным ценностям. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ — овладевать способностью понимания и сохранения целей и задач учебной деятельности, поиска оптимальных средств их достижения; — формировать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять и находить наиболее эффективные способы достижения результата, вносить соответствующие коррективы в процесс их реализации на основе оценки и учёта характера ошибок, понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности; — совершенствовать умения в различных видах речевой деятельности и коммуникативных ситуациях; адекватное использование речевых средств и средств информационно- коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач; — совершенствовать умения в области работы с информацией, осуществления информационного поиска для выполнения учебных заданий; — овладевать навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации; — овладевать логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; — формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и право каждого иметь свою собственную, умений излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; — совершенствовать организационные умения в области коллективной деятельности, умения определять общую цель и пути её достижения, умений договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. Универсальные учебные действия Познавательные УУД: — ориентироваться в понятиях, отражающих нравственные ценности общества — мораль, этика, этикет, справедливость, гуманизм, благотворительность, а также используемых в разных религиях (в пределах изученного); — использовать разные методы получения знаний о традиционных религиях и светской этике (наблюдение, чтение, сравнение, вычисление); — применять логические действия и операции для решения учебных задач: сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы на основе изучаемого фактического материала; — признавать возможность существования разных точек зрения; обосновывать свои суждения, приводить убедительные доказательства; — выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы. Работа с информацией: — воспроизводить прослушанную (прочитанную) информацию, подчёркивать её принадлежность к определённой религии и/или к гражданской этике; — использовать разные средства для получения информации в соответствии с поставленной учебной задачей (текстовую, графическую, видео); — находить дополнительную информацию к основному учебному материалу в разных информационных источниках, в том числе в Интернете (в условиях контролируемого входа); — анализировать, сравнивать информацию, представленную в разных источниках, с помощью учителя, оценивать её объективность и правильность. Коммуникативные УУД: — использовать смысловое чтение для выделения главной мысли религиозных притч, сказаний, произведений фольклора и художественной литературы, анализа и оценки жизненных ситуаций, раскрывающих проблемы нравственности, этики, речевого этикета; — соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; корректно задавать вопросы и высказывать своё мнение; проявлять уважительное отношение к собеседнику с учётом особенностей участников общения; — создавать небольшие тексты-описания, тексты-рассуждения для воссоздания, анализа и оценки нравственно-этических идей, представленных в религиозных учениях и светской этике. Регулятивные УУД: — проявлять самостоятельность, инициативность, организованность в осуществлении учебной деятельности и в конкретных жизненных ситуациях; контролировать состояние своего здоровья и эмоционального благополучия, предвидеть опасные для здоровья и жизни ситуации и способы их предупреждения; — проявлять готовность изменять себя, оценивать свои поступки, ориентируясь на нравственные правила и нормы современного российского общества; проявлять способность к сознательному самоограничению в поведении; — анализировать ситуации, отражающие примеры положительного и негативного отношения к окружающему миру (природе, людям, предметам трудовой деятельности); — выражать своё отношение к анализируемым событиям, поступкам, действиям: одобрять нравственные нормы поведения; осуждать проявление несправедливости, жадности, нечестности, зла; — проявлять высокий уровень познавательной мотивации, интерес к предмету, желание больше узнать о других религиях и правилах светской этики и этикета. Совместная деятельность: — выбирать партнёра не только по личным симпатиям, но и по деловым качествам, корректно высказывать свои пожелания к работе, спокойно принимать замечания к своей работе, объективно их оценивать; — владеть умениями совместной деятельности: подчиняться, договариваться, руководить; терпеливо и спокойно разрешать возникающие конфликты; — готовить индивидуально, в парах, в группах сообщения по изученному и дополнительному материалу с иллюстративным материалом и видеопрезентацией. ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Предметные результаты освоения образовательной программы модуля «Основы светской этики»должны отражать сформированность умений: — выражать своими словами первоначальное понимание сущности духовного развития как осознания и усвоения человеком значимых для жизни представлений о себе, людях, окружающей действительности; — выражать своими словами понимание значимости нравственного самосовершенствования и роли в этом личных усилий человека, приводить примеры; — выражать понимание и принятие значения российских традиционных духовных и нравственных ценностей, духовно-нравственной культуры народов России, российского общества как источника и основы духовного развития, нравственного совершенствования; — рассказывать о российской светской (гражданской) этике как общепринятых в российском обществе нормах морали, отношений и поведения людей, основанных на российских традиционных духовных ценностях, конституционных правах, свободах и обязанностях человека и гражданина в России; — раскрывать основное содержание нравственных категорий российской светской этики (справедливость, совесть, ответственность, сострадание, ценность и достоинство человеческой жизни, взаимоуважение, вера в добро, человеколюбие, милосердие, добродетели, патриотизм, труд) в отношениях между людьми в российском обществе; объяснять «золотое правило нравственности»; — высказывать суждения оценочного характера о значении нравственности в жизни человека, семьи, народа, общества и государства; умение различать нравственные нормы и нормы этикета, приводить примеры; — первоначальный опыт осмысления и нравственной оценки поступков, поведения (своих и других людей) с позиций российской светской (гражданской) этики; — раскрывать своими словами первоначальные представления об основных нормах российской светской (гражданской) этики: любовь к Родине, российский патриотизм и гражданственность, защита Отечества; уважение памяти предков, исторического и культурного наследия и особенностей народов России, российского общества; уважение чести, достоинства, доброго имени любого человека; любовь к природе, забота о животных, охрана окружающей среды; — рассказывать о праздниках как одной из форм исторической памяти народа, общества; российских праздниках (государственные, народные, религиозные, семейные праздники); российских государственных праздниках, их истории и традициях (не менее трёх), религиозных праздниках (не менее двух разных традиционных религий народов России), праздниках в своём регионе (не менее одного), о роли семейных праздников в жизни человека, семьи; — раскрывать основное содержание понимания семьи, отношений в семье на основе российских традиционных духовных ценностей (семья — союз мужчины и женщины на основе взаимной любви для совместной жизни, рождения и воспитания детей; любовь и забота родителей о детях; любовь и забота детей о нуждающихся в помощи родителях; уважение старших по возрасту, предков); российских традиционных семейных ценностей; — распознавать российскую государственную символику, символику своего региона, объяснять её значение; выражать уважение российской государственности, законов в российском обществе, законных интересов и прав людей, сограждан; — рассказывать о трудовой морали, нравственных традициях трудовой деятельности, предпринимательства в России; выражать нравственную ориентацию на трудолюбие, честный труд, уважение к труду, трудящимся, результатам труда; — рассказывать о российских культурных и природных памятниках, о культурных и природных достопримечательностях своего региона; — раскрывать основное содержание российской светской (гражданской) этики на примерах образцов нравственности, российской гражданственности и патриотизма в истории России; — объяснять своими словами роль светской (гражданской) этики в становлении российской государственности; — первоначальный опыт поисковой, проектной деятельности по изучению исторического и культурного наследия народов России, российского общества в своей местности, регионе, оформлению и представлению её результатов; — приводить примеры нравственных поступков, совершаемых с опорой на этические нормы российской светской (гражданской) этики и внутреннюю установку личности поступать согласно своей совести; — выражать своими словами понимание свободы мировоззренческого выбора, отношения человека, людей в обществе к религии, свободы вероисповедания; понимание российского общества как многоэтничного и многорелигиозного (приводить примеры), понимание российского общенародного (общенационального, гражданского) патриотизма, любви к Отечеству, нашей общей Родине — России; приводить примеры сотрудничества последователей традиционных религий; — называть традиционные религии в России, народы России, для которых традиционными религиями исторически являются православие, ислам, буддизм, иудаизм; — выражать своими словами понимание человеческого достоинства, ценности человеческой жизни в российской светской (гражданской) этике. ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ Наименование разделов и тем программы Количество часов Дата Виды, изучения формы всего контроль практич контроля ные еские работы работы 1 Россия — наша Родина. Этика — наука о нравственной жизни человека 1 0 0 Устный опрос; Творческа я работа; 2 Россия — наша Родина. Этика — наука о нравственной жизни человека 1 1 0 Письменн ый контроль 3 Этика общения: золотое правило этики 1 0 1 Устный опрос; Практиче ская работа; 4 Добро и зло как нравственные категории 1 0 0 Устный опрос 5 Дружелюбие. Уважение 1 0 0 Устный опрос 6 Этика и этикет. Премудрости этикета 1 0 1 Устный опрос; Практиче ская работа 7 Критерии этикета: разумность, красота и гигиена 1 0 0 Устный опрос 8 Правила поведения в школе и дома 1 1 0 Письмен ный контроль; Контроль ная работа №1 ; № п/п 9 Речь и этикет 1 0 0 Устный опрос; Самооцен ка с использов анием "Оценочн ого листа"; 10 Этика человеческих отношений 1 0 1 Устный опрос; Практиче ская работа 11 Природа — и