Аннотация к программе по предмету «Основы духовно-нравственной культуры народов России» 9 класс Рабочая программа разработана для реализации предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (далее - ОДНКНР) в соответствии с Конституцией Российской Федерации (1993), Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ, ст. 87. «Об образовании в Российской Федерации» и Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, Указом Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 г. № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы»; распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 года № 1726-р, утверждающим Концепцию развития дополнительного образования детей; приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования», а также с учетом разъяснительного письма Министерства образования и науки Российской Федерации от 25 мая 2015 г. № 08-761 «Об изучении предметных областей: «Основы религиозных культур и светской этики» и «Основы духовнонравственной культуры народов России». Реализация предметной области «ОДНКНР» в системе основного общего образования должна способствовать: - освоению обучающимися основ духовности и нравственности, заложенных в российской культуре, формированию гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю страны, уважения к ценностям многонационального российского общества, этнокультурам народов России; - формированию и становлению гуманистических ценностных ориентаций у обучающихся, уважительного отношения к людям другой национальности, их культуре, языку, традициям и религиозным воззрениям, умению вести диалог и отстаивать свои гражданские, общечеловеческие позиции; - формированию высокообразованной, целостной личности, социальноориентированной на мир в его органичном единстве и многообразие народов, культур, мировоззрений, способной делать правильный выбор в ситуациях самоопределения. Предметная область «ОДНКНР» является логическим продолжением комплексного курса «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ), реализуемого в 9-х классах, и направлена на преемственность связей с предыдущим и последующими уровнями общего образования. «Основы духовно-нравственной культуры народов России» изучается на ступени основного общего образования в качестве в 9 классе - 34 часа, 1 час в неделю. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «ОДНКР» 9 класс Планируемые результаты предметной области «ОДНКНР» Реализация предметной области «ОДНКНР» в образовательной системе школы носит целенаправленный характер. Основными результатами реализации предметной области ОДНКНР должно стать освоение предметного содержания, а также овладение универсальными метапредметными и личностными учебными действиями. Личностные результаты: осознание основ российской гражданской идентичности, понимание особой роли многонациональной России в современном мире, чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, гражданское и этнокультурное самосознание, основанное на свободном принятии ценностей многонационального российского общества; уважительное отношение к своей стране, её истории, любви к родному краю, народу, своей семье; гуманное, толерантное отношение к людям, независимо от их возраста, национальности, вероисповедания; понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения, межличностной культуры общения и самоопределения ценностей социокультурном российском обществе; мотивация к развитию творческих способностей и самовыражение личности в этнокультурных и общероссийских традициях и культурных нормах. Метапредметные результаты определяются кругом универсальных учебных действий (далее - УУД) разного типа (регулятивных, познавательных, коммуникативных), которые успешно формируются средствами данного предмета: - освоение и овладение культуросообразными способами выполнения универсальных учебных действий; формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии в области духовно-нравственной культуры народов России; использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации об элементах культур народов России в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям - готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения, мнений, убеждений и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; - умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной коллективной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; - готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества. Предметные результаты обучения основам духовно-нравственной культуры народов России нацелены на решение, прежде всего, следующих задач: - осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о российской многонациональной культуре, этнокультурах; - формирование этнокультурных понятий, представлений, рефлексия учащимися своего способа действия посредством его сопоставления со способом выполнения этого действия, соответствующим