_отчет логопеда Исаевой А.В.

Отчет о проделанной работе
учителя-логопеда Исаевой А.В. за 2022- 2023 учебный год.
Коррекционно-педагогическая деятельность учителя-логопеда осуществлялась на основании программы коррекционной работы, входящей в структуру основной образовательной
программы общеобразовательной организации.
На 2022-2023 учебный год была определена цель и поставлены задачи:
Цель: создание условий, обеспечивающих овладение ребенком нормами устной речи; развитие коммуникативных способностей ребенка в соответствии с возрастными возможностями; организация работы с родителями и поиск оптимальных форм взаимодействия, повышающих мотивацию родителей в устранении имеющихся нарушений в развитии речи
ребенка и профилактике нарушений.
Задачи:
*Изучение коррекционного процесса в соответствии с индивидуальными программами
коррекции речевого нарушения.
*Изучение уровня речевого развития и недостатков неречевого характера, проявляющихся
в недоразвитии психофизических процессов, связанных с организацией и развитием речевой системы.
*Повышение профессионального уровня
Вся коррекционная работа (коррекционно-развивающиеся занятия, индивидуальная работа с детьми по постановке и автоматизации звуков, лексико-грамматического строя
речи) была проведена в соответствии с календарно-тематическим планированием на 20222023 учебный год.
С 1 по 30 сентября проводилось обследование вновь поступивших учащихся на учете у
логопеда. Расписание составлялось на год.
Коррекционная работа велась по Программам «Индивидуально-подгрупповая работа по
коррекции звукопроизношения» В В Коноваленко, С В Коноваленко и «Коррекция устной
и письменной речи» Л М Козыревой, О А Азовой.
В 1и 2 классах работа велась в направлении правильного произношения, обучения пониманию обращенной речи, применению слов, имеющихся в обиходе по назначению, в построении высказываний, сопровождаемых жестами.
Для профилактики дисграфии в 3-м классе развивались временные и пространственные
представления, проводилась работа по звуковому анализу, закреплению графического образа букв, проводилась работа по коррекции звукопроизношения.
В логопедический кабинет в первую очередь были зачислены дети с ОВЗ (по рекомендации ПМПК).
Первоклассники, имеющие нарушения произношения отдельных звуков, взяты на учет
или были поставлены в очередь, даны рекомендации родителям по устранению дефектов
звукопроизношения дома.
Большинство детей с нарушениями речи, поступивших в 1-й класс в сентябре 2022 года ,
были слабо подготовлены к обучению в школе. У них наблюдался низкий уровень знаний
и сведений об окружающем мире, дети плохо ориентировались в пространстве, не всегда
точно понимали инструкции педагога, мелкая моторика рук была недостаточно развита,
мотивация учения крайне низкая. Параллельно велась работа по развитию фонематиче-

ского слуха, восстановлению слоговой структуры слова, развитию артикуляционной моторики, уточнению, развитию, обогащению словарного запаса, развитию устной связной
речи. Так же велась работа на фонематическом и лексическом уровне: дифференциация
согласных звуков, дифференциация гласных и согласных, различение звонких и глухих
согласных, слоговой и звуковой анализ слов, предлоги, лексико-грамматический строй.
Продолжалась работа по формированию навыков коммуникации с использованием вербальных и невербальных средств.
Осуществлялась взаимосвязь с педагогами 1-4-х классов. Просматривались письменные
работы обучающихся с нарушениями письменной речи.
Целью работы являлось воспитание у детей правильной, четкой речи с соответствующим
возрасту словарным запасом и уровнем развития связной речи, что достигалось разноплановым систематическим воздействием.
В письменной и устной речи учащихся выявлены следующие недостатки:
-опора на неправильное проговаривание
-замены букв, соответствующие фонетически близким звукам,
-искаженное воспроизведение букв на письме,
-замена и смешение графически сходных букв,
-неправильное деление предложений на слова, что проявляется на письме в искажениях
структуры слова и предложения.
По итогам углубленного логопедического обследования всех компонентов речевой сферы
на логопедический пункт по заявлениям родителей и просьбам педагогов было зачислено
10 учащихся. Все 10 детей посещали индивидуальные занятия. Двое из них, с ОВЗ, обучаются по адаптированным основным общеобразовательным программам.
Список зачисленных учащихся отражен в журнале обследования устной и письменной
речи.
Для каждого из них была подобрана индивидуальная программа. Кроме того, в течение
года проводились обследования детей, направленных на ПМПК для написания логопедической характеристики. Всего обследовано и написано характеристик в течение учебного
года- 4. В мае 2023 года было проведено заключительное обследование развития устной
речи обучающихся и выявлены результаты проведенной коррекционной работы.
По результатам работы на конец года отмечается следующая динамика:

Количество детей, зачисленных на логопедический пункт в 2022-2023
учебном году

10

Количество детей, оставленных для продолжения коррекционной работы

9

Количество детей, выпущенных с улучшением устной и письменной
речи

1

Количество выбывших детей

0

Отправлено на ПМПК

4

В реальности, детей, с нарушениями речи с разной степенью сложности, гораздо больше,
однако не все родители имеют возможность приводить детей на индивидуальные занятия.
Структура занятия по коррекции нарушений устной речи;
-развитие артикуляционной моторики,
-развитие мелкой моторики,
-формирование кинестетических ощущений речевых органов,
-формирование сочетания речи и движения,
-развитие фонематических представлений,
-формирование звукослоговой структуры слова,
-развитие норм грамматического строя речи,
-исправление нарушений звукопроизношения,
-развитие связного самостоятельного высказывания,
-совершенствование навыков чтения и письма,
-развитие высших психических функций (внимание, мышление, восприятие),
-развитие пространственно-временных представлений.
На индивидуальных логопедических занятиях используются различные методы и приемы,
в том числе, использование ИКТ, здоровьесберегающие технологии:
-гимнастика для глаз,
-дыхательная гимнастика,
-пальчиковая гимнастика,
-динамические паузы,
-релаксация.
Виды звуковых нарушений, выявленных у детей в 2022-2023 учебном году.
Количество
учащихся

Системное
недоразвитие речи,
обусловленное

ОНР-общее
недоразвитие речи
разного
уровня

ФФНР (фонетико-фонематическое
недоразвитие
речи)

НПОЗ
(нарушение
произношения отдельных звуков)

2

0

1

ЗПР
Зачислено на логопедические занятия

10

7

Профилактическая работа заключалась в своевременном предупреждении у детей возможных вторичных речевых нарушений, создании условий для их полноценного речевого развития.
Запланированная работа в 2022-2023 учебном году, считаю, выполнена в полном объеме
по плану.

Анализ логопедической деятельности позволил выявить ее положительные и отрицательные моменты.
Положительным в работе считаю следующее:
-своевременное выявление речевых проблем в развитии детей путем проведения диагностических исследований.
-положительный настрой учащихся на проведение логопедических занятий, желание детей выполнять задания, интерес к работе логопеда.
-положительная динамика развития устной и письменной речи у некоторых учащихся.
Некоторые трудности в работе:
-речевые нарушения у детей с ОВЗ, зачисленных на занятия, являются вторичными и носят системный характер, поэтому требуется длительная коррекция и помощь педагогапсихолога школы.
-низкий контроль со стороны родителей за выполнением домашнего задания по исправлению дефектов звукопроизношения.
На основе анализа за истекший учебный год определены задачи на 2023-2024 учебный
год:
Пересмотреть организацию работы с родителями и продолжить поиск оптимальных форм
взаимодействия, повышающих мотивацию родителей в помощи по устранению имеющихся нарушений в развитии речи ребенка и профилактике нарушений.
-Обеспечить коррекцию недостатков в речевом и познавательном развитии ребенка и оказать ему помощь в освоении адаптированной общеобразовательной программы с учетом
целевых ориентиров на ФГОС, создать оптимальные условия обучения, развития ребенка,
открывающие возможности для его позитивной социализации.
-Использовать современные педагогические технологии, включая информационные.
-Обеспечить регулярную оценку динамики развития и образовательных достижений детей
с нарушением речи в процессе оказания специализированной помощи.
-Продолжать укреплять взаимосвязи с родителями, учителями и специалистами школы.
-Пополнять кабинет наглядно-методической литературой и дидактическими играми.
29.05. 23г.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».