РП Умники и умницы 5-7 кл

Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности «Умники и умницы» (русский язык и
литература) рассчитана на 1 год обучения и предназначена для обучающихся5-7
классов из расчёта 2 часа в неделю (70 часов в год).
Программа включает три раздела:


«Результаты освоения курса внеурочной деятельности»;



«Содержание курса» с указанием форморганизации и видов деятельности;



«Календарно-тематическое планирование».
Рабочая программа разработана в соответствии с:

 Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
 Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего
образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки
Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 (с изменениями и
дополнениями от 29.12.2014 г. № 1644; 31.12.2015 г. № 1577);
 Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личностигражданина
России/ А.Я.Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков, М.Просвещение, 2014;
Олимпиада – это средство развития у школьников интереса к русской
словесности, раскрытия их интеллектуальных и творческих способностей и
расширения кругозора.
Программа внеурочной деятельности «Умники и умницы» направлена на
поддержку и развитие филологического мышления учащихся, имеющих
повышенную мотивацию и стабильную результативность в изучении русского
языка и литературы, проявляющих интерес к предметным конкурсам (олимпиадам
по русскому языку и литературе, а также конкурсам творческих работ).
Содержание программы включает два основных направления:
работа над расширением базового содержания образования за счёт изучения
отдельныхпонятий из курса русского языка и литературы;
методическое сопровождение обучающихся в олимпиадном и конкурсном
движении.
В процессе обучения по данному курсу учащиеся познакомятся с новым
форматомВсероссийской олимпиады школьников по русскому языку и литературы,
апробируют разные типы олимпиадных заданий, узнают о других Всероссийских
предметных олимпиадах, испытают себя, участвуя в творческих конкурсах

Всероссийского уровня.
Актуальность курса заключается в том, что данный вид внеурочной
деятельности поможет ученику оценить свой потенциал с точки зрения
образовательной перспективы.
Программа предусматривает установление степени достижения итоговых
результатов через систему контроля в форме участия обучающихся в олимпиадах
и конкурсах разного уровня. По итогам курса формируется портфолио достижений
творческого объединения.
Педагогические цели курса:
 повышение уровня общей эрудиции обучающихся и р а з в и т и е
аналитических навыков в области филологии;
 создание деятельностной ситуации для мотивации обучающихся кизучению
дополнительного предметного материала по русскому языку и литературы;
 качественная подготовка обучающихся 5-7-ых классов к олимпиадам по
русскому языку и литературе различного уровня,
 методическое сопровождение обучающихся в олимпиадном и конкурсном
движении школьников.
Задачи:
 выявление и поддержка одарённых учащихся;
 развитие индивидуальных способностей учащихся;
 формирование интереса к решению филологических задач;
 формирование круга чтения ребенка (в том числе словарей различного
типа, специальной литературы и интернет-источников).
 воспитание любви к русскому языку и литературе;
 формирование потребности к самостоятельной работе над познанием
русского языка, литературы и над своей речью.
Формы организации и виды учебной деятельности:
- лекции учителя с различными видами заданий;
- практические занятия (разбор и выполнение олимпиадных заданий на
печатной основе и онлайн);
-практикумы по комплексному анализу текста;
- работа со словарями и справочной литературой;
- самостоятельная работа;
- работа в малых группах;
- консультирование по написанию творческойработы.

Ожидаемые результаты освоения курса
Личностные:
 понимание русского языка как одной из основных национально-культурных
ценностей русского народа, его роли в развитии интеллектуальных, творческих
способностей и морально-нравственных качеств личности;
 осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к
русскому языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка
как явления национальной культуры;
 способность к самооценке речевого поведения; стремление к речевому
самосовершенствованию; понимание значения русского языка в процессе
получения школьного образования и самообразования;
 достаточный объём словарного запаса и грамматических средств для свободного
выражения мыслей и чувств в процессе общения; готовность к успешной
социальной деятельности;
 интерес к дополнительному изучению русского языка; раскрытие богатства и
выразительности русского языка, осознание ответственности за произнесённоеи
написанное слово.

