РП Профориентация 1-4

Рабочая программа курса
для начальной школы (1-4 класс)
«Тропинка в профессию»
Рабочая программа курса для начальной школы (1-4 классы) «Тропинка в
профессию» адаптирована на основании комплексной программы
профориентационной работы для начальной школы «Тропинка в
профессию».
Рабочая программа курса «Тропинка в профессию» реализует
направление духовно-нравственное во внеурочной деятельности в рамках
ФГОС начального общего образования.
Цель
курса: создание
образовательной
среды,
насыщенной
возможностями для реализации способностей обучающихся через развитие
интереса к разным видам сферы деятельности.
Цель I этапа профориентационной работы - это актуализация
представлений о профессии среди младших школьников.
Цели II и III этапов профориентации учащихся - диагностика и
определение предпочтений учащихся к профессии, соизмерение своих
возможностей и желаний с потребностью рынка труда и, наконец,
профессиональная проба, и психологическая готовность к самоопределению.
Задачи:
познакомить с широким спектром профессий, особенностями
разных профессий;
выявить наклонности, необходимые для реализации себя в
выбранной в будущем профессии;
способствовать формированию уважительного отношения к людям
разных профессий и результатам их труда;
способствовать развитию интеллектуальных и творческих
возможностей ребёнка;
способствовать формированию нравственных качеств: доброты,
взаимовыручки, внимательности, справедливости и т.д.;
способствовать формированию навыков здорового и безопасного
образа жизни.
Ожидаемые результаты прохождения курса «Тропинка в профессию»:
участие в различных видах игровой, изобразительной,
творческой деятельности;
расширение кругозора о мире профессий;
заинтересованность в развитии своих способностей;
участие в обсуждении и выражение своего отношения к
изучаемой профессии;
2

возможность попробовать свои силы в различных
областях коллективной деятельности, способность добывать новую
информацию из различных источников.
Новизна курса состоит в том, что он соединяет в себе сведения из
разных предметных областей психологии, литературы, истории, экологии,
социологии, ОБЖ, художественного труда. Рабочая программа рассчитана
на 4 года (1 - 4 класс).
Ведущая деятельность: поисковая, исследовательская, творческая,
игровая.
Содержание определяется возрастными особенностями младших
школьников.
Занятия проводятся в активной форме, это игры, дискуссии, конкурсы,
экскурсии, конференции, элементы тренинга, викторины с элементами
творчества и самостоятельного поиска знаний.
В результате изучения курса «Тропинка в профессию» младший
школьник узнает:
основные сферы профессиональной деятельности человека;
основные понятия, признаки профессий, их значение в обществе;
предприятия и учреждения микрорайона, города;
основные приёмы выполнения учебных проектов;
будет уметь:
оперировать основными понятиями и категориями;
рассказывать о профессии и обосновывать её значение в обществе;
пользоваться информацией, получаемой на уроках из учебной,
художественной, научно-популярной литературы, СМИ, ИКТ.
На реализацию рабочей программы курса « Тропинка в профессию » в
1-м классе отводится 33 часа 1 классе (1 раз в неделю), во 2-4 классах – по
34 часа в год (1 раз в неделю). Общий объём составляет 135 часов.

Личностные, метапредметные и предметные результаты
освоения курса «Тропинка в профессию»
В ходе реализации программы курса обучающиеся должны овладевать
специальными знаниями, умениями и навыками. К ним относятся:
когнитивные знания обучающихся о труде, о мире
профессий;
к профессиям,
деятельностью;

мотивационно-личностные – отношение к труду, интерес
желание овладеть какой-либо профессиональной
3

поведенческие
навыки
трудовой
деятельности,
ответственность, дисциплинированность, самостоятельность в труде.
Метапредметными
результатами программы
внеурочной
деятельности по курсу «Тропинка в профессию » - является формирование
следующих универсальных учебных действий (УУД):
1. Регулятивные УУД:
Учить высказывать своё предположение (версию) на
основе работы с иллюстрацией, учить работать по предложенному учителем
плану.
Средством формирования этих действий служит
технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
Учиться совместно с учителем и другими учениками
давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Средством формирования этих действий служит
технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
2. Познавательные УУД:
Перерабатывать полученную информацию:
выводы в результате совместной работы всего класса.

делать

Преобразовывать информацию из одной формы в
другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных,
рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать
решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков,
схематических рисунков).
3. Коммуникативные УУД:
Умение донести свою позицию до других: оформлять
свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или
небольшого текста).
Слушать и понимать речь других.
Средством формирования этих действий служит
технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).
Совместно договариваться
поведения в школе и следовать им.

