РП Русский родной язык 1-4

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодёжной политики Свердловской
области
Тугулымский городской округ
МБОУ Юшалинская СОШ №25
РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

на заседании педагогического Зам.директора по УВР
совета
________________________
МБОУ Юшалинская СОШ №25.
Протокол №14 от «28» 08 2023 г.

УТВЕРЖДЕНО
Директор школы
________________________

Новопашина Е.Е..

Федорова Т.Н.

Приказ №88 от «01» 09 2023 г. Приказ №88 от «01» 09 2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Учебного предмета
«Родной русский язык»
для 1-4 классов

п. Юшала 2023-2024

Рабочая программа по русскому родному языку
на уровень начального общего образования (для 1–4-х классов)

Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому родному языку на уровень начального общего
образования для обучающихся 1–4-х классов МБОУ Юшалинская СОШ №25 разработана
в соответствии с требованиями









Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
приказа Минпросвещения от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
приказа Минпросвещения от 16.11.2022 № 992 «Об утверждении федеральной
образовательной программы начального общего образования»;
приказа Минпросвещения от 22.03.2021 № 115 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам — образовательным программам начального
общего, основного общего и среднего общего образования»;
учебного плана начального общего образования, утвержденного приказом МБОУ
Юшалинская СОШ № 25 от 29.05.2023 г № 10 «Об утверждении основной
образовательной программы начального общего образования»;
федеральной рабочей программы по учебному предмету «Русский родной язык».

Целями изучения русского родного языка являются:











осознание русского языка как одной из главных духовно-нравственных ценностей
русского народа; понимание значения родного языка для освоения и укрепления
культуры и традиций своего народа, осознание национального своеобразия русского
языка; формирование познавательного интереса к родному языку и желания его
изучать, любви, уважительного отношения к русскому языку, а через него — к родной
культуре;
овладение первоначальными представлениями о единстве и многообразии языкового и
культурного пространства Российской Федерации, о месте русского языка среди других
языков народов России; воспитание уважительного отношения к культурам и языкам
народов России; овладение культурой межнационального общения
овладение первоначальными представлениями о национальной специфике языковых
единиц русского языка (прежде всего лексических и фразеологических единиц с
национально-культурной семантикой), об основных нормах русского литературного
языка и русском речевом этикете; овладение выразительными средствами,
свойственными русскому языку;
совершенствование умений наблюдать за функционированием языковых единиц,
анализировать и классифицировать их, оценивать их с точки зрения особенностей
картины мира, отраженной в языке;
совершенствование умений работать с текстом, осуществлять элементарный
информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;
совершенствование коммуникативных умений и культуры речи, обеспечивающих
владение русским литературным языком в разных ситуациях его использования;
обогащение словарного запаса и грамматического строя речи; развитие потребности к
речевому самосовершенствованию;



приобретение практического опыта исследовательской работы по русскому языку,
воспитание самостоятельности в приобретении знаний.
Место в учебном плане: общее число часов, отведенных на изучение «Родного русского
языка» - 67 часов (0,5 часа в неделю в каждом классе): в 1-м классе – 16 часов, во 2–4-х
классах – по 17 часов.
Для реализации программы используются учебники, допущенные к использованию при
реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ
начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями,
осуществляющими образовательную деятельность, приказом Минпросвещения от
21.09.2022 № 858:








Александрова О.М.,Вербицкая Л.А.,Богданов С.И. и др. Русский родной язык: 1
класс. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. Издательство
«Просвещение»
Александрова О.М.,Вербицкая Л.А.,Богданов С.И. и др. Русский родной язык: 2
класс. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. Издательство
«Просвещение»
Александрова О.М.,Вербицкая Л.А.,Богданов С.И. и др. Русский родной язык: 3
класс. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. Издательство
«Просвещение»
Александрова О.М.,Вербицкая Л.А.,Богданов С.И. и др. Русский родной язык: 4
класс. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. Издательство
«Просвещение»

Электронные образовательные ресурсы, допущенные к использованию при реализации
образовательными организациями имеющих государственную аккредитацию
образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего
образования приказом Минпросвещения от 02.08.2022 № 653:
1 КЛАСС
https://ribc37.ru/article/e-learning-resources
2 КЛАСС
https://ribc37.ru/article/e-learning-resources
3 КЛАСС
https://ribc37.ru/article/e-learning-resources»
4 КЛАСС
https://ribc37.ru/article/e-learning-resources

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
1 КЛАСС

РАЗДЕЛ 1. РУССКИЙ ЯЗЫК: ПРОШЛОЕ И НАСТОЯЩЕЕ
Сведения об истории русской письменности: как появились буквы современного
русского алфавита.
Особенности оформления книг в Древней Руси: оформление красной строки и заставок.
Практическая работа. Оформление буквиц и заставок. Лексические единицы с
национально-культурной семантикой,
обозначающие предметы традиционного
русского быта:
1) дом в старину: что как называлось (изба, терем, хоромы, горница, светлица, светец,
лучина и т.д.);
2) как называлось то, во что одевались в старину (кафтан, кушак, рубаха, сарафан,
лапти и т. д.).
Имена в малых жанрах фольклора (пословицах, поговорках, загадках, прибаутках).
Проектное задание. Словарь в картинках.
РАЗДЕЛ 2. ЯЗЫК В ДЕЙСТВИИ

Как нельзя произносить слова (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в
произношении слов).
Смыслоразличительная роль ударения.
Звукопись в стихотворном художественном тексте. Наблюдение за сочетаемостью слов
(пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в сочетаемости слов).
РАЗДЕЛ 3. СЕКРЕТЫ РЕЧИ И ТЕКСТА

Секреты диалога: учимся разговаривать друг с другом и со взрослыми. Диалоговая
форма устной речи. Стандартные обороты речи для участия в диалоге (Как вежливо
попросить? Как похвалить товарища? Как правильно поблагодарить?). Цели и виды
вопросов (вопрос-уточнение, вопрос как запрос на новое содержание).
Различные приемы слушания научно-познавательных и художественных текстов об
истории языка и культуре русского народа.
2 КЛАСС
РАЗДЕЛ 1. РУССКИЙ ЯЗЫК: ПРОШЛОЕ И НАСТОЯЩЕЕ

