Годовой отчёт о проделанной работе учителя – логопеда Камаевой И.Л. за 2022-2023 учебный год. Коррекционно-педагогическая деятельность учителя-логопеда осуществлялась на основании программы коррекционной работы, входящей в структуру основной образовательной программы общеобразовательной организации. Исходя из этого, были определены и реализованы в течение учебного года основные направления деятельности учителя-логопеда (диагностическая, коррекционно-развивающая, организационнометодическая, консультативно-просветительская и профилактическая работа) в рамках психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ, обучающихся в образовательной организации. Диагностическое направление работы В рамках этого направления проводилось изучение учащихся с ОВЗ. В ходе обследования выявлялись индивидуальные особенностей речевого развития и причины возникновения проблем в развитии, определялись коррекционные методики воспитании, обучении и социализации учеников с ОВЗ. Логопедическоеобследование проводилось в первые две недели сентября (с 1 по 15 сентября) и последние две недели учебного года (с 15 по 31 мая). Первичное логопедическое обследование позволило судить об уровне речевого развития детей, о том на каком уровне сформированы коммуникативные и регулятивные универсальные действия. По результатам логопедического обследования были определены основные направления, содержание и методы коррекционнологопедической работы. В процессе осуществлениялогопедической помощи учащимся с нарушениями речи проводилось промежуточное логопедическое обследование, позволяющее скорректировать имеющуюся индивидуально-ориентированную программу коррекционно-логопедического воздействия и акцентировать внимание на наиболее стойких проблемах речевого развития детей (как в устной, так и в письменной речи). Результаты обследования учащихся с ОВЗ среднего звена В период с 1 по 15 сентября 2022 г. было проведено первичное логопедическое обследование детей с ОВЗ. Обследование проводилось по тестовой методике Т.А. Фотековой «Диагностика устной речи младших школьников», использовался альбом для логопеда О.Б. Иншаковой. В логопедический кабинет были зачислены дети с ОВЗ (по рекомендации ППК). Сведения о наличии детей с нарушениями звуковой и смысловой сторон речи по классам представлены в таблице. Класс Кол-во учащихся в классе с ОВЗ Нормальное речевое развитие Недостатки устной и письменной речи Зачислено в логопедический кабинет 5А 3 1 2 2 6Б 2 2 0 0 6В 1 0 1 1 7А 2 0 2 2 7Б 3 2 1 1 8В 2 1 1 1 9Б 2 2 0 0 Итого 15 8 7 7 У большинства детей с нарушениями речи, наблюдался низкий уровень знаний и сведений об окружающем мире, дети не всегда точно понимали инструкцию взрослого, мелкая моторика руки была недостаточно развита, мотивация учения крайне низкая. Дети не умели обобщать, сравнивать, анализировать предметы и явления, не могли контролировать свою речь, были некритичны к недостаткам своего звукопроизношения. Учащиесяс нарушениями речи испытывали затруднения при составлении самостоятельного связного рассказа. Высказывания детей были нелогичны и непоследовательны. Дети нуждались в помощи учителя. Речь детей имела в основном форму диалога. Многие стремились к однословным ответам. Удетей с нарушениями речи снижена способность к анализу языковых явлений, страдает речеслуховая память и внимание. Все вышеперечисленное осложняло коррекционную работу по преодолению недостатков речи, и привело к увеличению времени коррекционной работы с некоторыми детьми. В письменной речи учащихся с ОВЗ 5-8 классов выявлены недостатки: - опора на неправильное проговаривание, - замены букв, соответствующие фонетически близким звукам, - искаженное воспроизведение букв на письме, - замены и смешения графически сходных букв, - не применение в свободном письме правил русского языка. На конец учебного года (май 2023г) проведена итоговая диагностика для контроля эффективности коррекционно-логопедической работы и длякоррекции планов работы на следующий учебный год Все учащиеся с нарушениями устной и письменной речи показали положительную динамику. Коррекционно-развивающее направление В содержание данного направления входят следующие аспекты: - выбор оптимальных для развития ребенка с