о

правилах

общения

и
4

Учиться выполнять различные роли в группе (лидера,
исполнителя, критика). Средством формирования этих действий служит
организация работы в парах и малых группах (в приложении представлены
варианты проведения уроков).
Первый уровеньрезультатов (1-й класс) – приобретение социальных
знаний. Занятия по конструированию, знакомство с домашними ремёслами,
экскурсии на производство, встречи с людьми разных профессий
Второй уровень результатов (2–3-й классы) – формирование
ценностного отношения к социальной реальности. Сюжетно-ролевые,
продуктивные игры («Почта», «В магазине», «Выпуск классной газеты»)
Третий уровень результатов (4-й класс) – получение опыта
самостоятельного общественного действия. Совместное образовательное
производство детей и взрослых.
Личностные результаты:
У ученика будут сформированы:

положительное отношение к процессу учения, к приобретению знаний
и умений, стремление преодолевать возникающие затруднения;

осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена
общества с ориентацией на проявление доброго отношения к людям,
уважения к их труду, на участие в совместных делах, на помощь людям, в
том числе сверстникам;

умение выделять нравственный аспект поведения, соотносить поступки
и события с принятыми в обществе морально-этическими принципами;

стремление к саморазвитию, желание открывать новое знание, новые
способы действия, готовность преодолевать учебные затруднения и
адекватно оценивать свои успехи и неудачи, умение сотрудничать;

стремление к соблюдению морально-этических норм общения с
людьми другой национальности, с нарушениями здоровья
Метапредметные результаты:
Регулятивные универсальные учебные действия:
Ученик научится:
организовывать свою деятельность, готовить рабочее место для
выполнения разных видов работ;
принимать (ставить) учебно-познавательную задачу и сохранять её до
конца учебных действий;
планировать (в сотрудничестве с учителем, с одноклассниками или
самостоятельно) свои действия в соответствии с решаемыми учебнопознавательными, учебно-практическими, экспериментальными задачами;
действовать согласно составленному плану, а также по инструкциям
учителя;
5

контролировать выполнение действий, вносить необходимые
коррективы (свои и учителя);
оценивать результаты решения поставленных задач, находить ошибки
и способы их устранения.
Ученик получит возможность научиться:
оценивать своё знание и незнание, умение и неумение, продвижение в
овладении тем или иным знанием и умением по изучаемой теме;
ставить учебно-познавательные задачи перед выполнением разных
заданий;
проявлять инициативу в постановке новых задач, предлагать
собственные способы решения;
адекватно оценивать результаты учебной деятельности, осознавать
причины неуспеха и обдумывать план восполнения пробелов в знаниях и
умениях.
Познавательные универсальные учебные действия:
Ученик научится:
осознавать
учебно-познавательную,
учебно-практическую,
экспериментальную задачи;
осуществлять поиск информации, необходимой для решения учебных
задач, собственных наблюдений объектов природы и культуры, личного
опыта общения с людьми;
понимать информацию, представленную в вербальной форме,
изобразительной, схематической, модельной и др., определять основную и
второстепенную информацию;
применять для решения задач (под руководством учителя) логические
действия анализа, сравнения, обобщения, классификации, установления
причинно-следственных связей, построения рассуждений и выводов;
наблюдать и сопоставлять, выявлять взаимосвязи и зависимости,
отражать полученную при наблюдении информацию в виде рисунка, схемы,
таблицы;
использовать готовые модели для изучения строения природных
объектов и объяснения природных явлений;
осуществлять кодирование и декодирование информации в знаковосимволической форме.
Ученик получит возможность научиться:
сопоставлять информацию из разных источников, осуществлять выбор
дополнительных источников информации для решения исследовательских
задач, включая Интернет;
обобщать и систематизировать информацию, переводить её из одной
формы в другую (принятую в словесной форме, переводить в
изобразительную, схематическую, табличную);
дополнять готовые информационные объекты (тексты, таблицы, схемы,
диаграммы), создавать собственные;
6

осуществлять исследовательскую деятельность, участвовать
проектах, выполняемых в рамках урока или внеурочных занятиях.

