Рабочая программа по внеурочной деятельности спортивной секции «Волейбол» составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта общего образования, концепции духовнонравственного развития и воспитания личности гражданина России, на основе авторской программы Ю.М. Портнова «Волейбол. Программа спортивной подготовки» Курс разработан на 136 часов, срок освоения 1 год. Игра в волейбол направлена на всестороннее физическое развитие и способствует совершенствованию многих необходимых в жизни двигательных и морально-волевых качеств. Аннотация к рабочей программе по спортивным играм Программа создана на основе курса обучения волейбола и баскетбола в школе. В ней сделан акцент на игре, чтобы привлечь интерес школьников. Спортивные игры, особенно волейбол, представляют большие возможности не только для физического, но и для нравственного воспитания детей: развитие познавательных процессов, выработка воли и характера, воспитание чувств коллективизма. Главным требованием к проведению дополнительных занятий по волейболу являются: прикладная направленность, систематическое и комплексное воспитание двигательных качеств, формирование необходимых навыков в избранном виде спорта (волейбола), воспитание привычки самостоятельно заниматься, индивидуальный подход к обучающимся. Предусматривается систематический контроль и проверка уровня физической подготовленности- как специальной так и общей с применением методики тестирования. Волейбол- командная игра, где каждый игрок действует и подчиняет свои действия интересам коллектива в достижении общей цели. Широкое применение волейбола в системе физического воспитания объясняется несколькими причинами: *доступность игры для любого возраста; *легкая возможность его использования для всестороннего развития и укрепления здоровья, воспитание моральных и волевых качеств и в то же время использование его как полезного , эмоционального вида активного отдыха ; *простотой правил игры , высоким зрелищным эффектом игрового состязания. Баскетбол и волейбол как составная часть программы по физическому воспитанию в школе является одним из средств решения основных задач физической культуры: формирование и совершенствование двигательных умений и навыков, воспитания основных двигательных качеств (силы, быстроты, выносливости, ловкости и координации). Таким образом, систематические занятия спортивными играми способствуют к решению оздоровительных и воспитательных задач физического воспитания в школе. Основная цель внеурочных занятий по спортиграм: - укрепление здоровья, привитие навыков подвижного образа жизни; - воспитать в детях потребность регулярно заниматься спортом; - научить детей воспитанию в себе морально-волевых качеств, совершенствованию спортивно-технических умений; - Развитие физических качеств (быстроты, силы, гибкости, координации и выносливости). Исходя из этой цели решаются следующие задачи. Обучающие : Выявить природные данные обучающихся для быстрого роста мастерства: овладение теоретическими и практическими приемами игры в волейбол; Участвовать в Спартакиаде школьников и районных соревнованиях по спортивным играм; Воспитательные: Воспитывать у обучающихся нравственные качества: целеустремленность, волю, дисциплинированность и умение мобилизовать в нужный момент свои физические и духовные силы; Укрепление своего здоровья, пропаганда здорового образа жизни. Устранение вредных привычек; Привитие любви к спорту. Оздоровительные: Способность укреплять здоровье, содействие гармоническому развитию физических качеств; Укрепление сердечно- сосудистой и дыхательной деятельности организма. № п\п Раздел программы 1 Теоретический материал 1 Техника и тактика игры Понятие о технике и тактике игры. Особенности отдельных приемов; организация действий игроков в различных ситуациях. 2 Организация и проведение соревнований Современные правила волейбола; судейство в волейболе. 3 Особенности организации самостоятельных занятий волейболом Правила организации занятий, занятия на пришкольном, дворовом стадионе и в свободное время отдыха. 2 Практический материал 1 Физическая подготовка Содержание материала Общая физическая подготовка: упражнения, укрепляющие здоровье, упражнения на развитие основных групп мышц, на развитие и совершенствование основных двигательных умений и навыков; на укрепление всех систем организма. Специальная подготовка: подготовительные упражнения направленные на развитие силы и быстроты сокращений мышц, участвующих в выполнении технических прие- мов, быстроты переключения от одного действия к другому. 