РП Волонтер

1.Пояснительная записка
В Общенациональной программе развития воспитания детей в РФ важнейшими
проблемами воспитания названы размытость нравственных представлений и гражданских
принципов детей и молодежи и асоциальное поведение подростков. Одной из задач
гражданского и патриотического воспитания является формирование у детей активной
жизненной и гражданской позиции, основанной на готовности к участию в общественнополитической жизни страны и государственной деятельности.
Важнейшей задачей становится формирование у подрастающего поколения навыков
социальной и личностной компетентности, позволяющих им противостоять приобщению к
употреблению психоактивных веществ, алкоголизму, курению в условиях давления
социального окружения: умения общаться, понимать других людей, а также собственного
достоинства и уважения к другим, умения отстаивать свое мнение, считаться с мнением
окружающих, противостоять внешнему давлению.
Ушедшие в прошлое старые формы организации досуга обучающихся и изменившаяся
социально-экономическая обстановка в стране требуют появления новых подходов и методов
активизации подростков. Волонтёрское движение является одной из таких форм работы.
Поэтому программа внеурочной деятельности «Волонтер» является актуальной.
Волонтеры (от англ. Volunteer - доброволец) – это люди, делающие что-либо по своей
воле, по согласию, а не по принуждению. Волонтерские или добровольческие организации - это
свободные союзы людей, объединенных каким-либо общим специальным интересом. Их
деятельность связана, как правило, с благотворительностью, милосердием. В России сегодня
действует много молодежных волонтерских объединений, которые занимаются пропагандой
здорового образа жизни. Волонтерское движение сейчас развивается бурно. И одна из
основных причин этого – добровольность и свобода выбора. Добровольно выбранная социально
значимая деятельность неизмеримо выше для личности подростка навязанной извне. К тому же,
формирование компетентности возможно только в единстве с ценностями человека, т.е. при
глубокой личной заинтересованности человека в данном виде деятельности. Главная цель
курса внеурочной деятельности «Волонтер» – внести вклад в физическое и духовнонравственное оздоровление общества, сделать жизнь окружающих светлее и ярче.
Цель программы:
1. Развивать новое направление внеурочной деятельности - волонтерское движение в
школе, активация обучающихся на добровольческую деятельность.
2. Членами волонтерского движения оказывать позитивное влияние на сверстников при
выборе ими жизненных ценностей.
3. Формирование в детской и юношеской среде негативного отношения к употреблению
психоактивных веществ, навыков социально-ответственного поведения, а также
пропаганда здорового образа жизни.
4. Внедрение новых форм организации занятости детей для развития их самостоятельной
познавательной деятельности, профилактики вредных привычек, воспитания здорового
образа жизни.
5. Формирование позитивных установок учащихся на добровольческую деятельность.
Задачи:

1. Пропаганда здорового образа жизни с помощью различных видов деятельности.
2. Показать преимущества здорового образа жизни на личном примере.
3. Пропагандировать здоровый образ жизни (при помощи акций, тренинговых занятий,
4.
5.
6.
7.
8.
9.

тематических выступлений, конкурсов и др.)
Сформировать сплоченный деятельный коллектив волонтеров.
Возрождение идеи шефства, как средства распространения волонтерского движения.
Предоставлять детям информации о здоровом образе жизни;
Создание условий, позволяющих обучающимся своими силами вести работу, направленную
на снижение уровня алкоголизма, табакокурения, потребления ПАВ в подростковой среде.
Снижение количества обучающихся, состоящих на внутришкольном учете и учете в КДН.
Образование механизма работы школы с окружающим социумом, через организацию
социально-поддерживающих сетей сверстников и взрослых для детей и семей «группы
риска».

Рабочая программа внеурочной деятельности «Волонтер» на основе:
- программы дополнительного образования «Я волонтер», составитель Жевлакова Наталья
Александровна;
- программы внеурочной деятельности «Мы – волонтёры», составитель педагог
дополнительного образования Вахрушева М.В.
2. Общая характеристика курса
Программа внеурочной деятельности «Волонтер» в МБОУ Юшалинская СОШ № 25 преследует
основную идею – воспитать поколение тех, кто способен помочь и понять, что важны не слова
жалости, а отношения на равных и реальная помощь, основанная на уважении к человеку.
Активная жизненная позиция волонтеров, умение взаимодействовать и включаться в
проект, умение получать и передавать информацию – это то, чем должен обладать волонтер для
успешной работы. По принципу “равный - равному” волонтеры будут передавать сверстникам
информацию на занятиях с элементами тренинга, в ролевых и интерактивных играх, через
стенгазеты и листовки. Обучая других, будут обучаться сами. Сам волонтер обретет
самоуважение, станет уверенным и привлекательным для окружающих. В дальнейшей жизни
им проще будет общаться, взаимодействовать и включаться в любую деятельность, они будут
уметь оказывать положительное влияние на людей, легко занимать лидерские позиции,
проявлять в то же время толерантность и уважение к окружающим.
В процессе деятельности волонтеры будут взаимодействовать с внешним миром:


во-первых, взаимодействуя между собой в процессе деятельности, приобретают умения
работать в команде, учатся разрешать конфликты, включаться в проект, несут
ответственность (сама волонтерская деятельность (подготовка выступлений, проведение
акций, игр, участие в конкурсах, проведение соц. опросов, анкетирования);

во-вторых, передавая информацию вовне, своим сверстникам, по принципу “равный равному”, проводя Дни профилактики с тематическими информационными выходами в классы,
профилактические занятия, профилактические сказки, театрализованные конкурсы,
агитационные выступления, интерактивные игры, акции, оформление информационных
листовок, тематического уголка.

Направления работы
 духовно-нравственное воспитание – проектная, просветительская деятельность;






патриотическое и гражданское воспитание – шефство; благоустройство школы и села;
здоровьесберегающее – пропаганда ЗОЖ;
формирование толерантности – организация детского досуга;
профилактика правонарушений – педагогическая экспедиция, создание листовок;



профессиональное становление – организация досуга детей на переменах, цикл
классных часов для учащихся школ.

Все это будет способствовать формированию социальной компетентности и духовнонравственному развитию обучающихся.
Программа "Волонтер" социальной и духовно-нравственной направленности создана для
обучающихся 6-7 классов. Возраст – 11 – 14 лет.
Режим занятий: 1 занятие в неделю по 1 час на 34 учебных недели.
Задания направлены на освоение теоретической базы волонтёрского движения, а также
их практической реализации. Практические занятия проводится в форме бесед, игр, тренингов,
проектов, экологических десантов.
3. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса
Личностные результаты освоения программы «Волонтёр»:

формирование духовно-нравственных качеств, приобретение знаний о принятых в
обществе нормах отношения к памятникам культуры, к людям, к окружающему миру;

формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому
человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог с
другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на
основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения,
осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности.
Метапредметные и предметные результаты освоения программы «Волонтёр!»
проявляются в:
 расширении круга приёмов составления разных типов плана;
 умении работать со справочными материалами и Интернет-ресурсами, планировать
волонтёрскую деятельность;
 обогащении ключевых компетенций (коммуникативных, деятельностных и др.);
 умении организовывать волонтёрскую деятельность;
 способности оценивать результаты волонтёрской деятельности собственной и
одноклассников.

4. Содержание курса



























Введение в курс «Волонтер» - 1 занятие.
Из истории волонтерского движения в мире и России. Создание волонтерского отряда.
Обучающиеся узнают об истории волонтерского движения в России и за рубежом.
Познакомятся с правами и обязанностями волонтеров. Визитка отряда «Волонтер».
Урок добра. Акция «Добрая осень» – 3 занятия.
Знакомство с историей акции «Белый цветок». Изготовление открыток ко Дню
пожилого человека. Поздравление ветеранов педагогического труда с Днем пожилого
человека.
Безопасность – 4 занятия.
Беседа о безопасности в школе. Определение направлений работы по данному
направлению для учащихся начального звена.. Акция «Безопасная перемена».
Изготовление игровых снарядов для игр на перемене.
Толерантность – 4 занятия.
Беседа о толерантности. Организация выставки плакатов и рисунков. Коммуникативные
игры, тренинги на сплочение классных коллективов.
Милосердие – души усердие – 6 занятий.
Участие в акции «Покормите птиц зимой» Обучающиеся определяют круг людей,
нуждающихся в заботе и внимании - это дети с ограниченными возможностями,
пожилые одинокие люди. Волонтёры оказывают им помощь, в виде сувениров к Новому
году, учатся относится к ним с уважением и заботой.
Вредные привычки. Здоровый образ жизни – 4 занятия.
Беседа о вредных привычках. Анкетирование обучающихся по теме «Вредные
привычки». Обучающиеся изучат права ЗОЖ, оценят свой образ жизни в соответствии с
ЗОЖ. Подвижные игры на свежем воздухе (создание каталога игр на улице и
практическое занятие).
Экология – 6 занятий.
Выращивание рассады для школьной клумбы, разбивка и посадка цветов участие в
трудовом десанте по уборке школьной территории. Распространение информационных
листовок с призывом о соблюдении чистоты.
Память – 5 занятий..
Ребята приберут территорию у памятников погибшим солдатам., примут участие в
митинге, посвященному Дню победы и в акции «Бессметный полк», высадят цветы на
клумбу у памятников.
Итоги года – 1 занятие.
Подведение итогов года. Поощрение наиболее активных членов волонтерского
движения. Оформление летописи отряда «Волонтёр».