в

Коммуникативные универсальные учебные действия:
Ученик научится:
осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и
письменной форме;
аргументировано отвечать на вопросы, обосновывать свою точку
зрения, строить понятные для партнёра высказывания, задавать вопросы,
адекватно использовать речевые средства для решения задач общения;
вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками,
осуществлять совместную деятельность в малых и больших группах,
осваивая различные способы взаимной помощи партнёрам по общению;
допускать возможность существования у людей различных точек
зрения, проявлять терпимость по отношению к высказываниям других,
проявлять доброжелательное отношение к партнёрам;
Ученик получит возможность научиться:
оперировать в речи предметным языком – правильно (адекватно)
использовать понятия, полно и точно излагать свои мысли, строить
монологическую речь, вести диалог;
планировать, сотрудничая с взрослыми (учитель, родитель) и
сверстниками, общие дела, распределять функции участников и определять
способы их взаимодействия;
проявлять инициативу в поиске и сборе информации для выполнения
коллективной работы, желая помочь взрослым и сверстникам;
уважать позицию партнёра, предотвращать конфликтную ситуацию
при сотрудничестве, стараясь найти варианты её разрешения ради общего
дела.
участвовать в проектной деятельности, создавать творческие работы на
заданную тему (рисунки, аппликации, модели, небольшие сообщения,
презентации).
Предметные результаты:
Знает:
Основные сферы профессиональной деятельности человека;
Основные понятия, признаки профессий, их значение в окружающем
обществе;
Предприятия и учреждения населенного пункта, района;
Основные приемы выполнения учебных проектов.
Умеет:
Оперировать основными понятиями и категориями;
Рассказывать о профессии и обосновывать ее значение в жизни
общества;
7

Переносить теоретические сведения о сферах
деятельности на некоторые конкретные жизненные ситуации.

человеческой

Формы работы
1. Классные часы и беседы о профессиях.
2. Тренинговые и тематические занятия.
3. Конкурсы рисунков.
4. Экскурсии.
5. Игры-викторины.
6. Встречи с людьми разных профессий.
7. Описание профессий.
8. Письменные работы: мини-сочинения, синквейны.
9. Заполнение анкет и результатов самооценки. Диагностика.
10. Работа индивидуально, в парах, в малых группах.
11. Реклама профессий.
12. Составление профессионального портрета семьи. Трудовые династии.
13. Лекция.
14. Дискуссия.
15. Творческая работа.
16. Практикум. Мастер-класс.

Основные направления рабочей программы курса для начальной
школы (1-4 класс) «Тропинка в профессию»
Модуль I - «Играем в профессии» - 1 класс.
Цель: формирование элементарных знаний о профессиях через игру.
Модуль II - «Путешествие в мир профессий» - 2 класс.
Цель: расширение представлений детей о мире профессий.
8

Модуль III - «У меня растут года…» - 3 класс.
Цель: формирование мотивации, интерес к трудовой и учебной
деятельности, стремление к коллективному общественно-полезному труду.
Модуль IV - «Труд в почете любой, мир профессий большой» - 4 класс.
Цель: формировать добросовестное отношении к труду, понимание его роли
в жизни человека и общества, развивать интерес к будущей профессии.

9

Содержание рабочей программы
Модуль I «Играем в профессии»
(33 часа)
Все работы хороши (2 ч.). Занятия с элементами игры.
Введение в тему. Стихи о профессиях. Работа с карточками (конкурс
состоит в составлении целой из разрезанной на части картинки). Конкурс
маляров. Игра «Кто потерял свой инструмент», конкурс «Найди лишнее»,
игра «Таинственное слово» (расшифровка слов баркы (рыбак), ртомас
(матрос), явше (швея).Игра отгадай пословицы (Без охоты..(нет рыбока), без
дела жить -…(только небо коптить).Викторина «Угадай профессию» кто
пашет, сеет, хлеб убирает (хлебороб), кто лекарство отпускает (аптекарь), кто
дома строит (строитель).
Кому что нужно(2 ч.). Дидактическая игра.
Вводное слово учителя. Определение правила игры. Подбираются
картинки и предметы соответствующих профессий. Например: строительмастерок, врач-градусник, повар-кастрюля и т.д.
Оденем куклу на работу (2ч.). Дидактическая игра.
Оборудование: изображение рабочей одежды, изображение кукол.
Подобрать к каждой картинке одежду и назвать соответствующую
профессию (строитель, милиционер, врач, пожарник, продавец).
Идём на работу - дидактические игры. Разложены круги, в середине
которых нарисованы люди разных профессий, относительно с изображением
инструментов. Необходимо выбрать картинку, подходящую для работы.
Мы строители (2ч.). Занятие с элементами игры.
Организационный момент. Игра. Построение дома, башни из
геометрических фигур, конструктора. Физкультминутка. Просмотр м/ф. Игра
со счётными палочками. Строим модель грузовика из спичечных коробков.
Итог. Что нужно знать, чтобы стать строителем. Какую пользу приносят
наши знания.
Магазин (2ч.). Ролевая игра.
Мы идем в магазин (2ч.). Беседа с игровыми элементами.
Организационный момент. Актуализация опорных знаний. Вопросы,
какие бывают магазины? Кто работает в магазине? Формирование новых
знаний. Анализ стихотворений. Игра «Вставьте буквы, и вы узнаете, кто
работает в магазине». Заведующая, продавец, товаровед, охранник,
администратор. Оценка: вежливый, грубый продавец. Итог: как называется
профессия
людей
работающих
в
магазине?
10