определенной этнокультурной традиции; - использование полученных знаний в практической деятельности, способность к работе с информацией, представленной разными средствами; - осознанное принятие личностью традиций, ценностей, особых форм культурноисторической, социальной и духовной жизни родного села, города, района, области, края, республики; при этом благодаря влиянию семьи, родственников, друзей, эмоционально окрашенному восприятию природной среды и социального окружения наполняются конкретным содержанием такие понятия, как «Отечество», «малая родина», «родная земля», «родной язык», «моя семья и род», «мой дом». Решение перечисленных задач в ходе освоения предметного содержания курса ОДНКНР ведет к достижению, в конечном счете, важнейшего личностного результата, который и является основной целью введения данной предметной области: - осознание себя гражданином России, россиянином, то есть, человеком, который готов в течение жизни осваивать культурные богатства своей страны при полном понимании значимости их национальных, региональных особенностей; отстаивать единство и солидарность многонационального народа Российской Федерации, принимая личное участие в судьбе России. 2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ 2.1. МОДУЛЬ «Я - ЧЕЛОВЕК» Отличительная особенность этого модуля состоит в том, что его изучение требует определенной способности учащихся к абстрактному мышлению и рефлексии. Этот модуль вполне может выступать как стержневой на весь период обучения, а также быть завершающим в освоении всей Программы. Предлагаемые темы могут быть наполнены разным содержанием в зависимости от специфики той культурной среды, в которой работает данная образовательная организация. Например, тема физического здоровья человека и здорового образа жизни может быть продолжена и развита в рамках модуля «Я и культура моего народа». Основной задачей изучения модуля является ознакомление учащихся с взглядами на сущность и миссию человека, а также формирование представления о том, что в понимании всех этнокультур и религий (несмотря на их различия) человек является нравственным и духовным существом. Учащимся предстоит понять и осознать, что во всех культурах существует четкое понимание добра и зла, а ареной борьбы между ними выступает человеческая жизнь. Необходимо сформировать понимание того факта, что человечество, несмотря на сложность и противоречивый характер своих поисков, все же выработало ясные критерии определения добра и зла. Воспитательная задача модуля – формирование личной потребности активно служить добру и противостоять злу. Кроме этого, изучение модуля направлено на формирование навыков здорового образа жизни, который выступает в данном случае в форме обобщения культурно-исторического опыта народа в русле той или иной религиозной и/или этнической традиции. В результате изучения модуля учащийся научится: - применять знания о биологическом и культурно-социальном началах в природе человека для объяснения его феномена; - характеризовать специфику нравственных норм и объяснять необходимость их соблюдения; - применять полученные знания о категориях нравственности для самоанализа и корректировки собственного поведения в обществе; - приводить примеры основных видов деятельности человека, выделять их сущностные характеристики, объяснять роль мотивов в этой деятельности целях самоанализа; - оценивать на конкретных примерах роль основных видов деятельности в жизни человека и общества; - характеризовать и иллюстрировать конкретными примерами группы человеческих потребностей, применяя эти знания для самоанализа; - оценивать последствия удовлетворения мнимых потребностей, на примерах показывать опасность удовлетворения мнимых потребностей и вредных привычек, угрожающих здоровью; - выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с различными способами разрешения межличностных конфликтов, выражать собственное отношение к различным способам их разрешения; - объяснять возможные причины отклоняющегося поведения и описывать негативные последствия его наиболее опасных форм; - критически осмысливать информацию морально-нравственного характера, полученную из разнообразных источников, систематизировать, анализировать полученные данные, а также применять полученную информацию для определения собственной позиции; соотносить свое поведение и поступки других людей с нравственными ценностями. СОДЕРЖАНИЕ МОДУЛЯ Тема 1. Происхождение и сущность человека Постановка проблемы: Что объединяет большинство этнокультурных версий происхождения человека и человечества? Представления о сущности, происхождении и смысле жизни человека в различных культурах и религиях: одна из самых глубоких, вечных, непостижимых и волнующих человеческих тайн – «Что есть я сам?». Тема 2. Человек как творец и продукт культуры Постановка проблемы: Что такое культура и в чем состоит ее сущность? Человек творец и продукт