5. Календарно-тематическое планирование.

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.

Кто такие волонтеры? История волонтерского движения в мире и в России.
Права и обязанности волонтеров. Визитка отряда «Волонтер».
Урок добра. Акция «Добрая осень». Изготовление открыток ко Дню
пожилого человека.
Поздравление ветеранов педагогического труда с днем пожилого человека
и днем учителя.
Откровенный разговор о самих себе.
Акция «Память». Уборка у памятников солдатам, погибшим в ВОВ.
Беседа о безопасности в школе. Как сделать перемену безопасной?
Акция «Безопасная перемена». Изготовление игровых снарядов для игр
учащихся начальных классов.
Акция «Безопасная перемена». Разработка конкурсов и игр на перемене.
Что такое толерантность? Толерантность к другим: разные миры.
Мы такие разные! Национальные народные игры-энергизаторы.
Оформление стенгазеты «На планете толерантности».
Тренинг для учащихся начальной школы «Радость общения».
Уроки милосердия. Акция «Покормите птиц зимой». Изготовление
кормушек.
«Такие, как мы». Беседа о людях с ОВЗ. Просмотр и обсуждение
видеофильма.
Акция «Дарить тепло и радость людям» (изготовление сувениров к
Новому году одиноким пожилым людям и инвалидам).
Акция «Неделя добрых слов и добрых пожеланий». Выпуск листовок и
распространение их в школе и поселке.
Подведение итогов уроков милосердия. Оформление «Летописи добрых
дел».
Акция «Память». Уборка у памятников солдатам, погибшим в ВОВ.
«Поговорим о вредных привычках». Устный журнал (4 класс).
Мы за ЗОЖ. Проект «Мой образ жизни – пример для подражания.»
Оформление стенгазеты на тему: «Здоровый образ жизни – это здорово!»
День Земли. Познавательное мероприятие.
Акция «Цветами улыбается земля». Выращивание рассады для школьных
клумб.
Оформление и распространение листовок с обращением к жителям поселка
о сохранении чистоты.
Конкурс рисунков в защиту окружающей среды «Сохраним нашу планету».
Акция «Память». Уборка у памятников солдатам, погибшим в ВОВ.
Участие в митинге к 9 мая. Уборка территории после митинга.
Акция «Память». Посадка цветов в клумбы у памятников.
«Наши добрые дела». Подведение итогов. Оформление Летописи отряда
«Волонтёр».

1 час
2 часа
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
2 час
1 час
1 час
1 час
2 часа
1 час
1 час
2 часа
2 часа
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час

6.Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения курса

Материально-техническое обеспечение:
Кабинет, компьютер, доступ к Интернету
Список литературы:
1. Моров А. В. Зарубежный опыт деятельности волонтеров неправительственных
организаций по профилактике девиантного поведения подростков: Метод. пособие/ А.В
Моров. -М.: Изд-во ИСПС РАО, 2005.-110с.
2. Полехина Л.В. Волонтеры и волонтерское движение: Сборник реферативных
материалов/Л. В. Полехина, В.А.Данович, М. А.Чернова.- Днепропетровск, 1999.-128с.
3. Социальная работа с молодежью / Учебное пособие / Под ред. Д.п.н. проф. Н. Ф. Басова
– М.: Издательско – торговая корпорация «Дашков и К»; 2007. 382.
4. Сборник методических материалов для проведения мероприятий по профилактике
негативных явлений в молодежной среде. – Вологда, 2007.
5. Евсеева А. Н. Привлечение добровольцев к работе учреждений социального
обслуживания / А. Н. Евсеева // Работник социальной службы. – 2004. - №1. С. 10-13.
6. Ершова Н. Н. Модель привлечения волонтеров к социально – профессиональной работе
в подростковой и молодежной среде / Н. Н. Ершова // Беспризорник. – 2007. - №2. – С.
20-23.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».