Аннотация ОДНКР ,9 класс

Аннотация к программе по предмету
«Основы духовно-нравственной культуры народов России»
9

класс

Рабочая программа разработана для реализации предметной области «Основы
духовно-нравственной культуры народов России» (далее - ОДНКНР) в соответствии с
Конституцией Российской Федерации (1993), Федеральным законом от 29 декабря 2012 г.
№ 273-ФЗ, ст. 87. «Об образовании в Российской Федерации» и Федеральным
государственным образовательным стандартом основного общего образования, Указом
Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 г. № 761 «О Национальной стратегии
действий в интересах детей на 2012-2017 годы»; распоряжением Правительства Российской
Федерации от 4 сентября 2014 года № 1726-р, утверждающим Концепцию развития
дополнительного образования детей; приказом Министерства образования и науки
Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1897 «Об утверждении и введении в
действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования», а также с учетом разъяснительного письма Министерства образования и
науки Российской Федерации от 25 мая 2015 г. № 08-761 «Об изучении предметных
областей: «Основы религиозных культур и светской этики» и «Основы духовнонравственной культуры народов России». Реализация предметной области «ОДНКНР» в
системе основного общего образования должна способствовать:
- освоению обучающимися основ духовности и нравственности,
заложенных в российской культуре, формированию гражданской идентичности, чувства
гордости за свою Родину, российский народ и историю страны, уважения к ценностям
многонационального российского общества, этнокультурам народов России;
- формированию и становлению гуманистических ценностных ориентаций у
обучающихся, уважительного отношения к людям другой национальности, их культуре,
языку, традициям и религиозным воззрениям, умению вести диалог и отстаивать свои
гражданские, общечеловеческие позиции;
- формированию высокообразованной, целостной личности, социальноориентированной на мир в его органичном единстве и многообразие народов, культур,
мировоззрений, способной делать правильный выбор в ситуациях самоопределения.
Предметная область «ОДНКНР» является логическим продолжением комплексного
курса «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ), реализуемого в 9-х
классах, и направлена на преемственность связей с предыдущим и последующими
уровнями общего образования.
«Основы духовно-нравственной культуры народов России» изучается на
ступени основного общего образования в качестве в 9 классе - 34 часа, 1 час в
неделю.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «ОДНКР» 9 класс
Планируемые результаты предметной области «ОДНКНР»
Реализация предметной области «ОДНКНР» в образовательной системе школы
носит целенаправленный характер. Основными результатами реализации предметной
области ОДНКНР должно стать освоение предметного содержания, а также овладение
универсальными метапредметными и личностными учебными действиями.
Личностные результаты:
осознание основ российской гражданской идентичности, понимание особой роли
многонациональной России в современном мире, чувство гордости за свою Родину,
российский народ и историю России, гражданское и этнокультурное самосознание,
основанное на свободном принятии ценностей многонационального российского общества;
уважительное отношение к своей стране, её истории, любви к родному краю,
народу, своей семье; гуманное, толерантное отношение к людям, независимо от их возраста,
национальности, вероисповедания;
понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения,
межличностной культуры общения и самоопределения ценностей социокультурном
российском обществе;
мотивация к развитию творческих способностей и самовыражение личности в
этнокультурных и общероссийских традициях и культурных нормах.
Метапредметные результаты определяются кругом универсальных учебных действий
(далее - УУД) разного типа (регулятивных, познавательных, коммуникативных), которые
успешно формируются средствами данного предмета:
- освоение и овладение культуросообразными способами выполнения
универсальных учебных действий;
формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные
действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии в области
духовно-нравственной культуры народов России;
использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа,
организации, передачи и интерпретации информации об элементах культур народов России
в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного
предмета;
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,
классификации
по
родовидовым признакам, установления аналогий и
причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям
- готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать
возможность существования различных точек зрения, мнений, убеждений и права каждого
иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной
коллективной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение
окружающих;
- готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов
сторон и сотрудничества.
Предметные результаты обучения основам духовно-нравственной культуры
народов России нацелены на решение, прежде всего, следующих задач:

- осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о российской
многонациональной культуре, этнокультурах;
- формирование этнокультурных понятий, представлений, рефлексия учащимися
своего способа действия посредством его сопоставления со способом выполнения этого
действия, соответствующим определенной этнокультурной традиции;
- использование полученных знаний в практической деятельности,
способность к работе с информацией, представленной разными средствами;
- осознанное принятие личностью традиций, ценностей, особых форм культурноисторической, социальной и духовной жизни родного села, города, района, области, края,
республики; при этом благодаря влиянию семьи, родственников, друзей, эмоционально
окрашенному восприятию природной среды и социального окружения наполняются
конкретным содержанием такие понятия, как «Отечество», «малая родина», «родная
земля», «родной язык», «моя семья и род», «мой дом».
Решение перечисленных задач в ходе освоения предметного содержания курса ОДНКНР
ведет к достижению, в конечном счете, важнейшего личностного результата, который и
является основной целью введения данной предметной области: - осознание
себя
гражданином России, россиянином, то есть, человеком, который готов в течение жизни
осваивать культурные богатства своей страны при полном понимании значимости их
национальных, региональных особенностей; отстаивать единство и солидарность
многонационального народа Российской Федерации, принимая личное участие в судьбе
России.
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. МОДУЛЬ «Я - ЧЕЛОВЕК»
Отличительная особенность этого модуля состоит в том, что его изучение
требует определенной способности учащихся к абстрактному мышлению и рефлексии.
Этот модуль вполне может выступать как стержневой на весь период обучения, а
также быть завершающим в освоении всей Программы. Предлагаемые темы могут быть
наполнены разным содержанием в зависимости от специфики той культурной среды, в
которой работает данная образовательная организация. Например, тема физического
здоровья человека и здорового образа жизни может быть продолжена и развита в рамках
модуля «Я и культура моего народа».
Основной задачей изучения модуля является ознакомление учащихся с взглядами на
сущность и миссию человека, а также формирование представления о том, что в
понимании всех этнокультур и религий (несмотря на их различия) человек является
нравственным и духовным существом. Учащимся предстоит понять и осознать, что во
всех культурах существует четкое понимание добра и зла, а ареной борьбы между ними
выступает человеческая жизнь. Необходимо сформировать понимание того факта, что
человечество, несмотря на сложность и противоречивый характер своих поисков, все же
выработало ясные критерии определения добра и зла. Воспитательная задача модуля –
формирование личной потребности активно служить добру и противостоять злу. Кроме
этого, изучение модуля направлено на формирование навыков здорового образа жизни,
который выступает в данном случае в форме обобщения культурно-исторического опыта
народа в русле той или иной религиозной и/или этнической традиции.
В результате изучения модуля учащийся научится:
- применять знания о биологическом и культурно-социальном началах

в природе человека для объяснения его феномена;
- характеризовать специфику нравственных норм и объяснять необходимость их
соблюдения;
- применять полученные знания о категориях нравственности для самоанализа и
корректировки собственного поведения в обществе;
- приводить примеры основных видов деятельности человека, выделять их
сущностные характеристики, объяснять роль мотивов в этой деятельности целях
самоанализа;
- оценивать на конкретных примерах роль основных видов деятельности в жизни
человека и общества;
- характеризовать и иллюстрировать конкретными примерами группы
человеческих потребностей, применяя эти знания для самоанализа;
- оценивать последствия удовлетворения мнимых потребностей, на примерах
показывать опасность удовлетворения мнимых потребностей и вредных привычек,
угрожающих здоровью;
- выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций,
связанных с различными способами разрешения межличностных конфликтов, выражать
собственное отношение к различным способам их разрешения;
- объяснять возможные причины отклоняющегося поведения и описывать
негативные последствия его наиболее опасных форм;
- критически осмысливать информацию морально-нравственного характера,
полученную из разнообразных источников, систематизировать, анализировать полученные
данные, а также применять полученную информацию для определения собственной
позиции; соотносить свое поведение и поступки других людей с нравственными
ценностями.
СОДЕРЖАНИЕ МОДУЛЯ
Тема 1. Происхождение и сущность человека

Постановка проблемы: Что объединяет большинство этнокультурных версий
происхождения человека и человечества? Представления о сущности, происхождении и
смысле жизни человека в различных культурах и религиях: одна из самых глубоких,
вечных, непостижимых и волнующих человеческих тайн – «Что есть я сам?».

Тема 2. Человек как творец и продукт культуры
Постановка проблемы: Что такое культура и в чем состоит ее сущность? Человек
творец и продукт культуры. Познание человеком самого себя и окружающего мира.

Тема 3. Человек и природа

Постановка проблемы: в чем состоит общность и специфика отношения к природе в
культуре разных российских народов; влияет ли на отношение к природе та или иная
религиозная традиция? Взаимоотношения человека и природы. Человек и природа в
фольклоре и в разных религиозных традициях народов России.

Тема 4. Человек как нравственное существо

Постановка проблемы: Что такое доброта, честность, совесть, долг,

милосердие, сострадание, ответственность, свобода, трудолюбие, взаимопомощь и другие
нравственные ценности?

Человек как духовное и нравственное существо. Общечеловеческие ценности,
представления о добре и зле в различных этнокультурах и религиях (на многочисленных
примерах из мифов, былин, сказок и т.п.).

Тема 5. Человек - созидатель

Постановка проблемы: Совместны ли «гений и злодейство»? Созидательная
деятельность человека, человеческий труд. Творчество человека.

