РП школьная служба примирения

Пояснительная записка.
В школе, где обучаются дети из разных социальных слоев, разных
национальностей, неминуемо возникает много конфликтов, противоречий,
проявлений напряжения и агрессии. Если к этому добавить максимализм
подросткового возраста и борьбу ребят за свой статус – то получается «гремучая
смесь». Но на данную ситуацию можно посмотреть и с другой стороны.
Школьная служба примирения — детско-взрослая команда, которая
реализует в школе восстановительный подход к конфликтам, а также
правонарушениям несовершеннолетних.
Как доказывает практика, грамотный выход из конфликтной ситуации – это
целая наука: знания о сущности, причинах, механизмах разрешения конфликта,
умения сдерживать свои эмоциональные реакции, понимание состояния своего
оппонента и в целом всей ситуации, прогнозирование последствий конфликта.
Помочь сторонам конфликта может посредник – медиатор, организующий
своеобразный диалог между ними. Чем раньше человек освоит умения управления
конфликтной ситуацией, научится помогать восстанавливать отношения между
людьми, то он будет более эффективно и успешно решать свои личностные и
профессиональные задачи.
Новизна программы «школьная служба примирения» основана на привлечении
волонтеров («группы равных») из числа обучающихся к формированию
бесконфликтного пространства в школе.
Программа внеурочной деятельности «Школьная служба примирения»
ориентирована на обучающихся
11-18 лет, интересующихся вопросами
восстановительной медиации и готовыми быть членами школьной службы
примирения.
Данный курс рассчитан на 1 учебный год. Занятия по программе проводятся по
двум возрастным группам: 5-8 классы — 1 раз в неделю по 3 часа, всего 102 часа и
9-11 классы — 1 раз в неделю по 3 часа, всего 102 часа. Программа предполагает
как теоретические, так и практические занятия.
Цель программы: теоретическая и практико-ориентированная подготовка
потенциальных представителей школьной службы примирения
Задачи программы:
 сформировать у участников представление о медиации как альтернативном
способе разрешения конфликтов в подростковой среде;
 создать условия для освоения участниками позиции медиатора;
 ознакомить участников с программами, подходами, техниками медиации с
подростками;
 способствовать развитию коммуникативных навыков у участников.
Программа предусматривает следующие формы и методы проведения занятий:
 тренинговые и интерактивные занятия;
 ролевая игра;
 разбор сложных ситуаций (групповая дискуссия);
 проектирование;

 обратная связь;
 диспут;
 мозговой штурм;
 лекция;
 беседа.
Ведущей формой организации занятий является групповая работа.
Ожидаемый результат:
 Сформированность личностных качеств обучающихся подросткового
возраста, направленные на снижение количества межличностных
конфликтов в образовательной организации.
 Повышение информированность о способах урегулирования конфликтов,
стратегиях поведения в конфликтных ситуациях.
 Соблюдение культуры поведения и общения, правильных взаимоотношений.
 Сформировать навык конструктивно разрешать разнообразные и
разнонаправленные конфликты, возникающие в образовательной среде.
 Умение использовать медиативный подход и создавать условия для выбора
ненасильственных стратегий поведения в ситуациях напряжения и стресса.
 Умение транслировать полученные знания в ученической среде.
 Развитие переговорные компетентности, умение применять на практике
коммуникативные инструменты медиатора.
Тематическое планирование.
№
п/п
1.

2.
3.

4.
5.

6.
7.
8.

Тема

Количество Теория Практика
часов
Вводное. Для чего нужна служба 3
1
2
школьной медиации. Знакомство.
Сплочение группы.
Понятие общения в психологии. 3
1
2
Виды общения. Тренинг.
Активное и пассивное слушание. 3
1
2
Овладение
техникой
активного
слушания.
Практическая
работа
«Техника 3
3
активного слушания».
Как научиться управлять своими 3
3
эмоциями. Практическая работа
«Управление эмоциями».
Знакомство
с
понятиями 3
3
«конфликт», «спор», «дискуссия»
Виды
школьных
конфликтов. 3
1
2
Изучение правил ведения спора
Изучение причин возникновения 3
3
конфликта.
Изучение
видов
протекания конфликта.

