РП Веснушки

1

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа «Эстрадный вокал» относится к программам художественной
направленности. Ввиду популярности эстрадного пения среди детей и
молодежи, программа актуальна и непосредственно применима для обучения в
студии эстрадного вокала.
Спецификой курса эстрадного вокала является его комплексность,
проявляющаяся в интеграции таких составляющих как постановка голоса и
сценическое мастерство (сценическая речь и сценическое движение).
Данная программа разработана на базе примерной учебной программы
«Эстрадное пение» (2002 г., г. Москва, Министерство культуры РФ, Научнометодический центр по художественному образованию).
Цель: воспитать культуру эстрадного исполнительства у начинающих певцов,
максимально раскрыть вокальный и творческой потенциал личности
обучающегося.
Задачи:
1.Образовательные:
 сформировать вокальные навыки у обучающихся (основы физиологии
голосового аппарата, музыкальная и вокальная грамотность, правильное и
естественное звукообразование, певческое дыхание, верная артикуляция,
четкая дикция, чистая интонация);
 обучить правилам орфоэпии;
 обучить приемам сценического движения и актерского мастерства;
 обучить приемам самостоятельной и коллективной работы, само- и
взаимоконтроля.
2. Воспитательные:
 помочь в выстраивании межличностных отношений и развитии
коммуникативных навыков
 создать условия эмоционального включения в творческий процесс (верная
мотивация, поддерживать желание достичь поставленную цель),
3. Развивающие:
 приобщить к концертной деятельности (участие в концертах, конкурсах и
фестивалях детского творчества и т. д.);
 расширить кругозор (знакомство детей с образцами мировой вокальной
музыки);
 развить чувство ритма и координацию движений;
 развить творческий потенциал ученика.

2

Участники студии эстрадного вокала
В вокальный кружок могут быть зачислены дети с 7 до 18 лет, при
наличии у них достаточно выраженных голосовых данных, хорошего
музыкального слуха, хорошей музыкальной памяти, хорошего чувства ритма,
намечающейся художественной выразительности. Занятия первого месяца
следует считать испытательными, определяющими целесообразность
пребывания учащихся в студии. Выпускники не старше 18 лет на начало
учебного года могут посещать занятия студии.
Продолжительность учебного процесса. Формы занятий.
Курс эстрадного вокала проходит в виде групповых (вокальный ансамбль)
и индивидуальных занятий.
Группа – от 4 до 10 человек. Учащиеся посещают групповые занятия один раз в неделю - 2 часа, или два раза в неделю по 1 часу, 68 часов в год.
Продолжительность одного занятия 40 минут.
Индивидуальные занятия проходят 1-2 раза в неделю, 34 учебных недель,
34-68 часов в год, Продолжительность одного занятия 30 минут.
Продолжительность учебного года: 9 месяцев (34 учебные недели).
Обучение проводится в течение всего календарного года, включая
каникулярное время, в форме культурно-досуговой деятельности (посещения
выставок, музеев, концертов, экскурсий, участия в массовых мероприятиях,
культпоходов в кино и театры), кроме летнего периода, когда учащиеся 1, 2, 3
года обучения получают задания для самостоятельной работы на лето.
Ожидаемые результаты и определение результативности
За курс эстрадного вокала дети должны освоить следующее:
- знать основы физиологии голосового аппарата, быть музыкально и
вокально - грамотным, петь по возможности правильно и естественно, иметь
хорошую артикуляцию и четкую дикцию, чисто интонировать;
- уметь самостоятельно работать;
- уметь работать в коллективе;
- по возможности участвовать в концертах и конкурсах.
Способы определения результативности – сложность качественно
исполняемых произведений, удачные выступления на концертах и конкурсах.
Ожидаемые результаты: обучащийся, закончивший курс «Эстрадного
пения» должен иметь сформированный комплекс духовно-нравственных
качеств и эстетический вкус. Он должен обладать исполнительскими навыками,
уметь грамотно выразительно исполнять вокальное произведение, обладать
артистизмом и иметь собственное отношение к исполняемому произведению.