Аптека (2ч.). Ролевая игра.
Организационный момент. Игра. Построение из геометрических фигур
здания аптеки. Физкультминутка. Просмотр м/ф. Игра со счётными
палочками. Строим модель грузовика из спичечных коробков. Итог. Что
нужно знать, чтобы стать строителем. Какую пользу приносят наши знания.
Больница (2ч.). Ролевая игра
Организационный момент. Игра (детский набор «Доктор»).
Физкультминутка. Просмотр м/ф. Игра со счётными палочками. Строим
модель скорой помощи. Итог. Что нужно знать, чтобы стать доктором. Какую
пользу приносят наши знания.
Какие бывают профессии (2 ч.). Игровой час.
Организационный момент. Актуализация опорных знаний. Подбор
рифмовок в стихотворении. Рассказ о мире профессий. Игра: «Закончи
пословицу…» (например, «Без труда.. ( не вытянуть рыбку из пруда»).
Загадки о профессиях. Кроссворд о профессиях. Итог: о каких профессиях
мы сегодня узнали?
С.Михалков «Дядя Степа-милиционер» (2ч.). Чтение.
Чтение текста. Словарная работа: милиционер, профессия..Обсуждение
прочитанного. Ответы на вопросы.
С.Михалков «Дядя Степа-милиционер» (3 ч.). Видеоурок.
Просмотр м/ф по произведению С.Михалков «Дядя Степамилиционер». Обсуждение поступков главных героев. Как бы ты поступил
ты в данной ситуациях. Словарная работа.
В.Маяковский «Кем быть?» (2ч.) Чтение текста.
Чтение по ролям. Обсуждение текста. Словарные работы: столяр,
плотник, рубанок, инженер, доктор, конструктор, шофер.
К.Чуковский «Доктор Айболит» (2ч.)
Игра-демонстрация, викторина.
Уход за цветами. (2ч.). Практическое занятие.
Профессия «Повар»(2ч.). Экскурсия.
Вступительное слово учителя. Презентация профессий. Знакомство со
столовой школы. Знакомство с профессией повар. Встреча с людьми,
работниками в школьной столовой.
Поварята. (2ч). Конкурс-игра.

11

Модуль II «Путешествие в мир профессий»
(34 часа)
Мастерская удивительных профессий (2ч.). Дидактическая игра.
Карточки (желтые, синие, красные; по 5 в каждой - 4 с рисунком, 1 без
рисунка и 4 картонных круга - тех же цветов).
Изображения рабочая одежда из выбранных карточек, средства труда,
место работы. Определить профессии, результат труда человека.
Разные дома (2ч.). Практическое занятие.
Использование настольного конструктора «Строитель». Разбить детей
на несколько групп. Выполнить следующее задание: из кубиков построить
дома. Игра-соревнование со строительными игровыми материалами.
Конструирование из настольного конструктора. Итог, награждение.
Дачный домик (2ч.). Практическое занятие.
Подобрать цветную бумагу (крышу, стены, труба, крыльцо). Выложить
аппликацию из цветной бумаги и картона. Итог, выявить лучших участников,
награждение.
Моя профессия (2ч.). Игра-викторина.
Дидактическая игра: «Доскажи словечко», загадки. Игра: «Волшебный
мешок» (определить на ощупь инструменты). Итог.
Профессия «Врач» (3ч.). Дидактическая игра.
«Назови профессии», «Кто трудится в больнице». Работа с карточками.
Больница (2 ч.). Сюжетно-ролевая игра.
Доктор «Айболит»(2ч.). Игра
«Кто нас лечит» (2ч.). Экскурсия в кабинет врача.
Место, нахождение кабинета врача. Знакомство
оборудованием врача. Для чего нужны лекарства. Итог.