1) слова, называющие домашнюю утварь и орудия труда (например, ухват, ушат,
ступа, плошка, крынка, ковш, решето, веретено, серп, коса, плуг);2) слова, называющие
то, что ели в старину (например, тюря, полба, каша, щи, похлёбка, бублик, ватрушка,
калач, коврижки): какие из них сохранились до нашего времени; 3) слова, называющие то,
во что раньше одевались дети (например, шубейка, тулуп, шапка, валенки, сарафан,
рубаха, лапти).
Пословицы, поговорки, фразеологизмы, возникновение которых связано с предметами и
явлениями традиционного русского быта: игры, утварь, орудия труда, еда, одежда
(например, каши не сваришь, ни за какие коврижки). Сравнение русских пословиц и
поговорок с пословицами и поговорками других народов. Сравнение фразеологизмов,
имеющих в разных языках общий смысл, но различную образную форму
(например, ехать в Тулу со своим самоваром (рус.); ехать в лес с дровами (тат.)).
Проектное задание. Словарь «Почему это так называется?»
РАЗДЕЛ 2. ЯЗЫК В ДЕЙСТВИИ

Как правильно произносить слова (пропедевтическая работа по предупреждению
ошибок в произношении слов в речи).
Смыслоразличительная роль ударения. Наблюдение за изменением места ударения в
поэтическом тексте. Работа со словарем ударений.
Практическая работа. Слушаем и учимся читать фрагменты стихов и сказок, в которых
есть слова с необычным произношением и ударением.
Разные способы толкования значения слов. Наблюдение за сочетаемостью слов.
Совершенствование орфографических навыков.
РАЗДЕЛ 3. СЕКРЕТЫ РЕЧИ И ТЕКСТА

Приемы общения: убеждение, уговаривание, просьба, похвала и др., сохранение
инициативы в диалоге, уклонение от инициативы, завершение диалога и др. (например,
как правильно выразить несогласие; как убедить товарища).
Особенности русского речевого этикета. Устойчивые этикетные выражения в учебнонаучной коммуникации: формы обращения; различение этикетных форм обращения в
официальной и неофициальной речевой ситуации; использование обращений ты и вы.
Устный ответ как жанр монологической устной учебно-научной речи. Различные виды
ответов: развернутый ответ, ответ-добавление (на практическом уровне).
Связь предложений в тексте. Практическое овладение средствами связи: лексический
повтор, местоименный повтор.
Создание текстов-повествований: заметки о посещении музеев; повествование об
участии в народных праздниках.
Создание текста: развёрнутое толкование значения слова. Анализ информации
прочитанного и прослушанного текста:
различение главных фактов и второстепенных; выделение наиболее существенных
фактов; установление логической связи между фактами.
3 КЛАСС
РАЗДЕЛ 1. РУССКИЙ ЯЗЫК: ПРОШЛОЕ И НАСТОЯЩЕЕ

Лексические единицы с национально-культурной семантикой, связанные с
особенностями мировосприятия и отношений между людьми (например, правда — ложь,
друг — недруг, брат — братство — побратим).
Лексические единицы с национально-культурной семантикой, называющие природные
явления и растения (например, образные названия ветра, дождя, снега; названия
растений).
Лексические единицы с национально-культурной семантикой, называющие занятия
людей (например, ямщик, извозчик, коробейник, лавочник).
Лексические единицы с национально-культурной семантикой, называющие
музыкальные инструменты (например, балалайка, гусли, гармонь).
Русские традиционные сказочные образы, эпитеты и сравнения (например, Снегурочка,
дубрава, сокол, соловей, зорька, солнце и т.п.): уточнение значений, наблюдение за
использованием в произведениях фольклора и художественной литературы.
Названия старинных русских городов, сведения о происхождении этих названий.
Проектные задания. Откуда в русском языке эта фамилия? История моих имени и
фамилии (Приобретение опыта поиска информации о происхождении слов).
РАЗДЕЛ 2. ЯЗЫК В ДЕЙСТВИИ

Как правильно произносить слова (пропедевтическая работа по предупреждению
ошибок в произношении слов в речи).
Многообразие суффиксов, позволяющих выразить различные оттенки значения и
различную оценку, как специфика русского языка (например, книга, книжка, книжечка,

книжица, книжонка, книжища; заяц, зайчик, зайчонок, зайчишка, заинька и т. п.) (на
практическом уровне).
Специфика грамматических категорий русского языка (например, категории рода,
падежа имён существительных). Практическое овладение нормами употребления
отдельных грамматических форм имён существительных (например, форм родительного
падежа множественного числа). Практическое овладение нормами правильного и точного
употребления предлогов, образования предложно-падежных форм существительных (на
практическом уровне). Существительные, имеющие только форму единственного или
только форму множественного числа (в рамках изученного).
Совершенствование навыков орфографического оформления текста.
РАЗДЕЛ 3. СЕКРЕТЫ РЕЧИ И ТЕКСТА

Особенности устного выступления.
Создание текстов-повествований о путешествии по городам, об участии в мастерклассах, связанных с народными промыслами. Создание текстов-рассуждений с
использованием различных способов аргументации (в рамках изученного).
Редактирование предложенных текстов с целью совершенствования их содержания и
формы (в пределах изученного в основном курсе).
Смысловой анализ фольклорных и художественных текстов или их фрагментов
(народных и литературных сказок, рассказов, загадок, пословиц, притч и т. п.). Языковые
особенности текстов фольклора и художественных текстов или их фрагментов.
4 КЛАСС
РАЗДЕЛ 1. РУССКИЙ ЯЗЫК: ПРОШЛОЕ И НАСТОЯЩЕЕ

Лексические единицы с национально-культурной семантикой, связанные с качествами и
чувствами людей (например, добросердечный, доброжелательный, благодарный,
бескорыстный); связанные с обучением. Лексические единицы с национально-культурной
семантикой, называющие родственные отношения (например, матушка, батюшка, братец,
сестрица, мачеха, падчерица).
Пословицы, поговорки и фразеологизмы, возникновение которых связано с качествами,
чувствами людей, с учением, с родственными отношениями (например, от корки до корки,
вся семья вместе, так и душа на месте и т. д.). Сравнение с пословицами и поговорками
других народов. Сравнение фразеологизмов из разных языков, имеющих общий смысл, но
различную образную форму.
Русские традиционные эпитеты: уточнение значений, наблюдение за использованием в
произведениях фольклора и художественной литературы.
Лексика, заимствованная русским языком из языков народов России и мира. Русские
слова в языках других народов.
Проектные задания. Откуда это слово появилось в русском языке? (Приобретение опыта
поиска информации о происхождении слов). Сравнение толкований слов в словаре В. И.
Даля и современном толковом словаре. Русские слова в языках других народов.
РАЗДЕЛ 2. ЯЗЫК В ДЕЙСТВИИ

Как правильно произносить слова (пропедевтическая работа по предупреждению
ошибок в произношении слов в речи).
Трудные случаи образования формы 1-го лица единственного числа настоящего и
будущего времени глаголов (на пропедевтическом уровне). Наблюдение за синонимией
синтаксических конструкций на уровне словосочетаний и предложений (на
пропедевтическом уровне).
История возникновения и функции знаков препинания (в рамках изученного).
Совершенствование навыков правильного пунктуационного оформления текста.