культуры. Познание человеком самого себя и окружающего мира. Тема 3. Человек и природа Постановка проблемы: в чем состоит общность и специфика отношения к природе в культуре разных российских народов; влияет ли на отношение к природе та или иная религиозная традиция? Взаимоотношения человека и природы. Человек и природа в фольклоре и в разных религиозных традициях народов России. Тема 4. Человек как нравственное существо Постановка проблемы: Что такое доброта, честность, совесть, долг, милосердие, сострадание, ответственность, свобода, трудолюбие, взаимопомощь и другие нравственные ценности? Человек как духовное и нравственное существо. Общечеловеческие ценности, представления о добре и зле в различных этнокультурах и религиях (на многочисленных примерах из мифов, былин, сказок и т.п.). Тема 5. Человек - созидатель Постановка проблемы: Совместны ли «гений и злодейство»? Созидательная деятельность человека, человеческий труд. Творчество человека. Тема 6. Человеческие потребности и их удовлетворение Постановка проблемы: Самоограничение в удовлетворении потребностей – что это, хорошо или плохо? Физические и духовные потребности человека и их удовлетворение. Жизнь и физическое здоровье человека как ценности. Понимание здоровья и болезни в различных культурах и религиях. Взаимосвязь физического и нравственного здоровья. Вредные привычки (алкоголизм, наркомания, курение и др.) и необходимость борьбы с ними в свете культурного опыта человечества. Безопасность человеческой жизни. 2.2. МОДУЛЬ «Я, МОЯ СЕМЬЯ И МОИ ДРУЗЬЯ» Изучение модуля может быть во многом построено на личном опыте учащихся, на примерах жизни их семей. Учащиеся могут писать сочинения, рассказывать о позитивном опыте своей семьи, изучать ее историю, сопоставлять эту историю с историей своего народа и страны в целом, создавать «генеалогические древа» и т.д. Главная воспитательная задача изучения модуля – формирование отношения к семье как к одной из высших ценностей человеческой жизни. Содержание модуля учит школьника жить и эффективно общаться в «малой группе». В результате изучения модуля учащийся научится: - характеризовать и раскрывать на конкретных, близких к собственному жизненному опыту примерах основные функции семьи в обществе; - раскрывать основные роли членов семьи, опираясь на собственный опыт семейной жизни; знать историю своей семьи и уметь его представить; оценивать вклад своих предков в общественную копилку историко-культурных достижений на фоне основных этапов истории страны; - формировать личное положительное отношение к необходимости соблюдать здоровый образ жизни; корректировать собственное поведение в соответствии с требованиями безопасности жизнедеятельности; характеризовать основные слагаемые здорового образа жизни и осознанно выбирать критерии безопасных условий жизни; - использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике семейных конфликтов; выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с различными способами разрешения семейных конфликтов и выражать собственное отношение к этим способам; - находить и извлекать социальную информацию о государственной семейной политике из источников различного типа; - моделировать возможные последствия позитивного и негативного воздействия различных социальных групп на человека и делать личностные выводы относительно собственной роли в малой группе; - понимать роль дружбы и товарищества в жизни человека как важнейших ценностей; анализировать и регулировать собственные взаимоотношения с другими членами малой группы. СОДЕРЖАНИЕ МОДУЛЯ Тема 1.Что такое семья? Постановка проблемы: Почему семья является важнейшей ценностью для всех традиционных культур? Что такое семья и как она понимается в разных культурах и религиях. Нравственные основы семьи. Любовь в семье и почитание старших. Отражение любви к женщине в культуре и искусстве разных народов. Тема 2. Члены семьи и их роль. Воспитание в семье Постановка проблемы: Что каждому члену семьи обеспечивают крепкие семейные связи между старшими и младшими поколениями? Родительский долг и отношение родителей к детям. Отношение к родителям. Почитание старших и забота о младших. Мать и ее роль в семье. Отец – глава семьи. Образ матери и отца в народных культурах. Что значит быть сыном или дочерью. Роли сестры и брата, дедушки и бабушки. Роль мужчины и женщины в этнокультурах народов России. Тема 3.Семейные взаимоотношения Постановка проблемы: Что может нарушать порядок взаимоотношений в семье? Семейные конфликты и пути их разрешения с точки зрения разных этнокультурных, религиозных и современных светских традиций. Ответственность людей при создании семьи. Факторы, способствующие укреплению семьи. Семейный уклад, семейные праздники и памятные даты. Символы и традиции семьи. Родословная и семейный альбом. История семьи на фоне истории моего народа, моей страны. Тема 4. Семья в современном мире Постановка проблемы: Могут ли традиционные семейные ценности помочь современной семье в ее жизни? Опасности и трудности, с которыми сталкивается семья в современном мире и в современной России. Тема 5. Я и мои друзья Постановка проблемы: Для чего мне нужны друзья? Межличностные взаимоотношения людей в малых группах. Ученический коллектив. Мои друзья и их роль в моей жизни. Дружба и ее отражение в культуре. 