с

основным

«Добрый доктор Айболит» (2ч.).
«Парикмахерская» (3ч.). Сюжетно-ролевая игра.
Разгадывание загадок о предметах труда парикмахера. Игра с детским
игровым набором «Парикмахер». Какие бывают парикмахеры.
12

«Все работы хороши – выбирай на вкус!» (2ч.). Игры.
Постановка и обсуждение проблемных вопросов. Понятие «работа»,
«трудолюбие». Игра: «Быстро назови». Например: лекарство (врач), машина
(шофер). Конкурс «мастерицы». Итог: мультимедиа - люди разных
профессий.
Д. Дж. Родари «Чем пахнут ремесла» (2 ч.). Инсценировка.
Профессия «Строитель»(2ч.). Дидактическая игра.
Дидактическая игра: «Что кому нужно для работы на стройке?».
Карточки с изображением предметов, орудий труда. Определить названия
профессий. Например: штукатур-мастерок, машина-шофер.
Строительный поединок (2ч.). Игра-соревнование.
Разбить детей на несколько команд. Одна группа строит дома из
спичек, другая из спичных коробков. Кто быстрее. Подведение итогов.
Награждение команд.
Путешествие в кондитерский цех «Кузбасс» г. Прокопьевска (3 ч.).
Экскурсия.
Знакомство с профессией кондитера, с оборудованием кондитерской
фабрики. Кто работает в кондитерской? Мастер-классы.
«Где работать мне тогда? Чем мне заниматься?» (1 ч.) Классный час.
Введение в тему. Основная часть. Инсценировка стихотворения
Александра Кравченко «Честный ответ». Понятие о работах, профессиях.
Словарная работа (профессия, специальность, классификация). Мультимедиа
(изображение профессий: мастер, штукатур, сантехник, каменщик,
крановщик). Чтение стихов: Г. Машин «Крановщик», С. Баруздин
«Плотник», «Архитектор». Итог.

13

Модуль III «У меня растут года…»
(34 часа)
Что такое профессия (2ч.). Игровая программа.
Вводное слово о профессиях. Речь труда в жизни человека. Работа с
пословицами (например, «Труд кормит человека, а лень портит..»). Закончить
пословицу: «Кто не работает, …… (тот не ест). Стихотворения о профессиях.
Загадка про предметы, которые используют люди разных профессий. Угадать
профессии по первой букве. По пословице угадать профессию (например:
«Куй железо, пока горячо» (кузнец).
У кого мастерок, у кого молоток (2ч.). Беседа с элементами игры.
Вводное слово. История происхождения орудия труда. Знакомство с
понятием «инструмента». Дидактическая игра: «Назови инструмент» (на
кухне - например, чайник, кастрюля, сковорода). Инструменты для ремонта
(молоток, напильник, плоскогубцы). Игра: «Черный ящик». Дидактическая
игра: подбери нужный инструмент к профессии. Итог. Разгадывание
кроссворд об инструментах.
Истоки трудолюбия (2ч.). Игровой час.
Вводное слово. О чем будем говорить. Загадки. Игра-конкурс: «Кто
больше назовет профессий». Дидактическая игра: «Расскажи о профессии».
Игра со словами: «Что будет, если….». Например, что будет, если повара
перестанут готовить? Что будет, если врачи перестанут лечить?
Физкультминутка. Игра: «Правильно дорисуй».
Домашний помощник (2ч.). Игра-конкурс.
Введение в игру. Конкурс «Кто каким делом занят». Дидактическая
игра: «Кто чем занимается». Работа с картинками. Конкурс «Стихотворение».
Сказки о том, как опасна лень (В. Пахнов). Инсценировки. Конкурс
смекалистых. Конкурс: «Очумелые ручки». Конкурс-эстафета: «Кто быстрее
забьёт гвоздь».
Мир профессий (2ч.). Викторина.
Разминка. Конкурс «Профсловарь». Конкурс болельщиков. Вопросы о
профессиях.
Загадки о профессиях.
Конкурс платков. Конкурс письмо другу (друг просит дать совет по
выбору профессии). Конкурс «Отгадай кроссворд», конкурс пословиц о
профессиях.
14