РАЗДЕЛ 3. СЕКРЕТЫ РЕЧИ И ТЕКСТА

Правила ведения диалога: корректные и некорректные вопросы.
Различные виды чтения (изучающее и поисковое) научно-познавательных и
художественных текстов об истории языка и культуре русского народа.
Приёмы работы с примечаниями к тексту. Информативная функция заголовков. Типы
заголовков.
Соотношение частей прочитанного или прослушанного текста: установление причинноследственных отношений этих частей, логических связей между абзацами текста.
Составление плана текста, не разделенного на абзацы. Информационная переработка
прослушанного или прочитанного текста: пересказ с изменением лица.
Создание текста как результата собственной исследовательской деятельности.
Оценивание устных и письменных речевых высказываний с точки зрения точного,
уместного и выразительного словоупотребления. Редактирование предложенных и
собственных текстов с целью совершенствования их содержания и формы; сопоставление
первоначального и отредактированного текстов. Практический опыт использования
учебных словарей в процессе редактирования текста.
Синонимия речевых формул (на практическом уровне).

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение родного языка (русского) на уровне начального общего образования
направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных
результатов освоения учебного предмета.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

В результате изучения предмета «Родной язык (русский)» в начальной школе у
обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты при реализации
основных направлений воспитательной деятельности:
гражданско-патриотического воспитания:
становление ценностного отношения к своей Родине — России, в том числе через
изучение родного русского языка, отражающего историю и культуру страны;
осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, понимание
роли русского языка как государственного языка Российской Федерации и языка
межнационального общения народов России;
сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края, в
том числе через обсуждение ситуаций при работе с художественными произведениями;
уважение к своему и другим народам, формируемое в том числе на основе примеров из
художественных произведений;
первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и
ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах
поведения и правилах межличностных отношений, в том числе отражённых в
художественных произведениях;
духовно-нравственного воспитания:
признание индивидуальности каждого человека с опорой на собственный жизненный и
читательский опыт;
проявление сопереживания, уважения и доброжелательности, в том числе с
использованием адекватных языковых средств для выражения своего состояния и чувств;
неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и
морального вреда другим людям (в том числе связанного с использованием недопустимых
средств языка);
эстетического воспитания:
уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к
разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов;
стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности, в том
числе в искусстве слова; осознание важности русского языка как средства общения и
самовыражения;
физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального
благополучия:
соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в
окружающей среде (в том числе информационной) при поиске дополнительной
информации в процессе языкового образования;
бережное отношение к физическому и психическому здоровью, проявляющееся в
выборе приемлемых способов речевого самовыражения и соблюдении норм речевого
этикета и правил общения;
трудового воспитания:
осознание ценности труда в жизни человека и общества (в том числе благодаря
примерам из художественных произведений), ответственное потребление и бережное
отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой
деятельности, интерес к различным профессиям, возникающий при обсуждении примеров
из художественных произведений;

экологического воспитания:
бережное отношение к природе, формируемое в процессе работы с текстами;
неприятие действий, приносящих ей вред;
ценности научного познания:
первоначальные представления о
научной
картине
мира (в том числе
первоначальные представления о системе языка как одной из составляющих целостной
научной картины мира); познавательные интересы, активность, инициативность,
любознательность и самостоятельность в познании, в том числе познавательный интерес к
изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

В результате изучения предмета «Родной язык (русский)» в начальной школе у
обучающегося будут сформированы следующие познавательные универсальные учебные
действия
Базовые логические действия:
сравнивать различные языковые единицы, устанавливать основания для сравнения
языковых единиц, устанавливать аналогии языковых единиц;
объединять объекты (языковые единицы) по определённому признаку;
определять существенный признак для классификации языковых единиц;
классифицировать языковые единицы;
находить в языковом материале закономерности и противоречия на основе
предложенного учителем алгоритма наблюдения; анализировать алгоритм действий при
работе с языковыми единицами, самостоятельно выделять учебные операции при
анализе языковых единиц;
выявлять недостаток информации для решения учебной и практической задачи на
основе предложенного алгоритма, формулировать запрос на дополнительную
информацию;
устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях наблюдения за языковым
материалом, делать выводы.
Базовые исследовательские действия:
с помощью учителя формулировать цель, планировать изменения языкового объекта,
речевой ситуации;
сравнивать несколько вариантов выполнения задания, выбирать наиболее подходящий
(на основе предложенных критериев); проводить по предложенному плану несложное
лингвистическое мини-исследование, выполнять по предложенному плану проектное
задание;
формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов
проведённого наблюдения за языковым материалом (классификации, сравнения,
исследования); формулировать с помощью учителя вопросы в процессе анализа
предложенного языкового материала;
прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в
аналогичных или сходных ситуациях.
Работа с информацией:
выбирать источник получения информации: нужный словарь для получения
запрашиваемой информации, для уточнения;
согласно заданному алгоритму находить представленную в явном виде информацию в
предложенном источнике: в словарях, справочниках;
распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на
основании предложенного учителем способа её проверки (обращаясь к словарям,
справочникам, учебнику);
соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников, родителей, законных
представителей) правила информационной безопасности при поиске информации в

