Отчет о проделанной работе учителя-логопеда Исаевой А.В. за 2022- 2023 учебный год. Коррекционно-педагогическая деятельность учителя-логопеда осуществлялась на основании программы коррекционной работы, входящей в структуру основной образовательной программы общеобразовательной организации. На 2022-2023 учебный год была определена цель и поставлены задачи: Цель: создание условий, обеспечивающих овладение ребенком нормами устной речи; развитие коммуникативных способностей ребенка в соответствии с возрастными возможностями; организация работы с родителями и поиск оптимальных форм взаимодействия, повышающих мотивацию родителей в устранении имеющихся нарушений в развитии речи ребенка и профилактике нарушений. Задачи: *Изучение коррекционного процесса в соответствии с индивидуальными программами коррекции речевого нарушения. *Изучение уровня речевого развития и недостатков неречевого характера, проявляющихся в недоразвитии психофизических процессов, связанных с организацией и развитием речевой системы. *Повышение профессионального уровня Вся коррекционная работа (коррекционно-развивающиеся занятия, индивидуальная работа с детьми по постановке и автоматизации звуков, лексико-грамматического строя речи) была проведена в соответствии с календарно-тематическим планированием на 20222023 учебный год. С 1 по 30 сентября проводилось обследование вновь поступивших учащихся на учете у логопеда. Расписание составлялось на год. Коррекционная работа велась по Программам «Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения» В В Коноваленко, С В Коноваленко и «Коррекция устной и письменной речи» Л М Козыревой, О А Азовой. В 1и 2 классах работа велась в направлении правильного произношения, обучения пониманию обращенной речи, применению слов, имеющихся в обиходе по назначению, в построении высказываний, сопровождаемых жестами. Для профилактики дисграфии в 3-м классе развивались временные и пространственные представления, проводилась работа по звуковому анализу, закреплению графического образа букв, проводилась работа по коррекции звукопроизношения. В логопедический кабинет в первую очередь были зачислены дети с ОВЗ (по рекомендации ПМПК). Первоклассники, имеющие нарушения произношения отдельных звуков, взяты на учет или были поставлены в очередь, даны рекомендации родителям по устранению дефектов звукопроизношения дома. Большинство детей с нарушениями речи, поступивших в 1-й класс в сентябре 2022 года , были слабо подготовлены к обучению в школе. У них наблюдался низкий уровень знаний и сведений об окружающем мире, дети плохо ориентировались в пространстве, не всегда точно понимали инструкции педагога, мелкая моторика рук была недостаточно развита, мотивация учения крайне низкая. Параллельно велась работа по развитию фонематиче- ского слуха, восстановлению слоговой структуры слова, развитию артикуляционной моторики, уточнению, развитию, обогащению словарного запаса, развитию устной связной речи. Так же велась работа на фонематическом и лексическом уровне: дифференциация согласных звуков, дифференциация гласных и согласных, различение звонких и глухих согласных, слоговой и звуковой анализ слов, предлоги, лексико-грамматический строй. Продолжалась работа по формированию навыков коммуникации с использованием вербальных и невербальных средств. Осуществлялась взаимосвязь с педагогами 1-4-х классов. Просматривались письменные работы обучающихся с нарушениями письменной речи. Целью работы являлось воспитание у детей правильной, четкой речи с соответствующим возрасту словарным запасом и уровнем развития связной речи, что достигалось разноплановым систематическим воздействием. В письменной и устной речи учащихся выявлены следующие недостатки: -опора на неправильное проговаривание -замены букв, соответствующие фонетически близким звукам, -искаженное воспроизведение букв на письме, -замена и смешение графически сходных букв, -неправильное деление предложений на слова, что проявляется на письме в искажениях структуры слова и предложения. По итогам углубленного логопедического обследования всех компонентов речевой сферы на логопедический пункт по заявлениям родителей и просьбам педагогов было зачислено 10 учащихся. Все 10 детей посещали индивидуальные занятия. Двое из них, с ОВЗ, обучаются по адаптированным