Тема 6. Человеческие потребности и их удовлетворение

Постановка проблемы: Самоограничение в удовлетворении потребностей – что это,
хорошо или плохо? Физические и духовные потребности человека и их удовлетворение.

Жизнь и физическое здоровье человека как ценности. Понимание здоровья и болезни
в различных культурах и религиях. Взаимосвязь физического и нравственного здоровья.
Вредные привычки (алкоголизм, наркомания, курение и др.) и необходимость борьбы с
ними в свете культурного опыта человечества. Безопасность человеческой жизни.
2.2. МОДУЛЬ «Я, МОЯ СЕМЬЯ И МОИ ДРУЗЬЯ»
Изучение модуля может быть во многом построено на личном опыте учащихся, на
примерах жизни их семей. Учащиеся могут писать сочинения, рассказывать о позитивном
опыте своей семьи, изучать ее историю, сопоставлять эту историю с историей своего
народа и страны в целом, создавать «генеалогические древа» и т.д.
Главная
воспитательная задача изучения модуля – формирование отношения к семье как к одной
из высших ценностей человеческой жизни. Содержание модуля учит школьника жить и
эффективно общаться в «малой группе».

В результате изучения модуля учащийся научится:

- характеризовать и раскрывать на конкретных, близких к собственному
жизненному опыту примерах основные функции семьи в обществе;
- раскрывать основные роли членов семьи, опираясь на собственный опыт
семейной жизни;
знать историю своей семьи и уметь его представить; оценивать вклад своих предков в
общественную копилку историко-культурных достижений на фоне основных этапов истории
страны;
- формировать личное положительное отношение к необходимости соблюдать
здоровый образ жизни; корректировать собственное поведение в
соответствии с требованиями безопасности жизнедеятельности;
характеризовать основные слагаемые здорового образа жизни и осознанно выбирать
критерии безопасных условий жизни;
- использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике
семейных конфликтов; выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций,
связанных с различными способами разрешения семейных конфликтов и выражать
собственное отношение к этим способам;
- находить и извлекать социальную информацию о государственной семейной
политике из источников различного типа;
- моделировать возможные последствия позитивного и негативного воздействия
различных социальных групп на человека и делать личностные выводы относительно
собственной роли в малой группе;

- понимать роль дружбы и товарищества в жизни человека как важнейших
ценностей; анализировать и регулировать собственные взаимоотношения с другими
членами малой группы.
СОДЕРЖАНИЕ МОДУЛЯ
Тема 1.Что такое семья?
Постановка проблемы: Почему семья является важнейшей ценностью для всех традиционных
культур? Что такое семья и как она понимается в разных культурах и религиях. Нравственные
основы
семьи. Любовь
в
семье и
почитание старших. Отражение
любви к женщине в культуре и искусстве разных народов.
Тема 2. Члены семьи и их роль. Воспитание в семье
Постановка проблемы: Что каждому члену семьи обеспечивают крепкие семейные связи
между старшими и младшими поколениями? Родительский долг и отношение родителей к
детям. Отношение к родителям. Почитание старших и забота о младших. Мать и ее роль в
семье. Отец – глава семьи. Образ матери и отца в народных культурах. Что значит быть сыном
или дочерью. Роли сестры и брата, дедушки и бабушки. Роль мужчины и женщины в
этнокультурах народов России.
Тема 3.Семейные взаимоотношения
Постановка проблемы: Что может нарушать порядок взаимоотношений в семье? Семейные
конфликты и пути их разрешения с точки зрения разных этнокультурных, религиозных и
современных светских традиций.
Ответственность людей при создании семьи. Факторы, способствующие укреплению
семьи. Семейный уклад, семейные праздники и памятные даты. Символы и традиции семьи.
Родословная и семейный альбом. История семьи на фоне истории моего народа, моей
страны.
Тема 4. Семья в современном мире
Постановка проблемы: Могут ли традиционные семейные ценности помочь
современной семье в ее жизни? Опасности и трудности, с которыми сталкивается семья в
современном мире и в современной России.
Тема 5. Я и мои друзья
Постановка проблемы: Для чего мне нужны друзья? Межличностные
взаимоотношения людей в малых группах. Ученический коллектив. Мои друзья и их роль
в моей жизни. Дружба и ее отражение в культуре.
2.3. МОДУЛЬ «Я И МОЙ НАРОД»
Модуль
позволяет
в
наибольшей
степени
использовать
обширный
культурологический материал, состоящий из разноплановых элементов национальных
культур: язык, история, литература, музыка, архитектура, изобразительное искусство,
фольклор и т.д. Естественно, что в каждом субъекте Российской Федерации модуль
будет иметь свое собственное содержание. Учебные занятия и внеклассные мероприятия
в рамках данного модуля следует проводить как максимально яркие, запоминающиеся и
наполненные деятельностью события, личностно значимые для каждого учащегося и
педагога. Здесь особенно уместны познавательные экскурсии, походы, выполнение
проектов. Учащиеся могут совместно отмечать традиционные праздники и памятные
даты, участвовать в восстановлении памятников культуры, проявлять свои способности
в разных областях художественного творчества, исполнительского искусства, то есть,
заниматься разнообразными полезными видами культуротворческой и культуроохраннной
деятельности. Главная воспитательная задача – формирование культурной