Интернете (информации о написании и произношении слова, о значении слова, о
происхождении слова, о синонимах слова);
анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую информацию в
соответствии с учебной задачей;
понимать лингвистическую информацию, зафиксированную в виде таблиц, схем;
самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления лингвистической
информации.
К концу обучения в начальной школе у обучающегося формируются коммуникативные
универсальные учебные действия.
Общение:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и
условиями общения в знакомой среде; проявлять уважительное отношение к собеседнику,
соблюдать правила ведения диалоги и дискуссии;
признавать возможность существования разных точек зрения;
корректно и аргументированно высказывать своё мнение; строить речевое
высказывание в соответствии с поставленной
задачей;
создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование) в
соответствии с речевой ситуацией;
готовить небольшие публичные выступления о результатах парной и групповой работы,
о результатах наблюдения, выполненного мини-исследования, проектного задания;
подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления.
Совместная деятельность:
формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учётом участия
в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного
учителем формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её
достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат
совместной работы;
проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться, самостоятельно
разрешать конфликты;
ответственно выполнять свою часть работы; оценивать свой вклад в общий результат;
выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы.
К концу обучения в начальной школе у обучающегося формируются регулятивные
универсальные учебные действия.
Самоорганизация:
планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;
выстраивать последовательность выбранных действий.
Самоконтроль:
устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности; корректировать свои
учебные действия для преодоления речевых и орфографических ошибок;
соотносить результат деятельности с поставленной учебной задачей по выделению,
характеристике, использованию языковых единиц;
находить ошибку, допущенную при работе с языковым мате- риалом, находить
орфографическую и пунктуационную ошибку;
сравнивать результаты своей деятельности и деятельности одноклассников, объективно
оценивать их по предложенным критериям.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Изучение учебного предмета «Родной язык (русский)» в течение четырёх лет обучения
должно обеспечить воспитание ценностного отношения к родному языку как отражению
культуры, включение учащихся в культурно-языковое пространство русского народа,

осмысление красоты и величия русского языка; приобщение к литературному наследию
русского народа; обогащение активного и пассивного словарного запаса, развитие у
обучающихся культуры владения родным языком во всей полноте его функциональных
возможностей в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого
этикета; расширение знаний о родном языке как системе и как развивающемся явлении,
формирование аналитических умений в отношении языковых единиц и текстов разных
функционально-смысловых типов и жанров.
1 КЛАСС

К концу обучения в 1 классе обучающийся научится:
















распознавать слова с национально-культурным компонентом значения, обозначающие
предметы традиционного русского быта (дом, одежда), понимать значение устаревших
слов по указанной тематике;
использовать словарные статьи учебного пособия для определения лексического
значения слова;
понимать значение русских пословиц и поговорок, связанных с изученными темами;
осознавать важность соблюдения норм современного русского литературного языка для
культурного человека
произносить слова с правильным ударением (в рамках изученного);
осознавать смыслоразличительную роль ударения;
соотносить собственную и чужую речь с нормами современного русского
литературного языка (в рамках изученного);
выбирать из нескольких возможных слов то слово, которое наиболее точно
соответствует обозначаемому предмету или явлению реальной действительности;
различать этикетные формы обращения в официальной и неофициальной речевой
ситуации;
уместно использовать коммуникативные приёмы диалога (начало и завершение диалога
и др.);
владеть правилами корректного речевого поведения в ходе диалога;
использовать в речи языковые средства для свободного выражения мыслей и чувств на
родном языке адекватно ситуации общения;
владеть различными приёмами слушания научно-познавательных и художественных
текстов об истории языка и культуре русского народа;
анализировать информацию прочитанного и прослушанного текста: выделять в нём
наиболее существенные факты.
2 КЛАСС

К концу обучения во 2 классе обучающийся научится:









осознавать роль русского родного языка в постижении культуры своего народа;
осознавать язык как развивающееся явление, связанное с историей народа;
распознавать слова с национально-культурным компонентом значения, обозначающие
предметы традиционного русского быта (одежда, еда, домашняя утварь, детские забавы,
игры, игрушки), понимать значение устаревших слов по указанной тематике;
использовать словарные статьи учебного пособия для определения лексического
значения слова;
понимать значение русских пословиц и поговорок, крылатых выражений; связанных с
изученными темами; правильно употреблять их в современных ситуациях речевого
общения;
понимать значение фразеологических оборотов, отражающих русскую культуру,
менталитет русского народа, элементы русского традиционного быта (в рамках




















изученных тем); осознавать уместность их употребления в современных ситуациях
речевого общения;
произносить слова с правильным ударением (в рамках изученного);
осознавать смыслоразличительную роль ударения на примере омографов;
соблюдать основные лексические нормы современного русского литературного языка:
выбирать из нескольких возможных слов то слово, которое наиболее точно
соответствует обозначаемому предмету или явлению реальной действительности;
проводить синонимические замены с учётом особенностей текста;
пользоваться учебными толковыми словарями для определения лексического значения
слова;
пользоваться учебными фразеологическими словарями, учебными словарями
синонимов и антонимов для уточнения значения слов и выражений;
пользоваться орфографическим словарём для определения нормативного написания
слов;
различать этикетные формы обращения в официальной и неофициальной речевой
ситуации;
владеть правилами корректного речевого поведения в ходе диалога;
использовать коммуникативные приёмы устного общения: убеждение, уговаривание,
похвалу, просьбу, извинение, поздравление;
использовать в речи языковые средства для свободного выражения мыслей и чувств на
родном языке адекватно ситуации общения;
владеть различными приёмами слушания научно-познавательных и художественных
текстов об истории языка и о культуре русского народа;
анализировать информацию прочитанного и прослушанного текста: отличать главные
факты от второстепенных; выделять наиболее существенные факты; устанавливать
логическую связь между фактами;
строить устные сообщения различных видов: развернутый ответ, ответ-добавление,
комментирование ответа или работы одноклассника;
создавать тексты-инструкции с опорой на предложенный текст;
создавать тексты-повествования о посещении музеев, об участии в народных
праздниках.
3 КЛАСС

К концу обучения в 3 классе обучающийся научится:










осознавать национальное своеобразие, богатство, выразительность русского языка;
распознавать слова с национально-культурным компонентом значения (лексика,
связанная с особенностями мировосприятия и отношений между людьми; слова,
называющие природные явления и растения; слова, называющие занятия людей; слова,
называющие музыкальные инструменты);
распознавать русские традиционные сказочные образы, эпитеты и сравнения;
наблюдать особенности их употребления в произведениях устного народного
творчества и произведениях детской художественной литературы;
использовать словарные статьи учебного пособия для определения лексического
значения слова;
понимать значение русских пословиц и поговорок, крылатых выражений, связанных с
изученными темами; правильно употреблять их в современных ситуациях речевого
общения;
понимать значение фразеологических оборотов, отражающих русскую культуру,
менталитет русского народа, элементы русского традиционного быта (в рамках
изученных тем); осознавать уместность их употребления в современных ситуациях
речевого общения;


