Игра «Эрудит» (угадать профессию по первой букве). Например: п
(пилот), в (врач). Итог награждение лучших игроков.
Угадай профессию (2ч.). Занятие с элементами игры.
Вводное слово о профессиях. Дидактическая игра назови профессию,
например: хлеб-хлебороб, одежда-портной. Чёрный ящик (определить на
ощупь инструменты). Конкурс художников. Подведение итогов.
Какие бывают профессии (2ч.). Занятие с элементами игры.
Вступительное слово о профессиях. Стихи о профессиях. Пословицы о
профессиях. Конкурс угадай профессию. Просмотр мультфильмов о
строительных профессиях (столяр, плотник, сварщик). Рассказ по кругу.
Придумать по 1 предложению о профессии. Конкурс архитекторов. Из
одинакового числа геометрических фигур составить: дом, машинку и т.д.
Итог.
Куда уходят поезда (2ч.). Занятие с элементами игры.
Вступительное слово. Просмотр мультимедиа о железнодорожном
транспорте. Викторина об истории возникновения паровозов. Игра: «Что
изменилось». Загадки о видах транспорта. Ролевая игра: «Проводник»,
«Машинист». Итог. Что нового мы сегодня узнали.
Моя профессия (2ч). КВН.
Представление команд. Визитная карточка (портные, модельеры).
Разминка (назвать инструменты портных, виды одежды, пословицы).
Конкурс капитанов. Разрисовщики тканей. Демонстрация моделей. Конкурс
подарков. Итог. Награждение команд.
Наши друзья - книги (2ч.). Беседа с элементами игры. Экскурсия в
сельскую библиотеку.
Вступительное слово. Загадки о книгах. История происхождения книги.
Папирус, береста, бумага. Изготовление современных книг. Знакомство с
профессиями людей, которые создают книги (наборщик, печатник,
переплетчик).
Откуда сахар пришел (2ч.). Беседа.
Вводное слово. Просмотр фильма. Обсуждение растений, из которых
получают сахар. Обработка свеклы. Загадки о сахаре. Игра: «Назови
профессию» (агроном, тракторист, шофер, химик, сахарный завод). Игра от А
до Я (назвать профессии на все буквы алфавита).
«Турнир профессионалов» (2ч.). Конкурс-игра.
Представление команд. Приветствие. Азбука профессий (по букве
определить профессию, например А-агроном, Б - бизнесмен). Конкурс
15

«Кинокомедия» (вставить название фильмов). Игра «Третий лишний»
(программист, закройщик, компьютерщик). Конкурс пантомимы (изобразить
профессию). Подведение итогов.
Все профессии нужны, все профессии важны (3ч.). Устный журнал.
Вводное слово: страница информационная (данные о профессиях).
Поэтическая (чтение стихов Д. Родари «Чем пахнут ремесла», Маяковский
«Кем быть?») Художественная (просмотр мультимедиа о людях разных
профессий). Игра. Дискуссия «Объясните пословицу: «Всякая вещь трудом
создана».
Стройка (2ч.). Экскурсия.
Вводное слово. Инструктаж по ТБ. Выбор Знакомство со
строительными объектом. Виды строительных профессий. Итог. Рисунки,
сочинения о профессии. Знакомство со словами: бульдозер, экскаватор,
подъемный кран и т. д.
Операция «Трудовой десант» (1ч.). Практикум.
Вводное слово. Создание двух бригад. Распределение участков между
бригадами. Назначение ответственных. Техника безопасности. Выполнение
работы по уборке территории. Подведение итогов. Поощрение.
Уход за цветами (2ч.). Практика.
Кулинарный поединок (2ч.). Шоу-программа.
Открытие. Представление команд. Команды: «Веселые поварята»,
«Чудо-повара». Конкурс-эстафета «Варим борщ» (собрать набор продуктов,
кто быстрее). Конкурс: «А знаете ли вы?», «Сладкоежки», «Украсим торт»,
«Что в мешке». Конкурс-эстафета (надеть фартук, кто быстрее нарежет
овощи и тд.). Итоги конкурса, награждения команд.

16

Модуль IV «Труд в почете любой, мир профессий большой»
(34 часа)
Любимое дело мое - счастье в будущем (2ч.). Классный час,
презентация.
Организационный момент. Психологическая игра в круге.
Инсценировка стихотворения С. Михалкова «Дело было вечером».
Презентации. Швейное, строительное, газетное дело. Задание: установить
порядок постройки дома, установить порядок создание газеты. Подведение
итогов.
По дорогам идут машины (2ч.). Беседа-тренинг.
История возникновения профессии шофёра. Загадки о профессии
шофёр. Игра «Кто самый внимательный». Игра «Неуловимый шторм». Игра
«Какой это знак». Ролевая игра - драматизация «Улица».
Все работы хороши (2ч.). Игра-конкурс.
Введение в тему. Стихи о профессиях. Дидактическая игра,
расшифровка слова. Конкурс строителей. Составить из разрезанных картинок
рисунок дома. Игра «Кто потерял свой инструмент». Викторина: «Угадай
профессию», конкурс «Найди лишнее». Итог игры. Награждение участников.
О профессии продавца (2 ч.). Занятие с элементами игры.
Вступительное слово. Знакомство с профессией продавец. Игра: «Умей
промолчать». Разыгрывание ситуации: «Грубый продавец», «вежливый
покупатель». Игра «магазин».
О профессии библиотекаря (2ч.). Беседа с элементами игры.
Вступительное слово. Рассказ о профессии библиотекаря. Игра:
«Угадай, какая книжка». Игровая ситуация: «Читатель-библиотекарь».
Оценка работы библиотекаря.
Праздник в Городе Мастеров (2ч.). КВН.
Представлены 2 команды: «Девицы-мастерицы», «Веселые умельцы».
Приветствие команд. Вопросы из шкатулки (разминка). Конкурс: «Самый
трудолюбивый», конкурс: «Видеоклип», конкурс: «Проворные мотальщики»,
конкурс: «Частушечный», конкурс: «Капитанов». Домашнее задание - сценки
о профессиях. Подведение итогов, награждение.
Работники издательства типографии (2ч.). Сюжетно-ролевая игра.
17