идентичности, так как ощущение принадлежности к истории и культуре своего народа в
единстве с культурами других народов многонациональной страны является
неотъемлемой частью общей социальной идентичности человека, наряду с гражданской
идентичностью. Поэтому в своей работе учитель должен исходить из идей интеграции
ценностей этнокультур народов России, диалога культур и терпимости. Содержание
модуля представлено двумя частями, которые можно условно назвать так: «Россия многонациональная страна» и «Культура моего народа».
В результате изучения модуля учащийся научится:

- характеризовать развитие отдельных областей и форм культуры,
выражать свое мнение о различных явлениях культуры;
- описывать явления духовной, в том числе традиционной культуры,
понимать язык и особенности этой культуры, понимать необходимость ее сохранения;
- описывать процессы создания, сохранения, трансляции и усвоения достижений
культуры;
- анализировать и объяснять роль традиционной культуры в истории и
в современной жизни;
- находить, извлекать и анализировать информацию о достижениях и проблемах культуры из
источников различного типа;
- описывать общие духовные ценности всего российского народа и выражать собственное
отношение к ним;
- раскрывать роль религии в истории и в современном обществе;
- характеризовать особенности искусства как формы духовной культуры;
- характеризовать основные направления развития отечественной культуры в современных
условиях;
- критически воспринимать явления массовой культуры;
- выявлять тенденции национализма и религиозного экстремизма в жизни современного
общества, прежде всего в молодежной среде, и активно противостоять им; выбирать в
предлагаемых модельных ситуациях и осуществлять на практике собственное правильное
поведение в этой сфере.
СОДЕРЖАНИЕ МОДУЛЯ
Тема 1. Россия – многонациональная страна

Постановка проблемы: Как соотносятся друг с другом понятия народ, нация,
народность? Россия - многонациональная страна, различные народы и этнокультуры на
территории нашей страны. Расселение коренных народов на карте России, их численность,
субъектность.

Тема 2. Роль религии в жизни человека и общества

Постановка проблемы: Какими должны быть взаимоотношения людей,
придерживающихся разных религиозных и нерелигиозных взглядов? Роль
традиционных религий в развитии культур народов России. Особенности и
различия культур в языках, верованиях, традициях. Общие исторические,
культурные, языковые, религиозные особенности у разных народов России.
Принцип «свободы совести». Что такое «стереотип»? Опасность и недопустимость
«стереотипного» отношения к носителям тех или иных культур.

Тема 3. Традиционные религиозные культуры в России
Постановка проблемы: Чем обусловлено разнообразие традиционных
вероисповеданий в нашей стране? Обзор основных традиционных религиозных культур
России: христианской православной, исламской, буддийской, иудейской. Их особенности
и роль в истории России.

Тема 4. Историческая судьба моего народа

Постановка проблемы: Каково место моего народа в сложении многонационального
единства всех народов России? Происхождение, важнейшие этапы истории, культура и
религия моего народа.

Тема 5. Традиции моего народа

Постановка проблемы: В чем состоит своеобразие традиционной культуры моего
народа? Календарный цикл праздников и памятных дат моего народа. Религиозные
праздники, периоды ограничений (посты) и их смысл. Какие календарные даты отмечают
представители моего народа, как и когда, встречают Новый год, весну, лето и т.д., как
обставляют рождение и взросление ребенка, заключение брака, старость и смерть человека.

Здоровый образ жизни в моей национальной культуре. Закаливание, физические
упражнения в национальных традициях.

Национальная кухня и ее традиции. Особенности быта и устройство дома в моей
национальной культуре. Особенности ведения домашнего хозяйства (село и город).
Домашняя утварь и ее ритуальный смысл.

Традиции общения, добрососедства и гостеприимства. Национальный характер и его
проявление в различных ситуациях.