2 Верхние и нижние подачи мяча Техника выполнения верхних, нижних, боковых подач мяча , избранным способом. 3 Стойки и перемещения Стойки волейболиста: средние, низкие. Перемещения : боком, приставными шагами, прыжком, рывком вперед, рывком назад, падения боком, перекаты, кувырки. 4 Передачи мяча Верхние передачи двумя руками перед собой с выходом вперед; верхние передачи над головой с шагом назад, верхние передачи назад через голову; передачи в падении на спину; передачи одной рукой; передачи в падении одной рукой, прием и передачи мяча снизу 5 Нападающий удар С краев сетки с низкой, далекой от сетки передачи; прямой нападающий удар правой и левой рукой. Боковой нападающий удар правой и левой рукой. Нападающий удар с первых передач и зоны 2,3,4. 7 Комбинированные упражнения Подача- передача; подача- передача- нападающий удар; подача- передача- нападающий удар – блокирование. Подача- нападающий удар- игра в защите. 8 Учебно- тренировочные игры Учебная игра 6*6; учебная игра 5*5; учебная игра 4*4. Совершенствование технико- тактических действий волейболистов. 9 Судейство Навыки судейства в тренировочном процессе, на школьных соревнованиях. Подготовка юных судей к районным соревнованиям. Учебно-практическое оборудование № Наименование оборудования Количество 1 Сетка волейбольная 1 2 Кольцо баскетбольное 2 3 Мячи баскетбольные 20 4 Мячи волейбольные 10 Тематика теоретического материала. * физическая культура и спорт в России и за рубежом; * история возникновения и развития волейбола и баскетбола; * влияние физических упражнений на организм человека; *гигиена, врачебный контроль, предупреждение травм, оказание первой помощи. Планируемые результаты Обучающийся научится: рассматривать физическую культуру как явление культуры, выделять исторические этапы ее развития, характеризовать основные направления и формы ее организации в современном обществе; характеризовать содержательные основы здорового образа жизни, раскрывать его взаимосвязь со здоровьем, гармоничным физическим развитием и физической подготовленностью, формированием качеств личности и профилактикой вредных привычек; раскрывать базовые понятия и термины волейбола, баскетбола и других спортивных игр, применять их в процессе совместных занятий физическими упражнениями со своими сверстниками, излагать с их помощью особенности техники двигательных действий и физических упражнений, развития физических качеств; разрабатывать содержание самостоятельных занятий с физическими упражнениями, определять их направленность и формулировать задачи, рационально планировать режим дня и учебной недели; руководствоваться правилами профилактики травматизма и подготовки мест занятий, правильного выбора обуви и формы одежды в зависимости от времени года и погодных условий; руководствоваться правилами оказания первой помощи при травмах и ушибах во время самостоятельных занятий физическими упражнениями; использовать занятия физической культурой, спортивные игры и спортивные соревнования для организации индивидуального отдыха и досуга, укрепления собственного здоровья, повышения уровня физических кондиций; составлять комплексы физических упражнений оздоровительной, тренирующей и корригирующей направленности, подбирать индивидуальную нагрузку с учетом функциональных особенностей и возможностей собственного организма; самостоятельно проводить занятия по обучению двигательным действиям, анализировать особенности их выполнения, выявлять ошибки и своевременно устранять их; тестировать показатели физического развития и основных физических качеств, сравнивать их с возрастными стандартами, контролировать особенности их динамики в процессе самостоятельных занятий физической подготовкой; выполнять комплексы упражнений с мячами, по профилактике утомления и перенапряжения организма, повышению его работоспособности в процессе трудовой и учебной деятельности; выполнять общеразвивающие упражнения, целенаправленно воздействующие на развитие основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, гибкости и координации движений); выполнять игровые действия из числа хорошо освоенных упражнений; выполнять спуски и торможения на лыжах с пологого склона; выполнять основные технические действия и приемы игры в волейбол, баскетбол в условиях учебной и игровой деятельности; выполнять тестовые упражнения для оценки уровня индивидуального развития основных физических качеств. Обучающийся получит возможность научиться: характеризовать исторические вехи развития отечественного спортивного движения, великих спортсменов