Организационный
момент.
Актуализация
опорных
знаний
(разгадывание ребуса). Сюжетно-ролевая игра «Редакция газеты». Задание 1 штат редакции (корреспондент, фотограф, художник, наборщик). Задание 2 –
«Вы – редакторы» (отредактировать текст). Задание 3 – «Вы – журналисты»
(написать текст). Задание 4 – «Вы – художники» (выполнение иллюстрации).
Итог: люди каких специальностей работают над созданием газеты.
Как проходят вести (2ч.). Экскурсия на почту.
Вступление. Знакомство с профессией почтальона. Из истории (как
передавались новости в древности). Изобретения в области связи.
Современные профессии связи (почтальон, сортировщик почты). Загадки и
почтовый транспорт (самолет), телефон (в пер. с греч «далеко - пишу»).
Виды связи, сотовая связь. Ролевая игра «Телефон». Итог.
Веселые мастерские (2ч.). Игра - состязание.
Вводное слово. Представление 2 команд. Столярная мастерская.
Знакомство с инструментами (пила, топор, молоток, рубанок, стамеска).
Загадки об инструментах. Практическое задание – сделать кроватку для
кукол. Швейная мастерская. Загадки об инструментах. Конкурс: «Пришей
пуговицу». Подведение итогов. Награждение.
Путешествие в Город Мастеров (2ч.). Профориентационная игра.
Путешествие по 5 районам. Каждый соответствует одной из
профессиональных сфер (человек - человек, человек - техника, человек природа, человек - художественный образ, человек - знаковая система).
Дается задание составить план района, придумать название улиц, заселить
дома сказочными героями. Например, район «Умелые руки», сказочные
жители - Самоделкин, Железный Дровосек.
Строительные специальности (2ч.). Практикум.
Организационный момент. Актуализация опорных знаний - разгадать
кроссворд. С чего начинает работу хороший специалист (с плана или
проекта). Игра: «Поможем начальнику стройку организовать», игра:
«Проект». Итог: вопросы: что случиться, если строить здание без
соответствующего плана, почему так важно руководствоваться проектами
при строительстве здания?
«Время на раздумье не теряй, с нами вместе трудись и играй» (2ч.).
Игровой вечер.
Вступление. Чтение стихов: «У меня растут года…». Выступление
учеников с сообщениями о профессиях. Задание на внимание: «Найди синий
на рисунке». Мастерская слова (чтение и инсценировки). Конкурс-игра:
«Нитки - иголка», конкурсы: «Бой с подушками». Итог.
18

Знакомство с профессиями прошлого (2ч.). Конкурс - праздник.
Введение. Стихи о труде. Рассказ о рабочих профессиях. Конкурс:
«Заводу требуются». Информация для любознательных. Знакомство с
профессией плотника.
«Человек трудом прекрасен» (2ч.). Игра-соревнование.
«Умеешь сам - научи другого» (2ч.). Практикум.
«Чей участок лучше?» (2ч.). Практикум.
«Кулинарный поединок» (2ч.). Практикум.

19

Тематический план
1 класс
Модуль I «Играем в профессии»
(33 часа)
№

тема

1-2

«Все работы хороши»

Колво
часов
2

3-4

«Кому, что нужно»

2

5-6
7-8

«Оденем куклу на работу, 2
едем на работу»
«Мы строители»
2

9-10

«Магазин»

«Доктор 2

2
2
2

практика
Экскурсия, видеоурок, викторина
практикум

2

13-14 «Аптека»

2

15-16 «Больница»

2

«Какие бывают профессии»
С.Михалков «Дядя Степа»
«Дядя Степа-милиционер»

2
2
3

В.Маяковский «Кем быть?»