9.

10.

11.
12.

13.

14.

15.

16.

17.

18.
19.

20.
21.
22.

23.
24.

25.
26.

Изучение
стадий
протекания
конфликта. Стратегии поведения в
конфликтной ситуации
Способы
урегулирования
конфликтов. Способы профилактики
конфликтов
Как провести беседу с участниками
конфликта (с элементами практики)
Практическая работа: «Работа с
конфликтами: между родителями и
детьми»
Практическая работа: «Работа с
конфликтами: между педагогом и
учеником»
Практическая работа: «Работа с
конфликтами:
между
двумя
учениками одного класса»
Практическая работа: «Работа с
конфликтами: между учеником и
группой учащихся одного класса»
Агрессия: мотивы агрессивного
поведения;
способы
снижения
агрессии в конфликте
Осознание различных проявлений
агрессии и умение проводить ее
мониторинг.
Работа с гневом и злостью. Тренинг.

3

3

-

3

3

-

3

2

1

3

-

3

3

-

3

3

-

3

3

-

3

3

2

1

3

2

1

3

-

3

Отработка конструктивных способов
управления собственной агрессией и
агрессией оппонентов.
Разрешение конфликтов с помощью
медиации.
Программа примирения. Этапы и
задачи программы примирения
Как провести беседу с участниками
конфликта?
Восстановительные
технологии медиации
Компетенции медиатора на этапах
примирительных программ
Качества и навыки медиатора.
Коммуникативные техники в работе
медиатора
Отработка первого этапа – получение
дела
Отработка
второго
этапа
–
предварительная
встреча
с
обидчиком и с потерпевшим

3

1

2

3

2

1

3

2

1

3

2

1

3

3

-

3

1

2

3

1

2

3

1

2

3

1

2

3

1

2

3

3

-

3

2

1

3

-

3

3

-

3

33.

Отработка
третьего
этапа
–
примирительной
встречи
конфликтующих сторон
Обсуждение потребности обидчика
на встрече. Обсуждение потребности
жертвы на встрече
Заключение
примирительного
договора
Заполнение
документации
по
программам примирения
Интерактивное занятие с элементами
тренинга
для
учащихся
«Разноцветный мир эмоций»
Интерактивное занятие с элементами
тренинга для учащихся
«Мастерская общения»
Итоговое занятие.

3

1

2

34.

итого

102

27.

28.

29.
30.
31.

32.

Литература:
1. Сайт А.Ю.Коновалова http://www.8-926-145-87-01.ru/
2. «В помощь школьным службам примирения» Сборник методических
материалов. Сост. Макурина Ю.В., Грихутик Н.Н. 2008 г.
3. «Медиация как способ решения конфликтов в образовательном процессе»
Кузичкина Л.А.
4. Литвинов А.В. Основной курс медиации. – М., 2011.
5. Микляева А.В. Я – подросток. Программа уроков психологии. – СПб., 2006.
6. Практикум по психологическим играм с детьми и подростками / под ред.
М.Р. Битяновой. – СПб., 2011.
7. Психологический тренинг в группе. Игры и упражнения. – М., 2012.
8. Редлих А., Миронов Е. Модерация конфликтов в организации. – СПб.: Речь,
2009.
9. Фопель К. Групповая сплоченность. – М., 2011.
10.Хрящева Н.Ю. Психогимнастика в тренинге. – СПб.,2001.
11.Шабалина В.В. Виртуальная мастерская: подготовка посредников –
волонтеров подростковой психологической службы. – СПб., 2001.
12.«Школьная служба примирения – способ позитивной самореализации
подростков» Халабузарь А.Б.,2013г.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».