Метапредметные
Регулятивные УУД:
 понимать и принимать учебную задачу;
 определять необходимые действия в соответствии с учебной ипознавательной
задачей и составлять алгоритм их выполнения;
 принятие установленных правил в планировании и контроль способарешения;
 осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.
Коммуникативные:


умение организовывать учебное сотрудничество, работать в группе: находить

общее решение; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;


умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей

коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и регуляции своей
деятельности; совершенное владение устной и письменной монологической речью.
Познавательные:


умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,

классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, строитьлогическое
рассуждение, умозаключение и делать выводы;


умение создавать и применять знаки и символы, модели и схемы для решения

учебных и познавательных задач;


осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных

заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников, в
открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом
пространстве Интернета;


навыки смыслового чтения; смысловое восприятие художественных и

познавательных текстов, умение находить в тексте требуемую информацию (в
соответствии с целями своей деятельности);

Предметные:


углубленное знание запланированных теоретических филологических понятий,



знакомство со способами решения и умение решать лингвистические задачи;



навыки языкового анализа отдельных элементов текста (фонетический,

словообразовательный, лексический, морфологический разбор слов;
синтаксический анализ словосочетаний и предложений);


умение выполнять письменные работы творческого и исследовательского

характера;


опыт презентации индивидуального продукта.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№

Тематика учебного курса

Теория

Практика

1

Введение

1

2

Основы лингвистики

12

3

Смысловое чтение

2

12

4

Выполнение олимпиадных заданий

2

19

5

Подготовка конкурсных творческих работ и сценических

20

выступлений
5

Итоговые занятия. Рефлексия

2

ИТОГО: 70

17

53

Содержание курса
Введение. Разные виды олимпиадных заданий и к о н к у р с о в т в о р ч е с к и х

работ
Творческие работы. Тестовые задания. Вопросы, требующие письменного ответа.
Лингвистические задачи. Рекомендации по
их выполнению и оформлению. Творческие конкурсы (направления и жанры).
История языка.
Изменения, происходящие в языке. Алфавит. Падение редуцированных. Полногласие и
неполногласие. Изменения в лексике и грамматике.
Графика. Фонетика.
Соотнесение буквы и звука, йотированные буквы. Фонема. Сильная ислабая
позиции гласных и согласных. Фонетические
явления: оглушение, озвончение, ассимиляция и др. Фонетический анализ слова,
транскрипция.
Орфоэпия
Орфоэпические нормы. Ударение.
Лексикология
Лексическое значение. Полисемия. Омонимия. Паронимы. Различные лексические
группы.
Фразеология
Фразеологизмы, их строение, значение и происхождение.
Этимология
Происхождение слова. Ложная этимология.
Морфемика и словообразование
Структура слова. Аффиксы. Различные способы образования.
Морфология. Части речи, их основные грамматические категории
Морфологический анализ слова. Омонимия частей речи. Имясуществительное:
категории одушевлённости, рода, числа, падежа. Имя прилагательное: разряды.
Глагол: вид, спряжение, наклонение, лицо, время. Имя числительное, отличие от
других частей речи со значением количества. Склонение числительных. Служебные
части речи.
Синтаксис и пунктуация
Словосочетание и предложение. Виды предложений. Синтаксическиесинонимы.
Синтаксический и пунктуационный анализы
предложения.
Стилистика и культура речи
Функциональные стили языка, их основные признаки. Литературныенормы
языка.
Различные виды анализа текста

Лингвистический анализ текста. Комплексный анализ текста (общее понятие)
Анализ текста, смысловое чтение
Анализ текста Н.М. Шанского «Русский язык». Текст. Цель создания текста и его
основная мысль. Доказательства в тексте.
Работа с текстом стихотворения И.Бунина «В лесу, в горе, родник, живойи
звонкий». Основная мысль и тема текста. Применение алгоритма выполнения
задания к тексту
Работа с текстом М. Пришвина «Реки». Применение алгоритма выполнения задания
к тексту. Стиль и тип речи
Работа с текстом Д.С. Лихачёва «Будем счастливыми». Логическое обоснование
ответа на вопрос к тексту. Письменная формулировка ответа на вопрос к тексту с
логическими аргументами.
Работа с текстом публицистического стиля речи «Белокуриха». Выборправильного
ответа на вопрос к тексту из нескольких предложенных. Составление плана текста
для сжатого пересказа.
Анализ текста Д.С. Лихачёва «Молодость – вся жизнь». Понимание содержания
текста. Составление текста-рассуждения
Социолингвистика
Жаргон. Табу и эвфемизмы. Двуязычие.
Практика. Выполнение олимпиадных заданий. Участие в олимпиадах и творческих
конкурсах разного уровня (подробности в КТП)

Календарно-тематическое планирование (70 часов)
№

Тема

Содержание
теория

1

Введение.

Цели и задачи курса.
Творческие конкурсы
(направления и жанры).
Разные виды олимпиадных
заданий Тестовые задания.