3

Критерии оценки промежуточной и итоговой аттестации
Для оценки успеваемости детей используется уровневая система оценок:
Высокий уровень - предполагает качественное исполнение музыкального
произведения, с учетом его характера, стиля, образа, правильного темпа,
точной динамики и выразительного исполнения. Присутствует добросовестное
отношение к посещению и хорошая работа в кружке. Обучающиеся
принимают активное участие в концертной жизни поселка, участвуют в
конкурсах различного уровня.
Средний уровень - старательное отношение к работе в коллективе,
неплохое исполнение вокальных произведений, с учетом динамики, темпа,
фразировки, характера, но с небольшими погрешностями в исполнении.
Обучающиеся принимают участие в концертах учреждения и участвуют в
конкурсах.
Низкий уровень - предполагает исполнение вокальных произведений со
значительными погрешностями: маловыразительное пение, неточная
интонация, плохая дикция, сбивчивость в тексте и пр. Обучающиеся
принимают участие в концертах в составе ансамбля.
Формы подведения итогов.
- концерт в каждые два месяца;
- участие в мероприятиях Дома культуры
- участие в районных областных, всероссийских конкурсах и фестивалях;
ПЛАН ЗАНЯТИЙ
I год обучения
Цель – постановка голоса, воспитание певческой культуры
Задачи:
1. Постановка вокального (диафрагмального) дыхания.
2. Формирование полноценной тембральной окраски.
3. Создание вокально-речевого слова.
4. Выравнивание музыкальной интонации.
5.Расширение вокального диапазона.
6. Сценическое движение.

4

II год обучения
Цель: постановка голоса и работа в коллективе, продолжение работы над
задачами первого года обучения,
Задачи:
1. Обучение навыкам работы с микрофоном;
2. Поиск оптимального эстрадного стиля и манеры исполнения;
3. Работа над музыкальным материалом;
4. Работа над двух- и трехголосием.
III год обучения:
Цель: постановка голоса, творческое развитие, продолжение работы над
задачами первого и второго года обучения,
- Задачи:
1. Расширение вокального диапазона;
2. Сценическое мастерство;
3. Работа над многоголосием;
4. Импровизация
IV год обучения
Цель: закрепление приобретенных навыков и дальнейшее творческое развитие
Задачи:
1. Расширение вокального диапазона;
2. Сценическое мастерство;
3. Работа над многоголосием;
4. Импровизация

5

Учебный план. Ансамбль.
№
п/п

Тема занятий

I год
1.
Вокальноинтонационные
упражнения, постановка
диафрагмального
дыхания, выравнивание
музыкальной интонации.
2.
Создание вокальноречевого слова
3.
Сценическое движение
4.
Работа над
произведениями
Итого:
II год
1.
Вокальноинтонационные
упражнения, постановка
диафрагмального
дыхания, выравнивание
музыкальной интонации.
2.
Обучение навыкам
работы с микрофоном
3.
Работа над
произведениями
4.
Работа над двух- и
трехголосием
Итого:
III год
1.
Вокальноинтонационные
упражнения, постановка
диафрагмального
дыхания, выравнивание
музыкальной интонации.
2.
Работа над
произведениями, стиль
и манера исполнения

Количествово часов
Всего
Теория Практика

Формы
аттестации/
контроля

18

2

16

Прослушивани
е

8

2

6

исполненние

4
38

2
8

2
30

Наблюдение
Концерт

68

14

54

16

2

14

Прослушивани
е

4

1

3

Концерт

38

8

30

Концерт

10

5

5

Концерт

68

16

52

12

2

10

Прослушивани
е

38

8

30

Концерт

6

Работа над
многоголосием
4.
Сценическое мастерство
5.
Обучение навыкам
работы с микрофоном
Итого:
IV год обучения
1.
Вокальноинтонационные
упражнения
2.
Работа над
многоголосием
3.
Работа над вокальными
произведениями
4.
Сценическое мастерство
Итого:
3.

