Планируемые результаты освоения курса У обучающихся будут сформированы личностные, метапредметные (регулятивные, познавательные, коммуникативные) и предметные универсальные учебные действия. Личностными результатами является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД): Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные поступки можно оценить, как хорошие или плохие. Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей). В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить. Метапредметными результатами является формирование следующих УУД: Регулятивные УУД: Формировать убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни; Применять правила безопасного поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций; Уметь оказать первую помощь пострадавшим; - Уметь предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их проявления, а также на основе информации, получаемой из различных источников; -Уметь принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации для минимизации последствий с учётом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей. Познавательные УУД: -Понимать роли государства и действующего законодательства в обеспечении национальной безопасности и защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, в том числе от экстремизма и терроризма; Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в литературе. Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя литературу, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы в парах, группах. Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы. Коммуникативные УУД: Доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста). Слушать и понимать речь других. Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договоренности и правила (как со сверстниками, так и со взрослыми). Предметными результатами является сформированность следующих умений: Умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата) Использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа Участие в практической деятельности, проведении спортивно-тренировочных мероприятий, приобщение к поисковой и творческой деятельности Поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа Освоение знаний о безопасном поведении человека в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера; о здоровье и здоровом образе жизни; о государственной системе защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций. Воспитание ответственного отношения к окружающей природной среде; к личному здоровью, как индивидуальной, так и общественной ценности; к безопасности личности, общества и государства - Овладение умениями: предвидеть возникновение опасных и чрезвычайных ситуаций по характерным признакам их появления; принимать обоснованные решения и план своих действий в конкретной опасной ситуации, с учетом реальной обстановки и своих возможностей. Программа курса «Я-спасатель» составлена на основе примерной программы для системы дополнительного образования детей под редакцией А.Т. Смирнова.- М.: Просвещение, 2009, программы основы безопасности жизнедеятельности под редакцией А.Т. Смирнова._ М.: Просвещение, 2012. Данная программа реализуется во внеурочной деятельности учащихся в виде занятий кружка отряда «Я-спасатель». Программа обучения направлена на реализацию общекультурного направления ФГОС. Актуальность данной программы в том, что ее содержание отражает основные принципы построения безопасного образования детей, начиная с младшего школьного возраста. Эта программа поможет нашим детям изучить основные правовые документы в области защиты от чрезвычайных ситуаций и ведения аварийно-спасательных работ. Приобрести опыт прохождения туристских маршрутов и навыки основ выживания в экстремальных условиях, изучить инструменты и приборы для ведения спасательных работ, средства защиты от поражающих факторов, способы оказания первой медицинской помощи, меры безопасности при ведении аварийно-спасательных работ, получить психологическую закалку. Результат освоения курса внеурочной деятельности: Личностные универсальные учебные действия У выпускника будут сформированы: – внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»; – ориентация на самоанализ, самоконтроль результата; на понимание оценок учителей, товарищей, родителей и других людей; – основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие; – ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей; – знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение; – развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения; понимание чувств других людей и сопереживание им; – установка на здоровый образ жизни; – основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения; – чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой. Выпускник получит возможность для формирования: – внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательной организации, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебнопознавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний; – компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности; – морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учѐта позиций партнѐров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям; – установки на здоровый образ жизни и реализации еѐ в реальном поведении и поступках; – осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни; – эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь другим и обеспечение их благополучия. Метапредметные универсальные учебные действия Регулятивные универсальные учебные действия Выпускник научится: – оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи; – адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей; – различать способ и результат действия; – вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата. – Выпускник получит возможность научиться: – в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; – преобразовывать практическую задачу в познавательную; – проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; – самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале; – осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания; – самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия. Познавательные