соблюдать на письме и в устной речи нормы современного русского литературного
языка (в рамках изученного);
произносить слова с правильным ударением (в рамках изученного);
использовать учебный орфоэпический словарь для определения нормативного
произношения слова, вариантов произношения;
выбирать из нескольких возможных слов то слово, которое наиболее точно
соответствует обозначаемому предмету или явлению реальной действительности;
проводить синонимические замены с учётом особенностей текста;
правильно употреблять отдельные формы множественного числа имён
существительных;
выявлять и исправлять в устной речи типичные грамматические ошибки, связанные с
нарушением согласования имени существительного и имени прилагательного в числе,
роде, падеже;
пользоваться учебными толковыми словарями для определения лексического значения
слова;
пользоваться орфографическим словарём для определения нормативного написания
слов;
различать этикетные формы обращения в официальной и неофициальной речевой
ситуации;
владеть правилами корректного речевого поведения в ходе диалога;
использовать коммуникативные приёмы устного общения: убеждение, уговаривание,
похвалу, просьбу, извинение, поздравление;
выражать мысли и чувства на родном языке в соответствии с ситуацией общения;
владеть различными приёмами слушания научно-познавательных и художественных
текстов об истории языка и о культуре русского народа;
анализировать информацию прочитанного и прослушанного текста: отличать главные
факты от второстепенных, выделять наиболее существенные факты, устанавливать
логическую связь между фактами;
проводить смысловой анализ фольклорных и художественных текстов или их
фрагментов (народных и литературных сказок, рассказов, загадок, пословиц, притч и т.
п.), определять языковые особенностей текстов;
выявлять и исправлять речевые ошибки в устной речи;
создавать тексты-повествования об участии в мастер-классах, связанных с народными
промыслами;
создавать тексты-рассуждения с использованием различных способов аргументации;
оценивать устные и письменные речевые высказывания с точки зрения точного,
уместного и выразительного словоупотребления;
редактировать письменный текст с целью исправления речевых ошибок или с целью
более точной передачи смысла.
4 КЛАСС

К концу обучения в 4 классе обучающийся научится:






распознавать слова с национально-культурным компонентом значения (лексика,
связанная с особенностями мировосприятия и отношений между людьми; с качествами
и чувствами людей; родственными отношениями);
распознавать русские традиционные сказочные образы, понимать значение эпитетов и
сравнений в произведениях устного народного творчества и произведениях детской
художественной литературы;
осознавать уместность употребления эпитетов и сравнений в речи;


































использовать словарные статьи учебного пособия для определения лексического
значения слова;
понимать значение русских пословиц и поговорок, крылатых выражений; связанных с
изученными темами; правильно употреблять их в современных ситуациях речевого
общения;
понимать значение фразеологических оборотов, отражающих русскую культуру,
менталитет русского народа, элементы русского традиционного быта (в рамках
изученных тем); осознавать уместность их употребления в современных ситуациях
речевого общения;
соотносить собственную и чужую речь с нормами современного русского
литературного языка (в рамках изученного);
соблюдать на письме и в устной речи нормы современного русского литературного
языка (в рамках изученного);
произносить слова с правильным ударением (в рамках изученного);
выбирать из нескольких возможных слов то слово, которое наиболее точно
соответствует обозначаемому предмету или явлению реальной действительности;
проводить синонимические замены с учётом особенностей текста;
заменять синонимическими конструкциями отдельные глаголы, у которых нет формы 1го лица единственного числа настоящего и будущего времени;
выявлять и исправлять в устной речи типичные грамматические ошибки, связанные с
нарушением координации подлежащего и сказуемого в числе‚ роде (если сказуемое
выражено глаголом в форме прошедшего времени);
редактировать письменный текст с целью исправления грамматических ошибок;
соблюдать изученные орфографические и пунктуационные нормы при записи
собственного текста (в рамках изученного);
пользоваться учебными толковыми словарями для определения лексического значения
слова, для уточнения нормы формообразования;
пользоваться орфографическим словарём для определения нормативного написания
слов;
пользоваться учебным этимологическим словарём для уточнения происхождения слова;
различать этикетные формы обращения в официальной и неофициальной речевой
ситуации;
владеть правилами корректного речевого поведения в ходе диалога;
использовать коммуникативные приёмы устного общения: убеждение, уговаривание,
похвалу, просьбу, извинение, поздравление;
выражать мысли и чувства на родном языке в соответствии с ситуацией общения;
строить устные сообщения различных видов: развернутый ответ, ответ-добавление,
комментирование ответа или работы одноклассника, мини-доклад;
владеть различными приёмами слушания научно-познавательных и художественных
текстов об истории языка и о культуре русского народа;
владеть различными видами чтения (изучающим и поисковым) научно-познавательных
и художественных текстов об истории языка и культуре русского народа;
анализировать информацию прочитанного и прослушанного текста: отличать главные
факты от второстепенных, выделять наиболее существенные факты, устанавливать
логическую связь между фактами;
соотносить части прочитанного или прослушанного текста: устанавливать причинноследственные отношения этих частей, логические связи между абзацами текста
составлять план текста, не разделённого на абзацы;
приводить объяснения заголовка текста;
владеть приёмами работы с примечаниями к тексту;
владеть умениями информационной переработки прослушанного или прочитанного
текста: пересказывать текст с изменением лица;







создавать тексты-повествования о посещении музеев, об участии в народных
праздниках, об участии в мастер-классах, связанных с народными промыслами;
создавать текст как результат собственного мини-исследования; оформлять сообщение
в письменной форме и представлять его в устной форме;
оценивать устные и письменные речевые высказывания с точки зрения точного,
уместного и выразительного словоупотребления;
редактировать предлагаемый письменный текст с целью исправления речевых ошибок
или с целью более точной передачи смысла;
редактировать собственные тексты с целью совершенствования их содержания и
формы; сопоставлять первоначальный и отредактированный тексты.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 КЛАСС

№ Наименование разделов и Количество часов
Электронн
п/п тем программы
ые
всего
контрольные практические (цифровые)
работы
работы
образовател
ьные
ресурсы
Раздел 1. Секреты речи и текста
1

Общение.
Устная
письменная речь.

и 1

http://www.gr
amota.ru

2

Стандартные обороты речи 1
для участия в диалоге: Как
приветствовать взрослого и
сверстника? Как вежливо
попросить? Как похвалить
товарища? Как правильно
отблагодарить?
Этикетные
формы
обращения
в
официальной
и
неофициальной
речевой
ситуации.

http://www.gr
amota.ru

3

Правила
корректного 1
речевого поведения в ходе
диалога; использование в
речи языковых средств для
свободного
выражения
мыслей и чувств адекватно
ситуации общения. Секреты
диалога:
учимся
разговаривать друг с другом
и со взрослыми.

http://www.gr
amota.ru

4

Имена в
фольклора

жанрах 1

http://www.gr
amota.ru

5

Цели и виды вопросов: 1
вопрос-уточнение,
вопрос
как
запрос
на
новое
содержание.

http://www.gr
amota.ru

малых

Итого по разделу:

5

Раздел 2. Язык в действии
1

Роль логического ударения.