8

2

6

наблюдение

4
6

2
2

2
4

Наблюдение
Концерт

68

16

52

12

2

10

Прослушивани
е

8

4

4

Выступление

40

20

20

Концерт

8
68

2
28

6
40

Наблюдение

Учебный план. Сольное пение.
№
п/п

Тема занятий

I год
1.
Вокальноинтонационные
упражнения, постановка
диафрагмального
дыхания, выравнивание
музыкальной интонации.
2.
Создание вокальноречевого слова
3.
Сценическое движение
4.
Работа над
произведениями
Итого:
II год
1.
Вокальноинтонационные
упражнения, постановка
диафрагмального
дыхания, выравнивание

Всего

Кол-во часов
Теория
Практика

Формы
аттестации/
контроля

12

2

10

Прослушива
ние

5

2

3

5
12

2
2

3
10

Прослушива
ние
Наблюдение
Концерт

34

8

26

20

4

16

Прослушива
ние

7

музыкальной интонации.
2.
Обучение навыкам
работы с микрофоном
3.
Работа над
произведениями, поиск
стиля и манеры
исполнения
Итого:
III год
1.
Вокальноинтонационные
упражнения, постановка
комплексного дыхания,
выравнивание
музыкальной интонации,
импровизация.
2.
Работа над
произведениями, поиск
стиля и манеры
исполнения
3.
Сценическое мастерство
4.
Обучение навыкам
работы с микрофоном
Итого:
IV год
1.
Вокальноинтонационные
упражнения,
импровизация
2.
Работа над вокальными
произведениями
3.
Сценическое мастерство
Итого:

10

2

8

Концерт

38

8

30

Концерт

68

14

54

16

4

12

Прслушиван
ие

36

6

30

Концерт

8
8

1
1

7
7

Наблюдение
Концерт

68

12

56

18

2

16

Прослушива
ние

36

6

30

Концерт

14
68

2
10

12
58

Наблюдение

8

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Распевание. Вокально-интонационные упражнения.
Работе над вокальным произведением
предшествует распевание –
вокально-техническая подготовка голосового аппарата на основе отработки
вокально-технических упражнений. С их помощью легче выяснить и уточнить
особенности звучания голоса, его достоинства и недостатки. Основная задача –
формирование
вокально-технических
навыков
путем
многократного
повторения различных приемов, упражнений. Каждое упражнение должно
иметь цель – выработку каких-то определенных навыков.
Вокально-интонационные упражнения – для воспитания в голосе точности
интонации, певучести, гибкости, подвижности, выразительности,, для
расширения диапазона, фиксация ощущений при выполнении различных
интервалов, трезвучий, гамм, арпеджио и т.д.
Постановка дыхания.
Упражнения, вырабатывающие певческое дыхание, требуют особого
терпения и внимания. От певческого дыхания в значительной мере зависит
качественное звучание голоса. Эти упражнения могут выполняться в самых
разных мелодических и ритмических сочетаниях, в самых различных темпах.
При работе над дыханием необходимо следить за снятием лишнего мышечного
напряжения.
Работа над дикцией.
Исполненное певцом вокальное произведение дойдет до слушателя в том
случае, если его дикция в пении ясная и четкая, если она способствует
формированию понятной речи и помогает вокальному звучанию голоса, его
выразительности. Дикционная четкость – необходимое качество певца.
Работа над произведением.
Работа над вокальным произведением. Этот этап работы – основная цель
всего воспитания голоса. Все полученные в упражнениях навыки должны быть
реализованы при работе над вокальным произведением. Основополагающим
является принцип единства художественного и технического исполнения.
Выразительность исполнения зависит от многих факторов: эмоционального
настроя, тембрального звучания голоса, динамики, правильно обозначенной
кульминации, ясного произнесения слов, понимания идеи, стиля и формы
произведения, а так же от внимания, терпения, упорства, воли и образной
памяти исполнителя.
Навыки работы с микрофоном.
Для овладения в полной мере манерой эстрадного пения необходимо
отрабатывать выученный репертуар пением в микрофон. Любая аппаратура
изменяет технические характеристики голоса. Пение в микрофон имеет свои
9