универсальные учебные действия Выпускник научится: – осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий с использованием энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве сети Интернет; – осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ; - проявлять познавательную инициативу; – строить сообщения в устной и письменной форме; – ориентироваться на разнообразие способов решения социальных задач; – устанавливать причинноследственные связи в изучаемом круге явлений; – строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях; – обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда объектов, на основе выделения сущностной связи; – устанавливать аналогии; Выпускник получит возможность научиться: – осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотеки сети Интернет; – записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ; – осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме; – осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты; – осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; – строить логическое рассуждение, включающее установление причинноследственных связей; Коммуникативные универсальные учебные действия Выпускник научится: – адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения. – допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии; – учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; – формулировать собственное мнение и позицию; – договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; – строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет; – задавать вопросы; – контролировать действия партнёра; – использовать речь для регуляции своего действия; – адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи. Выпускник получит возможность научиться: – учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной; – учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; – понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы; – аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; – продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников; – с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия; – задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром; – осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; – адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач, планирования и регуляции своей деятельности. Тематическое планирование 5- 7 класс Название Теория Практика темы Пожарная безопасность Цели и задачи пожарной охраны. 1 Причины пожаров в жилом доме. 1 2 Эвакуация при пожаре из здания школы. 1 2 Правила пользования первичными средствами 1 2 пожаротушения. Виды и назначение огнетушителей. 1 Пожарная безопасность в местах массового скопления 1 людей. Знаки пожарной безопасности. 1 Мероприятия по защите населения от ЧС мирного и военного времени Виды противозагов 1 Фильтрующие гражданские противогазы 1 Пользование противогазом 2 Стихийные явления и бедствия, ЧС природного и техногенного характера Стихийные явления и бедствия 1 Агрессивные проявления природной среды: землетрясения, 1 1 смерчи, цунами, сели (правила поведения и способы защиты) Агрессивные проявления природной среды: наводнения, 1 1 лавины, обвалы, оползни и камнепады. (правила поведения испособы защиты) 1 Чрезвычайные ситуации, стихийные бедствия, аварии, катастрофы, эпидемии, технологические катастрофы. (правила поведения и способы защиты) Оказание помощи людям в условиях техногенных ЧС Оказание помощи людям в условиях природной среды. 1 Виды несчастных случаев и ЧС , угрожающих жизни и 1 здоровью людей в условиях природной среды. Поиск и спасение людей при стихийных бедствиях. 1 Использование подручных средств для оказания помощи 1 и спасения пострадавших. Использование специальных спасательных средств. 1 Неотложные работы в ЧС природного и техногенного 1 характера. Сигналы бедствия Международные сигналы бедствия. 1 Подача сигналов бедствия подручными средствами. 1 Азбука Морзе 1 Ориентирование Ориентирование по компасу. 1 Определение азимута. 1 1 1 1 1 1 2 1 1 1 Ориентирование по карте. Использование топографических знаков Составление маршрута Правила оказания ПМП Основы анатомии и физиологии человека. Основы гигиенических знаний Различные виды ранений их причины 1 1 1 Оказание первой помощи пострадавшему при некоторых видах повреждений Общая характеристика кровотечений первая помощь при кровотечениях Первая помощь при термических ожогах Первая помощь при химических отравлениях и ожогах ПМП при переломах, длительном сдавливании конечностей МПМ при повреждениях глаз, уха, горла и носа. ИТОГО 1 2 1 2 1 1 2 1 2 1 1 1 1 1 1 2 68 часов Тематическое планирование 8-9 класс Название темы Теория Практик а Создание системы защиты населения. Российская система предупреждения и действий ЧС Российская система предупреждения и действий в ЧС 1 Поисково – спасательные службы 1 Основы безопасного ведения спасательных работ Основы безопасности ведения спасательных работ. 1 Определение опасных и безопасных зон. 1 Организация охраны общественного порядка 1 Поисково – спасательные работы с элементами ГО Правила одевания ОЗК. 2 1 Одевание ОЗК. 1 Прохождение зараженной зоны. Средства пожаротушения. 6 Виды огнетушителей 2 1 Огнетушитель порошковый, приемы работы 1 Огнетушители пенные и углекислотные, приемы работы 1 Подручные средства пожаротушения, приемы работы Боевое развертывание. 1 Пожарная безопасность и поведение при пожарах Способы тушения пожаров 1 Оказании помощи при пожаре 1 2 1 3 3 2 2 2 1 2 4 Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи Основные виды травм 2 Состав походной аптечки. 1 2 Оказание первой медицинской помощи при порезах, 3 1 ожогах, укусах насекомых Первая медицинская помощь при отравлении 3 1 пищевыми продуктами 1 Первая медицинская помощь при отравлении газами 3 Изготовление носилок из подручных материалов. 3 1 Правила транспортировки пострадавшего 1 3 Первая медицинская помощь при переломах 1 4 конечностей ИТОГО 68 часа