2

26-27 К.Чуковский
Айболит»
28-29 Уход за цветами
30-31 Профессия повар
32-33 «Поварята»

занятие с элементами игрывидеознакомства
дидактическая игра
беседа
занятие с элементами игры
беседа
занятие с элементами игр
видеознакомства
Знакомство
с
атрибутами,
ролевая игра
Экскурсия.
Ролевая игра
Знакомство
с
атрибутами,
ролевая игра
Знакомство
с
атрибутами,
ролевая игра
Видеознакомство, игровой час
Чтение, беседы, викторины
Экскурсия, видеоурок, встреча с
работником полиции
Чтение, беседа, обсуждение «Кем
я хотел бы быть?»
Игра-демонстрация, викторина

2

11-12 «Мы идем в магазин»

17-18
19-20
2122-23
24-25

форма проведения

20

Тематический план
2 класс
Модуль II «Путешествие в мир профессий»
(34 часа)
№

1-2
3-4
5-6
7-8
9-10-11

12-13
14-15
16-17
18-19
20-2122
23-24
25-26
27-28
29-30
31-3233
34

тема

Кол- форма проведения
во
часов
Мастерская
удивительных 2
Занятие с элементами
профессий «Все работы хороши»
игры
«Разные дома»
2
Конструирование
«Дачный домик»
2
Аппликация
«Моя профессия»
2
Игра-викторина
«Профессия «Врач»
3
Занятие с элементами
игры,
приглашение
врача
«Больница»
2
Сюжетно-ролевая игра
Доктор «Айболит»
2
Сюжетно-ролевые игры,
просмотр мультфильма
«Кто нас лечит»
2
Экскурсия
в
медицинский пункт
«Добрый доктор Айболит»
2
Сюжетно-ролевая игра,
просмотр мультфильма
«Парикмахерская»
3
Сюжетно-ролевая игра
«Все работы хороши – выбирай на 2
вкус!»
Дж. Родари «Чем пахнут ремесла» 2
Профессия «Строитель»
2
Строительный поединок
2
Путешествие в кондитерский цех 3
«Кузбасс» г. Прокопьевска
«Где работать мне тогда? Чем мне 1
заниматься?»

Сюжетно-ролевая игра
Работа
с
текстами,
инсценировка
Дидактическая игра
Игра-соревнование
Экскурсия.
Мастерклассы.
Инсценировка
стихотворения
Александра Кравченко
«Честный
ответ»,
мультимедиа.
21

Тематический план
3 класс
Модуль III « У меня растут года…»
(34 часа)
№

тема

1-2

«Что такое профессия»

3-4

2

5-6
7-8
9-10
11-12
13-14

«У кого мастерок, у кого
молоток»
«Истоки трудолюбия»
«Домашний помощник»
«Мир профессии»
«Угадай профессии»
«Какие бывают профессии»

15-16
17-18
19-20

«Куда уходят поезда»
«Моя профессия»
«Наши друзья-книги»

2
2
1

20-21
22-23
24-2526
26-28
29

«Откуда сахар пришел»
«Турнир профессионалов»
«Все профессии нужны, все
профессии важны»
«Строим дом»
Операция
«
Трудовой
десант»
«Уход за цветами»
«Кулинарный поединок»

2
2
3

занятие с элементами игры
КВН, проект
Экскурсия
в сельскую библиотеку
Презентация, беседа
конкурс-игра
Устный журна7

2
1

Экскурсия, конструирование
практикум

2
2

практикум
шоу-программ, проект

30-31
32-33

Кол-во форма проведения
часов
2
игровые программы, проект

2
2
2
2
2

беседа с элементами игры,
конкурс
игровой час
игра-конкурс, сочинение
Викторина, ролевая игра
занятие с элементами игры
занятие с элементами игры

22

Тематический план
4 класс
Модуль IV «Труд в почете любой, мир профессий большой»
(34 часа)
№
1-2

3-4
5-6
7-8
9-10
11-12
13-14
15-16
17-18
19-20
21-22
23-24

25-26

27-28
29-30
31-32
33-34

тема

Кол-во
часов
«Любое дело - моё счастье в 2
будущем»

форма проведения

«По дорогам идут машины»
«Все работы хороши»
«О профессии продавца»
«О профессии библиотекаря»
«Праздник
в
городе
Мастеров»
«Работники издательства и
типографии»
«Как приходят вести»
«Веселые мастерские»
«Путешествие
в
Город
Мастеров»
«Строительные
специальности»
«Время на раздумье не теряй,
с нами вместе трудись и
играй»
«Знакомство
с
промышленными
профессиями»
«Человек трудом красен»
«Успеешь сам - научи
другого»
«Чей участок лучше»
«Кулинарный поединок»

2
2
2
2
2

беседы - тренинг
игра-конкурс
беседа-тренинг
беседа с элементами игры
КВН

2

Экскурсия
в
типографию, ролевая игра
Экскурсия на почту
Игра - состязание
профориентации - игра

2
2
2

классный час, презентация,
работа в группах

2

Практикум,
проекта
Игровой вечер

2

Конкурс-праздник

2
2

Игра-соревнование
Практикум

2
2

Практикум
Практикум

2

защита

23

24


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».