человек 1 0 0 Устный опрос 12 Родина, Отчизна, патриотизм 1 0 0 Устный опрос; Письменн ый контроль Творческа я работа; 13 Человек среди людей 1 0 0 Устный опрос 14 Этика отношений в коллективе. Что такое коллектив 1 0 1 Устный опрос; Практиче ская работа 15 Коллектив начинается с меня 1 0 0 Устный опрос; Письменн ый контроль Тестирова ние 16 Чуткость, бескорыстие взаимовыручка в коллективе 1 0 0 Устный опрос; Самооцен ка с использов анием "Оценочн ого листа» 17 Творческие работы 1 0 1 Письменн ый контроль; Проект 18 Творческие работы 1 0 1 Письменн ый контроль; Проект 19 Нравственные истины. Общечеловеческие ценности 1 0 1 Устный опрос; Практиче ская работа 20 Ценность жизни 1 0 0 Устный опрос 21 Человек рождён для добра 1 0 0 Устный опрос; Письменн ый контроль Творческа я работа 22 Милосердие — закон жизни 1 0 0 Устный опрос 23 Нравственность, справедливость, правда, тактичность — жизнь во благо себе и другим 1 0 1 Устный опрос; Практиче ская работа 24 Душа обязана трудиться. Нравственные установки и нормы 1 0 0 Устный опрос; Письменн ый контроль Творческа я работа 25 Победить в себе дракона. Нравственность на основе разумности 1 0 1 Устный опрос; Практиче ская работа 26 Понять и простить: гуманизм как этический принцип 1 0 0 Устный опрос; Письмен ный контроль Творческа я работа 27 Этика поступков — нравственный 1 выбор 1 0 Письменн ый контроль; Контроль ная работа №2 28 Посеешь поступок — пожнёшь характер. Жить дружно и легко 1 0 0 Устный опрос 29 Лестница саморазвития 1 0 1 Устный опрос; Практиче ская работа 30 Терпение и труд всё перетрут 1 0 0 Устный опрос 31 Слова с приставкой «со» 1 0 0 Устный опрос 32 Судьба и Родина едины: с чего начинается Родина 1 0 1 Письменн ый контроль; Проект 33 Патриот и гражданин 1 1 0 Письменн ый контроль; Контроль ная работа №3 34 Заключительное слово 1 0 0 Устный опрос; Самооцен ка с использов анием "Оценочн ого листа" ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 34 3 10 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ Примерные рабочие программы начального общего образования «Основы религиозных культур и светской этики» / Институт стратегии развития образования российской академии образования – М., 2021 Учебник Шемшурина А.И. «Основы светской этики. 4 класс Электронное приложение к учебному пособию «Основы светской этики. 4 класс» Методическое пособие. Шемшурина А.И. «Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. 4 класс Рабочая тетрадь. А. И Шемшурина «Основы светской этики. 4 класс ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов http:// fcior. edu ; Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов - http:// school- collection. edu . http://orkce.apkpro.ru/ - сайт дисциплины ОРКСЭ образовательной области основ духовнонравственной культуры народов России Российская электронная школа http: // resh.edu.ru Каталог учебных изданий, электронного оборудования и электронных образовательных ресурсов для общего образования 1-4 класс http://www.ndce.edu.ru Федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru Российский общеобразовательный портал http://www.school.edu.ru Портал "Информационные коммуникационные технологии в образовании" http://www. ict.edu.ru Mеtodkabinet.eu: информационно-методический кабинетhttp://www.metodkabinet.ru Газета «1 сентября» www.1september.ru Каталог образовательных ресурсов сети «Интернет» http://catalog.iot.ru Учительский портал http://www. ucportal.ru Всероссийский учительский портал ЗАВУЧ. ИНФО http://www. zavuch.info Интернет портал ProШколу.ru http://www. proshkolu.ru Cоциальная сеть работников образования http://www.nsportal.ru Проект "Началка" http://www.nachalka.com Сайт «Начальная школа» с онлайн-поддержкой учебников комплекта «Школа России» 1-4 кл. http://14.prosv.ru Сайт интернет-проекта «Копилка уроков сайт для учителей» 1-4 класс http://kopilurokov.ru Журнал «Начальная школа» www.openworld/school Сетевое образовательное сообщество учителей Инфоурок https://infourok.ru Образовательный портал «Видеоуроки» https://videouroki.net Сетевое образовательное сообщество учителей Мультиурок https:// multiurok.ru http://www.religio.ru/ - Мир религий www.gmir.ru - Государственный музей истории религии http://www.musei-online.blogspot.ru/search/label/Россия - сайт «Музеи онлайн» с виртуальными экскурсиями по музеям мира, представлено 16 музеев России. https://www.ethnomuseum.ru - сайт Российского этнографического музея. http://www.culture.ru - сайт «Культура. РФ», гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Рассказывает о наиболее значимых событиях, народных традициях, памятниках нашей страны. http://www.artclassic.edu.ru/ - коллекция образовательных ресурсов по поиску произведений искусства по времени, стране, стилю. http://www.rsl.ru/ - сайт российской государственной библиотеки. http://www.eart.by.ru - иллюстрированный словарь по искусству. http://www.artcyclopedia.com - иллюстрированная энциклопедия по искусству. http://www.bibliotekar.ru/rossia/index.htm - электронная библиотека http://sokrnarmira.ru - библиотека народной мудрости: мифов, сказок, притч, легенд, былин, пословиц и поговорок. http://parables.ru/main-17.html - детские притчи http://pritchi.ru – притчиХочу такой сайт http://www.artprojekt.ru - энциклопедия искусства - галереи, история искусства. http://www.smirnova.net/ - гид по музеям мира и галереям. http://www.cbook.ru/peoples/ - электронная энциклопедия «Народы и религии мира».