1

http://rus.1se
ptember.ru

2

Звукопись в стихотворном 1
художественном тексте.

3

Как
нельзя
произносить 1
слова:
пропедевтическая
работа по предупреждению
ошибок в произношении
слов. Смыслоразличительная
роль ударения.

http://rus.1se
ptember.ru

4

Наблюдение
за 1
сочетаемостью
слов:
пропедевтическая работа по
предупреждению ошибок в
сочетаемости слов.

http://rus.1se
ptember.ru

Итого по разделу:

1

http://rus.1se
ptember.ru

4

Раздел 3. Русский язык: прошлое и настоящее
1

Сведения об истории русской 1
письменности: как появились
буквы
современного
русского
алфавита.
Особенности
оформления
книг в Древней Руси:
оформление красной строки
и
заставок.
Значение
устаревших слов данной
тематики.
Русские
пословицы и поговорки,
связанные с письменностью.
Различные приёмы слушания
научно-познавательных
и
художественных текстов об
истории языка и культуре
русского народа. Различные
приёмы слушания научнопознавательных
и
художественных текстов об
истории языка и культуре
русского народа.

2

Лексические
единицы
с 2
национально-культурной
семантикой, обозначающие
предметы
традиционного
русского
быта:
дом
в
старину: что как называлось
(изба,
терем,
хоромы,
горница, светлица, светец,
лучина и т.д.). Значение

http://rus.ruso
lymp.ru

1

http://rus.ruso
lymp.ru

устаревших слов указанной
тематики.
Русские
пословицы и поговорки,
связанные
с
жилищем.
Различные приемы слушания
научно-познавательных
и
художественных текстов об
истории языка и культуре
русского народа. Различные
приемы
научнопознавательных
и
художественных текстов об
истории языка и культуре
русского народа.
3

Лексические
единицы
с 2
национально-культурной
семантикой, обозначающие
предметы
традиционного
русского
быта:
как
называлось то, во что
одевались в старину (кафтан,
кушак, рубаха, сарафан,
лапти и т.д.). Значение
устаревших слов указанной
тематики.
Русские
пословицы и поговорки,
связанные
с
одеждой.
Различные приемы слушания
научно-познавательных
и
художественных текстов об
истории языка и культуре
русского народа.

Итого по разделу:

1

5

1

Наблюдение за текстами 2
разной
стилистической
принадлежности.
Составление текстов. Анализ
информации прочитанного и
прослушанного
текста:
выделение в нем наиболее
существенных фактов.

1

http://rus.ruso
lymp.ru

Раздел 4. Секреты речи и текста

Итого по разделу:

2

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ 16
ПО ПРОГРАММЕ

1
2

http://www.ph
ilolog.ru/dahl

2 КЛАСС

№ Наименование разделов Количество часов
п/п и тем программы
всего контрольные
работы

практические
работы

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее
1

Что и как могут
1
рассказать слова об
одежде. Лексические
единицы с
национальнокультурной семантикой,
обозначающие одежду.
Пословицы, поговорки,
фразеологизмы,
возникновение которых
связано с предметами и
явлениями
традиционного
русского быта: одежда.

http://www

2

Что и как могут
2
рассказать слова о еде.
Лексические единицы с
национальнокультурной семантикой,
обозначающие
предметы
традиционного
русского быта: русская
кухня. Пословицы,
поговорки,
фразеологизмы,
возникновение которых
связано с предметами и
явлениями
традиционного
русского быта: еда.

http://www

3

Что и как могут
1
рассказать слова о
детских
забавах. Лексические
единицы с
национальнокультурной семантикой,
обозначающие
предметы
традиционного
русского быта: детские

http://www

забавы, игры и
игрушки. Пословицы,
поговорки,
фразеологизмы,
возникновение которых
связано с предметами и
явлениями
традиционного
русского быта: детские
игры, забавы.
4

Лексические единицы с 1
национальнокультурной семантикой,
обозначающие
предметы
традиционного
русского быта: слова,
называющие
домашнюю
утварь. Пословицы,
поговорки,
фразеологизмы,
возникновение которых
связано с предметами и
явлениями
традиционного
русского быта:
домашняя утварь.

5

Лексические единицы с 1
национальнокультурной семантикой,
обозначающие
предметы
традиционного
русского быта: слова,
связанные с традицией
русского
чаепития. Пословицы,
поговорки,
фразеологизмы,
возникновение которых
связано с предметами и
явлениями
традиционного
русского быта:
традиция чаепития.

Итого по разделу:
Раздел 2. Язык в действии

6

1

http://www

http://www

1

Пропедевтическая
1
работа по
предупреждению
ошибок в
произношении слов в
речи.
Смыслоразличительная
роль ударения.
Наблюдение за
изменением места
ударения в поэтическом
тексте. Работа со
словарем ударений.

2

Синонимы и антонимы.

1

3

Происхождение
пословиц
фразеологизмов.

1

http://ruslit.ioso.ru

http://ruslit.ioso.ru

http://ruslit.ioso.ru

1

и

4

Разные
толкования
слов.

способы 1
значения

http://ruslit.ioso.ru

5

Учимся читать стихи и 1
сказки.

http://ruslit.ioso.ru

Итого по разделу:

6

1

Раздел 3. Секреты речи и текста
1

Диалог. Приемы
1
обещания. Особенности
русского речевого
этикета. Устойчивые
этикетные выражения в
учебно-научной
коммуникации: формы
обращения;
использование
обращений ты и вы.

http://www.rm.kirov.ru

2

Анализ информации
1
прочитанного и
прослушанного текста:
отличие главных фактов
от второстепенных;
выделение наиболее
существенных фактов;
установление
логической связи между
фактами. Создание
текста: развернутое

http://www.rm.kirov.ru

толкование значения
слова.
3

Связь предложений в
тексте. Практическое
овладение средствами
связи: лексический
повтор, местоименный
повтор.

1

http://www.rm.kirov.ru

4

Создание текстов
инструкций. Создание
текстов-повествований:
заметки о посещении
музеев: повествование
об участии в народных
праздниках.

1

http://www.rm.kirov.ru

5

Устный ответ как жанр
монологической устной
учебно-научной речи.