2.3. МОДУЛЬ «Я И МОЙ НАРОД» Модуль позволяет в наибольшей степени использовать обширный культурологический материал, состоящий из разноплановых элементов национальных культур: язык, история, литература, музыка, архитектура, изобразительное искусство, фольклор и т.д. Естественно, что в каждом субъекте Российской Федерации модуль будет иметь свое собственное содержание. Учебные занятия и внеклассные мероприятия в рамках данного модуля следует проводить как максимально яркие, запоминающиеся и наполненные деятельностью события, личностно значимые для каждого учащегося и педагога. Здесь особенно уместны познавательные экскурсии, походы, выполнение проектов. Учащиеся могут совместно отмечать традиционные праздники и памятные даты, участвовать в восстановлении памятников культуры, проявлять свои способности в разных областях художественного творчества, исполнительского искусства, то есть, заниматься разнообразными полезными видами культуротворческой и культуроохраннной деятельности. Главная воспитательная задача – формирование культурной идентичности, так как ощущение принадлежности к истории и культуре своего народа в единстве с культурами других народов многонациональной страны является неотъемлемой частью общей социальной идентичности человека, наряду с гражданской идентичностью. Поэтому в своей работе учитель должен исходить из идей интеграции ценностей этнокультур народов России, диалога культур и терпимости. Содержание модуля представлено двумя частями, которые можно условно назвать так: «Россия многонациональная страна» и «Культура моего народа». В результате изучения модуля учащийся научится: - характеризовать развитие отдельных областей и форм культуры, выражать свое мнение о различных явлениях культуры; - описывать явления духовной, в том числе традиционной культуры, понимать язык и особенности этой культуры, понимать необходимость ее сохранения; - описывать процессы создания, сохранения, трансляции и усвоения достижений культуры; - анализировать и объяснять роль традиционной культуры в истории и в современной жизни; - находить, извлекать и анализировать информацию о достижениях и проблемах культуры из источников различного типа; - описывать общие духовные ценности всего российского народа и выражать собственное отношение к ним; - раскрывать роль религии в истории и в современном обществе; - характеризовать особенности искусства как формы духовной культуры; - характеризовать основные направления развития отечественной культуры в современных условиях; - критически воспринимать явления массовой культуры; - выявлять тенденции национализма и религиозного экстремизма в жизни современного общества, прежде всего в молодежной среде, и активно противостоять им; выбирать в предлагаемых модельных ситуациях и осуществлять на практике собственное правильное поведение в этой сфере. СОДЕРЖАНИЕ МОДУЛЯ Тема 1. Россия – многонациональная страна Постановка проблемы: Как соотносятся друг с другом понятия народ, нация, народность? Россия - многонациональная страна, различные народы и этнокультуры на территории нашей страны. Расселение коренных народов на карте России, их численность, субъектность. Тема 2. Роль религии в жизни человека и общества Постановка проблемы: Какими должны быть взаимоотношения людей, придерживающихся разных религиозных и нерелигиозных взглядов? Роль традиционных религий в развитии культур народов России. Особенности и различия культур в языках, верованиях, традициях. Общие исторические, культурные, языковые, религиозные особенности у разных народов России. Принцип «свободы совести». Что такое «стереотип»? Опасность и недопустимость «стереотипного» отношения к носителям тех или иных культур. Тема 3. Традиционные религиозные культуры в России Постановка проблемы: Чем обусловлено разнообразие традиционных вероисповеданий в нашей стране? Обзор основных традиционных религиозных культур России: христианской православной, исламской, буддийской, иудейской. Их особенности и роль в истории России. Тема 4. Историческая судьба моего народа Постановка проблемы: Каково место моего народа в сложении многонационального единства всех народов России? Происхождение, важнейшие этапы истории, культура и религия моего народа. Тема 5. Традиции моего народа Постановка проблемы: В чем состоит своеобразие традиционной культуры моего народа? Календарный цикл праздников и памятных дат моего народа. Религиозные праздники, периоды ограничений (посты) и их смысл. Какие календарные даты отмечают представители моего народа, как и когда, встречают Новый год, весну, лето и т.