нарушениями речи коррекционных программ, методик и приемов обучения в соответствии с его особыми образовательными потребностями; - организация и проведение индивидуальных и групповых (подгрупповых) занятия по коррекции нарушений устной и письменной речи, а также развитию коммуникативных навыков детей. В рамках этого направления работы выполнялись коррекционно- развивающие программы, составленные с учетом возраста и особенностей развития обучающихся с ОВЗ. По результатам логопедического обследования было сформировано 2 группы по 2 ученика. Остальные ученики занимались индивидуально. Коррекционная работа включала: 1. Развитие устной речи: - коррекция звукопроизношения; - развитие фонематических процессов; - коррекция недостатков лексико-грамматического строя речи; - обогащение словаря; формирование связной речи, навыков построения связноговысказывания. 2. Совершенствование навыков чтения и письма. 3. Развитие мелкой моторики и графомоторных навыков. 4. Развитие психических процессов: (внимания, памяти, мышления). 5. Здоровьесбережение (гимнастика для глаз, проведение дыхательной, артикуляционной и пальчиковой гимнастики). 6. Коррекцию отдельных сторон психической деятельности: - развитие зрительного восприятия и узнавания; - развитие пространственно - временных представлений и ориентации; - развитие фонетико-фонематических представлений, формирование звукового анализа. Взаимосвязь со всеми участниками образовательного процесса С учителями-предметниками: Посещала уроки, проводимые учителями, с целью выработки единых речевых требований к детям с нарушениями речи. Знакомила учителей с результатами обследования (начало года) и динамикой речевого развития в процессе коррекционной работы. В течение года велась консультативная работа для учителей школы. С педагогом-психологом: Проводили совместное обследование детей и оформление необходимой документации для ПМПК. С родителями: Проводились индивидуальные консультации по запросу родителей; С администрацией: Принимала участие в заседаниях педагогического совета и методического объединения учителей начальной школы согласно плану работы школы, ППК, где сообщала о результатах логопедического обследования учеников начальной школы, о зачислении на логопедические занятия, о результативности занятий. Повышение квалификации В течение учебного года изучала методическую литературу. Работала на сайтах образовательных порталов: «Социальная сеть работников образования». Некоторые трудности в работе: • Речевые нарушения у детей с ОВЗ, зачисленных на занятия, являются вторичным нарушением и носят системный характер, поэтому требуется длительная коррекция и помощь педагога-психолога школы. • Низкий контроль со стороны родителей за выполнением домашнего задания /дефекты звукопроизношения/. Несмотря на некоторые отрицательные факторы, учителями и родителями отмечаются улучшения речевого развития всех учащихся, которые посещали логопедические занятия. Годовой план организационно-методической и коррекционно-развивающей работы выполнен в полном объеме. Задачи на 2023 - 2024 учебный год Продолжать совершенствовать методы и приёмы своей работы Коррекция устной и письменной речи учащихся сОВЗ Использовать индивидуальный и дифференцированный подход в обучении учащихся-логопатов. Повышать квалификационный уровень через работу на сайтах коррекционной педагогики, через участие в методических объединениях, семинарах, круглых столах и конференциях по проблемам коррекционной педагогики и работе с детьми, имеющими ОВЗ. Отчет о числе обучающихся, имеющих нарушения в развитии устной и письменной речи и результатах обучения в логопедическом пункте за 2020 – 2021 учебный год Нарушения речи Классы ФФНР 1 класс Выявлено обучающихся Зачислено на логопедические занятия 13 2–4 классы 1класс Выпущено 2–4 классы 1 класс Оставлено 2–4 классы 1 класс 2-4 классы 1 класс Выбыло 2-4 классы Системное нарушение речи, обусловленное ЗПР ОНР НПОЗ 6 1 6 1 4 1 4 13 13 4 2 2 2 Нарушения чтения и письма, обусловленные ОНР Учитель-логопед: Н.В. Корытко МБОУ « Кардымовская средняя школа имени Героя Советского Союза С.Н. Решетова » Отчет учителя-логопеда Корытко Натальи Викторовны о проделанной работе в 2016-2017 учебном году. Кардымово 2017