особенности и сложности: интонационные, динамические, технические,
психологические.
Сценическое движение, сценическое мастерство
Это неотъемлемая часть воспитания эстрадного исполнителя. Движения
тела, рук, мышц лица, глаз должны быть выразительными и подчиняться
характеру исполняемого произведения. Убедительность исполнения связана не
столько с внешними движениями, сколько с внутренней выразительностью.
Необходимо решать сценические задачи учащихся, выходящих выступать
перед аудиторией слушателей. Ученик должен находясь на сцене стараться в
полной мере реализовывать творческие замыслы и держать внимание
аудитории.

1.

2.

3.

4.

5.
6.
7.
8.

9.

Методические рекомендации.
В основе обучения лежат принципы:
единство художественного и технического развития – достижение
художественного уровня развития требует определенных технических
навыков, достижение технического уровня необходимо в реализации
выразительности произведений;
постепенность и последовательность в усвоении учебного материала –
воспитание голоса должно идти от простого к сложному. Недопустимо
«перескакивание» через определенные уровни, ведущие к утрате ранее
приобретенных навыков;
индивидуальный подход – каждый учащийся имеет свои отличительные
черты, индивидуальные особенности звучания голоса, дефекты и
достоинства, и поэтому каждый учащийся требует особого подхода к
реализации его возможностей;
научность – приемы и методы вокальной педагогики должны базироваться
на материалах научных исследований и разработок в области постановки
голоса;
доступность, посильность – приемы вокальной педагогики должны быть
доступны основной массе учащихся;
системность, систематичность – проведение занятий с учащимися в
определенной последовательности и системе;
наглядность – прослушивание записей, показ иллюстраций, показ педагога
или более сильных учащихся;
воспитывающее обучение – методы обучения должны обеспечивать не
только развитие навыков, но и воспитывать определенный образ мышления,
способность к дальнейшему саморазвитию и самовоспитанию;
связь с жизнью – опора на непосредственный жизненный опыт учащегося.
Применяется следующая система методов:
1. Эмпирический метод – метод подражания: «пой, как я тебе показываю». С
одной стороны он прост и доходчив, помогает учащимся быстро
воспроизвести нужное звучание, скопировать. С другой – сковывает
10

самостоятельность творческого поиска в нахождении нужного звучания
голоса. Применение этого метода ограничивает сознательное управление
голосом. Часто учащиеся теряют форму, оторвавшись от источника
показа.
2. Технологический метод – взаимосвязанное применение технических
приемов. В него органично входит научный метод, вбирающий знания
законов музыкальной акустики, анатомии, строения и работы голосового
аппарата, физиологии, общей психологии и вокальной педагогики. В
вокальной педагогике используются следующие приемы:
- Зрительный – навыки контроля работы голосового аппарата перед
зеркалом
- Слуховые – нахождение и закрепление правильных ощущений звука,
певческого вибрато, тембровой окраски, открытого и прикрытого
звучания.
- Мышечные – отработка и усвоение сложных мышечных движений и
ощущений работы голосового аппарата
- Фонационные – применение различных гласных и согласных,
целенаправленного использование их сочетаний, вызывающего
раскрепощение мышц голосового аппарата и дающего нужное вокальное
звучание.
- Атака звука – твердая, мягкая, придыхательная.
- Приемы вокализации – применение различных штрихов.
- Технические
упражнения
–
исполняются
в
определенной
последовательности, в разных темпах и ритмах: попевки, интервалы,
гаммы, трели, группетто, морденты, арпеджио и т.д.
- Художественные – выразительное и ясное произнесение словесного
текста, применение различной динамики, темпов, выразительных и
тембровых нюансов.
3. Эвристический метод – метод поиска – нахождение средств и решений
задач на основе постоянного поиска ученика и педагога. Педагог
направляет внимание учащегося на определенные ассоциации, ощущения.
Критерием
правильного
использования
воображения
является
профессиональное, технически верное, тембральное и выразительное
звучание голоса. Эвристический метод в вокальной педагогике сочетает в
себе все вокальные методы и приемы. Он способствует сознательному
выбору средств, помогает учащимся при помощи различных технических
и художественных приемов закрепить навыки более быстрым путем.
4. Художественный метод – одновременное применение эвристического
метода многообразных художественных приемов – выразительной
интонации слова, различной динамики звука, различных темпов,
логических и алогических акцентов, смысловых пауз, характера дыхания.
Все методы и приемы, используемые в вокальной педагогике, должны
быть нацелены на воспитание определенных вокальных навыков, а именно:
- владение дыханием
- владение опорой звука;
11