д., как обставляют рождение и взросление ребенка, заключение брака, старость и смерть человека. Здоровый образ жизни в моей национальной культуре. Закаливание, физические упражнения в национальных традициях. Национальная кухня и ее традиции. Особенности быта и устройство дома в моей национальной культуре. Особенности ведения домашнего хозяйства (село и город). Домашняя утварь и ее ритуальный смысл. Традиции общения, добрососедства и гостеприимства. Национальный характер и его проявление в различных ситуациях. Тема 6. Язык традиционной культуры Постановка проблемы: Почему современные люди зачастую не понимают языка своей традиционной культуры и как научиться его понимать? Особенности языка народного искусства. Мотивы природы и жизнь человека в традиционной музыке, устном словесном творчестве, декоративно-прикладном искусстве моего народа. Необходимость сохранения аутентичных форм фольклора как части общекультурного наследия всех народов России. Здоровый образ жизни в моей национальной культуре. Закаливание, физические упражнения в национальных традициях.Национальная кухня и ее традиции. Особенности быта и устройство дома в моей национальной культуре. Особенности ведения домашнего хозяйства (село и город). Домашняя утварь и ее ритуальный смысл.Традиции общения, добрососедства и гостеприимства. Национальный характер и его проявление в различных ситуациях. Тема 6. Язык традиционной культуры Постановка проблемы: Почему современные люди зачастую не понимают языка своей традиционной культуры и как научиться его понимать? Особенности языка народного искусства. Мотивы природы и жизнь человека в традиционной музыке, устном словесном творчестве, декоративно-прикладном искусстве моего народа. Необходимость сохранения аутентичных форм фольклора как части общекультурного наследия всех народов России. Отражение народных культурных традиций в современном профессиональном искусстве (музыка, литература, изобразительное искусство, театр и т.д.) Традиционная культура как база, основа развития современной культуры. Тема 7. Герои, памятники и святыни моего народа Постановка проблемы: Почему необходимо чтить героев, памятники и святыни моего народа? Отражение героического прошлого в эпосе моего народа как основа его исторической памяти. Важнейшие памятники истории, культуры и религии моего народа, народные святыни как духовный источник становления национального характера и составная часть общекультурного наследия всех народов России. Тема 8. Необходимость борьбы с национализмом, экстремизмом и ксенофобией Постановка проблемы: Чем отличаются национализм, экстремизм и ксенофобия от естественного чувства любви и уважения к своему народу? Причины возникновения национализма, экстремизма и ксенофобии в молодежной среде. Способы противодействия влиянию тоталитарных религиозных культов и террористических организаций на молодежь. 2.4. МОДУЛЬ «Я - ГРАЖДАНИН РОССИИ» Также как и модуль «Я и культура моего народа», он может быть наполнен чрезвычайно разнообразным культурно-историческим содержанием. Учитель должен уметь отобрать из многообразного материала то, что наиболее уместно для данного субъекта Российской Федерации, для специфики образовательной организации, а также то, что близко и понятно ему самому. Главная воспитательная задача модуля - воспитание гражданственности и патриотизма. В этом смысле задачи изучения модуля в наибольшей степени пересекаются с общими воспитательными задачами, которые стоят перед школой В результате изучения модуля учащийся научится: - характеризовать особенности национально-государственного и территориального устройства Российской Федерации; - раскрывать достижения российского народа как результат культурного взаимодействия всех наций и народностей исторически входящих в состав России; находить культурно приемлемые способы выражения уважения к героическому прошлому и достижениям своей страны; осознавать основы российской гражданской идентичности; - раскрывать сущность патриотизма, гражданственности, приводить примеры проявления этих качеств из истории и жизни современного общества; объяснять и конкретизировать примерами смысл понятий «гражданин» и «гражданство»; - осознавать значение личной патриотической позиции в укреплении нашего государства; понимать, в чем состоят основы российской гражданской идентичности; - использовать полученные знания и приобретенные умения для формирования способности уважать права и культурные особенности всех наций и народностей; - извлекать и использовать информацию СМИ для анализа тенденций развития национально-культурных взаимоотношений внутри страны и во внешнем мире; - характеризовать межнациональные отношения в современном мире и в России, видеть их основные проблемы; объяснять причины межнациональных конфликтов и предлагать пути их разрешения; - осознавать образ единого и целостного мира при разнообразии культур, национальностей и религий, а также при уважении к истории и культуре всех народов. СОДЕРЖАНИЕ МОДУЛЯ Тема 1. Россия – наша большая Родина Постановка проблемы: Чем является для нас Родина и Россия? «Большая» и «малая» Родина. Отношение к России в литературе, музыке, поэзии, живописи, в народной культуре. Тема 2. Роль русского народа и русского языка в истории России Постановка проблемы: Каковы границы Русского мира? Роль русского народа и русской культуры в истории нашей страны, в формировании культурного облика России и общенациональной культуры. Русская культура за рубежом. Русский мир. Русский язык – государственный язык. Его роль в жизни страны. Русский язык как средство межнационального общения и культурного взаимодействия. Тема 3. Конституция межнациональных отношениях и законодательство России о Постановка проблемы: В чём состоит значение Конституции РФ? Конституция России – главный закон жизни россиян. Правила межнационального общения и диалога в свете Конституции и законодательства России. Тема 4. Объединяющие основы и ценности национальных культур Постановка проблемы: Что объединяет различные культуры народов мира и России? «Универсальные ценности» культур. Как культуры различных народов России взаимно дополняют и обогащают друг друга (на конкретных примерах)? Как формируется и развивается общероссийская культура? Национальный характер россиянина. Правила гостеприимства и сотрудничества. Тема 5. Российская культура и ее роль в мировой культуре Постановка проблемы: Каковы составляющие российской культуры? Важнейшие достижения российской культуры, искусства, науки, образования. Место отечественной культуры в мировой культуре. Тема 6. Столица страны, столица региона (моей республики, области, района) и их роль в политической и культурной жизни Постановка проблемы: В чем состоит символический смысл столичного статуса города для формирования гражданской и региональной, локальной идентичности? Столица России – Москва, ее роль в истории и вклад в культуру нашей страны. Мой регион (республика, город, район) в составе России, его особенности, история и роль в развитии страны. Тема 7. Общенациональные святыни России Постановка проблемы: Почему следует беречь общенациональные святыни? Что каждый из нас может сделать для их сохранения? Герои России. Великие победы России. Духовные ценности российской культуры и как их сохранить и приумножить. Святыни нашего Отечества (храмы, памятники, памятные комплексы, природные памятники, символы и т.п.). Тема 8. Гражданин России Постановка проблемы: Что означает быть гражданином своей страны? Патриотизм. Ответственность за Родину. Наш долг перед Родиной. 3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ 3.1 Формы реализации предметной области «ОДНКНР» Предметная область ОДНКНР может быть реализована в трех формах: 1) Урочные занятия, включенные в часть учебного плана, формируемую участниками образовательных отношений. Содержательное наполнение таких занятий должно учитывать региональные, национальные и этнокультурные особенности конкретного региона России, специфику данной образовательной организации, запросы, поступающие от родителей, а также иные общественные запросы. Включение тем и вопросов, направленных на решение задач духовно-нравственного воспитания, в рабочие программы учебных предметов и курсов, относящихся к другим предметным областям гуманитарного, эстетического и естественного циклов. 3) Работа по освоению предметной области «ОДНКНР» которая может включать в себя игровую и научно-познавательную деятельность, учебные проекты, проблемно- ценностное общение, участие в самоуправлении, досуговоразвлекательные мероприятия, художественное творчество, военно-патриотический, общественно-полезный, социальный, трудовой и спортивно-соревновательный виды деятельности, туризм и краеведение и т.д Урочные формы работы предметной области «ОДНКНР» можно назвать: экскурсионные посещения культовых объектов, музеев, выставок, объектов культурного наследия, архитектурных ансамблей, природных заповедников, садов и парков; производственных учреждений, заводов, памятных мест, культурных и природных ландшафтов, связанных с историей формирования народов и иных этнических общностей, с событиями, жизнью выдающихся личностей региона; - конференции по определенным темам, связанным со сферой духовной жизни, для которых школьники готовят доклады, выступления, выставки творческих работ, презентации; - встречи со знаменитыми людьми, ветеранами, спортсменами, деятелями культуры и искусства региона, города, села по определенной тематике; виртуальные и реальные путешествия по родному краю, по музыкальным, литературным и историческим страницам истории региона, по героическим местам, связанным с памятью о предках, с творчеством поэтов и писателей, художников региона и др.; - видео- лекции по