Тема 6. Язык традиционной культуры

Постановка проблемы: Почему современные люди зачастую не понимают языка
своей традиционной культуры и как научиться его понимать? Особенности языка
народного искусства. Мотивы природы и жизнь человека в традиционной музыке, устном
словесном творчестве, декоративно-прикладном искусстве моего народа. Необходимость
сохранения аутентичных форм фольклора как части общекультурного наследия всех
народов России.
Здоровый образ жизни в моей национальной культуре. Закаливание, физические
упражнения в национальных традициях.Национальная кухня и ее традиции. Особенности
быта и устройство дома в моей национальной культуре. Особенности ведения домашнего
хозяйства (село и город). Домашняя утварь и ее ритуальный смысл.Традиции общения,
добрососедства и гостеприимства. Национальный характер и его проявление в различных
ситуациях.
Тема 6. Язык традиционной культуры
Постановка проблемы: Почему современные люди зачастую не понимают языка
своей традиционной культуры и как научиться его понимать? Особенности языка
народного искусства. Мотивы природы и жизнь человека в традиционной музыке, устном
словесном творчестве, декоративно-прикладном искусстве моего народа. Необходимость
сохранения аутентичных форм фольклора как части общекультурного наследия всех
народов России.
Отражение народных культурных традиций в современном профессиональном
искусстве (музыка, литература, изобразительное искусство, театр и т.д.) Традиционная
культура как база, основа развития современной культуры.
Тема 7. Герои, памятники и святыни моего народа

Постановка проблемы: Почему необходимо чтить героев, памятники и святыни
моего народа? Отражение героического прошлого в эпосе моего народа как основа его
исторической памяти. Важнейшие памятники истории, культуры и религии моего народа,
народные святыни как духовный источник становления национального характера и
составная часть общекультурного наследия всех народов России.
Тема 8. Необходимость борьбы с национализмом, экстремизмом и
ксенофобией
Постановка проблемы: Чем отличаются национализм, экстремизм и ксенофобия от
естественного чувства любви и уважения к своему народу? Причины возникновения
национализма, экстремизма и ксенофобии в молодежной среде. Способы противодействия
влиянию тоталитарных религиозных культов и террористических организаций на
молодежь.
2.4. МОДУЛЬ «Я - ГРАЖДАНИН РОССИИ»
Также как и модуль «Я и культура моего народа», он может быть наполнен
чрезвычайно разнообразным культурно-историческим содержанием. Учитель должен
уметь отобрать из многообразного материала то, что наиболее уместно для данного
субъекта Российской Федерации, для специфики образовательной организации, а также
то, что близко и понятно ему самому.

Главная воспитательная задача модуля - воспитание гражданственности и
патриотизма. В этом смысле задачи изучения модуля в наибольшей степени
пересекаются с общими воспитательными задачами, которые стоят перед школой
В результате изучения модуля учащийся научится:

- характеризовать особенности национально-государственного и
территориального устройства Российской Федерации;
- раскрывать достижения российского народа как результат культурного
взаимодействия всех наций и народностей исторически входящих в состав России;
находить культурно приемлемые способы выражения уважения к героическому прошлому
и достижениям своей страны; осознавать основы российской гражданской идентичности;
- раскрывать сущность патриотизма, гражданственности, приводить примеры
проявления этих качеств из истории и жизни современного общества; объяснять и
конкретизировать примерами смысл понятий
«гражданин» и «гражданство»;

- осознавать значение личной патриотической позиции в укреплении нашего
государства; понимать, в чем состоят основы российской гражданской идентичности;
- использовать полученные знания и приобретенные умения для формирования
способности уважать права и культурные особенности всех наций и народностей;
- извлекать и использовать информацию СМИ для анализа тенденций развития
национально-культурных взаимоотношений внутри страны и во внешнем мире;
- характеризовать межнациональные отношения в современном мире и
в
России, видеть их основные проблемы; объяснять причины межнациональных
конфликтов и предлагать пути их разрешения;
- осознавать образ единого и целостного мира при разнообразии культур,
национальностей и религий, а также при уважении к истории и культуре всех народов.
СОДЕРЖАНИЕ МОДУЛЯ
Тема 1. Россия – наша большая Родина
Постановка проблемы: Чем является для нас Родина и Россия? «Большая» и «малая»
Родина. Отношение к России в литературе, музыке, поэзии, живописи, в народной культуре.

Тема 2. Роль русского народа и русского языка в истории России

Постановка проблемы: Каковы границы Русского мира? Роль русского народа и
русской культуры в истории нашей страны, в формировании культурного облика России и
общенациональной культуры. Русская культура за рубежом. Русский мир. Русский язык –
государственный язык. Его роль в жизни страны. Русский язык как средство
межнационального общения и культурного взаимодействия.
Тема
3.
Конституция
межнациональных отношениях

и

законодательство

России

о

Постановка проблемы: В чём состоит значение Конституции РФ? Конституция
России – главный закон жизни россиян. Правила межнационального общения и диалога в
свете Конституции и законодательства России.
Тема 4. Объединяющие основы и ценности национальных культур
Постановка проблемы: Что объединяет различные культуры народов мира и России?
«Универсальные ценности» культур. Как культуры различных народов России взаимно
дополняют и обогащают друг друга (на конкретных примерах)? Как формируется и
развивается общероссийская культура? Национальный характер россиянина. Правила
гостеприимства и сотрудничества.
Тема 5. Российская культура и ее роль в мировой культуре
Постановка проблемы: Каковы составляющие российской культуры? Важнейшие
достижения российской культуры, искусства, науки, образования. Место отечественной
культуры в мировой культуре.
Тема 6. Столица страны, столица региона (моей республики, области, района)
и их роль в политической и культурной жизни