-

владение динамикой звука;
владение работой резонаторов;
владение работой артикуляционного аппарата;
владение навыком эмоционального выразительного пения;
владение кантиленой;
владение тембрами голосов.

Работа с детьми младшего возраста (7– 10 лет).
Детей этого возраста следует объединять в небольшие группы, в которых
ансамблевая работа выражается в совместном пении вокально-интонационных
упражнений, разнообразных музыкальных попевок (здесь - небольшой
законченный отрывок песни), легких несложных песен и проведении
небольших музыкальных подвижных игр. Коллективное пение приучает детей
слушать друг друга, оживляет их и становится для них более интересным, в
особенности, когда вводятся маленькие соло, обязывающие их самостоятельно
и своевременно вступать для выполнения возложенной на них маленькой
партии.
Детская вокальная педагогика обладает целым рядом особенностей по
сравнению с обучением пению взрослых. Особенности определяются тем, что
детский организм еще не сформировался и находится в какой-то определенной
стадии своего развития ( в зависимости от возраста).
Необходимо учитывать следующие обстоятельства. Во-первых, силы,
уменья и знания ребенка формируются не только в области музыки, но и во
многих других жизненно важных сферах. Во-вторых, растущий организм
является еще очень слабым и неспособным выполнять большие
концентрированные нагрузки, поэтому следует прежде всего избегать
перегрузок детского голосового аппарата.
Сложность вокального обучения детей состоит так же в том, что каждый
возраст требует особых методических подходов. В этом случае от педагога
требуется знание основных детских физиологических закономерностей и
особенностей.
Работа с детьми от 11 до 15 лет.
Самой ответственной работой в вокальном воспитании считается работа с
подростками от 11 до 15 лет. Именно в эти годы формирование певческого
голоса находится в прямой зависимости от изменения структуры голосового
механизма. В это время мышечная выносливость голоса мальчиков значительно
большая, чем у девочек.
При постепенном
переходе голоса от чисто детского звучания к
подростковому наблюдается следующая картина:
1. голос насыщается обертонами,
2. диапазон голоса начинает расширяться не только вверх, но и вниз,
3. сила голоса постепенно увеличивается,
4. дыхание углубляется.

12

Занятия с девушками и юношами должны рассматриваться не только как
укрепление навыков, но и как углубление сознательности, способствующей их
дальнейшему развитию в области музыкальной культуры.
Независимо оттого, что голосовая природа человека, как и весь его
организм, подчиняются общим законам развития, ее черты выявляются в
каждом отдельном случае индивидуально, и с их особенностями нельзя не
считаться. Необходимо, чтобы все особенности ученика были глубоко
проанализированы педагогом для определения характера дальнейшей работы
Задание на лето.
Для ансамбля 1 года обучения:
1. Повторение пройденных произведений
2. Задания в тетради:
 нотные ребусы;
 задания на повторение теоретического материала: знать понятия: метр,
ритм, тембр, размер, пауза;
 ноты 1 и 2 октавы, длительности;
 рисунок к песне;
Для ансамбля 2 и 3 года обучения:
1. Повторение пройденных произведений
2. Задания в тетради:
 Составить музыкальный кроссворд по теме: музыкальные термины, ноты,
 Составить рассказ о музыкальных впечатлениях (прослушать исполнение
лучших образцов мировой музыкальной культуры);
Для солистов:
 Разбор репертуара на следующий год;
 Разбор и разучивание нотного материала и литературной основы
(времени создания произведения, жанр, стилистические особенности,
сведения обавторах, занкомство с краткой биографией, известные
произведения, характерные чрты, творченские стили и др.);
 Разбор нотного текста (тональность, размер, темы, интонационные и
ритмичные обороты и т.д.);
 Прослушивание произведений в разном исполнении;
 Рисунок к произведениям;
 Повторение пройденного репертуара.