историко-культурной, мировоззренческой тематике; - фестивали, на которых обучающиеся творчески выражают свои знания и умения, исполняя народные танцы и песни, читая стихи региональных поэтов, устраивая выставки своих работ, фотографий, произведений своего изобразительно-прикладного творчества. Эффективным способом включения регионально-краеведческого материала в предметную область «Основы духовно-нравственной культуры народов России» является проектная деятельность. Метод проектов даёт возможность обучающимся активно проявлять себя в системе общественных отношений, способствует формированию у них инициативной социальной позиции, позволяет приобрести навыки планирования и организации своей деятельности, открыть и реализовать творческие способности. Составитель: Хохрякова Л.А., учитель изобразительного искусства 3.2. Поурочное планирование Модули и темы Кол-во часов в неделю Модуль «Я – Человек» 6 Модуль «Я, моя семья и мои друзья» 6 Модуль «Я и мой народ» 9 Модуль «Я - гражданин России» 8 ИТОГО: 33ч/н 3.4 Тематическое планирование ОДНК 9 класс Модуль «Я – Человек» 6 Тема 1 Происхождение и сущность человека 1 Тема 2 Человек как творец и продукт культуры 1 Тема 3 Человек и природа 1 Тема 4 Человек как нравственное существо 1 Тема 5 Человек - созидатель 1 Тема 6 Человеческие потребности и их удовлетворение 1 Модуль «Я, моя семья и мои друзья» 6 Тема 1 Что такое семья? 1 Тема 2 Члены семьи и их роль. Воспитание в семье 1 Тема 3 Семейные взаимоотношения 2 Тема 4 Семья в современном мире 1 Тема 5 Я и мои друзья 1 Модуль «Я и мой народ» 9 Тема 1 Россия – многонациональная страна 1 Тема 2 Роль религии в жизни человека и общества 1 Тема 3 Традиционные религиозные культуры в России 1 Тема 4 Историческая судьба моего народа 1 Тема 5 Традиции моего народа 1 Тема 6 Язык традиционной культуры 1 Тема 7 Герои, памятники и святыни моего народа 1 Тема 8 Необходимость борьбы с национализмом, экстремизмом. 1 Урок повторения, обобщения, культурных программ либо защиты проектов по тематике модуля 1 Модуль «Я - гражданин России» 9 Тема 1 Россия – наша большая Родина 1 Тема 2 Роль русского народа и русского языка в истории России 1 Тема 3 Конституция и законодательство России о межнациональных отношениях 1 Тема 4 Объединяющие основы и ценности национальных 1 культур 1 Тема 5 Российская культура и ее роль в мировой культуре Тема 6 Столица страны, столица региона (моей 1 республики, области, района) и их роль в политической и 1 культурной жизни 1 Тема 7 Общенациональные святыни России 1 Тема 8 Гражданин России 1 Урок обобщения, культурных программ по тематике модуля 1 Повторение, обобщение, культурных программ либо защиты проектов по тематике всего курса 3 Итого 33 3.5. Примерные темы проектов и эссе для предметной области ОДНКНР 1. Почему моральные нормы нигде не записаны? 2. Сложно ли быть добрым и справедливым? 3. Современный этикет. Внутренняя и внешняя культура поведения. 4. Подвиги во имя Родины в истории моего народа (России). 5. Мой предок (дед, прадед) - участник Великой Отечественной войны». 6. Героизм в нашей жизни (на конкретных примерах, близких учащимся). 7. Наши семейные традиции. 8. Семейные ценности в православии (исламе, иудаизме, буддизме). 9. Православие (буддизм, ислам, иудаизм) о трудолюбии как нравственном состоянии человека. 10. История моей семьи. 11. Что для меня значит добро? 12. Благотворительность в истории. 13. Православие (ислам, буддизм, иудаизм) в истории России. 14. «Золотое правило» нравственности в различных религиях, культурах и в современной жизни. 15. «По труду почёт и слава» (на примере людей моего региона, города, села и т.д). 16. Благородство труда в легендах, былинах, произведениях литературы (произведения на выбор). 17. Как мы изучаем (бережём, охраняем) памятники истории и культуры?» (на примере памятников моего региона, города, села, моей улицы и т.д.) 18. Особенности культуры моего народа (музыка, изобразительное искусство, архитектура, литература, эпос и т.д. на выбор). 19. Особенности традиционного быта моего народа (дом и домашняя утварь, национальная кухня, ведение хозяйства, традиционные занятия и промыслы и т.д. на выбор). 20. Традиции, обычаи и религии – источники нравственности. 21. Национальные праздники (календарные циклы) моего народа. 22. Что такое праздник и как мы отмечаем праздники? 23. Жизнь семьи в разных религиях и культурах (на выбор). 24. Особенности воспитания детей в различных религиях и традиционных культурах (на выбор). Требования к оформлению презентации Материалы в отпечатанном виде на листах А4, шрифт Times New Roman, размер 14, интервал 1.5, поля стандартные; Презентация в формате РРТ (МS Power Point) размером не более 10-15 слайдов. Презентация должна акцентировать внимание на наиболее интересном и значимом из собранного материала. 3.6 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ 1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ (действующая редакция, 2016). [Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ 2. Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования. [Электронный ресурс] URL: http://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/ documents/543 3. Письмо Минобрнауки РФ «Об изучении предметных областей: «Основы религиозных культур и светской этики» и «основы духовнонравственной культуры народов России». ЛИТЕРАТУРА 1. Акчулпанова, Р. К. Подготовка будущих учителей к духовнонравственному воспитанию школьников на основе этнокультурного подхода Р. К. Акчулпанова ; Акад. наук Респ. Башкортостан, Отд-ние гуманитар.наук. - Уфа : Гилем : Башк. энцикл., 2015. - 129 с. : ил. - Библиогр.: с. 110-121. 2. Бондаренко, Е. А. Критерии отбора учебного содержания как средства интеграции духовно-нравственного образования в предмет МХК / Е. А. Бондаренко // Отечественное образование / Рос. акад. образования, Ин-т содерж. и методов обучения РАО (Москва), Рос. акад. естеств. наук, Отд-ние социокультур. и цивилизац. проблем, Изд. дом «Истоки». - М. : Истоки, 2009. - Т. 3: Интеграция духовно-нравственного образования в различные учебные дисциплины. - С. 179-188. 3. Веденеева, Г И. Духовно-нравственное воспитание учащихся в процессе познания родного края : монография / Г. И. Веденеева. - Воронеж Воронеж. гос. пед. ун-т, 2014. - 250, [1] с. : ил., табл. - Библиогр.: с. 207-221. 4. Виницкая, Н. В. Духовно-нравственное воспитание: религиозноэтические ценности : учеб.-метод. пособие / Н. В. Виницкая, Е. П. Шабалина: М-во образования и науки Рос. Федерации, Федер. гос. бюджет. образоват. учреждение высш. проф. образования «Алт. гос. акад. образования им. В. М.Шукшина» . - Бийск : АГАО, 2015. - 89 с. 5. Данилюк, А. Я. Концепция духовно - нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А. Я.Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков.- М. : Просвещение, 2009. - 23 с. - (Стандарты второго поколения). 6. Духовно-нравственное воспитание и развитие личности гражданина России в системе начального и среднего общего образования : сб. ст. ежегод. Всерос. науч.-практ. конф., посвящ. 200-летию пед. образования в Поволжье (12 апр. 2012 г., Казань-Зеленодольск) / М-во образования и науки Рос. Федерации, Казан. (Приволж.) федер. ун-т, Ин-т педагогики и психологии , Каф. педагогики и методики нач. образования ; [ред. А. М. Калимуллин]. - Казань : Отечество, 2012. - 164 с. - Библиогр. в конце ст. 7. Захарченко, М. В. Методологические основы образовательной области «Духовно - нравственная культура» / М. В. Захарченко // Педагогика. - 2008. - № 9. - С. 40 - 45. 8. Кондаков, А. М. Духовно - нравственное воспитание в структуре Федеральных стандартов общего образования / А. М. Кондаков // Педагогика. - 2008. - № 9. - С. 13 - 19. 9. Любимов, Л. П. О концепции духовно-нравственного воспитания / Л. П. Любимов // Психологическая наука и образование. - 2010. - № 2. - C. 109 - 124. 10. Макаев, В. В. Процесс воспитания духовности школьников / В. В. Макаев // Страницы истории педагогики / Гос. образоват. учреждение высш. проф. образования «Пятиг. гос. лингвист. ун-т». - Пятигорск : ПГЛУ, 11. 2010. - Вып. 28. - С. 3-14 . Любимов, Л. П. О концепции духовнонравственного воспитания / Л. П. Любимов // Психологическая наука и образование. - 2010. - № 2. - C. 109 - 124. 12. Макаев, В. В. Процесс воспитания духовности школьников / В. В. Макаев // Страницы истории педагогики / Гос. образоват. учреждение высш. проф. образования «Пятиг. гос. лингвист. ун-т». - Пятигорск : ПГЛУ, 2010. - Вып. 28. - С. 3-14 13. Никандров, Н. Д. Проблемы духовно-нравственного воспитания и участие Российской академии образования в их решении : (сообщ. на заседании Президиума РАО 24 февр. 2010 г.) / Н. Д. Никандров // известия российской академии образования : науч. журн. - 2010. - № 1(13). - C. 5-15. -Библиогр. в конце ст. 14. Любимов, Л. П. О концепции духовно-нравственного воспитания / Л. П. Любимов // Психологическая наука и образование. - 2010. - № 2. - C. 109 - 124. 15. Макаев, В. В. Процесс воспитания духовности школьников / В. В. Макаев // Страницы истории педагогики / Гос. образоват. учреждение высш. проф. образования «Пятиг. гос. лингвист. ун-т». - Пятигорск : ПГЛУ, 2010. - Вып. 28. - С. 3-14 . 16. Поздникина, Н. Н. Воспитание подростков в процессе внеклассной работы с ориентацией на духовно-нравственные ценности : автореф. дис. канд. пед. наук : 13.00.01 / Н.Н. Поздникина. - М., 2005. - 26 с. : ил. - Библиогр.: С. 25-26. 17. Проблемы духовно-нравственного воспитания детей и молодежи в современных условиях : сб. науч. тр. / Федер. агентство по образованию, Армавир. гос. пед. ун-т ; отв. ред. Н. К. Андриенко. - Армавир : АГПУ, 2009. 18. Романова, Е. Г. Правовые и социально - педагогические аспекты духовнонравственного воспитания и просвещения школьников / Е. Г. Романова // Воспитание школьников. - 2010. - № 6. - С. 21 - 28. -