Постановка проблемы: В чем состоит символический смысл столичного статуса
города для формирования гражданской и региональной, локальной идентичности? Столица
России – Москва, ее роль в истории и вклад в культуру нашей страны. Мой регион
(республика, город, район) в составе России, его особенности, история и роль в развитии
страны.
Тема 7. Общенациональные святыни России
Постановка проблемы: Почему следует беречь общенациональные святыни? Что каждый
из нас может сделать для их сохранения? Герои России. Великие победы России. Духовные
ценности российской культуры и как их сохранить и приумножить. Святыни нашего
Отечества (храмы, памятники, памятные комплексы, природные памятники, символы и
т.п.).
Тема 8. Гражданин России
Постановка проблемы: Что означает быть гражданином своей страны? Патриотизм.
Ответственность за Родину. Наш долг перед Родиной.
3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1 Формы реализации предметной области «ОДНКНР»
Предметная область ОДНКНР может быть реализована в трех формах:
1)

Урочные занятия, включенные в часть учебного плана,

формируемую участниками образовательных отношений. Содержательное наполнение
таких занятий должно учитывать региональные, национальные и этнокультурные
особенности конкретного региона России, специфику данной образовательной
организации, запросы, поступающие от родителей, а также иные общественные запросы.
Включение тем и вопросов, направленных на решение задач духовно-нравственного
воспитания, в рабочие программы учебных предметов и курсов, относящихся к другим
предметным областям гуманитарного, эстетического и естественного циклов.
3) Работа по освоению предметной области «ОДНКНР»
которая может включать в себя игровую и научно-познавательную деятельность, учебные
проекты, проблемно- ценностное общение, участие в самоуправлении, досуговоразвлекательные мероприятия, художественное
творчество, военно-патриотический,
общественно-полезный, социальный, трудовой и спортивно-соревновательный виды
деятельности, туризм и краеведение и т.д
Урочные формы работы предметной области «ОДНКНР» можно назвать:
экскурсионные посещения культовых объектов, музеев, выставок, объектов
культурного наследия, архитектурных ансамблей, природных заповедников, садов и
парков; производственных учреждений, заводов, памятных мест, культурных и природных
ландшафтов, связанных с историей формирования народов и иных этнических общностей,
с событиями, жизнью выдающихся личностей региона;
- конференции по определенным темам, связанным со сферой духовной жизни, для
которых школьники готовят доклады, выступления, выставки творческих работ,
презентации;
- встречи со знаменитыми людьми, ветеранами, спортсменами, деятелями
культуры и искусства региона, города, села по определенной тематике;
виртуальные и реальные путешествия по родному краю, по музыкальным,
литературным и историческим страницам истории региона, по героическим местам,
связанным с памятью о предках, с творчеством поэтов и писателей, художников региона и
др.;
- видео- лекции по историко-культурной, мировоззренческой тематике;
- фестивали, на которых обучающиеся творчески выражают свои знания и умения,
исполняя народные танцы и песни, читая стихи региональных поэтов, устраивая выставки
своих работ, фотографий, произведений своего изобразительно-прикладного творчества.
Эффективным способом включения регионально-краеведческого материала в предметную
область «Основы духовно-нравственной культуры народов России» является проектная
деятельность. Метод проектов даёт возможность обучающимся активно проявлять себя в
системе общественных отношений, способствует формированию у них инициативной
социальной позиции, позволяет приобрести навыки планирования и организации своей
деятельности, открыть и реализовать творческие способности.
Составитель: Хохрякова Л.А., учитель изобразительного искусства

3.2. Поурочное планирование

Модули и темы

Кол-во
часов в
неделю

Модуль «Я – Человек»

6

Модуль «Я, моя семья и мои друзья»

6

Модуль «Я и мой народ»

9

Модуль «Я - гражданин России»

8

ИТОГО:

33ч/н

3.4 Тематическое планирование ОДНК 9 класс
Модуль «Я – Человек»

6

Тема 1 Происхождение и сущность человека

1

Тема 2 Человек как творец и продукт культуры

1

Тема 3 Человек и природа

1

Тема 4 Человек как нравственное существо

1

Тема 5 Человек - созидатель

1

Тема 6 Человеческие потребности и их удовлетворение

1

Модуль «Я, моя семья и мои друзья»

6

Тема 1 Что такое семья?