1

http://www.rm.kirov.ru

Итого по разделу:

6

ОБЩЕЕ
КОЛИЧЕСТВО 17
ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

2

4

3 КЛАСС

№ Наименование
п/п разделов
и
программы

Количество часов
тем

всего

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

контрольны практические
е работы
работы

Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее
1

Что и как слова могут
рассказывать об
отношениях между
людьми. Лексические
единицы с
национальнокультурной
семантикой, связанные
с особенностями
мировосприятия и
отношений между
людьми, например,
правда - ложь, друг недруг, брат - братство

1

http://www.gramma.r
u

- побратим. Синонимы.
Антонимы. Оттенки
значений. Слова с
суффиксами оценки.
Гнезда слов с корнями брат-, -друг-. Жизнь
слова (на примере
слова дружина): что
обозначало в разные
времена, почему
сохранилось?
Пословицы, поговорки,
фразеологизмы, в
которых отражены
особенности
мировосприятия и
отношений между
людьми.
2

Что и как могут
рассказать слова о
природе. Лексические
единицы с
национальнокультурной
семантикой,
называющие
природные явления и
растения, например,
образные названия
ветра, дождя, снега;
названия растений.
"Говорящие" слова:
названия дождя, снега,
ветра; названия
растений. Диалектные
слова: почему одно
явление получает
разные названия?
Лексическая
сочетаемость слов.
Пословицы, поговорки,
фразеологизмы, в
которых отражены
природные явления.

1

http://www.gramma.r
u

3

Что и как могут
1
рассказать слова о
занятиях людей и
профессиях.
Лексические единицы с
национально-

http://www.gramma.r
u

культурной
семантикой,
называющие занятия
людей, например,
плотник, столяр, врач,
ямщик, извозчик,
коробейник. Способы
толкования значения
слова: с помощью
родственных слов, с
помощью синонимов.
Устаревшие слова.
Жизнь слова:
отражение занятий
людей в фамилиях,
названиях улиц.
4

Что и как могут
1
рассказать слова о
занятиях людей.
Лексические единицы с
национальнокультурной
семантикой,
называющие
музыкальные
инструменты,
например, гудок,
рожок, балалайка,
гусли, гармонь.
"Говорящие" слова.
Прямое и переносное
значение слов.
Многозначные слова.
Жизнь слова:
изменение значения
слова (на примере
слов гудеть,
гармошка и т.п.)

http://www.gramma.r
u

5

Названия старинных
русских городов,
происхождение
названий. История
городов,
сохранившаяся в
названиях улиц и
площадей.

1

http://www.gramma.r
u

6

Русские традиционные
сказочные образы,
эпитеты и сравнения,

1

http://www.gramma.r
u

например, Снегурочка,
дубравка, сокол,
соловей, зорька,
солнце и т. п.:
уточнение значений,
наблюдение за
использованием в
произведениях
фольклора и
художественной
литературы.
Итого по разделу:

6

Раздел 2. Язык в действии
1

Многообразие
суффиксов,
позволяющих выразить
различные оттенки
значения и различную
оценку, как
специфическая
особенность русского
языка.

2

http://philologos.naro
d.ru

2

Специфика
грамматической
категории рода имен
существительных в
русском языке.

1

http://philologos.naro
d.ru

3

Существительные,
1
имеющие только форму
единственного или
только форму
множественного числа.

http://philologos.naro
d.ru

4

Практическое
1
овладение нормами
употребления форм
имен существительных
(родительный падеж
множественного числа).

http://philologos.naro
d.ru

5

Практическое
1
овладение нормами
правильного и точного
употребления
предлогов с
пространственным
значением, образования
предложно-падежных
форм

http://philologos.naro
d.ru

существительных.

Итого по разделу:

6

Раздел 3. Секреты речи и текста
1

Особенности
выступления.

устного 1

http://cfrl.ruslang.ru

2

Создание текстов1
рассуждений с
использованием
различных способов
аргументации (в рамках
изученного).

http://cfrl.ruslang.ru

3

Редактирование
предложенных текстов
с целью
совершенствования их
содержания и формы (в
пределах изученного в
основном курсе).

1

http://cfrl.ruslang.ru

4

Создание текстов1
повествований о
путешествии по
городам; об участии в
мастер-классах,
связанных с народными
промыслами.

http://cfrl.ruslang.ru

5

Особенности
выступления.

http://cfrl.ruslang.ru

устного 1

Итого по разделу:

5

ОБЩЕЕ
КОЛИЧЕСТВО 17
ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
4 КЛАСС

№ Наименование
п/п разделов
и
программы

Количество часов
тем

всего

контроль
ные
работы

практические
работы

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее
1

Что и как могут
рассказать слова об

1

http://www.medialing
ua.ru

обучении. Лексические
единицы с
национальнокультурной
семантикой, связанные
с обучением.
Пословицы, поговорки
и фразеологизмы,
возникновение которых
связано с учением,
например, от корки до
корки и т д.

3

Что и как могут
2
рассказать слова о
родственных
отношениях в семье.
Лексические единицы с
национальнокультурной
семантикой,
называющие
родственные
отношения,
например, матушка,
батюшка, братец,
сестрица, мачеха,
падчерица. Пословицы,
поговорки и
фразеологизмы,
возникновение которых
связано с
родственными
отношениями,
например, вся семья
вместе, так и душа
на месте и т. д.

http://www.medialing
ua.ru

Русские традиционные 1
эпитеты: уточнение
значений, наблюдение
за использованием в
произведениях
фольклора и
художественной
литературы.
Лексические единицы с
национальнокультурной
семантикой, связанные
с качествами и
чувствами людей,

http://www.medialing
ua.ru

например,
добросердечный,
доброжелательный,
благодарный,
бескорыстный и т.д.
4

Пословицы, поговорки 2
и фразеологизмы,
возникновение которых
связано с качествами,
чувствами людей.
Сравнение с
пословицами и
поговорками других
народов. Сравнение
фразеологизмов,
имеющих в разных
языках общий смысл,
но различную
образную форму.

http://www.medialing
ua.ru

5

Лексика,
1
заимствованная
русским языком из
языков народов России
и мира. Русские слова в
языках других народов.
Сравнение толкований
слов в словаре В.И.
Даля и современном
толковом словаре.

http://www.medialing
ua.ru

Итого по разделу:

7

Раздел 2. Язык в действии
1

Трудные случаи
образования формы 1го лица единственного
числа настоящего и
будущего времени
глаголов (на
пропедевтическом
уровне).

1

http://www.philology.
ru

2

Наблюдение за
синонимией
синтаксических
конструкций на уровне
словосочетаний и
предложений (на
пропедевтическом
уровне).