основным общеобразовательным программам. Список зачисленных учащихся отражен в журнале обследования устной и письменной речи. Для каждого из них была подобрана индивидуальная программа. Кроме того, в течение года проводились обследования детей, направленных на ПМПК для написания логопедической характеристики. Всего обследовано и написано характеристик в течение учебного года- 4. В мае 2023 года было проведено заключительное обследование развития устной речи обучающихся и выявлены результаты проведенной коррекционной работы. По результатам работы на конец года отмечается следующая динамика: Количество детей, зачисленных на логопедический пункт в 2022-2023 учебном году 10 Количество детей, оставленных для продолжения коррекционной работы 9 Количество детей, выпущенных с улучшением устной и письменной речи 1 Количество выбывших детей 0 Отправлено на ПМПК 4 В реальности, детей, с нарушениями речи с разной степенью сложности, гораздо больше, однако не все родители имеют возможность приводить детей на индивидуальные занятия. Структура занятия по коррекции нарушений устной речи; -развитие артикуляционной моторики, -развитие мелкой моторики, -формирование кинестетических ощущений речевых органов, -формирование сочетания речи и движения, -развитие фонематических представлений, -формирование звукослоговой структуры слова, -развитие норм грамматического строя речи, -исправление нарушений звукопроизношения, -развитие связного самостоятельного высказывания, -совершенствование навыков чтения и письма, -развитие высших психических функций (внимание, мышление, восприятие), -развитие пространственно-временных представлений. На индивидуальных логопедических занятиях используются различные методы и приемы, в том числе, использование ИКТ, здоровьесберегающие технологии: -гимнастика для глаз, -дыхательная гимнастика, -пальчиковая гимнастика, -динамические паузы, -релаксация. Виды звуковых нарушений, выявленных у детей в 2022-2023 учебном году. Количество учащихся Системное недоразвитие речи, обусловленное ОНР-общее недоразвитие речи разного уровня ФФНР (фонетико-фонематическое недоразвитие речи) НПОЗ (нарушение произношения отдельных звуков) 2 0 1 ЗПР Зачислено на логопедические занятия 10 7 Профилактическая работа заключалась в своевременном предупреждении у детей возможных вторичных речевых нарушений, создании условий для их полноценного речевого развития. Запланированная работа в 2022-2023 учебном году, считаю, выполнена в полном объеме по плану. Анализ логопедической деятельности позволил выявить ее положительные и отрицательные моменты. Положительным в работе считаю следующее: -своевременное выявление речевых проблем в развитии детей путем проведения диагностических исследований. -положительный настрой учащихся на проведение логопедических занятий, желание детей выполнять задания, интерес к работе логопеда. -положительная динамика развития устной и письменной речи у некоторых учащихся. Некоторые трудности в работе: -речевые нарушения у детей с ОВЗ, зачисленных на занятия, являются вторичными и носят системный характер, поэтому требуется длительная коррекция и помощь педагогапсихолога школы. -низкий контроль со стороны родителей за выполнением домашнего задания по исправлению дефектов звукопроизношения. На основе анализа за истекший учебный год определены задачи на 2023-2024 учебный год: Пересмотреть организацию работы с родителями и продолжить поиск оптимальных форм взаимодействия, повышающих мотивацию родителей в помощи по устранению имеющихся нарушений в развитии речи ребенка и профилактике нарушений. -Обеспечить коррекцию недостатков в речевом и познавательном развитии ребенка и оказать ему помощь в освоении адаптированной общеобразовательной программы с учетом целевых ориентиров на ФГОС, создать оптимальные условия обучения, развития ребенка, открывающие возможности для его позитивной социализации. -Использовать современные педагогические технологии, включая информационные. -Обеспечить регулярную оценку динамики развития и образовательных достижений детей с нарушением речи в процессе оказания специализированной помощи. -Продолжать укреплять взаимосвязи с родителями, учителями и специалистами школы. -Пополнять кабинет наглядно-методической литературой и дидактическими играми. 29.05. 23г.