1

Тема 2 Члены семьи и их роль. Воспитание в семье

1

Тема 3 Семейные взаимоотношения

2

Тема 4 Семья в современном мире

1

Тема 5 Я и мои друзья

1

Модуль «Я и мой народ»

9

Тема 1 Россия – многонациональная страна

1

Тема 2 Роль религии в жизни человека и общества

1

Тема 3 Традиционные религиозные культуры в России

1

Тема 4 Историческая судьба моего народа

1

Тема 5 Традиции моего народа

1

Тема 6 Язык традиционной культуры

1

Тема 7 Герои, памятники и святыни моего народа

1

Тема 8 Необходимость борьбы с национализмом,
экстремизмом.

1

Урок повторения, обобщения, культурных
программ либо защиты проектов по тематике модуля

1

Модуль «Я - гражданин России»

9

Тема 1 Россия – наша большая Родина

1

Тема 2 Роль русского народа и русского языка в истории России

1

Тема 3 Конституция и законодательство России о
межнациональных отношениях

1

Тема 4 Объединяющие основы и ценности национальных

1

культур

1

Тема 5 Российская культура и ее роль в мировой культуре
Тема 6 Столица страны, столица региона (моей

1

республики, области, района) и их роль в политической и

1

культурной жизни

1

Тема 7 Общенациональные святыни России

1

Тема 8 Гражданин России

1

Урок обобщения, культурных
программ по тематике модуля

1

Повторение, обобщение,
культурных программ либо защиты проектов по
тематике всего курса

3

Итого

33

3.5. Примерные темы проектов и эссе для предметной области ОДНКНР

1. Почему моральные нормы нигде не записаны?
2. Сложно ли быть добрым и справедливым?
3. Современный этикет. Внутренняя и внешняя культура поведения.
4. Подвиги во имя Родины в истории моего народа (России).
5. Мой предок (дед, прадед) - участник Великой Отечественной войны».
6. Героизм в нашей жизни (на конкретных примерах, близких учащимся).
7. Наши семейные традиции.
8. Семейные ценности в православии (исламе, иудаизме, буддизме).
9. Православие (буддизм, ислам, иудаизм) о трудолюбии как нравственном
состоянии человека.
10. История моей семьи.
11. Что для меня значит добро?
12. Благотворительность в истории.
13. Православие (ислам, буддизм, иудаизм) в истории России.
14. «Золотое правило» нравственности в различных религиях, культурах и в
современной жизни.
15. «По труду почёт и слава» (на примере людей моего региона, города, села и т.д).
16. Благородство труда в легендах, былинах, произведениях литературы
(произведения на выбор).
17. Как мы изучаем (бережём, охраняем) памятники истории и культуры?» (на
примере памятников моего региона, города, села, моей улицы и т.д.)
18. Особенности культуры моего народа (музыка, изобразительное искусство,
архитектура, литература, эпос и т.д. на выбор).
19. Особенности традиционного быта моего народа (дом и домашняя утварь,
национальная кухня, ведение хозяйства, традиционные занятия и промыслы и
т.д. на выбор).
20. Традиции, обычаи и религии – источники нравственности.
21. Национальные праздники (календарные циклы) моего народа.
22. Что такое праздник и как мы отмечаем праздники?
23. Жизнь семьи в разных религиях и культурах (на выбор).
24. Особенности воспитания детей в различных религиях и традиционных
культурах (на выбор).
Требования к оформлению презентации
Материалы в отпечатанном виде на листах А4, шрифт Times New Roman, размер 14,
интервал 1.5, поля стандартные;
Презентация в формате РРТ (МS Power Point) размером не более 10-15 слайдов.
Презентация должна акцентировать внимание на наиболее интересном и значимом из
собранного материала.

3.6 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от
29.12.2012 N 273-ФЗ (действующая редакция, 2016). [Электронный ресурс] URL:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/
2. Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования.
[Электронный ресурс] URL: http://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/ documents/543
3. Письмо Минобрнауки РФ «Об изучении предметных областей: «Основы
религиозных культур и светской этики» и «основы духовнонравственной
культуры
народов России».