часы

сроки

1

сентябрь

практика

2

Литература. ВОШ

Вопросы, требующие
письменного ответа.
Лингвистические задачи.
Рекомендации по их
выполнению и
оформлению ответов.
ВОШ по литературе

(ШЭ)

(новый формат). Тестовые

1

и творческие задания
3-4

Олимпиада по

Выполнение тестовых

литературе

олимпиадных онлайн-

2

заданий по литературе.
5-6

Олимпиада по

Выполнение творческих

литературе

олимпиадных заданий по

2

литературе.
7-8

9

Олимпиада по

Участие в ВОШ по

литературе

литературе (ШЭ)

Русский язык.

ВОШ по русскому языку

ВОШ (ШЭ)

(новый формат). Тестовые

2

1

октябрь

онлайн-задания.
Рекомендации по их
выполнению и
оформлению ответов.
10-12

Олимпиада по

Выполнение тестовых

русскому языку

олимпиадных онлайн-

3

заданий по русскому
языку.
13-14

15-16

17-18

Олимпиада по

Участие в ВОШ по

русскому языку

русскому языку (ШЭ)

Выразительная

Стилистика и культура

Подготовка сценических

речь

речи. Литературные нормы

выступлений на конкурс

языка.

чтецов

«Перо просится на Литературные нормы

Подготовка творческих

бумагу…»

работ на Всероссийский

языка.

2

2

2

конкурс «Талантливый
читатель»
19-20

История языка.
Фонетика.

История языка. Изменения,
происходящие в языке.
Алфавит. Полногласие и
неполногласие. Изменения

2

ноябрь

Орфоэпия

21-22

в лексике и грамматике.
Графика. Фонетика.
Соотнесение буквы и
звука, йотированные
буквы. Фонема. Сильная и
слабая позиции гласных и
согласных. Фонетические
явления: оглушение,
озвончение. Фонетический
анализ слова,
транскрипция.
Орфоэпия. Орфоэпические
нормы. Ударение.

«Пробуем свои

Участие во Всероссийской

силы»

Северо-восточной

2

олимпиаде школьников
(онлайн)
23-24

«Перо просится на Литературные нормы

Подготовка творческих

бумагу…»

работ на областной

языка.

2

конкурс, посвящённый
творчеству В. Крапивина
25-26

Морфемика и

Лексикология. Лексическое
значение. Омонимия.
Паронимы. Различные
лексические группы
Фразеология.
Фразеологизмы, их
строение, значение и
происхождение.
Этимология.
Происхождение слова.
Морфемика и

словообразование

словообразование.

Лексикология
Фразеология.
Этимология

27-28

2

2

Структура слова.
Аффиксы. Различные
способы образования.
29-30

«Пробуем свои

Участие во Всероссийской

силы»

олимпиаде школьников

2

(онлайн) – «Покори
Воробьёвы горы»
31-32

«Перо просится на Литературные нормы

Подготовка творческих

бумагу…»

работ на всероссийский

языка.

конкурс, посвящённый
творчеству Ф. М.

2

декабрь

Достоевского для детей
33-34

Морфология

35-36

Синтаксис и
пунктуация

37-38

Морфология. Части речи,
их основные
грамматические категории.
Морфологический анализ
слова. Омонимия частей
речи. Имя
существительное:
категории
одушевлённости, рода,
числа, падежа. Имя
прилагательное: разряды.
Глагол: вид, спряжение,
наклонение, лицо, время.
Имя числительное, отличие
от других частей речи со
значением количества.
Склонение числительных.
Служебные части речи.
Синтаксис и
пунктуация.
Словосочетание и
предложение. Виды
предложений.
Синтаксические
синонимы.
Синтаксический и
пунктуационный
анализы
предложения.

2

январь

2

Пробуем свои

Участие во Всероссийской

силы

олимпиаде школьников

2

(онлайн) «Юный
словесник»
39-40

Выразительная

Подготовка сценических

речь

выступлений на конкурс

2

чтецов прозы «Живая
классика» в рамках Недели
русского языка и
литературы
41-42

«Перо просится на Литературные нормы

Подготовка творческих

бумагу…»

работ на всероссийский

языка.

2

конкурс, посвящённый
творчеству Д.Гранина
43-44

Социолингвистика

Социолингвистика.
Жаргон. Табу и

2

февраль

эвфемизмы. Двуязычие.
45-46

Анализ текста

Различные виды анализа

2

текста
47-48

Пробуем свои

Участие в олимпиаде

силы

школьников по русскому

2

март

языку (онлайн) на Учи.ру
49-50

«Перо просится на Литературные нормы

Подготовка творческих

бумагу…»

работ на всероссийский

языка.

2

конкурс «Буквица»,
посвящённый творчеству
Н.Некрасова
51-52

Выразительная

Стилистика и культура

Подготовка сценических

речь

речи. Литературные нормы

выступлений на фестиваль

языка.

творчества «Радуга

2

талантов»
53-54

Смысловое чтение

Анализ текста Н.М.

2

Шанского «Русский язык».
Текст. Цель создания
текста и его основная
мысль. Доказательства в
тексте.
55-56

Смысловое чтение

Работа с текстом

2

стихотворения И.Бунина
«В лесу, в горе, родник,
живой и звонкий».
Основная мысль и тема
текста. Применение
57-58

«Перо просится на

Подготовка творческих

бумагу…»

работ на всероссийский

2

конкурс «Красота Божьего
мира»
59-60

Смысловое

Работа с текстом М.

чтение

Пришвина «Реки».
Применение алгоритма
выполнения задания к
тексту. Стиль и тип речи

2

апрель

61-62

Смысловое

Работа с текстом Д.С.

чтение

Лихачёва «Будем

2

счастливыми». Логическое
обоснование ответа на
вопрос к тексту.
Письменная формулировка
ответа на вопрос к тексту с
логическими аргументами.
63-64

Смысловое

Работа с текстом

чтение

публицистического

2

стиля речи
«Белокуриха».
Выборправильного
ответа на вопрос к
тексту из нескольких
предложенных.
Составление плана
текста для сжатого
пересказа.
65-66

Смысловое

Анализ текста Д.С.

чтение

Лихачёва «Молодость –

2

вся жизнь». Понимание
содержания текста.
Составление текстарассуждения
67-68

«Перо

Подготовка творческих

просится на

работ на всероссийский

бумагу…

конкурс (по

2

дополнительному плану)
69-70
итого

Подведение

Оформление портфолио.

итогов

Награждение активистов
17

53

2

70

май

Литература для обучающихся
1. Арсирий А.Т. Материалы по занимательной грамматике русского языка. – М., Просвещение,
2005 г.
2. Виноградов В.В. История слов. – М., 1999.
3. Граник, Г.Г. Бондаренко С.М., Концевая Л.А. «Секреты русской речи». М., Просвещение,
2003.
4. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. Т.1 – 4. – М., 1989.
5. Камчатнов А.М. «История русского литературного языка: XI – первая половина XIX века». –
М. Издательский центр «Академия», 2005 г.
6. Крысин Л.П. Толковый словарь иноязычных слов. – М.., 2005.
7. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – М., 2002.
8. Орг А. О. Олимпиады по русскому языку: книга для учителя М.: Просвещение, 2005.
9. Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию, произношению, литературному
редактированию. 2-е изд., испр. – М.,1998.
10. Северская О.И. По-русски, правильно!: [для ст.шк. возраста] / О.И. Северская; ил. Е.А.
Силиной. – М.: Просвещение, 2011.
11. Смирнова Л.Г. Культура русской речи. М., 2004.
12. Степанова Л.С. Система работы с текстом. - М., Вербум, 2005 г.
13. Успенский Л. Слово о словах. Почему не иначе? – Л., 1971.
14. Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. Т. 1 – 4. СПб., 1996.
15. Энциклопедия для детей. Т.10. Языкознание. Русский язык. М.: Аванта+, 2002.
Интернет-источники
1. Интернет-портал «Русский язык» - www.gramota.ru
2. Интернет-портал «Русские словари» (интерактивные словари, справочная литература, служба
русского языка ИРЯ РАН) – www.slovari.ru
3. Сайты «Рус.Олимпиада» и «Все конкурсы»
Олимпиады по русскому языку и литературе из Перечня на 2021/22 учебный год (утвержден
Минобрнауки России по согласованию с Министерством просвещения).
1. «В начале было Слово...» (8-11 классы)
2. Всероссийская олимпиада школьников «Высшая проба» (8-11 классы)
3. Международная олимпиада школьников Уральского федерального университета «Изумруд»
(8-11 классы)
4. Межрегиональная олимпиада школьников «Будущие исследователи – будущее науки» (7-11
классы) – только очные этапы
5. Олимпиада РГГУ для школьников (9-11 классы)
6. Олимпиада школьников «Ломоносов» (5-11 классы)
7. Олимпиада школьников «Покори Воробьевы горы!» (5-11 классы)
8. Открытая региональная межвузовская олимпиада вузов Томской области (ОРМО) (8-11
классы)
9. Северо-Восточная олимпиада школьников (5-11 классы)
10. Турнир имени М. В. Ломоносова (6-11 классы) – только коллективные заявки
11. Филологическая олимпиада для школьников 5-11 классов «Юный словесник» (5-11 классы)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».