Литература:
13

1. Абт. Ф. «Вокализы»
2. Варламов А.Е. Школа пения. – М.: Музыка, 1988.
3. «Вокальные упражнения для учащихся музыкальных училищ», Вологда,
1999 г.
4. Дмитриев Л. Б. Основы вокальной методики. – М.: Музыка, 1964.
5. Дмитриев Л.Б. Голосообразование у певцов. – М.: Музыка, 1968.
6. Егоров А.М. Гигиена голоса и его физиологические основы. –
М.:Музыка, 1926.
7. Козлянинова И. Дикция. – М.: ВТО, 1976.
8. Кох И. Основы сценического движения. – Л.: Искусство, 1970.
9. Культура сценической речи: Сб. статей /Отв. ред. И. Козлянинова. –М.:
ВТО, 1979.
10.Леденева Е.Е «Вокальные упражнения для учащихся музыкальных
школ.», Вологда 2004 г.
11.Леонарди Е. Дикция и орфоэпия. – М.: Просвещение, 1967.
12.Морозов В. Основы вокальной методики. – М.: Музыка, 1965.
13.Петрова А. Сценическая речь. - М.: Искусство, 1981.
14.Савкова З. Как сделать голос сценическим. – М.: Искусство, 1988.
15.Сарычева Е. Сценическая речь. – М.: Искусство, 1955.
16.Станиславский К. Работа актера над собой. Собр. соч. Т.3. –
М.:Искусство, 1954.
17.Станиславский К. Развитие выразительности движения. Глава 2.
собр.соч. т.3. – М.: Искусство, 1955.
18.Яранцева А.Г. «Воспитание вокалиста» Вологда 2004г.
Примерная музыкальная литература
1. Марченко Л. “ Песни для детей» 1-ый выпуск
2. Марченко Л. «Песни для детей», 2-ой выпуск
3. Марченко Л. «Песни для детей», 3-ий выпуск
4. Сокольская Е. «Песни для детей»
5. Хрестоматия пения для учащихся», ДМШ, Москва 1987
14

6. Гершвин Д. «Песни и арии», Москва 1991
7. Сборник популярной музыки», Москва, 1994
8. Озеринникова Е, сборник песен для детей «Летний дождь» 1998
9. Озеринникова Е., сборник песен для детей «Скоро весна» 2006
10.Озеринникова Е., сборник песен для детей «Концерт» 2008
11.Озеринникова Е. «Гимн отцам»
12.Озеринникова Е. – Русанов А. «Гимн городу Череповцу»
13.Озеринникова Е. – Русанов А. «Герои войны»
14.Малышева О. – серия сборников песен для детей
15.Тиличева Е.»Маленькие песенки», 1968
16.Поплянова Л. «Поем вместе» Москва, 1
17.Пугачева А. Непогода. – А. Пугачева, В. Лодкин/ И. Павлюткин
18.Группа «Лицей» Осень – Ал. Макаревич
19.Маршал А. Отпускаю – П. Есенин/ А. Миньков, Я. Трусов
20.Группа «Hi-Fi» Про лето – Э. Чантурия/ П. Есенин
21.My heart will go on (Мо. сердце продолжит) – James Horner (Джеймс
Хорнер) из к/ф «Титаник»
22.Michelle (Мишель) The Beatles – Paul McCartney/ John Lennon (Пол
23.Маккартни/ Джон Леннон) “Summer time” А.Гершвин, Д.Гершвин
24.Русская и зарубежная эстрадная классика.

15


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».