ЛИТЕРАТУРА
1.
Акчулпанова, Р. К. Подготовка будущих учителей к духовнонравственному воспитанию школьников на основе этнокультурного подхода Р. К.
Акчулпанова ; Акад. наук Респ. Башкортостан, Отд-ние гуманитар.наук. - Уфа : Гилем :
Башк. энцикл., 2015. - 129 с. : ил. - Библиогр.: с. 110-121.
2.
Бондаренко, Е. А. Критерии отбора учебного содержания как средства
интеграции духовно-нравственного образования в предмет МХК / Е.
А. Бондаренко // Отечественное образование / Рос. акад. образования, Ин-т содерж. и методов
обучения РАО (Москва), Рос. акад. естеств. наук, Отд-ние социокультур. и цивилизац.
проблем, Изд. дом «Истоки». - М. : Истоки, 2009.
- Т. 3: Интеграция духовно-нравственного образования в различные учебные дисциплины.
- С. 179-188.
3.
Веденеева, Г И. Духовно-нравственное воспитание учащихся в процессе
познания родного края : монография / Г. И. Веденеева. - Воронеж Воронеж. гос. пед. ун-т,
2014. - 250, [1] с. : ил., табл. - Библиогр.: с. 207-221.
4.
Виницкая, Н. В. Духовно-нравственное воспитание: религиозноэтические ценности : учеб.-метод. пособие / Н. В. Виницкая, Е. П. Шабалина: М-во
образования и науки Рос. Федерации, Федер. гос. бюджет. образоват. учреждение высш. проф.
образования «Алт. гос. акад. образования им. В. М.Шукшина» . - Бийск : АГАО, 2015. - 89 с.
5.
Данилюк, А. Я. Концепция духовно - нравственного развития и воспитания
личности гражданина России / А. Я.Данилюк, А. М. Кондаков, В.
А. Тишков.- М. : Просвещение, 2009. - 23 с. - (Стандарты второго поколения).
6.
Духовно-нравственное воспитание и развитие личности гражданина России
в системе начального и среднего общего образования :
сб.
ст.
ежегод.
Всерос.
науч.-практ. конф., посвящ.
200-летию
пед. образования в Поволжье (12 апр. 2012 г., Казань-Зеленодольск) / М-во образования
и науки Рос. Федерации, Казан. (Приволж.) федер. ун-т, Ин-т педагогики и психологии , Каф.
педагогики и методики нач. образования ; [ред. А. М. Калимуллин]. - Казань : Отечество, 2012.
- 164 с. - Библиогр. в конце ст.

7.
Захарченко, М. В. Методологические основы образовательной области
«Духовно - нравственная культура» / М. В. Захарченко // Педагогика.
- 2008. - № 9. - С. 40 - 45.
8.
Кондаков, А. М. Духовно - нравственное воспитание в структуре
Федеральных стандартов общего образования / А. М. Кондаков // Педагогика.
- 2008. - № 9. - С. 13 - 19.
9.
Любимов, Л. П. О концепции духовно-нравственного воспитания / Л. П.
Любимов // Психологическая наука и образование. - 2010. - № 2. - C. 109 - 124.
10.
Макаев, В. В. Процесс воспитания духовности школьников / В. В. Макаев //
Страницы истории педагогики / Гос. образоват. учреждение высш. проф. образования
«Пятиг. гос. лингвист. ун-т». - Пятигорск : ПГЛУ,
11.
2010. - Вып. 28. - С. 3-14 . Любимов, Л. П. О концепции духовнонравственного воспитания / Л. П. Любимов // Психологическая наука и образование. - 2010.
- № 2. - C. 109 - 124.
12.
Макаев, В. В. Процесс воспитания духовности школьников / В. В. Макаев //
Страницы истории педагогики / Гос. образоват. учреждение высш. проф. образования
«Пятиг. гос. лингвист. ун-т». - Пятигорск : ПГЛУ,
2010. - Вып. 28. - С. 3-14
13.
Никандров, Н. Д. Проблемы духовно-нравственного воспитания и участие
Российской академии образования в их решении : (сообщ. на заседании Президиума
РАО 24 февр. 2010 г.) / Н. Д. Никандров // известия российской академии образования
: науч. журн. - 2010. - № 1(13). - C. 5-15. -Библиогр. в конце ст.
14.
Любимов, Л. П. О концепции духовно-нравственного воспитания / Л. П.
Любимов // Психологическая наука и образование. - 2010. - № 2. - C. 109 - 124.
15.
Макаев, В. В. Процесс воспитания духовности школьников / В. В. Макаев //
Страницы истории педагогики / Гос. образоват. учреждение высш. проф. образования
«Пятиг. гос. лингвист. ун-т». - Пятигорск : ПГЛУ,
2010. - Вып. 28. - С. 3-14 .

16.
Поздникина, Н. Н. Воспитание подростков в процессе внеклассной работы с
ориентацией на духовно-нравственные ценности : автореф. дис. канд. пед. наук :
13.00.01 / Н.Н. Поздникина. - М., 2005. - 26 с. : ил. - Библиогр.: С. 25-26.
17.

Проблемы духовно-нравственного воспитания детей и молодежи в
современных условиях : сб. науч. тр. / Федер. агентство по образованию,
Армавир. гос. пед. ун-т ; отв. ред. Н. К. Андриенко. - Армавир : АГПУ, 2009.

18.
Романова, Е. Г. Правовые и социально - педагогические аспекты духовнонравственного воспитания и просвещения школьников / Е. Г. Романова // Воспитание
школьников. - 2010. - № 6. - С. 21 - 28.

-


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».