1

http://www.philology.
ru

3

История возникновения 1
и функции знаков
препинания (в рамках
изученного).
Совершенствование
навыков правильного
пунктуационного
оформления текста.

Итого по разделу:

http://www.philology.
ru

3

Раздел 3. Секреты речи и текста
1

Правила ведения
1
диалога: корректные и
некорректные вопросы.

http://dic.academic.r
u

2

Особенности
озаглавливания текста.

1

http://dic.academic.r
u

3

Соотношение частей
2
прочитанного или
прослушанного текста:
установление
причинноследственных
отношений этих частей,
логических связей
между абзацами текста.
Составление плана
текста, не разделенного
на абзацы.

http://dic.academic.r
u

4

Информационная
1
переработка
прослушанного или
прочитанного текста:
пересказ с изменением
лица (на практическом
уровне). Приёмы
работы с примечаниями
к тексту.

http://dic.academic.r
u

5

Оценивание устных и
письменных речевых
высказываний с точки
зрения точного,
уместного и
выразительного
словоупотребления.
Редактирование
предложенных и
собственных текстов с

http://dic.academic.r
u

1

целью
совершенствования их
содержания и формы;
сопоставление
чернового и
отредактированного
текстов. Практический
опыт использования
учебных словарей в
процессе
редактирования текста.
6

Синонимия речевых
1
формул (на
практическом уровне).
Создание текста как
результата собственной
исследовательской
деятельности.

Итого по разделу:

7

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

17

http://dic.academic.r
u

4

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 КЛАСС

№
п/п

Тема урока

Количество часов
всег
о

1.

Как люди общаются друг с другом.

1

2.

Вежливые слова.

1

3.

Как люди приветствуют друг друга.

1

4.

Зачем людям имена.

1

5.

Спрашиваем и отвечаем.

1

6.

Выделяем голосом важные слова.

1

7.

Где поставить ударение.

1

8.

Где поставить ударение.

1

9.

Как сочетаются слова.

1

10. Как писали в старину.

1

11. Дом в старину: что как называлось.

1

12. Дом в старину: что как называлось.

1

13. Во что одевались в старину.

1

14. Во что одевались в старину.

1

15. Сравниваем тексты.

1

16. Обобщающий урок.

1

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

16

Дата изучения

контро практи
льные ческие
работы работы

1

1

2

2 КЛАСС

№
п/
п

Тема урока

Количество часов
всег
о

1.

По одёжке встречают. Ржаной хлебушко калачу
дедушка

1

2.

Если хорошие щи, так другой пищи не ищи.

1

3.

Каша- кормилица наша..

1

контро практи
льные ческие
работы работы

Дата изучения

4.

Любишь кататься, люби и саночки возить

1

5.

Делу время – потехе час.

1

6.

Самовар кипит – уходить не велит. Проект «Музеи
самоваров России»

1

7.

Помогает ли ударение различать слова?

1

8.

Для чего нужны синонимы? Для чего нужны
антонимы?

1

9.

Как появились пословицы и фразеологизмы?

1

10. Как можно объяснить значение слова?

1

11. Встречается ли в сказках и стихах необычное
ударение?

1

12. Практическая работа «Учимся читать фрагменты
стихов и сказок , в которых есть слова с
необычным произношением и ударением»

1

13. Учимся вести диалог.

1

14. Составляем развёрнутое толкование значения
слова.

1

15. Устанавливаем связь предложений в тексте.

1

16. Создаём
тексты-инструкции
повествования.

и

1

1

1

1

тексты- 1

17. Обобщение пройденного

1

1

1

2

4

1

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

17

3 КЛАСС

№
п/п

Тема урока

Количество часов
всег
о

контро практи
льные ческие
работы работы

1.

Где путь прямой, там не езди по кривой. Кто друг
прямой, тот брат родной.

1

2.

Дождик вымочит, а красно солнышко высушит.
Проект « Природный словарь. «Дождевые слова»

1

1

3.

Сошлись два друга – мороз да вьюга.

1

1

Дата изучения

Проект «Природный словарь. «Снежные слова»
4.

Ветер без крыльев летает. Проект «Природный
словарь. Слова ветра»

1

1

5.

Какой лес без чудес. Проект « Природный словарь.
«Лесные» слова»

1

1

6.

Заиграйте мои гусли. Проект « Русские народные
инструменты»

1

1

7.

Что ни город, то норов. Презентация проектов ( на
выбор)

1

8.

Для чего нужны суффиксы?

1

9.

Какие особенности рода имён существительных
есть в русском языке?

1

10. Все ли имена существительные «умеют»
изменяться по числам?

1

11. Как изменяются имена существительные во
множественном числе?

1

12. Зачем в русском языке такие разные предлоги?

1

13. Проверочная работа № 1 «Что нового мне удалось
узнать об особенностях русского языка?»

1

14. Создаём тексты-рассуждения.Проверочная работа
№2

1

15. Учимся редактировать тексты.

1

16. Учимся редактировать тексты. Контрольная работа
№1.

1

17. Создаём тексты-повествования.

1

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

1

1
34

1

6

4 КЛАСС

№
п/п

Тема урока

Количество часов
всего

1.

Не стыдно не знать, стыдно не учиться.

1

2.

Вся семья вместе, так и душа на месте.

1

3.

Вся семья вместе, так и душа на месте.

1

4.

Красна сказка складом, а песни – ладом.

1

контрол практиче
ьные
ские
работы работы

1

Дата
изучения

5.

Красное словцо не ложь.

1

6.

Язык языку весть подаёт.

1

7.

Представление результатов проектных заданий ,
выполненных при изучении раздела.

1

8.

Трудно ли образовывать формы глагола? Можно
ли об одном и том же сказать по-разному?

1

9.

Как и когда появились знаки препинания?

1

10. Мини-сочинение «Можно ли про одно и то же
сказать по-разному?»

1

11. Задаём вопросы в диалоге.

1

12. Учимся передавать в заголовке тему или основную
мысль текста.

1

13. Учимся составлять план текста.

1

14. Учимся пересказывать текст.

1

15. Учимся оценивать и редактировать тексты.

1

16. Проверка знаний и умений.

1

17. Обобщение знаний.

1

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

1

1

1
1

1

1
1

17

2

6

ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН ЭЛЕКТРОННОЙ
ПОДПИСЬЮ
СВЕДЕНИЯ О СЕРТИФИКАТЕ ЭП
Сертификат

709346372946738420135056007448981155039651512664

Владелец

Фёдорова Татьяна Николаевна

Действителен

С 15.06.2023 по 14.06.2024


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».