Пояснительная записка. В школе, где обучаются дети из разных социальных слоев, разных национальностей, неминуемо возникает много конфликтов, противоречий, проявлений напряжения и агрессии. Если к этому добавить максимализм подросткового возраста и борьбу ребят за свой статус – то получается «гремучая смесь». Но на данную ситуацию можно посмотреть и с другой стороны. Школьная служба примирения — детско-взрослая команда, которая реализует в школе восстановительный подход к конфликтам, а также правонарушениям несовершеннолетних. Как доказывает практика, грамотный выход из конфликтной ситуации – это целая наука: знания о сущности, причинах, механизмах разрешения конфликта, умения сдерживать свои эмоциональные реакции, понимание состояния своего оппонента и в целом всей ситуации, прогнозирование последствий конфликта. Помочь сторонам конфликта может посредник – медиатор, организующий своеобразный диалог между ними. Чем раньше человек освоит умения управления конфликтной ситуацией, научится помогать восстанавливать отношения между людьми, то он будет более эффективно и успешно решать свои личностные и профессиональные задачи. Новизна программы «школьная служба примирения» основана на привлечении волонтеров («группы равных») из числа обучающихся к формированию бесконфликтного пространства в школе. Программа внеурочной деятельности «Школьная служба примирения» ориентирована на обучающихся 11-18 лет, интересующихся вопросами восстановительной медиации и готовыми быть членами школьной службы примирения. Данный курс рассчитан на 1 учебный год. Занятия по программе проводятся по двум возрастным группам: 5-8 классы — 1 раз в неделю по 3 часа, всего 102 часа и 9-11 классы — 1 раз в неделю по 3 часа, всего 102 часа. Программа предполагает как теоретические, так и практические занятия. Цель программы: теоретическая и практико-ориентированная подготовка потенциальных представителей школьной службы примирения Задачи программы: сформировать у участников представление о медиации как альтернативном способе разрешения конфликтов в подростковой среде; создать условия для освоения участниками позиции медиатора; ознакомить участников с программами, подходами, техниками медиации с подростками; способствовать развитию коммуникативных навыков у участников. Программа предусматривает следующие формы и методы проведения занятий: тренинговые и интерактивные занятия; ролевая игра; разбор сложных ситуаций (групповая дискуссия); проектирование; обратная связь; диспут; мозговой штурм; лекция; беседа. Ведущей формой организации занятий является групповая работа. Ожидаемый результат: Сформированность личностных качеств обучающихся подросткового возраста, направленные на снижение количества межличностных конфликтов в образовательной организации. Повышение информированность о способах урегулирования конфликтов, стратегиях поведения в конфликтных ситуациях. Соблюдение культуры поведения и общения, правильных взаимоотношений. Сформировать навык конструктивно разрешать разнообразные и разнонаправленные конфликты, возникающие в образовательной среде. Умение использовать медиативный подход и создавать условия для выбора ненасильственных стратегий поведения в ситуациях напряжения и стресса. Умение транслировать полученные знания в ученической среде. Развитие переговорные компетентности, умение применять на практике коммуникативные инструменты медиатора. Тематическое планирование. № п/п 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. Тема Количество Теория Практика часов Вводное. Для чего нужна служба 3 1 2 школьной медиации. Знакомство. Сплочение группы. Понятие общения в психологии. 3 1 2 Виды общения. Тренинг. Активное и пассивное слушание. 3 1 2 Овладение техникой активного слушания. Практическая работа «Техника 3 3 активного слушания». Как научиться управлять своими 3 3 эмоциями. Практическая работа «Управление эмоциями». Знакомство с понятиями 3 3 «конфликт», «спор», «дискуссия» Виды школьных конфликтов. 3 1 2 Изучение правил ведения спора Изучение причин возникновения 3 3 конфликта. Изучение видов протекания конфликта. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. Изучение стадий протекания конфликта. Стратегии поведения в конфликтной ситуации Способы урегулирования конфликтов. Способы профилактики конфликтов Как провести беседу с участниками конфликта (с элементами практики) Практическая работа: «Работа с конфликтами: между родителями и детьми» Практическая работа: «Работа с конфликтами: между педагогом и учеником» Практическая работа: «Работа с конфликтами: между двумя учениками одного класса» Практическая работа: «Работа с конфликтами: между учеником и группой учащихся одного класса» Агрессия: мотивы агрессивного поведения; способы снижения агрессии в конфликте Осознание различных проявлений агрессии и умение проводить ее мониторинг. Работа с гневом и злостью. Тренинг. 3 3 - 3 3 - 3 2 1 3 - 3 3 - 3 3 - 3 3 - 3 3 2 1 3 2 1 3 - 3 Отработка конструктивных способов управления собственной агрессией и агрессией оппонентов. Разрешение конфликтов с помощью медиации. Программа примирения. Этапы и задачи программы примирения Как провести беседу с участниками конфликта? Восстановительные технологии медиации Компетенции медиатора на этапах примирительных программ Качества и навыки медиатора. Коммуникативные техники в работе медиатора Отработка первого этапа – получение дела Отработка второго этапа – предварительная встреча с обидчиком и с потерпевшим 3 1 2 3 2 1 3 2 1 3 2 1 3 3 - 3 1 2 3 1 2 3 1 2 3 1 2 3 1 2 3 3 - 3 2 1 3 - 3 3 - 3 33. Отработка третьего этапа – примирительной встречи конфликтующих сторон Обсуждение потребности обидчика на встрече. Обсуждение потребности жертвы на встрече Заключение примирительного договора Заполнение документации по программам примирения Интерактивное занятие с элементами тренинга для учащихся «Разноцветный мир эмоций» Интерактивное занятие с элементами тренинга для учащихся «Мастерская общения» Итоговое занятие. 3 1 2 34. итого 102 27. 28. 29. 30. 31. 32. Литература: 1. Сайт А.Ю.Коновалова http://www.8-926-145-87-01.ru/ 2. «В помощь школьным службам примирения» Сборник методических материалов. Сост. Макурина Ю.В., Грихутик Н.Н. 2008 г. 3. «Медиация как способ решения конфликтов в образовательном процессе» Кузичкина Л.А. 4. Литвинов А.В. Основной курс медиации. – М., 2011. 5. Микляева А.В. Я – подросток. Программа уроков психологии. – СПб., 2006. 6. Практикум по психологическим играм с детьми и подростками / под ред. М.Р. Битяновой. – СПб., 2011. 7. Психологический тренинг в группе. Игры и упражнения. – М., 2012. 8. Редлих А., Миронов Е. Модерация конфликтов в организации. – СПб.: Речь, 2009. 9. Фопель К. Групповая сплоченность. – М., 2011. 10.Хрящева Н.Ю. Психогимнастика в тренинге. – СПб.,2001. 11.Шабалина В.В. Виртуальная мастерская: подготовка посредников – волонтеров подростковой психологической службы. – СПб., 2001. 12.«Школьная служба примирения – способ позитивной самореализации подростков» Халабузарь А.Б.,2013г.