игровиков, спортивного развития в России и за рубежом по волейболу и баскетболу ; определять признаки положительного влияния занятий физической подготовкой на укрепление здоровья, устанавливать связь между развитием физических качеств и основных систем организма; вести дневник по физкультурной деятельности, включать в него оформление планов проведения самостоятельных занятий с физическими упражнениями разной функциональной направленности, данные контроля динамики индивидуального физического развития и физической подготовленности; проводить занятия по спортивным играм , обеспечивать их оздоровительную направленность; проводить восстановительные мероприятия с использованием банных процедур и сеансов оздоровительного массажа; осуществлять судейство по одному из осваиваемых видов спорта; выполнять тестовые нормативы Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне»; выполнять технико-тактические действия в игровых видах спорта Тематическое планирование 7- 8 классы № Тема занятия количество часов 1-2 Техника безопасности при проведении занятий по спортивным играм в зале. История развития баскетбола, волейбола в стране , тестирование ОФП. 2 3-5 Совершенствование стоек, перемещений. 3 6-7 Передачи мяча на месте , через сетку. 2 8-9 Передачи мяча через сетку в парах 2 10-12 Совершенствование перемещений волейболиста. Обучение верхней передаче мяча со своего набрасывания 3 13-15 Развитие быстроты перемещений . обучение нижней прямой подаче мяча 3 16-18 Обучение верхней передаче мяча после остановки и поворота 3 19-20 Обучение нижней прямой подаче мяча. 2 21-22 Совершенствование верхних передач мяча в парах 2 23-24 Совершенствование нижней прямой подачи мяча 2 Дата проведения 25-26 Обучение приему мяча с подачи 2 27-29 Совершенствование приема мяча с подачи 3 30-32 Передачи мяча в движении по кругу 3 33-34 Знакомство с основными правилами судейства. ОФП 2 35-37 Совершенствование приема мяча сверху двумя руками с подачи 3 38-40 Обучение приему мяча снизу после набрасывания. 3 41-42 Совершенствование приема мяча снизу с подачи. 2 43-44 Тактика первых и вторых передач 2 45-46 Совершенствование навыков подачи мяча на точность 2 47-48 Эстафеты с волейбольными приемами 2 49 Теория. «Характеристика волейбола как средства фи- 1 зического воспитания молодежи». ОФП 50-51 Развитие двигательных качеств: быстроты и прыгучести. тесты на верхние передачи мяча. 2 52-53 Совершенствование навыков приема и передач мяча сверху. 2 54-55 Тактика вторых передач. Ознакомление с прямым нападающим ударом 2 56-57 Совершенствование приема мяча снизу, сверху. 2 58-58 Обучение прямому нападающему удару 2 59-60 Многократные передачи над собой.(верхние) 2 61-62 Многократные передачи перед собой (нижние) 2 63-64 Чередование верхних и нижних передач. 2 65-66 Обучение отбивания мяча кулаком. 2 66-67 Передачи мяча в тройках 2 68-69 Прием мяча, отскочившего от сетки. 2 70-71 Совершенствование приема мяча, отскочившего от сетки. 2 72-73 Передачи мяча стоя спиной к сетке. 2 74-75 Совершенствование передач мяча стоя спиной к сетке 2 76 Ознакомление передач мяча в прыжке. 1 77-78 Передачи мяча в прыжке 2 79 ОФП. Тесты на подачи мяча 1 80-81 Нападающий удар из зоны 2. 2 82-83 Совершенствование нападающего удара 2 84 Совершенствование верхней передаче мяча назад за голову 1 85-86 Ознакомление с падениями при приеме мяча снизу. Учебная игра с заданием 1 87-88 Изучение индивидуальных тактических действий в игре. Учебная игра с заданием 1 89-90 Игра с двумя мячами. Разработка самостоятельных заданий. 1 91-92 Обучение защитным действиям. Игра по основным правилам 1 93 Теория. «Гигиена волейболиста» Игра по основным правилам. 1 94-95 Совершенствование навыков приема мяча сверху и снизу с падением 1 96-97 Передачи мяча в парах в движении по залу. 1 98 Игровая тренировка. 1 99-100 Совершенствование передач мяча в прыжке 1 101102 Обучение групповым и тактическим действиям в нападении 1 103 Игровая тренировка. ОФП 1 104 Самостоятельные занятия по индивидуальным заданиям 1 105- Совершенствование нападающего удара 1 106 107109 Техника и тактика вторых передач 1 110111 Эстафеты в три касания. 1 112114 Обучение групповым и одиночным тактическим действиям 1 115116 Учебная игра по основным правилам 1 117118 Учебная игра с заданием (в 3 касания) 1 119120 Прием мяча с нападающего удара 1 121125 Совершенствование приема мяча с нападающего удара 1 126127 Тестирование по ОФП. 1 128129 Учебная игра по основным правилам 1 130133 Игра в два мяча 1 134135 Учебная игра 1 136 Подведение итогов. Учебная игра 1